Классный час про осень

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие, посвященное году литературы.

Тема: литературная гостиная «Укрылась золотом земля».

Возраст детей: 8-9 лет.

Цели.Учить детей видеть красоту родной природы, уметь любоваться ею , понимать и видеть прекрасное в природе, в жизни,в музике, поэзии..

Задачи: Развивать образное,творческое мышление.Воспитывать чувство любви к природе,стремление видеть волшебство в обычном,развивать память,речь учащихся.

Оформление: Книжная выставка на тему «Осень», запись произведения П. И.Чайковского «Времена года», репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», илюстрации, рисунки про осень ; корзинка с фруктами и овощами, гирлянда из осенних листьев, экибана, маски-короны овощей.

Оборудование:мультимедийная доска,ноутбук,запись И.Чайковского.

Ход урока


  1. Мотивация учебной деятельности


Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность


  • Дети , догадайтесь, какое слово записано на этом листочке

(сеОнь)

Осень
Если на деревьях

листья пожелтели,
Если в край далекий

птицы улетели,
Если небо хмурое,

если дождик льется,
Это время года

осенью зовется.

2. Основная часть.

Учитель: -Итак , дети , предположите, чему будет посвящено наше занятие.

Его тема звучит так: «Укрылась золотом земля».

Осень хозяйничает кругом , куда ни глянь: украсила золотом сады, парки, леса, укрывает землю желтыми листьями. Итак, отправляемся в путь,в мир прекрасного,в мир природы.

А поможет нам в этом искусство:музыка,поэзия,живопись.

Ученик: Тихая осень явилась на землю неслышно,

Нас восхищая красой светлоокой небес,

Вновь в одеянии, и многоцветном, и пышном,

Как заиграл всеми жаркими красками лес!

Снова встречаем душою, улыбкой желанной

Всю несказанную прелесть чаруючих дней,

Будет нам осень сиять красотой первозданной,

Мы и весною порой затоскуем о ней.

-Пусть эти строчки станут девизом нашего урока.

- Ребята,а не хотели бы вы встретиться с самой хозяйственной, щедрой

и богатой порой года?

(Под музыку входит девочка-Осень)

Осень.- Добрый день, дорогие ребята!

Я рада,что вы меня пригласили к себе на урок,

желаю вам хороших успехов.

Не сама я к вам пришла, я подарки принесла.

В этой золотой корзинке ждут вас вкусные гостинцы.

Но сначала порадуйте меня хорошими ответами.

Эвристическая беседа про осень

-Когда к нам приходит осень по календарю ?

-Назовите осенние месяцы.

-Какая бывает осень?

Существует легенда про осень

Ученица: Легенда

По народному приданию осень -старшая дочка Солнца .Она последней оставила родительский дом и стала четвертым временем года. Отправляя

Осень на Землю,Солнце сказало ей:

- Забирай все мое богатство .Я отдаю тебе все свое золото .Будь щедрой,

и люди полюбят тебя .И осень,как вы видите выполняет наказ Солнца,и каждый год дарит нам щедрые подарки плодов в садах,и околдовывает нас своим осенним золотом!

Работа в группах.

А сейчас мы проверим, как вы, дети, приготовились к встрече

с Осенью.

1-а группа «Поэзия»

2-а группа «Фольклор»

3-а группа « Мы - юные творцы»

(1-а группа «Поэзия» читает стихи)

1 ученик: А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.



2 ученик: Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь -
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.

3 ученик: Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук - ловкач какой! -
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

4 ученик:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
"Осень. Снова осень!"
Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
"Осень. Скоро осень!"
На кустарник иней
Белый плач набросил.
Шепчет дуб рябине:
"Осень. Скоро осень!"
Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
"Скоро заметелит
И завьюжит скоро!

( 2-а группа «Фольклор» расскажет народные пословицы и приметы.)

В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Облака редкие - будет ясно и холодно.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
В сентябре лето кончается, осень начинается.

В октябре до обеда осень, а после обеда зима.

Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца.

3-а группа «Ми-юные творцы» зачитывает сочинения-миниатюры и эссэ )

3. Физкультминутка .

И теперь бы я хотела вместе с вами поиграть.
Вам же нужно будет встать и повторять все мои движения, достигая ускорения.
(Все движения выполняются, стоя, сначала в медленном темпе, затем быстрее и, наконец, очень быстро.)
Осень птицей прилетела (имитируют взмахи крыльев)
По грибы идти велела (приседают, собирая воображаемые грибы)
Кружит листья все опять (движение «челнок» - руки перед грудью)
Мы скорей бежим гулять (бегут на месте)
В лужу прыгнули все дружно (прыжок)
Нам её измерить нужно (попеременно поднимают ноги)
Не берём с собой зонты (руки скрещены над головой, изображая крышу)
Осень любим я и ты (поклон).

Учитель: -Люди издавна любувались красотой осени и старались передать свои чувства словом. Как называют таких людей?

(писатели, поэты)

-А еще удивительную осеннюю красоту можна изобразить с помощью мелодии.

