Краеведческая игра Кузбасс - мой дом

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Краеведческая игра «Кузбасс - мой дом»

(методическая разработка)



Исполнитель:

Евграфова Анна Борисовна




Кемерово 2016

Оглавление

Введение …………………………….3

Глава I. Роль игры в формировании экологической культуры учащихся….....5

Глава II. Система организации и проведения игр…………..………..…………7

Глава III. Краеведческая игра «Кузбасс - мой дом»…………………………..11

Заключение ………………..………....15

Список литературы …………………………..16

Приложение……………………………………………………………………...17

Введение

Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте природных богатств и людях труда, нормах морали и нравственности учащиеся выносят с родной земли, и всю жизнь они будут соотносить с этими изначальными понятиями и образами, которые остаются в душе человека навсегда. Невозможно полюбить Отечество, не имея представления о «малой» родине, ее истории, природе, укладе быта, инфраструктуре.

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся начальной школы (1-4 классов). Многие из них имеют недостаточные знания в области краеведения, и поэтому работа направлена на изучение самых близких для учащихся объектов - родного города и природы. Она знакомит их с «малой» родиной, Кемеровской областью в простой и доступной форме виртуального путешествия.

Путешествуя по родному краю, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как водная система г. Кемерово, животный и растительный мир Кемеровской области.

Сама форма проведения занятия предполагает включение заданий развлекательного характера, что будет способствовать развитию интереса учащихся к теме занятия.

Количество участников - от 10 до 25 человек. Продолжительность мероприятия - 40 минут.

Цель: формирование экологических знаний у младших школьников посредством краеведческой игры.

Задачи:

- расширить знания об окружающем мире;

- развить познавательный интерес к природе, истории и культуре родного края;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся;

- воспитать положительную мотивацию бережного и ответственного поведения в природе и участия в общественно-полезной деятельности по сохранению природы родного края.

Глава I. Роль игры в формировании экологической культуры учащихся

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

В структуре экологической культуры принято выделять семь компонентов:

- мотивационно-волевой (взгляды относительно природы, сбережения её богатств);

- содержательный (включает систему знаний по экологии);

- операционный (практические навыки и умения);

- личностно-волевой (желание помочь природе, «я хочу», «я могу»);

- эстетический (способность видеть красоту природы);

- валеологический (здоровьесбережение);

- этико-правовой (знание правил, норм, законов).

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра - это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения, проба сил. В играх можно лучше узнать ребят, их способности, творческие возможности, характер, привычки, что позволит найти подход к каждому ребёнку. В ходе игры даже дети, отличающиеся леностью ума, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять.

В жизни детей игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Краеведческая игра своей привлекательностью и увлечённостью вызывает интерес к предмету, развивает любознательность, наблюдательность, расширяет кругозор детей, активизирует их мыслительную деятельность, даёт возможность проверить полученные знания, закрепить навыки внимательного и уважительного отношения к правовым и нравственным нормам.

Глава II. Система организации и проведения игр

В практике работы педагогов по экологическому воспитанию используются разные виды игр:

1) игры-путешествия - они служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах - ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

2) игры-упражнения - к ним относятся кроссворды, анаграммы, метаграммы, биологические лабиринты, причём, эти задания ребята могут подготовить сами заранее. Можно предложить работу в парах, группах или командами.

Такой вид игр используем в качестве подготовки к контрольно-обобщающим занятиям, а также для промежуточного контроля.

3) игры-соревнования - существенной особенностью является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Для проведения этого вида игр учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идут соревнования. К играм-соревнованиям относятся турниры, КВНы.

Игровая ситуация возникает в данном случае за счёт занимательных заданий и самых обыкновенных вопросов из обучающей программы. Обстоятельный ответ на вопрос - необходимое условие выигрыша. В этом и заключается педагогическая ценность данных игр. Причём, возможны задания как для индивидуального ответа (конкурс «Капитанов»), так и коллективные. Ребята переживают, волнуются, не скрывают радости, если команда выходит вперед. Происходит своеобразный «всплеск» развития внутриколлективных отношений, действует принцип «один за всех и все за одного», определяется действительная позиция каждого ребёнка в коллективе.

