Портфолио классного руководителя. Презентация

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Амурск Амурского муниципального района Хабаровского края.

Автор: Соловьева Зинаида Владимировна

г. Амурск

2016г.Портфолио классного руководителя. Презентация.

Жизнь 3, или три шага в жизнь


«Мое понимание смысла жизни: мы пришли сюда, чтобы развиваться, развиваться сознательно, духовно. И это развитие я называю жизнью. Жизнь - это школа, мы делаем ошибки и учимся. Переходим из одного класса в другой. Мы должны совершать ошибки, без них мы бы не развивались. Каждый совершает ошибки, нет человека, который не совершает их. И теперь люди должны это понимать, не осуждать человека за ошибку, а, наоборот, помочь, если ты прошел через это и осознал. А понимание - это как раз любовь, принятие человека таким, какой он есть. Жизнь развивает нас разными ситуациями, в которых мы делаем тот или иной выбор. И от этого выбора зависят последствия. И каждый ответственен за свою жизнь. Мы - сознание, душа и мы развиваем себя».

отрывок из блога Wview.

Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

«Три шага в жизнь» - это воспитательная программа рассчитана на 5 лет, направленная на духовно-нравственное развитие, воспитание и социализации обучающихся.

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

  • освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;

  • вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;

  • овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.

Этапы, срок реализации

Основные направления

Содержание, виды деятельности и формы занятий.

Первый шаг «Помоги мне»

(5-6 класс)

2015-2017гг.

- обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности, гуманистических, демократических и традиционных ценностей, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности, гражданской позиции;

- формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству;

- включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации: приобщение обучающихся к общественной деятельности, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных объединениях;

- формирование партнерских отношений с родителями (законными представителями) в целях содействия социализации, обучающихся в семье;

- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования;

- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни;

- формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе;

- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства;

- внеурочной деятельности «ситуаций образцов» проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми;

- общения с представителями различных культур;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к Отечеству, который обеспечивается в ходе внеурочной деятельности (воспитательных мероприятий);

- приобщение обучающихся к школьным традициям, в деятельности детско-юношеских организаций и движений, в школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в военно-патриотических объединениях, в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;

- приоритет принадлежит культивированию в укладе жизни школы позитивного образа компетентного образованного человека, обладающего широким кругозором, способного эффективно решать познавательные задачи через пропаганду академических успехов обучающихся, поддержку школьников в ситуациях мобилизации индивидуальных ресурсов для достижения учебных результатов;

- Дни открытых дверей;

- Экскурсия;

- Предметная неделя;

- Олимпиады по предметам;

Второй шаг «Я сам»

(7-8 класс)

2017-2019гг.

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации: приобщение обучающихся в ученическое самоуправление, участие обучающихся в благоустройстве школы, класса, города;

- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

- формирование партнерских отношений с родителями (законными представителями) в целях содействия социализации, обучающихся в семье, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования;

- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни.

- формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе;

- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства;

- информационное и коммуникативное обеспечение рефлексии обучающихся межличностных отношений с окружающими;

- совместные дела и мероприятия внеурочной деятельности, Интернет-ресурсы;

- участие в ученическом самоуправлении, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

- приоритет принадлежит культивированию в укладе жизни школы позитивного образа компетентного образованного человека, обладающего широким кругозором, способного эффективно решать познавательные задачи через пропаганду академических успехов обучающихся, поддержку школьников в ситуациях мобилизации индивидуальных ресурсов для достижения учебных результатов;

- Дни открытых дверей;

- Экскурсия;

- Предметная неделя;

- Олимпиады по предметам;

Третий шаг «Я умею»

(9 класс)

2019-2020гг.

- идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу;

- социальная самоидентификация обучающихся в процессе участия в личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

- формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии;

- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования;

- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни;

- формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе;

- формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства;

- информационное и коммуникативное обеспечение рефлексии обучающихся межличностных отношений с окружающими;

- достижения взаимопонимания в процессе диалога и ведения переговоров;

- партнерства с общественными организациями и объединениями, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных).

- приоритет принадлежит культивированию в укладе жизни школы позитивного образа компетентного образованного человека, обладающего широким кругозором, способного эффективно решать познавательные задачи через пропаганду академических успехов обучающихся, поддержку школьников в ситуациях мобилизации индивидуальных ресурсов для достижения учебных результатов.

- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

- «Ярмарка профессий»;

- Экскурсия;- Предметная неделя;

- Олимпиады по предметам;

-Конкурсы профессионального мастерства.

Планируемые результаты:

1. Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

2. Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

3. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.

