Классный час на тему: Русь, Россия

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русь, Россия, Родина моя!


классный час в 7-м классе


Цели: воспитание школьников на прошлом, настоящем и будущем России, пробуждение национального самосознания.

обучающая - повторить основные вехи в истории развития страны, способствовать формированию у обучающихся представления о тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего России, понятий "Родина", "Отечество", "патриотизм",

воспитательная - способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма, пробудить у них искреннее, гуманное отношение к святым словам "Родина", "Отечество";

развивающая - совершенствовать знания обучающихся в истории развития страны, способствовать развитию самосознания детей, осмыслению их места в обществе, стремлению занять в нем активную гражданскую позицию.

Учитель:

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, на предыдущем классом часе мы знакомились с понятием "патриотизм", "Родина", "гражданственность". Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим о том что значит быть патриотом своей Родины, возможен ли патриотизм в мирное время и вы являетесь патриотом Родины?
Ребята! Мы живем с вами в огромной стране, которая называется Россией. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордится нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая стихи и песни, посвящённые родной земле… Давайте послушаем как говорят о Родине наши поэты.

Дети читают стихи:



  1. "Родина!" - мы произносим,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.



  1. Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна,

И серёжки светятся на вербе,

И в траве тропиночка видна.

  1. "Родина!" - мы говорим, волнуясь

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность.

Это всё, что мы зовём судьбой.


  1. Родина! Отечество святое!

Перелески, рощи, берега,

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.


  1. Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.


  1. Это позабудется едва ли

И навек останется святым...

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придётся, сердцем защитим.


  1. Родина, Россия, края дорогие, -

Здесь издавна русские люди живут.

Прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Звучит песня "С чего начинается Родина"

А теперь попробуйте высказать свое мнение что для вас значит Родина? Как вы это понимаете?

Высказывание детей:

1.«Родина - Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит».

2. Родина - это земля, государство, где человек рождается. Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Само слово «род» и обозначает древнейшего бога славян Рода.

Учитель: «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Листья - это мы. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Вот как говорил Ушинский "Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и всё в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нам своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от всяких врагов".

Наша Родина называется Россия. А откуда взялось такое название Россия.

Ученик: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло - это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь - страна рек и озёр. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Чёрным морями.

Ученик: Русь - славное место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называют россами. Отсюда и слово «россияне», а страна где они живут,- Россия. Такое название в языке закрепилось с 15 века, когда русские стали объединятся в одно государство.

Ученик: Россия - самая большая в мире страна. Здесь жили и живут люди с особым русским характером. В нём широта души и долготерпение. Здесь всегда жили люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду.

Учитель: И чтобы мы продолжили дальше творить добро и красоту, мы должны знать историю своей страны.

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Разгром шведов и немецких рыцарей дружинниками Александра Невского, битва на Куликовом поле, победа народного ополчения над польской шляхтой во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, разгром шведов под Полтавой, победоносные походы Александра Суворова - это страницы величественной эпохи ратного подвига русского народа в борьбе за свою независимость и национальную честь.

В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которых российский народ снискал почёт, уважение и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.

Сегодня у нас есть возможность перелистать страницы истории нашего Отечества и вспомнить великие победы российского народа.

Назовите народных героев и связанные с ними исторические события, повлиявшие на судьбу России.

Ученик 1:

"Не ходите на Русь!" -

Мономах обращался к соседям.

"Кто с мечом к нам придёт,

От меча и погибнет!" -

Сказал храбрый князь Александр.

И в немеркнущей вечно победе

Правоту своих слов

Справедливым мечом доказал.

Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?

Сколько ж лучших сынов

Отдала ты кровавым врагам?

Ученик 2:

"Не ходите на Русь!" -

Об одном ты просила,

Не к друзьям обращалась,

А только к врагам.