-Как называют людей, которые передают свои ощущения в музыке

(композиторы)

2) Прослушивание записи произведения П.И. Чайковского «Времена года» Октябрь.

- Какие картинки нарисовала музыка в вашем воображении?

(листья шепчутся на деревьях, кружатся и падают.)

-Другие талантливые люди свое восхищение красотой этим временем года передавали в произведениях живописи .

  • Как называют этих людей?

(художники)

3) Работа с картиной И. И Левитана « Золотая осень».

Золотая осень -это необычная пора. По - разному ее воспринимают люди. Перед вами репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Художник Исаак Ильич Левитан за свою жизнь сотворил очень много красивых и интересных произведений живописи,в том числе картин, в которых отображена красота осенней природы. Одним из лучших полотен является «Золотая осень». Вот она перед вами .


  • Какой период осени изобразил художник (раннюю, золотую, позднюю)? Почему вы так считаете?

  • Какое состояние осенней природы , передал художник? ( Покой)

  • Какие краски использовал?(Основные)

  • Какие краски главные? Какое небо? Погода? Вода в речке?

  • Какое настроение вызывает у вас эта картина?

  • Учитель:

  • - Ребята, какой в народе называют осень?

  • - А почему щедрой,богатой ?

  • -Посмотрите, какие чудесные дары в ее корзинке.

  • - А какую пользу они приносят людям?

  • Осень.- Потребляйте мои продукты и будьте всегда здоровы.

  • ИНСЦЕНИРОВКА «СПОР ОВОЩЕЙ» -
    ВЕДУЩАЯ:
    Урожай у нас хорош, уродился густо:
    И морковка, и картошка, белая капуста,
    Баклажаны синие, красный помидор
    Затевают длинный и серьёзный спор.
    -Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней?
    Кто при всех болезнях будет всех полезней?
    ВЕДУЩАЯ: Выскочил горошек - ну и хвастунишка!
    ГОРОШЕК:
    Я такой хороший, зелёненький мальчишка!
    Если только захочу, всех горошком угощу!
    ВЕДУЩАЯ: От обиды покраснев, свёкла проворчала:
    СВЁКЛА:
    Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала!
    Я нужна и для борща, и для винегрета.
    Кушай сам и угощай - лучше свёклы нету!
    КАПУСТА:
    Ты уж, свёкла, помолчи!
    Из капусты варят щи,
    А какие вкусные пирожки капустные!
    ОГУРЕЦ:
    Очень будете довольны, съев огурчик малосольный!
    А уж свежий огуречик всем понравится, конечно.
    На зубах хрустит, хрустит… Я могу вас угостить!
    МОРКОВЬ:
    Про меня рассказ недлинный. Кто не знает витамины?
    Пей всегда морковный сок и грызи морковку -
    Будешь ты тогда, дружок, сильным, смелым, ловким.
    ВЕДУЩАЯ: Тут надулся помидор и промолвил строго:
    ПОМИДОР:
    Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного!
    Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный,
    Витаминов много в нём!
    ВЕДУЩАЯ: Мы его охотно пьём!
    ЛУК:
    Я - приправа в каждом блюде и всегда полезен людям!
    Угадали - я ваш друг. Я - простой зелёный лук!
    КАРТОШКА:
    Я - картошка так скромна: слова не сказала.
    Но картошка всем нужна: и большим и малым!
    БАКЛАЖАН: Баклажанная икра так вкусна, полезна!
    ВЕДУЩАЯ:
    Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
    Чтоб здоровым, сильным быть,
    Нужно овощи любить все без исключения!
    В этом нет сомнения!
    -В каждом польза есть и вкус
    И решить я не берусь,
    Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

Творческая работа .

1 группа. Составьте следующие пословицы.

Весна красна цветами , а жди холодной зимы.

Белки делают большой запас орехов- большим морозам.

Если листопад пройдет скоро,надо ожидать осень снопами.

Большой урожай рябины-к крутой зимы.

2 группа. Прочитать зашифрованое предложение.

Ос-нь щ-др- ос-нь з-л-т-

Л-т-т-,л-т-т-!

Укр-л-с- з-л-т-м з-мл-.

3 группа. Составить синквейн со словом Осень:

Бабье лето.

Ясное,теплое.

Наступила ,озолотила , радует.

Прекрасная короткая пора.

Осень.

5.Рефлексия.. - Сделать рисунок красками, с каким цветом у вас ассоциируется осень?( Каждый цвет имеет значение : красный и желтый-состояние спокойствия,коричневый и синий- гармония в людях, зеленый-внутреннее напряжение)

6.Итог урока.

- Мы сегодня говорили про осень,слушали поэзию,музыку,любовались осенним пейзажем. Вы стремились передать свое отношение, впечатление , все знания по теме «Осень».Хотелось бы ,чтоб вы всегда были внимательны к природе, делились своими наблюдениями,старались передать словами собственные чувства

Учитель : -А вот так вижу осень я:

Осень. Константин Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья....




© 2010-2022