4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества (взрослых и сверстников). Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед классным руководителем новые цели, для этого необходимо внедрение новых технологий. Таким технологиями, на мой взгляд, могут быть коучинговые технологии. В этом направлении я новичок, занимаюсь самообразованием год. Хотя коучинг технология не распространёна, но пользуясь Интернет-ресурсом, можно ознакомиться с различными инструментами коучинга, и применять их в воспитательной системе с учетом возрастных особенностей детей. Например, коуч-инструмент «Мировое кафе», способ организации проектной - исследовательской деятельности. Технику «Мировое кафе» считаю наиболее эффективной для работы над проектами, особенно творческими. Смысловая ценность субъектной творческой деятельности является предметом ценностного осмысления обучающихся с позиции значимости для личностного саморазвития и успешной самореализации. С помощью данного инструмента я правила проектно-исследовательскую работу по теме «Школа - территория безопасности».

Техника «Мировое кафе» применяется для:

  • решения комплексных проблем,

  • получения ответа на несколько вопросов,

  • принятия нестандартных решений,

  • объединения нескольких точек зрения,

  • планирования групповой работы,

  • подведения итогов проекта, конференции, обучения, года,

  • обмена опытом.

Работа проходит в пять этапов:

  1. В течение 3-5 минут ведущий рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате. Участники объединяются в группы от 3 до 7 человек. Если цель встречи - найти решение трех ситуаций, то и групп будет три. В каждой группе выбирается «хозяин стола». Хозяину стола дается дополнительная инструкция: «Вы являетесь хранителем знаний вашей группы. Ваша задача - фиксировать информацию и передавать наработанное последующим группам. Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Все идеи принимаются без критики». Каждая группа получает по листу флип-чарта и маркеру для записи идей. На листе написано название обсуждаемого вопроса. Как вариант, можно записывать идеи на стикерах и клеить их на флипчарт.

  2. Участники получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос. Хозяин стола без критики фиксирует идеи.

  3. По команде ведущего участники меняются столами (обычно по часовой стрелке). Хозяин стола остается, приветствует новую команду, вводит в тему и рассказывает о том, что наработано прошлой группой. Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности можно записывать новые идеи маркером другого цвета, в другом секторе листа. Продолжительность этого этапа также обычно 10-20 минут. Следующий переход опять происходит по команде ведущего. Количество переходов зависит от количества столов, но не более пяти. Время обсуждения постепенно сокращается до 7-15 минут, потом до пяти.

  4. Команды возвращаются за свои столы (те столы, за которыми они начинали работать) и подводят итоги обсуждения, систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно на листах флип-чарта или специальных фасилитационных досках. Например, можно выделить 5 ключевых идей.

  5. Хозяин каждого стола презентует результаты всей группе. Обсуждение.

Таким образом, в рамках четкой структуры и понятных правил создается непринужденная доброжелательная атмосфера «Worldcafe». С помощью этого метода можно за период от сорока минут до трех часов собрать информацию, объединить видение, найти ответ на вопросы. Достаточно лишь соблюдать следующие принципы проведения:

  1. Оставайтесь в рамках контекста.

  2. Создайте уютную доброжелательную атмосферу.

  3. Подготовьте вопросы.

  4. Поощряйте участие каждого.

  5. Используйте обмен разными точками зрения.

  6. Прислушивайтесь, как к привычным идеям, так и к неожиданным.

  7. Делитесь коллективными открытиями.

Итак, метод «Мирового кафе» можно использовать как для сбора идей, так и для объединения накопленного опыта. Используйте его для подведения итогов конференции, обмена опытом перед стартом проекта, поиска нестандартного подхода, выявления скрытых знаний в компании. Общее число участников может быть от шести... практически до бесконечности.

Мониторинг и диагностика уровня воспитанности, предлагаю включить несколько видов методик:

  1. Оценка уровня воспитанности учащихся (в начале и в конце года) (Приложение №1)

  2. Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников (в начале и в конце года) (Приложение №2)

  3. Методика «Социально - психологическая самоаттестация коллектива» (первые два года в конце каждого полугодия, а далее в конце учебного года) (Приложение №3)

  4. Методика для изучения социализированности личности воспитанника (в начале и в конце года) (Приложение №4)

  5. Методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнью в школе (в конце каждого полугодия) (Приложение №5)

  6. Методика изучения эффективности воспитательных средств (в конце года) (Приложение №6).

  7. Портфолио воспитанника (в течение года).

  8. Диагностика типа интеллекта по теории Говарда Гарднера (в начале учебного года).

Все результаты мониторинга и диагностики заполняются в информационную карту воспитанника.

Информационная карта воспитанника. ФИО:_________________________________________

Начало года

Конец года

1.

Уровень нравственной воспитанности

2.