4) сюжетно-ролевые игры. Важным инструментом воспитательного воздействия в ходе игры является роль. В воображаемой ситуации дети воспроизводят окружающую действительность и человеческие отношения на основании имеющихся знаний.

5) игры-экскурсии - являются сочетанием игровой и познавательной деятельности. Проведение данного вида игр возможно после посещения ботаническом сада, зоологического музея, станции юных натуралистов и т.д.. Мониторинг знаний можно провести в виде вопросов - ответов или дать в качестве домашнего задания в виде оформления отчёта по заранее заданному плану, а также оформления газет, листовок.

Наблюдение за игрой или участие в ней педагога позволяет ему легко выявить пробелы в знаниях воспитанников. В процессе игры ребята учатся общаться в коллективе, чувствуют себя более непринуждённо и хорошо воспринимают новую информацию, получают возможность определить самостоятельно уровень своих знаний.

На практике все виды игр могут выступать как взаимно дополняющие друг друга. Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. В действительности же она требует, чтобы играющий проявил максимум усилий, энергии, ума и выдержки. Игра подчас становится напряжённым трудом, но самостоятельное преодоление препятствий и трудностей приносит ребятам огромное удовольствие, вызывает чувство радости.

В структуре игры можно выделить несколько этапов:

1) организационный.

Данный этап включает:

а) торжественное начало - фанфары;

б) знакомство с темой и целями игрового занятия;

в) представление членов жюри (если имеется);

г) представление и приветствие команд;

д) жеребьёвка.

Представление и приветствие команд может быть разным.

1 вариант - каждая команда готовит его заранее (название, девиз, стихи и т.д.). В этом случае можно не оценивать команды.

2 вариант - команды не знают своего названия. В таком случае используется презентация, когда участники берут жетоны с названием команды, но сохраняют это втайне от противников и представляют его по предложенному плану. В данном случае желательно оценить работу команд.

Жеребьевка может проводиться разными способами. Можно предложить вопросы, какая из команд первой ответит, та и начинает турнир. Жеребьёвка должна длиться не более 3-4 минут.

2) разминка.

Каждую игру целесообразно начать с разминки. Рассматриваем ее как психологическую подготовку участников к основным заданиям игры, чтобы увлечь и вовлечь всех учащихся. Название заданий может быть разным, но в основе всех их лежит принцип - это достаточно легкие на первый взгляд вопросы, ориентированные не только на выявление знаний, но и на сообразительность, находчивость, догадку и быстроту реакции.

Возможно использование биологических лабиринтов, лото, коллекций, загадок.

В процессе разминки формируется способность быстро понимать задание, умение внимательно слушать вопросы и четко на них отвечать. Время на обсуждение не более одной минуты.

3) решение биологических задач.

Данный этап включает основные задания, направленные на мониторинг знаний и умений учащихся по теме. Они определяются главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.). Примером могут быть решение ситуационных задач, работа с биологическим текстом, экологическими знаками, с коллекциями и т.д. На выполнение дается фиксированное время.

4) динамическая пауза.

Считается актуальным использование во время игры двигательных заданий, а проще динамических пауз. Они помогают снять мышечные зажимы ребят. Телесное раскрепощение активизирует готовность учащихся высказываться, искать неожиданные ответы. Подобные задания удобно использовать во время открытых занятий для снятия стресса у воспитанников.

Так как динамические паузы проводятся во время игры, то они тоже могут носить игровой и соревновательный характер. Дети выполняют такие задания с большим азартом и желанием.

Например, педагог называет слова (прилагательные, сказуемые), характеризующие определённую группу животных. Участники внимательно слушают и выполняют движения, характерные для них: насекомые - машут руками, жужжат; ракообразные - пятятся назад; паукообразные - плетут паутину.

5) практические задания.

Задания с использованием натуральных объектов: гербарных образцов, коллекций, влажных препаратов, живых объектов.

6) вопрос-ответ.

