Программа кружка Азбука здоровья

Раздел Воспитательная работа
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района

Костромской области


«Рассмотрено»

на заседании учителей начальных классов

Протокол №

«____»__________________

Руководитель РМО начальных классов ___________Г.А. Крошкина




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Е.С. Смирнова

«____»_________________



«Утверждаю»

Директор

МКОУ Октябрьская СОШ

_____________М.В. Чистякова

Приказ №

«__»_______________





Программа кружка

«Азбука здоровья»



Разработчик воспитатель ГПД

1 квалификационной категории

Георгица Наталья Николаевна



















п. Октябрьский

2015 - 2016 учебный год

  1. Пояснительная записка

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.

Цели:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Организация образовательного процесса

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 1 класса в возрасте от 6 до 8 лет. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» состоит из 7 разделов:

  • «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

  • «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

  • «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

  • «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

  • «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;

  • «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

  • «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Объем программы:

На реализацию кружковой работы «Азбука здоровья» в 1 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю)

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • основы развития познавательной сферы;

  • свои права и права других людей;

  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

  • знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • различать «полезные» и «вредные» продукты;

  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

  • заботиться о своем здоровье;

  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.



  1. Описание содержания разделов.

1. Вводное занятие. (1 ч.)

Знакомство с целями и задачами кружка. Инструктаж по технике безопасности.

2. Дружи с водой. (2 ч.)

Советы доктора Воды.

Друзья Вода и Мыло.

3. Забота о глазах. (2 ч.)

Глаза - главные помощники человека.

Гимнастика для глаз.

4. Уход за ушами. (2 ч.)

Чтобы уши слышали.

Игры в круге.

5. Уход за зубами. (2 ч.)

Почему болят зубы? Чтение сказки о «Волшебной щетке».

Просмотр презентации «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».

6. Уход за руками и ногами. (2 ч.)

«Рабочие инструменты» человека. Пальчиковые игры.

Рисование пальчиками.

7. Забота о коже. (2 ч.)

Зачем человеку кожа? Если кожа повреждена.

Игры, направленные на развитие сенсорных ощущений.

8. Как следует питаться. (2 ч.)

Питание - необходимое условие для жизни человека. Овощи и фрукты - полезные продукты».

Просмотр презентации «Полезные и вредные продукты». Конкурс рисунков «Здоровая пища».

9. Как сделать сон полезным. (2 ч.)

Сон - лучшее лекарство.

В гостях у Феи сна.

10. Настроение в школе. (2 ч.)

Как настроение?

Конкурс рисунков «Мое настроение».

11. Настроение после школы. (2 ч.)

Я пришел из школы.

«Мир моих увлечений» фото выставка.

12. Поведение в школе. (2 ч.)

Я - ученик. Мои обязанности в школе.

Составляем комплекс упражнений для утренней зарядки.

13. Вредные привычки. (3 ч.)

Вредные привычки.

Как бороться с вредными привычками?

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!».

14. Мышцы, кости и суставы. (2 ч.)

Скелет - наша опора.

Осанка - стройная спина.

15. Как закаляться. Обтирание и обливание. (2ч.)

Если хочешь быть здоров. Правила закаливания.

Конкурс рисунков «Чтобы быть здоровым».

16. Как правильно вести себя на воде. (2ч.)

Правила безопасности на воде.

Просмотр презентации «Соблюдай правила поведения на воде».

17. Доктора Природы. Обобщающие уроки. (2ч.)

Советы Докторов Природы.

День здоровья.
















  1. Учебно-тематический план

образовательной программы кружка «Азбука здоровья».


№ п/п

№ п/п

Содержание занятия

Количество часов

Общ.

Теор.

Прак.

Вводное занятие.

1

1


1

1

Знакомство с целями и задачами кружка. Инструктаж по технике безопасности.

1

1


Дружи с водой.

2

1

1

2

1

Советы доктора Воды.

1

1


3

2

Друзья Вода и Мыло.

1


1

Забота о глазах.

2

1

1

4

1

Глаза - главные помощники человека.

1

1


5

2

Гимнастика для глаз.

1


1

Уход за ушами.

2

1

1

6

1

Чтобы уши слышали.

1

1


7

2

Игры в круге.

1


1

Уход за зубами.

2

1

1

8

1

Почему болят зубы? Чтение сказки о «Волшебной щетке».

1

1


9

2

Просмотр презентации «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».

1


1

Уход за руками и ногами.

2

1

1

10

1

«Рабочие инструменты» человека. Пальчиковые игры.

1

1


11

2

Рисование пальчиками.

1


1

Забота о коже.

2

1

1

12

1

Зачем человеку кожа? Если кожа повреждена.

1

1


13

2

Игры, направленные на развитие сенсорных ощущений.

1


1

Как следует питаться.

2

1

1

14

1

Питание - необходимое условие для жизни человека. Овощи и фрукты - полезные продукты».

1

1


15

2

Просмотр презентации «Полезные и вредные продукты». Конкурс рисунков «Здоровая пища».

1


1

Как сделать сон полезным.

2

1

1

16

1

Сон - лучшее лекарство

1

1


17

2

. В гостях у Феи сна.

1


1

Настроение в школе

2

1

1

18

1

Как настроение?

1

1


19

2

Конкурс рисунков «Мое настроение».

1


1

Настроение после школы.

2

1

1

20

1

Я пришел из школы.

1

1


21

2

«Мир моих увлечений фото выставка» .

1


1

Поведение в школе.

2

1

1

22

1

Я - ученик. Мои обязанности в школе.

1

1


23

2

Составляем комплекс упражнений для утренней зарядки.

1


1

Вредные привычки.

3

1

2

24

1

Вредные привычки.

1

1


25

2

Как бороться с вредными привычками?

1


1

26

3

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!».

1


1

Мышцы, кости и суставы.

2

1

1

27

1

Скелет - наша опора.

1

1


28

2

Осанка - стройная спина.

1


1

Как закаляться. Обтирание и обливание.

2

1

1

29

1

Если хочешь быть здоров. Правила закаливания.

1

1


30

2

Конкурс рисунков «Чтобы быть здоровым».

1


1

Как правильно вести себя на воде.

2

2


31

1

Правила безопасности на воде.

1

1


32

2

Просмотр презентации «Соблюдай правила поведения на воде».

1

1


Доктора Природы.

2

1

1

33

1

Советы Докторов Природы.

1

1


34

2

День здоровья.

1


1

Всего часов:

34

17

17

.






  1. Методическое обеспечение программы.

Для реализации программы «Азбука здоровья» необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

  • измерительные приборы: весы, часы и их модели, карандаши, краски, альбомы, мелки.

  1. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.






  1. Список используемой литературы.


  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.

  2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа - 2001 - № 12.

  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г.,

  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005.

  6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа - 2005. - № 11.

  7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2004.

  8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  9. Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007.

  10. Л. А.Обухова ,Н. А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья (для 1-4 классов). - М.: «ВАКО» 2004.

  11. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  12. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2003.

  13. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003.

  14. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003.

  15. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.: 1991.

1


© 2010-2022