Уровень коммуникативной развитости

3.

Уровень социальной адаптированности

4.

Уровень социальной активности

5.

Уровень эмоционального комфорта

6.

Тип интеллекта

Т.о если анализировать результаты мониторингов и диагностик, можно каждому своему воспитаннику построить индивидуальную воспитательную траекторию.

Анкета среди родителей «удовлетворенность уровнем работы классного руководителя»

Цель: получение информации об оценке родителями уровня работы классного руководителя
Утверждения, представленные в анкете, оцениваются от 0 до 5-х баллов:

суждение

5

4

3

2

1

1

Класс, в котором учится мой ребенок, можно назвать дружным

90%

5%

5%

0

0

2

Среди своих одноклассников мой ребенок чувствует себя комфортно

90%

5%

5%

0

0

3

Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с классным руководителем

95%

5%

0

0

0

4

Классный руководитель учитывает индивидуальные особенности моего ребенка

95%

5%

0

0

0

5

Классный руководитель проводит мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку.

100%

0

0

0

0

6

Классный руководитель создает условия моему ребенку для участия в различных мероприятиях, классных делах

100%

0

0

0

0

7

Классный руководитель раз в четверть проводит родительские собрания

100%

0

0

0

0

8

Классный руководитель проводит тематические собрания, а не беседы только об учебе, поведении.

100%

0

0

0

0

9

Классный руководитель систематически проверяет дневник моего ребенка

100%

0

0

0

0

10

Классный руководитель отмечает успехи моего ребенка

100%

0

0

0

0

11

Я доволен работой классного руководителя

95%

5%

0

0

0

итого

97%

2%

1%

0

0








Приложение №1. Оценка уровня воспитанности учащихся.

Анкета для учащихся 4-5-х классов В - всегда, Ч - часто, Р - редко, Н - нет этого качества




Я оцениваю себя

Меня оценивают родители

Оценка классного руководителя

Итоговая отметка




4кл.

5 кл.


4 кл.

5 кл.


4кл.

5 кл.


4кл.

5 кл.

1


3

4


6

7


9

10


12

13

1. Эрудиция:

мне интересно учиться




я всегда выполняю домашние задания,




я люблю читать,




мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы,




я стремлюсь получать хорошие отметки




2. Отношение к школе:

я выполняю Устав школы,




я выполняю Правила для учащихся




я выполняю Правила внутреннего распорядка




я участвую в делах класса и школы




я добр в отношениях с людьми




я справедлив в отношениях с людьми




3. Прилежание:

я старателен в учебе




я внимателен




я самостоятелен




я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью




мне нравится самообслуживание в школе и дома




4. Отношение к природе:

я берегу землю




я берегу растения




я берегу животных




я берегу природу




5. Эстетический вкус:

я аккуратен и опрятен




я соблюдаю культуру поведения




я ценю красоту в своих делах




я вижу прекрасное в жизни




6. Отношение к себе:

я управляю собой, своим поведением




я соблюдаю санитарно-гигиенические

правила ухода за собой




я забочусь о своем здоровье




я умею правильно распределять время учебы и отдыха




у меня нет вредных привычек




Приложение №2

Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников.

Цель: выявление коммуникативной развитости воспитанника

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Ели Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из -за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в классе?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать сое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне коммуникативных способностей воспитанника:

Низкий уровень -0,1 -0,45

Ниже среднего -0,46 -0,55

Средний уровень -0,56 -0, 65

Выше среднего -0,66 -0, 75

Высокий уровень -0,76 -1

Протокол изучения коммуникативных склонностей учащихся

ФИО

количество положительных ответов на нечетные вопросы, х

количество отрицательных ответов на четные вопросы, у

х + у

20

Приложение №3

Методика «Социально -психологическая самоаттестация коллектива»

Цель: выявить степень сформированности коллектива воспитанников.

Необходимо для проведения: каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом. «Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами. Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.

Буквы означают:

Н-никто;

М-меньшинство;

П-половина;

Б-большинство;

В-все.

Н М П Б В 1.Свои слова подтверждают делом.

Н М П Б В 2. Все вопросы решают сообща.

Н М П Б В 3. Правильно понимают трудности, стоящие перед классом.

Н М П Б В 4. Радуются успехам товарищей.

Н М П Б В 5. Помогают новичкам, ребятам из младших классов.

Н М П Б В 6. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.

Н М П Б В 7. Знают задачи, стоящие перед классом.

Н М П Б В 8. Требовательны к себе и другим.

Н М П Б В 9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

Н М П Б В 10. Принципиально оценивают успехи коллектива.

Н М П Б В 11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.

Н М П Б В 12. К своим ребятам и ученикам из других классов предъявляют одинаковые требования.

