Проблема буллинга в образовательном учреждении. Информационные материалы для родителей

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные материалы

для родителей в рамках

акции «Классный час»

МБОУ «Саргатская ОШ»

зам директора по ВР

Лаврентьева Т.В.


Сл. 1 Проблема буллинга в образовательной среде.

В любой школе, в любом классе есть дети, которые любят обижать, задираться, бить, обзывать других, придумывать клички и «ярлыки», отбирать у детей деньги и вещи. Есть дети, которые чаще других становятся жертвами хулиганов, задир, обидчиков. И унижение, издевательства, травля, насилие в разных формах это повседневная, обыденная реальность для многих школьников. Одни участвуют в этом процессе непосредственно, в качестве агрессора или жертвы. Другие - большинство - пассивные участники, как очевидцы и свидетели такого явления как буллинг.

Сл.2 Буллинг - притеснение, травля, дискриминация. Буллинг - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

В образовательном учреждении в буллинге могут участвовать не только дети, но и педагоги. То есть жертвами буллинга могут стать и педагоги, и дети. Так и булли могут являться как взрослые, так и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются с малолетства.

Существует ряд факторов, способствующий распространению буллинга в детских коллективах. Микроклимат образовательного учреждения и семьи во многом способствует развитию такого социального явления как буллинг. Вот факторы, Сл.3 которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей:

- гиперопека и равнодушие со стороны взрослых

- желание доминировать над другими

- внутрисемейные конфликты

- завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка

- прогулы и слабая успеваемость в школе

- низкий социальный статус семьи

- желание сохранить статус в группе и соответствовать членам группы

- внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей

Сл.4 - высокая импульсивность

- неадекватная заниженная самооценка

- сниженное чувство самосохранения у ребенка

- низкий уровень воспитания ребенка

- предшествующий жизненный опыт школьников, включающий в себя проявление собственной агрессии и наблюдение подобных проявлений в ближайшем окружении

- смена воспитателей в лице мачехи или отчима, появление второго ребенка в семье

- злоупотребление компьютерными играми, курением, алкоголем или наркотиками

- приводы в милицию и ранняя судимость

- семейное и сексуальное насилие

- ранние сексуальные контакты.

Сл.5 Цель буллинга - скрыть за агрессивным поведением свою неполноценность. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.

Сл.6 Мотивами буллинга может выступать зависть, месть (когда хотят наказать за боль и причиненные страдания), борьба за власть, стремление удивить, поразить, разрядиться, «подшутить» и быть в центре внимания, выглядеть «круто», чувство неприязни, желание унизить или запугать непонравившегося человека, нейтрализация соперника через показ преимущества над ним, либо самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Сл.7 Как правило, в буллинге принимают участие несколько действующих лиц:

  1. Жертвы буллинга.

  2. Булли (буллеры, обидчики, агрессоры или организаторы травли).

Любой ребенок может стать жертвой школьного террора или быть изгоем. Больший риск стать жертвой агрессора для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и для тех детей, у которых нет друзей в коллективе. Такие дети склонны видеть весь мир полный опасностей, в котором они сами не способны повлиять на ситуацию. Жертвы часто имеют нарушения здоровья, симптомы депрессивного состояния или апатии, склонны к совершению суицидальных попыток.

К булли можно отнести преследователей, которые действуют по указке более сильных агрессоров в классе. Преследователи часто имеют низкую успеваемость, употребляют табак и алкоголь, прогуливают занятия, устраивают драки, либо совершают кражи.

Сл.8 Часто булли становятся дети:

- воспитывающиеся родителями - одиночками

- из конфликтных семей

- с низкой успеваемостью

- с низкой устойчивостью к стрессам

- из властных и авторитарных семей

- из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни.

Сл.9 Для булли характерны: завышенная самооценка, склонность ко лжи или жульничеству, враждебность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность и импульсивность, отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении общепринятых норм и правил.

Часто к булли присоединяется группа преследователей, с которыми булли осуществляет свою агрессию. Сл.10 Преследователями и помощниками булли становятся:

- несамостоятельные, безынициативные дети, легко поддающиеся влиянию окружающих

- дети, которые всегда стремятся следовать правилам и нормам (они очень прилежные и законопослушные)

- дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще виноватыми считают других)

- дети, подверженные жесткому контролю со стороны старших (с применением физических наказаний)

- дети, не умеющие ставить себя на место других

- дети, не уверенные в себе, дорожащие «дружбой» и доверием со стороны лидеров класса

- трусливые и озлобленные дети.

Сл.11 Существуют различные виды буллинга. Основными и часто встречающимися являются физическое, эмоциональное и экономическое насилие, кибербуллинг и сексуальное насилие.

Сл.12 Физическое насилие - это избиение, шлепки, подзатыльники, пинки и нанесение ударов.

