Экологическое воспитание младших школьников

Раздел Воспитательная работа
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Областной центр мониторинга, новых технологий , информатизации и учебно - методической работы в образовании»

При управлении образования Акмолинской области



Экологическое воспитание младших школьников







Тема: «Экологическое воспитание младших школьников»





2016г.

Сборник материалов по теме: «Экологическое воспитание младших школьников».



Автор: Пуко Елена Григорьевна, учитель начальных классов КГУ

«Гордеевская средняя школа» Буландынского района, Акмолинской области.



Рецензент:

Пособие рекомендовано учителям начальных классов.

В нём собраны экологические игры, упражнения, которые дают возможность формировать умения и навыки общения с природой, определять индивидуальные возможности и способности детей, дают возможность более эффективно влиять на их волевую сферу, на процесс воспитания бережного отношения к природе. Экологические игры можно использовать как на уроках так и во внеклассной работе.

Благодаря экологическим играм решаются многие воспитательные задачи.



Рассмотрено: на заседании МО учителей начальных классов.

Протокол №




Содержание:




  1. Вступление…………………………………………….. 3

  2. Заключение…………………………………………… .

  3. Литература ………………………………………………..

  4. Развивающие экологические игры ……………………..

  5. Дидактические игры по экологии……………………….

  6. Стихи ……………………………………………………….

  7. Загадки………………………………………………..

  8. Ребусы……………………………………………………..

  9. Пословицы и поговорки…………………………………..









Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства - в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.

Поэтому эту работу начинают с 1 класса, пробудить в детях прежде всего интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Так, на экскурсиях обращать внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учить выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью в тёплый солнечный день обратить внимание детей на золотисто-жёлтую листву кустарников, багрянец клёна. А поздней осенью особо подчеркнуть, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые и выглядят они голыми и беззащитными. Перед экскурсией желательно подобрать стихотворения, дать их детям заучить, и по ходу занятия они читают их. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения. Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры, например( Узнай дерево по листу) или (Что изменилось?), направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того что было. Таким образом знакомить ребят и с живым миром и с пернатым населением нашего края, учить детей отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки. Знание отличительных особенностей, повадок, условия обитания объектов природы становятся основой действенного отношения к ним. Так, постоянно доводить до сознания ребят, что птицами надо не только любоваться , но и помогать им выжить, перенести трудное для них время--- зимние холодные дни. Поэтому мои ученики делают кормушки для птиц, подкармливают их. Помогают им в этом родители, старшие братья. Сейчас перед учителем встала важная, серьёзная задача: воспитывать гуманное отношение ко всему живому. В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что недостаточно только восхищаться природой, надо беречь её. Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваивают естественно в процессе её изучения. Начиная с 1 класса, стремиться воспитать учеников как друзей природы. У нас в классе есть цветоводы, которые ухаживают за комнатными растениями. Чтобы дети охотно выполняли свои поручения, стараюсь вызвать интерес к растениям. Я знакомлю их с научными и народными названиями растений. Дети научились выращивать цветы из черенков, озеленили класс.

При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев; рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие - нет, одни любят много влаги, другие - нет). В процессе различных занятий и опытов мои ученики убеждаются, что через рыхлую землю вода проходит быстрее, а также свет и воздух.

Воспитываю у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках по ознакомлению с природой. На уроках чтения читаем рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки и пословицы. Провожу беседы по репродукциям картин . На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о листопаде, снегопаде, и др. Дети пишут микросочинения по репродукциям картин.

Во 2 и 3 классах дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека и природы, что человек - совершенное творение природы и он не может существовать вне её.

На уроках познание мира тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. Узнали ребята о значении Красной книги в охране природы.

Знания являются основой формирования убеждения учащихся в необходимости заботливого отношения к богатствам природы. Например, на уроке по теме «Части растений» знакомлю не только с частями растений, но и говорю о значении каждой части: цветка, плода, корня. Говорю, что люди, собирающие охапками цветы, наносят природе вред. Растения с оборванными цветками не даёт плодов и семян, значит, не оставляет потомства. Так, ремонтируя книги, воспитывая в детях бережное отношение к книге, я напоминаю ребятам, что, продлевая жизнь книге, мы тем самым сохраняем леса. Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней помогают внеклассные мероприятия. На выставку готовим поделки из природного материала, составляем букеты, рисуем рисунки.

Внеклассная работа по экологическому воспитанию в летнее время продолжает работу начатую в учебном году.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? Поскольку игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер учеников, я подобрала из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают урокам эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребёнка экологически правильной игровой деятельности. Однако, уверена, что усилия педагога не проходят бесследно. Требования времени - непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача начальной школы - заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.