"Не ходите на Русь!" -

Но враги наступали кроваво…

И тогда нам вручила родная страна

Вместе с грозным оружьем

Поля нашей славы,

Наших предков великих

Святые для нас имена…

1-й ученик: XIII век. Русь - под властью Золотой Орды. В 1240 году рать новгородского князя Александра разгромили в Невской битве шведских рыцарей, и в честь этой победы он получил прозвище Невский. А знаменитая битва, которую выиграл Александр Невский, вошла в историю под названием Ледовое побоище. Оно имело огромное значение для дальнейшей истории Руси, которая смогла сохранить единую православную веру.

2-ой ученик: Более века Русь страдала от монгольского ига. Первая попытка избавиться от ненавистного монгольского владычества была предпринята московским князем Дмитрием Ивановичем, по прозвищу Донской. Дмитрий объединил под своими знаменами 23 русских князя. 8 сентября 1380 года началось сражение, вошедшее в историю как Куликовская битва. Сигналом к общему сражению явился поединок богатырей Александра Пересвета и Челубея. Победа на Куликовом поле способствовала росту национального самосознания и ускорило распад Золотой орды.

3-й ученик: В 1611 году в Нижнем Новгороде было организовано народное ополчение во главе со старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Именно они смогли выбить поляков из Кремля и освободить Россию. Петр 1 приказал перенести прах Кузьмы Минина в Спасо-Преображенский собор Нижнего Новгорода и установил на его гробнице памятную плиту с надписью "Здесь лежит спаситель России", а в 1818 году на Красной площади в Москве был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия".

4-й ученик: Александр Васильевич Суворов - национальный герой России, русский полководец, не имевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства. Талантливый и гениальный человек, но прежде всего гениальность его проявлялась в том, что колоссальную энергию русского народа он умел подчинить высокой, осмысленной идее. В 12 лет зачислен в лейб - гвардии Семеновский полк. Прошёл все воинские звания.
Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник «Наука побеждать»
Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.

5-й ученик: Пётр I Великий - последний царь всея Руси, первый Император Всероссийский, выдающийся государственный деятель, дипломат и полководец, вся его деятельность связана с реформами. Во время великой Полтавской битвы, завершившейся полным разгромом шведской армии, Петр I сам повел свои войска и участвовал в сражении наравне со всеми. Он подбадривал и воодушевлял солдат, говоря свои знаменитые слова: "Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние ее"! После Полтавской битвы Петр навсегда закрепил за собой выход к Балтийскому морю. Отныне зарубежные страны вынуждены были считаться с сильной державой Россией

6-й ученик: Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович. Светлейший князь Смоленский, генерал-фельдмаршал. Ученик А.В.Суворова. Участник русско-турецких войн XVIII в., отличился в боях под Алуштой, при осаде Очакова, штурме Измаила, в Мачинском сражении.

В Отечественную войну с 1811 по 1812 г. Главнокомандующий русской армией, измотавшей и разбившей армию Наполеона.

7-й ученик: 1812 год. Войска Наполеона вторглись в Россию и заняли Москву. Жертвуя Москвой, Кутузов решил сохранить армию, чтобы продолжить борьбу с врагом: "Доколе будет существовать армия, - сказал он, - с потерей Москвы не потеряна еще Россия. Но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия". Но Москва встретила завоевателя не очень гостеприимно. Нехватка продовольствия и фуража вынудила Наполеона покинуть Москву и отступить по разоренной старой Смоленской дороге. 5 декабря 1812 года Наполеон оставил свою армию и вернулся в Париж. На вопрос, в каком состоянии находится армия, он ответил: "Армии больше нет". Отечественная война 1812 года пробудила чувства национального самосознания русского народа, вызвала небывалый патриотический подъем.

8-й ученик: Сегодня мы еще раз вспоминаем о Великой Победе ХХ столетия. Это наши деды и прадеды ценой огромных потерь, отстояли наше право на жизнь. Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжёлой, кровопролитной, как война 1941- 1945 гг., не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа и здесь тоже есть свои герои.

