Анализ воспитательной работы за 2014-2015 уч. год

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Красновосходская СОШ

Анализ воспитательной работы 2014- 2015 учебный год



«Воспитание - великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. Вся воспитательная и образовательная деятельности в МОУ Красновосходской СОШ основаны на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития. Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей. Результатом всей работы педагогического коллектива школы должна стать личность школьника, ориентированная на самопознании и самовоспитании, с чувством гражданина, политической культурой, личным достоинством.

В основу воспитательной работы МОУ Красновосходской СОШ положены программы:

  1. Программа развития воспитания в системе образования России.

  2. Региональная Программа по созданий условий для развития воспитания в образовательных организациях Ульяновской области на 2013-2018 год

  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ

на 2010- 15 г.г»

4. Федеральная программа развития образования.

Система воспитательной работы включат следующие компоненты: воспитательная работа , стиль, тон отношений, внеурочная (внеучебная), в процессе обучения. В школьном коллективе: деятельность, морально- психологический климат; внеклассная ВР, внешкольная ВР, работа с родителями и общественностью.

Цель воспитательной работы - создание в школе воспитательного пространства, главной ценностью которого является развитие жизнеспособной, духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности каждого ребёнка.

Задачи воспитательной работы:

1. Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми.

2. Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию внеурочной деятельности, совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей.

3. Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.

4. Ведение воспитательной работы, ориентированной на развитие идей патриотизма и толерантности. Реализация социальных проектов на базе школы.

5. Использовать активные формы сотрудничеств с социальным окружением, родителями.

6. Совершенствование системы мониторинга и оценки качества, эффективности воспитательного процесса.

7. Повышение профессиональной компетентности классного руководителя.

Ожидаемые результаты:

  1. Обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата в образовательном учреждении.

  2. Повышение культуры общения на разных уровнях: ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - родитель, учитель - родитель, учитель - учитель.

  3. Усвоение обучающимися общечеловеческих ценностей «Человек», «Общество», «Знания», «Красота», «Семья», «Здоровье» и др.

  4. Повышение интереса школьного коллектива к участию в конкурсах, соревнованиях.

  5. Повышение педагогической культуры родителей, активное участие родителей в школьных мероприятиях.

  6. Улучшение социальной ориентации выпускника школы.

  7. Рост уровня удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

Поставленные цель и задачи ВР соответствовали методической теме школы: «Формирование гражданской зрелости и национально - гражданского самосознания. Личностный подход в обучении и воспитании обучающихся.», над реализацией которой работает педагогический коллектив школы Главную роль в реализации поставленных целей и задач играют педагоги- непосредственные участники УВП. На основе выдвинутых задач ими были сконструированы воспитательные планы и программы /планы работы методического объединения классных руководителей, классных коллективов, педагога-психолога ,вожатых, ЗДВР и тд /.

Воспитатели стремились успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи. Они используют различные методы и формы воспитательной работы, такие как: тематические мероприятия, воспитательные часы, экскурсии, конкурсы, индивидуальные беседы с детьми и родителями и т.п.

Исходя из цели и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности:

  • Гражданско-патриотическое(Моя Родина -Ульяновская область);

  • Профориентационное (Славен человек трудом, Ульяновск - Авиационная столица);

  • Спортивно-оздоровительное (Моё здоровье - моё будущее);

  • Духовно-нравственное ( Истоки духовности. Моё право );

  • Художественно-эстетическое ( Арт- пространство);

  • Экологическое (Зелёная планете);

  • Семейное (В кругу семьи);

  • Изучение личности (Вектор интеллект);

  • Индивидуальная работа с детьми "группа риска";

  • Кружковая работа.

Педагогический коллектив обязательно имеет, свои школьные традиции это позволяет иметь "свой имидж".

Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее.

Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные и групповые.

Что же касается традиционных школьных дел, то все они прошли успешно, это:

  • "1 сентября - День Знаний" - торжественная линейка

  • "День Учителя"

  • "Праздники Осени"

  • "Пусть всегда будет мама"

  • "День борьбы со СПИДом"

  • "Новогодние ёлки", "Новогодний бал"

  • День защитника Отечества "Уроки Мужества"

  • "Международный женский день - 8 Марта"

  • "Масленица"

  • "День птиц"

  • "Войны мы не знали, но все же:"

  • "День защиты детей" (по основам безопасности жизнедеятельности)

  • "Последний звонок".

  • Праздник вручения аттестатов

В традиционных школьных мероприятиях участвуют все группы, но степень активности групп в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, воспитателей их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ребенка.