В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.







Р

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!



Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

- ПРИРОДА!





иЛитература.

  1. Журнал «Начальная школа Казахстана»

  2. Журнал «Экологический вестник»









в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.



Приложение



Развивающие экологические игры для школьников

Сова и мышь

Все участники становятся в круг, и из их числа по желанию выделяются двое - «сова» и «мышь» (или любые персонажи типа «хищник - жертва»), «Сове» завязывают глаза, и она должна схватить «мышь» в этом кругу как можно быстрее. «Мышь» издает сигнальные звуки, а «сова» старается ее поймать. «Сова» и «мышь» не могут выйти за границы круга. Играют последовательно три-четыре пары. Это необходимо для того, чтобы проанализировать поведение партнеров-соперников в игре. Для этого после игры проводится беседа по следующим вопросам:

1. Как двигались мышь и сова в начале игры?

2. Почему они двигались медленно?

3. Почему темп движения со временем увеличился?

4. От чего зависит жизнь мыши и совы?

5. Какие «советы» можно дать мышке и сове в каждой игровой паре, чтобы они «выжили»?

Сопоставим наши оценки

Играть можно в классе, на занятии кружка, на отдыхе.

Перед играющими вывешивается шкала оценок от 1 до 10 баллов (числа написаны крупно на плакатах). Всем играющим дается задание: оценить конкретный поступок человека в природе - вспомнить и оценить свой поступок, поведение по отношению к природе на последней прогулке, в походе, на работе и поставить себе оценку, встав у плаката с соответствующим баллом. Затем все участники игры распределяются по группам, в которых проводится обмен рассказами с объяснением, за что и почему была поставлена определенная оценка.

Обмен мнениями покажет, что оценки одного и того же события, личных поступков по отношению к природе (даже у людей одной группы) различны. Они зависят не только от значительности или незначительности поступков и действий, но и отличного отношения к событию, от требовательности, предъявляемой к самому себе.

Следует отметить, кто из игравших обладает высокой требовательностью к своему поведению в природе, к своим поступкам и их последствиям.

Педагог должен подвести детей к выводу, что у каждого своя шкала ценностей, но есть высокие морально-этические нормы и ценности, которые обязательны для всех.

Оперативное решение

Игра помогает развивать ситуационное мышление и обучает быстрому принятию разумных решений.

В определенной природной среде (в лесу, поле, на лугу, на берегу реки или озера и т. п.) дается ситуационная задача. Пример: вас застал в пути грозовой дождь, где и как вы укроетесь от дождя? Играющие выбирают места укрытия. Затем идет обсуждение: каждый обосновывает свой выбор. Критика и несогласие должны носить доброжелательный характер.

Экологический пост

Играют во время прогулки по городу, селу, парку, лесу, по берегу реки. Учащиеся разбиваются на экологические микрогруппы по 3-5 человек. У каждого звена должны быть листы альбомной бумаги и фломастеры. Учащимся предлагается выявить экологически неблагополучное место и обосновать необходимость экологического поста вблизи него, написать сигнальные и познавательные плакаты и обосновать перечень мероприятий по благоустройству. На это дается 15-20 минут. Каждая микрогруппа ведет своих товарищей к этому месту и показывает результаты своей работы. Из числа наиболее подготовленных учащихся неплохо выбрать жюри, которое проведет оценку выполненного задания по следующим показателям:

1. Обоснован ли выбор места для экологического поста?

2. Правильно и достаточно ли полно выявлены признаки экологического неблагополучия?

3. Какое «сигнальное» или предупреждающее оформление сделали учащиеся на экологическом посту?

4. Какие конкретные меры по устранению причин неблагополучия или по благоустройству они предложили?

Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале. Максимальная оценка задания - 20 баллов. Следует ограничить время выступления каждой группы (3-5 минут).

Творческий конкурс

Перед проведением конкурса учащимся предлагается принести с собой различные материалы, которые могут быть использованы для аппликации: пленку, пластик, цветную бумагу, фольгу, ткани, различные упаковки из-подлекарств, а также 1 -2 альбомных листа. Для занятия должны быть приготовлены нитки, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.

Учащимся дается задание: придумать сюжет экологического плаката и выполнить его методом художественной аппликации. Для младших школьников вариантом этой игры может быть изображение любимых зверей, птиц, растений, героев любимых сказок о растениях и животных и т. п. Результаты конкурса (сюжет, оформление) оценивает жюри. Экспонаты конкурса могут быть подготовлены как домашнее задание. Заключительное мероприятие - выставка детского экологического плаката.