Данный этап может заменить творческие задания или быть самостоятельным этапом. Командам по очереди задаются вопросы, нужно дать быстрый ответ, время на обдумывание не даётся. Может проводиться на время, т.е. количество верных ответов команды или одного игрока за определённый промежуток времени.

7) подведение итогов.

Данный этап включает в себя подведение итогов, заполнение ведомости, награждение.

Большое значение имеет работа учащихся в качестве «судей». Собственный опыт выполнения задания помогает каждому из ребят по-деловому и конструктивно обсуждать увиденную работу товарища, а высказанные им при обсуждении замечания отражаются и проверяются на последующих собственных показах.

Глава III. Краеведческая игра «Кузбасс - мой дом»

Данная игра составлена с учетом возрастных особенностей и включает 7 заданий. Учащиеся, путем жеребьевки, делятся на две команды, придумывают название и девиз. За каждое задание начисляются баллы, которые вносятся в сводную ведомость (Приложение 1). По сумме баллов выявляется победитель.

Задание 1. «Четвёртый лишний».

В данном задании ребятам необходимо вычеркнуть лишнее слово, аргументировав свое решение. На выполнение данного задания дается 5 минут. Максимальное количество баллов - 4.

1 команда

1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как…

2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …

2 команда

1. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как...

2. Липа, осина, клён, яблоня. Так как…

3. Груша, слива, тополь, вишня. Так как…

4. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как…

Задание 2. «Собери пословицу».

Командам раздаются конверты с пословицами, которые разделены пополам. За каждую правильно собранную пословицу команда получает 1 балл. Максимум - 5 баллов. Время на размышление - 5 минут.

1 команда

Весна да осень -

на дню погод восемь

Лето - припасиха,

а зима - подбериха

Лето собирает,

а зима подъедает

Что в августе соберешь,

с тем и зиму проведешь

Кто не сажал дерева,

тому не лежать в тени

2 команда

Пчела хоть и жалит,

да мед дает

Возле леса жить -

голодному не быть

Весна красна, да голодна;

осень дождлива, да сыта

Одно дерево срубил -

посади сорок

Накормишь землю -

она накормит тебя

Задание 3. «Лесные этажи».

Командам раздаются рисунки с изображением лесных ярусов и конверты с изображением животных (Приложение 2, 3). Задача каждой команды - разместить животным по лесным этажам. Время на выполнение задания - 5 минут. Максимальное количество баллов, которое можно получить, выполнив это задание, - 9.

Задание 4. «Разгадай кроссворд».

Командам предлагается разгадать кроссворд. Время на выполнение задания 5 минут. За каждое правильно угаданное слово команда получает 1 алл. Максимум - 9.

Краеведческая игра Кузбасс - мой дом



По горизонтали:

2. Днем слепа бывает, а ночью прозревает (Сова)

4. Это что за странные, дроби барабанные? Доносятся из чащи то реже, то чаще: «Кто стучит в лесную дверь? Человек ты или зверь?» (Дятел)

7. Мальчишка в сером армячишке. По дворам шныряет, крохи собирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)

8. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит. (Гусь)

По вертикали:

1. У этой птицы - клюв как спицы. По воде она гуляет, то и дело нос купает. (Цапля)

2. На вид неказист, зато голосист. (Соловей)

3. Летит бывалый разбойник старый: когти, как кинжалы, глаза, как фары. (Филин)

5. Черный, проворный. Кричит: «Крак!», червякам враг. (Грач)

6. Ходит по двору будильник, разгребает лапой сор. Расправляет с шумом крылья и садиться на забор. (Петух)

Задание 5. «Грибное лукошко».

В поле из букв ребятам необходимо найти названия грибов (Приложение 4). За каждое найденное название - 1 балл. Максимальное количество баллов, которое можно получить, выполнив это задание - 7.

Задание 6. «Загадочные животные».

Ребятам необходимо из предложенных букв составить название животного. Выполнив это задание, команды получают по 4 балла.

1 команда. Дьемдве лекаб ырдав соль (медведь, белка, выдра, лось).

2 команда. Ануцик ацзя броб сила (куница, заяц, бобр, лиса).

