- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Внеклассное мероприятие Птицы зимой
Внеклассное мероприятие Птицы зимой
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гончарова С.С. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа №4 г. Снежное Донецкой Народной Республики
Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"
Подготовила:
Гончарова Светлана Сергеевна
учитель русского языка и литературы
2016 г.
Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"
Цель: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Задачи:
Образовательные:
-
Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
-
Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности школьников.
-
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
-
Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края.
-
Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.
Воспитательные:
-
Помочь осознать главные этические законы жизни человека - любви, добра, справедливости к окружающему миру.
-
Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.
Развивающие:
-
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
-
Развивать в детях ответственность за тех кого приручили.
Методы и приемы:
Игровой, словесный, наглядный.
Оборудование:
-
рисунки птиц,
-
кормушки,
-
выставка книг о птицах,
-
видео-фильм «Покормите птиц зимой», «Зимующие рядом с нами птицы»
-
эпиграфы на плакате,
-
выставка сочинений о птицах.
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит мелодия из передачи " В мире животных".
Внимание! Начинаем очередной выпуск телепередачи "В мире животных".
Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.
( Звучит запись с голосами птиц)
Учитель. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь в нашей передаче?
Сообщение темы занятия.
Тема передачи "Птицы зимой".
Прочитайте стихи на доске и скажите, какой эпиграф подойдёт к нашей теме:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя, на солнце, снег лежит.
( А. С. Пушкин.)
Поговорим о маленьких синицах
И о других зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уж замелькают скоро снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.
II. Знакомство с новым материалом.
Учитель. Сегодня в нашей телестудии две команды, которые продемонстрируют свои знания о зимующих птицах.
За первым столом команда:
Дети отвечают: "Галчата"
За вторым столом команда:
Дети отвечают: "Воробьишки".
На столе лежат вопросы и задания. Надо прочитать их и подготовить ответы. (Дети работают около 3-4 минут).
Вопросы 1-й команды.
-
Как называют птиц, которые на зиму не улетают из родных мест?
-
Каких зимующих птиц вы знаете?
-
Где их можно встретить?
-
Опиши внешний вид дятла.
-
Почему дятел не улетает на зиму из родных мест? (Обрати внимание как дятел сидит на дереве, на строение лап, хвоста.)
-
Какие виды дятлов занесены в " Красную книгу"? Почему дятлов надо охранять?
Вопросы 2-й команды.
-
Опиши внешний вид воробья. Что интересного из жизни воробья вы знаете?
-
Где зимой птицам можно добыть еду?
-
Почему птицы селятся ближе к жилью человека?
-
Где ночуют птицы зимой?
-
Каким кормом можно подкармливать птиц?
( На фоне музыки говорит учитель.)
А сейчас мы вместе с вами перенесёмся в зимний лес, чтобы понаблюдать за жизнью птиц зимой ( видеофильм «Зимующие рядом с нами птицы »)
Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И, кажется, нет никого во всём лесу.
Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить: большую синицу, лазоревку, чёрную синицу. Они отличаются окраской перьев и величиной, но несмотря на отличия у синиц разных видов есть много общего.
Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев. Гнездо синицы строят общими усилиями (самка и самец), из тонких веток, сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом. Летом самка кладёт 10-15 яиц, насиживает их в течение двух недель. Кормят своих птенцов оба родителя, принося в гнездо корм 300-350 раз.
Зимой синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду где есть, кормушки синицы посещают их. Синица уничтожает вредителей, не только летом, но и зимой, они добывают насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой.
По соседству с синицами можно встретить поползня.
То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка - поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает.
Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парами, клюв прямой, довольно длинный, как "кинжальчик". Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая, живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых.
Кроме этих птиц в наших лесах остаются: тетерева, глухари, куропатки (показываю рисунки).
Это промысловые птицы. Промысловая птица - является предметом промысла, человек охотится на неё, употребляя в пищу мясо.
Ребята, а каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Остаются у нас на зиму: вороны, сороки, воробьи, сойки, галки, овсянки, зяблики, чижи, совы. Их называют зимующими птицами или оседлыми. Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг.
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?
В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Прочитайте высказывание на доске: "Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями".
Как понимаете выражение?
Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.
Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?
Почему кормушки для птиц надо, каждый год, устанавливать в одном и том же месте?
Чем можно кормить птиц?
Учитель. Об этом в нашей передаче расскажут корреспонденты, которым было поручено взять самое интересное интервью у птиц.
Ученик 1: Я снегирь. Моя родина - хвойные леса северной тайги. Там мы устраиваем гнёзда и выводим птенцов. В октябре мы образуем, стаи и улетаем зимовать в ваши леса. В ваших краях для нас тепло, в лесу много ягод и семян. Особенно я люблю ягоды рябины, семена ольхи, ясеня, клёна.
Ученик 2: А я клест. В народе меня называют "северным попугайчиком". Наша родина хвойные леса тайги. Получили мы такое название, что подобно попугаям мы искусно лазим по деревьям, цепляясь за ветки клювом и лапами. Клюв у нас имеет совсем особую форму верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Такая форма носа помогает мне ловко шелушить шишки.
.Ученик 3: Я воробушек - маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переношу холод. Когда нам холодно, мы прячем лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Мы чистоплотные, постоянно охорашиваемся, охотно купаемся в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: «Вора бей» так и остались мы воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.
Ученик 4: Дятел - у меня красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Я один из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, я никогда не улетаю на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питаеюсь летом древесными насекомыми, а зимой- семенами хвойных деревьев.
Учитель. Птицы, которые к нам прилетают на зиму называются птицы - кочевники. Они проводят у нас зиму, а весной улетают на свою родину в северные леса тайги.
III. Физминутка.
IV. Закрепление изученного материала.
Мы уже говорили о том, что зимой птицам тяжело найти корм. Проведём соревнования чья команда быстрей сделает кормушку. (У 1 команды пустой пакет из под сока. У 2 команды пакет из под молока.)
Желательно кормушку сделать из дерева, с крышей, чтобы снег не засыпал корм. (Показываю образец кормушки.)
(Дети изготавливают кормушки.)
Все кормушки мы повесим в школьном саду.
На доске рисунок кормушки.
А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на кормушку?
(Учитель загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с птичкой и прикрепляет на кормушку.)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дереву шныряет
Крошки собирает
( Воробей.)
Зимой на ветке яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ...
(Снегири.)
У неё глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
( Сова. )
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)
Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синица.)
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
( Ворона.)
Вот сколько птиц прилетело на кормушку.
Просмотр фрагмента фильма "Покормите птиц зимой"
Каких зимующих птиц вы увидели в лесу?
Составляем выставку рисунков на доске.
Обращаю внимание детей на выставку книг о зимующих птицах.
V. Итог занятия.
Что интересного, нового вы узнали из нашей передачи?
Что вам больше всего понравилось?
Ребята, вы хорошо справились с заданием. Мы все услышали много интересного о птицах. На эту тему можно говорить бесконечно, но для этого надо много знать о жизни птиц. Поэтому вы дома будите наблюдать за жизнью птиц, подкармливать их .
Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: " Охранять природу - значит охранять свою Родину".
Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.
Ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой» (Александр Яшин)
-
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
-
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Просмотр фрагмента фильма "Птицы в лесу"
- Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы - это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
Наша передача подошла к концу. На память о ней я хочу вам подарить вам призы (закладка для книг с изображением птиц).
Звучит музыка из передачи " В мире животных".