Метод аппликации показывает полезное использование бытовых отходов в детском творчестве, его можно применить для изготовления памятных подарков.

Превратим отходы в доход

Это игра для четвероклассников. Сначала проводится вступительная беседа по теме «Какие у вас в семье бывают отходы» (бумага, пищевые остатки, старая одежда, пленки, кости, волосы и т. п.). Далее предлагается выбрать какой- либо тип отходов, наиболее докучающий семье, и разработать технологию его переработки и полезного применения. Проект рецикла (превращения отхода в полезный продукт) должен быть обоснован и в основных его стадиях изображен схематически на плакате.

Съедобное и несъедобное

Учитель показывает грибы. Если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если грибы несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

Эстафета цветов

Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Если ученик назвал цветок - можно сделать шаг вперед; повторился с названием или не сказал - нужно оставаться на месте. Победил тот, кто переступил условную черту первым.

Времена года

Оборудование: набор больших картинок с изображением времен года и четыре набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).

Класс делится на четыре команды. Каждой команде дают наборы больших и маленьких картинок. Дети должны положить предметные картинки на соответствующее изображения времени года. Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.

Найди дерево

Игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учителя самостоятельно определяют, какое это дерево. После слов учителя «Раз, два, три - беги!» - ребята бегут к намеченному дереву. Учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных.





Дидактические игры по экологии


Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Ход игры: Вариант1.Учитель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант2. Учитель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Природа и человек.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Где снежинки?

Ход игры:

Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

С какой ветки детки?

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению учителя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Когда это бывает?

Ход игры: учитель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Звери, птицы, рыбы.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Угадай - ка.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Учитель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Назови три предмета.

Ход игры: учитель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

- Ромашка, роза, василек.

Цветочный магазин.

Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Четвертый лишний.

Ход игры: учитель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Учитель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Узнай и назови.

Ход игры: учитель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только - только вырастет (2-3 рассказа детей).

Что я за зверь?

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Береги природу.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Учитель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Что было бы, если из леса исчезли…

Ход игры: учитель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Ходят капельки по кругу.

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: учитель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) учитель произносит волшебные слова и игра начинается.

Учитель говорит, что она - мама Тучка, а ребята - её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.


Стихи на экологическую тему

НАША ЗЕМЛЯ

Весной расцветёт вся земля,

Деревья, цветы и поля,

Будут птицы в садах щебетать,

Изумительный мир прославлять.

А мы, что сделать с вами смогли,

Чтоб сохранить красоту всей земли?

Чтоб планета стала светлей-

Это зависит от нас, от людей!

Как хорошо, если каждый из нас.

Куст посадит хотя бы хоть раз.

Цветам поможет расти,

И земля наша будет цвести!

ЗАЧЕМ СЛОМАЛИ ВЕТОЧКУ! ?

- Почему ты плачешь.

Тонкий тополёк?

Кто тебя весною

Так обидеть мог? -

- Росла и крепла веточка, смотрела в синеву,

Обломили веточку, бросили в траву!

Не услышит больше

Песен соловья.

Не увидит солнышка

Веточка моя.

- Росла и крепла веточка, смотрела в синеву. Зачем сломали веточку, бросили в траву.

Глобус
Я обнял глобус - шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус - шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика - Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
О загрязнении

Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
Береги природу

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек - всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!


Две ёлочки

Получайте приглашенье!

В нашем доме новоселье!

В доме новосёлочка

Искусственная ёлочка.

Она, как настоящая,

(Зелёная, блестящая,

Высокая нарядная

Ёлка ненаглядная!

Долго будет с нами жить.

Нет! Не будем мы рубить,

Ёлочку другую, ёлочку ЖИВУЮ!

Пусть она в лесу живёт,

Ожидая Новый год,

Солнышко встречает,

Землю украшает!

Загадки

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

(Скворец)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"

(Кукушка)

Черный, проворный,

Кричит "крак" -

Червякам враг.

(Грач)

Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее ... (сорока)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ... (снегири)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует -

Коноплю ворует.

(Воробей)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)

Он весной поет красиво:

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей:

Что за птичка? (Соловей)

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Рано выпорхнув спросонок,

Кто поет нам? (Жаворонок)

Кто поет, как соловей?

Кто, не прячась средь ветвей,

Наверху, у самых звезд,

Зачарует песней? (Дрозд)

Хоть и две ноги у птицы,

Удобней на одной стоится.