Для формирования "имиджа" школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах. Ребята, которые принимают, участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки, умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. В этом учебном году наши ученики школы, под руководством педагогического коллектива, приняли участие в районных, региональных, всероссийских фестивалях и конкурсах. (см мониторинг)

Многие участники конкурсов награждены дипломами, благодарственными письмами и памятными призами.

В течения года администрацией школы проверялась и анализировалась работа всех участников воспитательного процесса

Планы воспитательной работы были составлены всеми ответственными лицами, но не с начала учебного года и не всеми своевременно сдавались на проверку. Необходимая документация оформлялась всеми, но не всегда в соответствии с требованиями и в срок.

Посещались классные часы и воспитательные мероприятия. Цели посещения: соответствие содержания мероприятий задачам воспитания; качество подготовки и проведения мероприятий; выполнение плана воспитательной работы; удовлетворённость учащихся.

В целом мероприятия проходят согласно плану. Тематика школьных дел разнообразна, соответствует теме года, охватывает юбилейные даты истории России. В соответствии с темой года (Охрана окружающей среды, Человека труда) были проведены ряд мероприятий, направленных на привлечение внимания общественности к проблемам сохранения окружающей среды, формированию у подрастающего поколения экологической нравственности, экологической культуры; профориентации школьников на рабочие профессии. Тематические конкурсы, акции, классные часы, беседы в той или иной степени проводили все педагоги.

Большое количество мероприятий этого года имели профилактическую направленность: профилактика вредных привычек, наркомании, других зависимостей; профилактика правонарушений; профилактика ВИЧ-инфекции; другие вопросы здоровья и безопасности детей.

При подготовке и проведении воспитательных мероприятий широко использовались информационно- коммуникативные технологии, деловые игры и ресурсы сети Интернет.

Не все мероприятия проходят на высоком уровне (низкая культура поведения, заинтересованность обучающихся). Посещаемость мероприятий не очень высокая, как правило, активны одни и те же ученики. Ученики - активные участники школьной жизни - дают мероприятиям высокие оценки, считают, что «неудачных дел не было», «всё понравилось».

В школе накоплен большой опыт патриотического и нравственного воспитания.

Однако анализ показал, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением. Обширная информация, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в проявляются среде учащихся неуважительное, неодобрительное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Многие ребята имеют заниженную самооценку. Следовательно, в повседневной жизни необходимо прививать у учащихся школы чувства взаимопонимания, сострадания и др. нравственные качества.

В школе заложены хорошие традиции ученического самоуправления. Дети участвуют в работе Совета школы, в детских общественных организациях. Анализ деятельности ученического самоуправления показал, что лидером детских объединений не хватает умений и навыков организаторской деятельности, управления процессом общения.

Анализ работы внеурочной деятельности

В творческих объединениях, секциях, кружках и клубах различной направленности как в стенах школы, так и вне её занимается 27 % учеников школы. Школьные кружки и работают результативно, ребята успешно принимают участие в различных , творческих конкурсах.

Деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач. Классные руководители работают над занятостью обучающихся во внеурочное время, организуют внеклассные мероприятия; проводят профилактическую работу с обучающимися и родителями. В традиционных школьных мероприятиях принимали участие все классы, но степень активности классов в жизни школы разная. Это связано с работой классных руководителей, их желанием и умением организовать детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. В большинстве классных коллективов были созданы условия для творческого развития личности, в некоторых недостаточным было количество мероприятий, требующих раскрытия творческого потенциала ребят. Таким образом, не все обучающиеся активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу. В целом работу классных руководителей можно считать удовлетворительной.

Рекомендации:

  • Совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, внеклассных мероприятий, разнообразить формы, приёмы их организации.

  • При подготовке к мероприятиям учитывать мнение детей, находить возможности для участия каждого ученика, стимулировать, поощрять активность обучающихся.

  • Активнее посещать внеурочные мероприятия коллег.

Результатом воспитательной работы школы являются показатели уровня воспитанности обучающихся . Уже не первый год при оценке УВ обучающихся классные руководители используют методику Н.П. Капустина, которая подразумевает оценку УВ самим обучающимся одноклассниками, родителями, учителем. По результатам проделанной работы был определен УВ каждого обучающегося, школы в целом.

Таблица 3.

Уровень воспитанности обучающихся по классам.