9-й ученик: Жуков Георгий Константинович. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза. Участник Первой мировой и Гражданской войн, кавалер двух Георгиевских крестов. В 1939 г. командовал Советскими войсками в боях на реке Халхин-Гол. В январе-июле 1941 г. - начальник Генерального штаба. В 1941-1942 гг. - командующий войсками Резервного, Ленинградского и Западного фронта. С августа 1942 г. - 1-й заместитель Наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомандующего. Координировал действия фронтов в Сталинградской битве, при прорыве блокады Ленинграда, в битвах под Курском и за Днепр, в операциях на Правобережной Украине и в Белоруссии. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии. с 1955 по 1957 г. - министр обороны СССР.

10-й ученик: На фронтах Великой Отечественной войны тысячи саратовцев проявили высокую боевую доблесть. За мужество и героизм, проявленные в боях, 47 тысяч солдат, сержантов и офицеров-саратовцев были награждены орденами и медалями. Более 200 воинов-саратовцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Всему народу известны имена Героев Советского Союза: генерал-майора. И.В. Панфилова, уроженца г. Петровска, политрука В.Г. Клочкова-Диева, уроженца с. Синодское, Саратовского района, слова которого прозвучали на всю страну: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!"

Виктор Васильевич Талалихин, лейтенант, командир эскадрильи, «ночной ас», произвёл более 60-и боевых вылетов.

Местный материал: Карев Евдоким Андреевич (Галяутдинова Вероника)

Учитель: Наша Родина имеет богатую историю, вам предстоит изучать ее, и каждая её страница будет вызывать у вас неподдельное чувство гордости. Все мы - дети великой России.

Ребята, сегодня много негативного можно услышать в адрес современной молодёжи, называя её "потерянным поколением", у которого нет ни идеалов, ни высоких стремлений, ни чувства любви к своей Родине, к России. А так ли это?

Чтобы узнать ваше мнение по этому поводу, давайте попробуем дать ответы на следующие вопросы:

  • Считаете ли вы себя патриотом России? Если "да", то в чём это проявляется? Если "нет", то почему?

  • Возникало ли у вас чувство гордости за Россию? Если "да", то в каких ситуациях?

  • Чем, на ваш взгляд, может гордиться Россия?

  • Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

По словарю Даля, патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите.

Всеми поступками, направленными на созидание, движет великое чувство - любовь, перерастающее из любви к матери в любовь к своей Родине. Время быстротечно. На смену старшему поколению непременно придут сегодняшние школьники. И именно молодёжи предстоит сделать Россию лучше. Для того чтобы приумножить богатства своего края, своей Родины, необходимо быть грамотным, высокообразованным человеком. А ещё человек должен жить с чувством патриотизма в душе. Но что такое Родина? Это не только цветущие сады и луга, ласковое море, красивые уютные дома… Это и незасеянные поля, горы мусора, покосившиеся домишки, в которых опасно жить… Это и бандитские выстрелы, которые звучат в мирных городах, это погибшие в Чечне мальчишки… Можно ли любить такую Родину? Мы не хотим и не должны мириться с помойками, с тяжёлым положением стариков и т.д., но равнодушными к этому мы быть не можем. Гражданин Отечества должен переживать боль и трудности своей Родины, хотеть перемен в обществе, самому действовать там, где есть возможность. Мир огромен, красив, но нет на свете лучше той земли, лучше той страны, в которой ты родился.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, но и в уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Патриотизм возможен и в мирное время.

Давайте попробуем составить ассоциативный ряд на тему «Кто такой патриот?»

Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.

Тот, кто любит и не забывает своих родителей, свой дом.

Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

Кто любит и охраняет природу.

Готов встать на защиту Отечества.

Отстаивает престиж своей страны.

Знает государственную символику.

Готов отдать Родине свои силы и способности.

Кто украшает Родину своим трудом.

Строит своё будущее, связывая его только со своим Отечеством.

Знает свой родной язык.

Знает историю соей страны, гордится своими предками.

Учитель: Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в разговоре - размышлении, за искреннее мнение. Я верю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Очень хочется, чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, нашей огромной России.

8


© 2010-2022