Из речки лягушат, как капли,

Кто ловит клювом? (Цапля)

-Кар-кар-кар! - кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (Ворона)

Глазищи круглы,

Когтищи остры,

Носище кривой -

Разбойник лесной. (Филин)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.(Рябина)

Белые овечки

Бегают по свечке.(Верба)

Никто не пугает,

А вся дрожит.(Осина)

На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белёны,

Шапочки зелёны.(Березы)


Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад! -

Ну конечно... (Листопад)

Холода их так пугают,

Что к югу стайкой улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто зимы боится? (Птицы)

Крыльев нет, а он летает,

Тучки, облака гоняет,

За погоду он в ответе!

Кто же это? - Это... (ветер)

Солнце стало меньше греть,

Холодам не спится.

Собирается медведь

В спячку завалиться.

День короче, в небе - просинь,

Что за время года? (Осень)

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет зверь и человек,

Запорошил первый... (снег)

Кто развесил поутру

На деревьях мишуру?

Волшебством и без труда

Разукрасил провода? -

Это зимушка-зима

Кружева плела сама,

И под небом синим-синим

Что мерцает? - Чудо... (иней)

Под моим окном висела,

От мороза - "дзинь" - звенела,

А от солнца стала булькать

И растаяла... (сосулька)

Долгожданная пора!

Детвора кричит: "Ура!"

Что ж за радость это?

Наступило... (лето)

С грозной тучей неразлучен,

Он ее помощник лучший,

Он ее слезинок вождь,

Тучу тронешь - плачет... (дождь)

Гром грохочет тут и там,

Небо рвется пополам!

Тишину безмолвия

Что пронзает? (Молния)

Туча сыплет наугад

С неба белый виноград,

От него одни проблемы,

Что же это? - Это... (град)

Что за черный пароход

Грозно по небу плывет,

Закрывая солнца лучик?

Что же это? - В небе... (туча)

Солнце расписало вдруг

Семицветный полукруг,

Над землею - как дуга,

Что же это? (Радуга)

Что за бусы по утрам

В поле сыплются к ногам?

А к обеду - чудеса! -

Где же бусы, где... (роса)

Ребусы

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьников

Ответы:
1. Косы
2. Тигр
3. Стрекоза
4. Туча
5. Ярмарка
6. Пальцы
7. Аист
8. Огород
9. Крот
10. Лиса




Пословицы и поговорки

Ласточка весну начинает, соловей кончает.

Дважды в год лето не бывает.

Летом не припасешь, зимой не принесешь.

Не зима знобит, а весна.

Летом - пыль, зимою снег одолевает.

Лето - припасает, а зима - подбирает.

Придет осень, за все спросит.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Соколу лес не диво, волку зима за обычай.

Застает зимушка в летнем платьице.

Не пугай, зима,- весна придет.

Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.

Летом с удочкой, зимой с сумочкой.


Қыс малыңды бақ, жаз жерінді шап.

Зимою пасти скот, летом землю полоть.

Жер қөңді сүйеді, ат жемді сүйеді.

Конь любит овес, а земля - навоз.

Су аққан жерінен ағады, шөп шыққан жеріне шығады.

Вода течет, где всегда текла, трава растет, где всегда росла.

Жақсы туса - елдің ырысы, жаңбыр жауса - жердің ырысы.

Дождь с небес проливается - счастье на землю спускается, хороший человек рождается - счастье народу является.

Бұлақ болмаса, өзен болмас еді.

Если б не источник, засохла бы река.

Жері қатты болса, малы сүтті болады.

Если благодатная земля, у коровы будет много молока.

Тоқтатсаң жерге қалың қар, дей бер жақсы өнім бар.

Землю снег питает, а земля урожай рождает.

Бір ағаш кессең, орнына он ағаш отырғыз.

Если дерево срубил одно, десять посади вместо него.

Жердің көркі тал болар, елдің көркі мал болар.

Земля деревьями богата, скотом богат народ.

Жер - семіз, от - арық.

Земля одаряет, огонь все пожирает.

Тамшыдан тама берсе, дария болар.

Капля за каплей собирается, река появляется.

Күріш арқасында күрмек су ішеді.

Когда рис поливают - сорняк тоже воду пьет.













Описание презентации по отдельным слайдам:

Экологическое воспитание младших школьников

1 слайд

Экологическое воспитание младших школьников в свете требований ФГОС Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 г.о. Химки Московской области Старикова Светлана Николаевна

Экологическое воспитание младших школьников

2 слайд

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды. Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий. Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников

3 слайд

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения детей. 1975 год 2012 год

Экологическое воспитание младших школьников

4 слайд

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области обществознания и естествознания (окружающий мир) должны отражать: - сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны; - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. ); - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Экологическое воспитание младших школьников

5 слайд

На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на: массовые групповые индивидуальные работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке. клубные, кружковые занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум. деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.