Задание 7. «Лесные загадки».

Команды по очереди отвечают на вопросы. Время на размышление не дается. Максимум 6 баллов.

1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

6. Кто на зиму грибы сушит? (У белки).

7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

9. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

10. Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

11. Над рекою он в полёте,

Этот чудо-самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка. (Стрекоза).

12. Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно -

Укусит. Ясно? (Змея).

Заключение

Игровые формы занятий направлены на более качественное усвоение учебных программ, способствуют улучшению учебного процесса, помогают сделать его наиболее интересными для наших учащихся.

Данная форма проведения учебного занятия наиболее приемлема для итогового занятия. Правила и организация краеведческой игры составлены и разработаны с учетом индивидуальных особенностей детей, то есть с учетом различных групп (слабых и сильных, активных и пассивных и т.д.). Вопросы подобраны так, чтобы для каждой категории учащихся были созданы условия для проявления самостоятельности, настойчивости, смекалки, возможности проявления чувства удовлетворенности, успеха.

Особенности нестандартных учебных занятий заключаются в стремлении педагогов разнообразить жизнь учащихся: вызвать интерес к познавательному общению; удовлетворить потребность учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких занятий свидетельствует и о попытках педагогов выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких занятий невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Такой форме проведения занятия необходимо найти место в работе каждого педагога, так как она обогащает его опыт в разнообразном построении методической структуры учебного занятия.

Список литературы

1. Агаларова П.И., Астарханова Н.Р. Формирование экологической культуры учащихся средствами дидактических игр. [Текст] / П. И. Агаларова, Н.Р. Астарханова // Актуальные вопросы науки и образования. Выпуск 2. - Махачкала: ДГПУ, 2005. -56 - 57с.

2. Агаларова, П. И. Игра как средство экологического воспитания подростков

[Текст] / П. И. Агаларова // Вестник молодых ученых Дагестана: Филология. Педагогика. Разное. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. - № 2. - С. 56-57.

3. Атлас Кемеровской области [Текст] /гл.ред. Г.В Седых. - Кемерово-Новосибирск.: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области, ПО «Инженерная геодезия» Роскартографии, 1996. - 32 с.

4. Ильичев, А.И. География Кемеровской области [Текст] / А.И. Ильичев, Л.И. Соловьев. - Кемерово: кН. изд-во, 1994. - 252 с.

5. Кацюба, Д.В . История Кузбасса [Текст]: краеведческое пособие/ Д.В .Кацюба. - Кемерово: Книжное издательство, 1983. - 225 с.

6. Моисеев, Н.Н. Экология и образование [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М.: Устойчивый мир. 2001. - 200 с.

7. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры [Текст]: учебное пособие / Л.И. Соловьев. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 408 с.

8. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа [Текст]: учебное пособие / Л.И. Соловьёв. - Кемерово: ОАО ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ»,2006. - 384 с.


Приложение





Приложение 1

Ведомость для подведения итогов

Название команды

«Четвертый

лишний»

«Собери

пословицу»

«Лесные этажи»

«Разгадай кроссворд»

«Грибное лукошко»

«Загадочные животные»

«Лесные загадки»

Подведение итогов







Приложение 2

ДКраеведческая игра Кузбасс - мой домидактический материал к конкурсу «Лесные этажи»













Приложение 3

Дидактический материал к конкурсу «Лесные этажи»

Краеведческая игра Кузбасс - мой дом







Приложение 4

Дидактический материал к конкурсу «Грибное лукошко»



П



О


Г


Р


У


З


Д


Ь


Е


В


И


Н


Л



И


С


И


Ч


К


И


Н


С


Е


В


О


О



Н


Е


М


У


Х


О


М


О


Р


И


Т


З



А


В


О


Л


Н


У


Ш


К


А


Л


Ю


А



С


О


П


Я


Т


А


С


Н


О


В


А


Т



Е


Н


А


Б


О


Р


О


В


И


К


О


П



Р


Ы


Ж


И


К


А


В


О


Д


Е


Т



© 2010-2022