Сл.13 К эмоциональному насилию относятся угрозы и насмешки, высмеивание и оскорбление, присвоение обидных кличек и унижение в присутствие других людей, принуждение делать то, что ребенок не желает, распространение сплетней и слухов, социальная изоляция и исключение, манипуляция дружбой, подчеркивание физических недостатков. Умышленное доведение человека до стресса, срыва, распространение унизительных надписей на доске или стенах. Не желание сидеть за одной партой и исключение из списка приглашенных на день рождения. Игнорирование.

Сл.14 Порча и отнятие личных вещей являются примером экономического насилия. А также вымогательство, отбирание денег. Жертву могут привлечь к совершению кражи чужого имущества, с целью возложения вины на жертву.

Сл.15 Кибербуллинг проявляется через нападение с целью нанесения психологического вреда посредством электронных технологий. Через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web сайтах и посредством мобильной связи. Осуществляются анонимные звонки, отправляются сообщения оскорбительного или угрожающего характера, съемка и распространение фото и видеоматериалов компрометирующего характера, написание обидных комментариев. Создаются группы для выражения ненависти и травли определенного человека.

Сл.16 Сексуальное насилие или совращение осуществляется с использованием ребенка взрослым или другим ребенком с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Вовлечение ребенка в проституцию или порнобизнес и пр.

Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Молчат и свидетели. Сл.17 Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и как, следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

На проявление буллинга все дети реагируют по - разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга, могут обнаружиться их следующие особенности:

Сл.18 Поведенческие особенности, говорящие, что над ребенком совершается насилие:

- дистанцированность от взрослых и детей

- негативизм при обсуждении темы буллинга

- агрессивность к взрослым и детям.

Сл.19 Эмоциональные особенности, указывающие, что над ребенком совершается насилие:

- напряженность и страх при появлении ровесников

- обидчивость и раздражительность

- грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Если вашему ребенку не с кем гулять, он последним уходит из класса, не интересуется жизнью коллектива и не считает себя его частью - он уязвим, и может стать потенциальной жертвой. Сл.20 Следует обратить внимание на типичные признаки, которые помогут родителям предпринять меры по предупреждению травли ребенка в школе, или чтобы ребенок не превратился в агрессора.

1.Не хочет идти в школу, даже если сделаны уроки.

2.Мало говорит об одноклассниках, практически никого не упоминает.

3. Встает с утра с плохим настроением, если ему необходимо идти в школу.

4.Радуется, если заболел.

5.Не знает номеров одноклассников, или не желает никому звонить, чтобы узнать домашнее задание.

6.Сам ребенок никого не зовет в гости, даже на день рождения.

7.Ребенок приходит из школы взвинченным, нервным, с плохим настроением, очень долго не хочет разговаривать и не открывается: замыкается в себе и не желает отвечать на вопросы.

8. Сл.21 Иногда у него появляются ссадины, царапины, о происхождении которых он не «знает».

9.Приходит домой в потрепанной, порванной или грязной одежде.

10. Пропадают и быстро портятся его вещи, даже если ребенок аккуратен.

11.Выбирает длинный и неудобный путь в школу.

12.Крадет деньги у родителей (что раздавать).

13.Часто выпрашивает деньги у родителей (чтобы раздавать).

14.Плохой сон и аппетит тоже могут свидетельствовать о наличии буллинга в отношении ребенка.

Родители также могут заподозрить, что ребенок подвергается буллингу, если у него вдруг появляются проблемы со здоровьем: депрессия, бессонница, боли в животе, раздражительность. Таким образом, целый букет депрессивных признаков могут свидетельствовать о наличии серьезной проблемы - буллинга по отношению ребенка в школе, о необходимости предпринять меры для ее решения.

Сл.22 Советы родителям по воспитанию для предотвращения буллинга. Посоветуйте вашим детям (для того чтобы не попасть в группу риска по школьному буллингу):

- не задираться и не зазнаваться

- не показывать свое превосходство над другими

- не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода

- не хвастаться - ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями

- не демонстрировать свою элитарность

- не ябедничать

- не подлизываться к учителям

- не игнорировать решение класса, если оно не противоречит его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива)

- не давать повода для унижения чувства собственного достоинства

- не демонстрировать свою физическую силу

- не показывать свою слабость

- не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими недостатками, так как в мире много жестокости

- даже самые неординарные способности человека - это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими

- своим даром, увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя

- одаренность вашего ребенка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с ним, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы, а не отказываться от участия, мотивируя отказ постоянной занятостью).

Если профилактические меры не помогли и ваш ребенок оказался жертвой буллинга, родители должны:

  1. Понять истинную причину происшедшего с ним.

  2. Убедиться, что ваш ребенок действительно стал жертвой школьного буллинга.

  3. Сообщить об этом классному руководителю или школьному психологу.

  4. Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.

  5. Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек.

Школьная антибуллинговая политика наиболее эффективна в атмосфере заботы и уважения к другим и рассматривается в рамках воспитательной системы. Должно быть четкое осознание того, что хулиганское поведение в школе недопустимо. Если мы не будем равнодушными к происходящему вокруг, то быстро и эффективно сможем разрешить конфликтные ситуации, так чтобы довольными были и дети, и родители, и педагоги.



© 2010-2022