Экологическое воспитание младших школьников

6 слайд

Учебные предметы начальной школы составляют основу экологического воспитания младших школьников. Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Экологическое воспитание младших школьников

7 слайд

В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа (ступени).

Экологическое воспитание младших школьников

8 слайд

Первая ступень Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Экологическое воспитание младших школьников

9 слайд

Основные методы и формы организации изучения - рассказ-беседа, сюжетная игра «Экологический светофор», ребусы, кроссворды, рисунки, творческие рассказы, стихотворения, экологические сказки, различный демонстрационный материал. Прилетайте птицы поскорее, Огласите звонким пеньем наш лесок, и, пожалуйста, прошу вас, помогите! От вредителей спасите наш дубок!

Экологическое воспитание младших школьников

10 слайд

Вторая ступень Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Экологическое воспитание младших школьников

11 слайд

Основные методы и формы организации - «Письмо зеленому другу», «Секретный разговор», «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения», экскурсии, проведение опытов, наблюдения в природе за деревьями и кустарниками, наблюдения за птицами на кормушке, наблюдения за ростом и развитием комнатных растений , фенологические наблюдения, сбор гербария, тесты, экологический тренинг «Экологическая этика».

Экологическое воспитание младших школьников

12 слайд

Третья ступень На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

Экологическое воспитание младших школьников

13 слайд

Основные методы и формы - зимний сад или зеленые уголки, живой уголок, изготовление кормушек и скворечников, расчистка родника и его охрана, уборка мусора на территории школы и расположенной около школы детской площадке, посадка зеленых насаждений на территории школы, разбивка цветочных клумб около школы, родника, памятников боевой Славы, экологические тропы, экскурсии не только в природу, но и на предприятия города, где ребята знакомятся с трудом людей и его влиянием на окружающую среду, а также с мерами по уменьшению отрицательных воздействий промышленных отходов; проектная деятельность.

Экологическое воспитание младших школьников

14 слайд

Многообразна и интересна внеклассная экологическая работа с младшими школьниками. Для этого мы проводим увлекательные однодневные походы и экскурсии в природу, на промышленные предприятия, на выставки, в музеи, заповедники. Это фенологические наблюдения, опытническая работа в «Клубе охраны природы». Это проведение экологических праздников таких как «День птиц». «День реки». «День русского леса», «Всемирный день окружающей среды», «Праздник осени», проведение орнитологического КВН, «Счастливого случая»; просмотр видеофильмов на экологическую тематику; эколого-краеведческая работа.

Экологическое воспитание младших школьников

15 слайд

При формирования экологического сознания у младших школьников мы проводим и родительские собрания на экологическую тематику, например, «Экологическое воспитание младших школьников», «О братьях наших меньших» и др. Детям младшего школьного возраста свойственно желание экологизации своей жизненной среды (практически каждый ребенок просит своих родителей «завести» собачку, попугайчика, аквариум с рыбками) это желание рекомендуется удовлетворить, так как если ребенок живет в среде, лишенной мира природы, он привыкает к установке: « без всего этого можно обойтись». Родителям предлагается составить список всего, что им следует подготовить вместе с ребенком прежде, чем животное или растение появится в их доме. Затем составить экологический кодекс (контракт) с одной стороны подписываются все члены семьи, с другой человек отстаивающий интересы животного, лучше если это будет сам ребенок.

Экологическое воспитание младших школьников

16 слайд

В заключении, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Экологическое воспитание младших школьников

Вторая прогулка «Кто лишний?»

Выдаются картинки с изображениями животных, растений, грибов и надо выбрать из них лишнего, потом сказать почему?

А)

Экологическое воспитание младших школьниковЭкологическое воспитание младших школьниковЭкологическое воспитание младших школьников

(Подосиновик, опята, мухомор) Мухомор - ядовитый гриб.

Б) Экологическое воспитание младших школьниковЭкологическое воспитание младших школьниковЭкологическое воспитание младших школьников

(Ель, береза, дуб) Ель - хвойное дерево.

В) Экологическое воспитание младших школьниковЭкологическое воспитание младших школьниковЭкологическое воспитание младших школьников

(белка, еж, котята) Котята - домашние животные.

Нужно отгадать растение по картинкам листьев и назвать его.

Экологическое воспитание младших школьниковЭкологическое воспитание младших школьниковЭкологическое воспитание младших школьников

Экологическое воспитание младших школьниковЭкологическое воспитание младших школьников

(Рябина, клен, дуб, сосна, береза)



© 2010-2022