УВ

1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

Всего

4

4

5

2

7

6

4

11

6

6

Высокий

1

1

-

3

-

1

-

-

-

Хороший

2

3

4

2

3

3

3

7

4

-

Средний

1

1

2

-

1

3

-

2

2

6

Низкий

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

Ср. балл

3.0

3,2

4,8

4,2

3.5

4,0

2.5

3,9

4,0

4,1

Средний балл по школе - 4,0 (хороший УВ).

Планирование воспитательной работы в школе, прежде всего происходит с учетом индивидуальных, личностных качеств каждого ребенка, его семьи. Особое внимание педагоги уделяют детям, находящихся в сложных жизненных условиях (социально-неблагополучные семьи, безработные родители, неполные семьи и др.), поэтому уже не первый год школа работает по подпрограмме «SOS», ее цель предупреждение и профилактика правонарушений среди обучающихся. В школе функционирует служба, деятельность которой направлена на оказание поддержки и помощи нуждающимся детям: организация бесплатного питания в школьной столовой, обеспечение канцелярскими товарами по линии социальной защиты.

2014-2015

Общая численность обучающихся

53

Полные семьи

32

Неполные семьи

21

Многодетные семьи

13

Малообеспеченные семьи

2

Безработные родители

-

Опекаемые дети

3

Дети-инвалиды

2

Социально-неблагополучные семьи

0

Семьи, состоящие на учете в КДН

0

Внутришкольный учет

0

Учет в ПДН

2

Особое внимание в школе уделяется работе с детьми девиантного поведения. В решении данной проблемы осуществляется следующая работа: индивидуальные беседы, взаимодействие с родителями, посещение семей, советы по профилактике, контроль успеваемости и посещаемости, контроль занятости в свободное от уроков время .

Следует заметить, что в этом году велась очень тесная и слаженная работа с инспекторами ПДН, что дало неплохие результаты.

Активное участие педагогов (организация и проведение мероприятия, подготовка учеников, разработка сценария, личное участие и т.п.) во внеурочной деятельности в 2014-2015 учебном году:

В течение года работало МО классных руководителей .Основной формой работы МО были методические совещания (их проведено 3, на которых обсуждались и рассматривались следующие вопросы: анализ итогов работы МО и классных руководителей за 2013- 2014 год: « Технология организации деятельности классного руководителя . Документация.: план ВР», « Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе», «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика». Подведение итогов 2014-2015 учебного года.

В рамках МО налажена система проведения открытых классных часов и мероприятий.

Открытые классные часы проведены: в 6 классе по теме «День Матери» (кл. руководитель .Казначеева А.В.), « За и против»-7класс купцова М.Г.., «Прощай 11 класс»-павлова Л.Г.., «Дорожный виртуоз» -4 класс Петухова Т.А.., в 10 классе « Вместе против коррупции» -кл.руководитель Тиханова Л.В., «Можно и нельзя»-2 кл. Зотова Г.А..5кл. . Мероприятия прошли на хорошем методическом и эмоциональном уровне (см. справки по восп. работе).Классные руководители продемонстрировали разнообразные формы и методы работы с детьми: тренинг общения, игры, устный журнал, диспут. Удалось обеспечить взаимопосещение и анализ открытых классных часов и мероприятий. Проводились внеклассные мероприятия на базе школьной библиотеки На методических совещаниях и самостоятельно, изучались нормативные документы, методическая литература. Все классные руководители посещали совещания МО, выступали с сообщениями и предложениями.

Была проведена проверка выполнения планов воспитательной работы в 1-11 классах. Проверка показала:

  1. Содержание планов кл. руководителей соответствует содержанию общешкольного «Плана воспитательной работы на 2014-2015 учебный год».

  2. Во всех планах имеются обязательные разделы .Классные руководители отмечают проведенные мероприятия, имеется краткий анализ

  3. Все классные руководители провели запланированные родительские собрания с установленной тематикой, проводятся индивидуальные родительские консультации с вызовом родителей в школу. Протоколы собраний ведутся

  4. Классные руководители имеют планы индивидуальной профилактической работы с учениками из неблагополучных семей. Планы выполняются, имеются акты посещений, отчеты .

  5. Во всех классах выполняются планы по ПДД, что отмечается в планах и классных журналах.

  6. Почти все запланированные воспитательные мероприятия проведены, что сказывается на активности учащихся в общешкольных и районных мероприятиях. Нет ни одного ученика, который не принял бы участие в каком-либо мероприятии. Участие воспитанников в делах школы также отмечается, анализируется в планах воспитательной работы.

Классным руководителям было рекомендовано своевременно вносить изменения в планы воспитательной работы, больше уделять внимания диагностике.

Проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем учебном году:

  • роль диагностики в работе классного руководителя;

  • работа с родителями подростков;

  • здоровье школьника;

  • воспитание общей культуры поведения

В целом работу МО классных руководителей в 2014-2015 учебном году можно признать удовлетворительной, считать цель частично достигнутой.

Необходимо активизировать работу МО в следующих направлениях:

Наиболее полно обобщать передовой опыт классных руководителей, пропагандируя его как через проведение открытых мероприятий, так и путём оформления папок о творческой деятельности классных руководителей; обратить внимание на мониторинг деятельности классных руководителей;

Внедрять новые формы обобщения и распространения опыта работы, что будет способствовать достижению главной цели МО - повышению профессионального мастерства классных руководителей

Подводя итоги воспитательной работы за истекший учебный период, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи. План внеурочной деятельности на 2014 - 2015 учебный год реализован на 60%. Остальные дела (40%) не были проведены по объективным причинам, их отсутствие никак не сказалось на общих результатах работы. В течение года неоднократно приходилось вносить коррективы в планы в связи с приходящими извне директивами (письма, постановления, распоряжения и т.п.). Все мероприятия соответствовали возрастным и психологическим особенностям детей, были направлены на реализацию поставленных задач, и имели место в воспитательной системе школы. На сегодняшний день о школе можно сказать следующее:

  • Во всех делах школы принимают участие все классы в меру своих сил и способностей.

  • В большинстве классов классные часы проходят регулярно, в соответствии с планом. При выборе тем классных часов педагоги руководствуются «Циклограммой проведения классных часов». Всё чаще к проведению классных часов привлекаются ученики, проводятся совместные классные часы.

  • В воспитательный процесс включен весь педагогический коллектив школы.

  • Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока,

воспитание вне школы.

  • Складывается система стимулирования активных учеников (линейки, «Успехи года»).

  • Более высокий уровень вовлечённости школьного коллектива в дела муниципального уровня.

  • Сохраняются и преумножаются традиции школы (комплекс традиционных дел и мероприятий в школе).

  • Ведется сотрудничество и взаимодействие с организациями - субъектами системы воспитания.

  • Разрабатывается диагностический инструментарий для проведения мониторинга воспитательной работы школы, а также для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка.

Можно считать, что, в целом, пед. коллектив уделял большое внимание вопросам воспитания. За учебный год было сделано немало, но остаются проблемы, существенно осложняющие организацию воспитательной работы и над которыми необходимо работать:

  • Педагоги не всегда могут сформировать у школьников активную гражданскую позицию, систему ценностей здорового образа жизни и способности противостоять вредным привычкам.

  • Имеет место ряд нарушений Устава школы подростками. Не у всех обучающихся сформировано чувство сознательной дисциплины, негативное влияние на отдельных обучающихся оказывает социальная среда. Необходимо больше внимания уделять основам культуры поведения.

  • Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками и взрослыми, в процессе обучения и воспитания имеются трудности в работе с неблагополучными семьями.

  • Большая учебная нагрузка у детей, в связи с чем обучающимся трудно выбрать свободное время для внеклассной деятельности, участия во внеклассных мероприятиях.

  • Не всегда обучающиеся охвачены таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям.

  • В конкурсах участвуют одни и те же обучающиеся и педагоги. Трудно внедряются современные формы, методы и приёмы воспитательной работы (слабо развито самоуправление в классах).

  • Уровень посещаемости родительских собраний в 5-9 классах низкий, что негативно влияет на поведение обучающихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом, нежелание развиваться творчески, физически, интеллектуально, что в свою очередь влияет на рост правонарушений среди детей и подростков.

В целом поставленные задачи воспитательной работы в 2014 - 2015 учебном году можно считать решенными частично. На основе тех проблем, которые выявились в процессе работы, можно сформулировать задачи на следующий учебный год:

  1. Повышение научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.

  2. Активизация внеклассной работы учителей - предметников по организации познавательной деятельности школьников.

  3. Активизация психолого-диагностической работы в школе. Совершенствование работы по изучению личности обучающегося и классного коллектива.

  4. Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах.

  5. Активизация деятельности МО классных руководителей. Стимулирование работы классных руководителей к обмену передовым педагогическим опытом, внедрению в практику новых педагогических технологий.

  6. Развитие единой системы школьного и классного ученического самоуправления, поддержание творческой инициативы, активности обучающихся во всех сферах деятельности, создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД.

  7. Совершенствование работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимальное привлечение детей группы "риска" к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций.

  8. Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.

Заместитель директора по ВР Купцова М.Г



© 2010-2022