Н М П Б В 13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

Н М П Б В 14. Знают итоги работы коллектива.

Н М П Б В 15. Сознательно подчиняются дисциплине.

Н М П Б В 16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса.

Н М П Б В 17. Одинаково оценивают общие неудачи.

Н М П Б В 18. Уважают друг друга.

Н М П Б В 19. Радуются успеху новичков и ребят из других классов.

Н М П Б В 20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.

Н М П Б В 21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.

Н М П Б В 22. По -хозяйски относятся к общественному добру.

Н М П Б В 23. Поддерживают принятые в классе традиции.

Н М П Б В 24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.

Н М П Б В 25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

Н М П Б В 26. Не хвастаются перед ребятами из других классов.

Н М П Б В 27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

Н М П Б В 28. Хорошо знают, как обстоят дела друг друга.

Обработка и интерпретация полученных данных. Для перевода буквенных выражений ответов баллы используется шкала:

Н -0 баллов

М -1 балл

П - 2 балла

Б -3 балла

В -4 балла

Затем составляются матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.

Матрица для определения эталонности общности

ФИО

Сумма баллов, х

x

СР балл =------

28

∑ср.баллов

М = --------------------

кол-во уч-ся





Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов воспитанников на количество ответов воспитанников на данный вопросник.

Принято считать, если М составляет не менее 75% от максимально возможной оценки ( в нашем случае М < 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности, если же М составляет 50 -75% ( 2 <М < 3) или менее 50% ( М <2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровнях эталонности общности в восприятии ее членов.

Приложение №4

Методика для изучения социализированности личности воспитанника

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

Ход поведения. Учащимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 -всегда

3 -почти всегда

2 -иногда

1 -очень редко

0 -никогда

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем -то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся -добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав.

8. Считаю, что делать людям добро -это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности воспитанника получают при сложении всех оценок первой строки и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строкой. Оценка социальной активности -с третьей строкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) -с четвертой строкой. Если получаемый коэффициент больше 3, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если он больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что учащийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Протокол изучения социализированости личности

ФИО

коэффициент социальной адаптированности

уровень

коэффициент автономности

уровень

коэффициент социальной активности

уровень

коэффициент нравственной воспитанности

уровень

уровень социализированности

∑коэф.

4

Приложение №5

Методика изучения удовлетворенности учащихся жизнью в школе

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

Ход проведения. ученикам предлагается оценить степень согласия с содержанием по следующей шкале:

4-совершенно согласен;

3-согласен;

2-трудно сказать;

1-не согласен;

0-совершенно не согласен.

1. Я иду на занятия с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые предметы.

9. Я считаю, что школа по -настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся жизнью в школе (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Приложение №6 Методика «Изучение эффективности воспитательных средств»

Цель: изучить эффективность воспитательных средств.

Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить степень влияния ниже перечисленных средств:

-на его отношение к жизни, формирование у него положительных качеств;

Оценивать необходимо по следующей шкале:

3 -положительно повлияло очень сильно;

2 -почти не повлияло;

1 -отрицательно повлияло.

1. Общешкольные дела

2. Классные дела.

3. Взаимоотношения с учителями

4. Взаимоотношения в классе.

5. Взаимоотношения с родителями.

6. Занятия в кружке, секции или другом объединении по интересам.

7. Обстановка в классе.

8. Пример родителей.

9. Пример педагогов.

10. Отношение к Вам Ваших товарищей.

11. Ваше увлечение в свободное время.

Обработка результатов анкетирования.

Эффективность мероприятия можно выразить в процентах по формуле:

∑баллов по каждому показателю

Э = ------------------------------------------------- x 100%

3 x кол-во опрошенных

Воспитательное мероприятие считается эффективным при показателе выше 50%

Приложение №7 Анкета по типам интеллекта (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера).

Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют:

1. Я умело работаю с предметами.

2. У меня хорошее чувство направления.

3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.

4. Я могу легко запоминать слова песен.

5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.

6. Я всегда делаю все поэтапно.

7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.

8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.

9. Я хорошо учусь, слушая других.

10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.

11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.

12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.

13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.

14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.

15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.

16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.

17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.

18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.

19. У меня богатый словарный запас.

20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.

21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.

22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.

23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.

24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.

25. Меня легко вывести из себя.

26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.

27. Я люблю сочинять музыку.

28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты. Обведите номера утверждений, которые вам соответствуют, в бланке ответов в соответствующей строке таблицы. Подсчитайте количество обведенных в строке цифр, и вы узнаете в какой степени у вас представлен тот или иной тип интеллекта. Характеристику каждого типа посмотрите в таблице ниже.

Типы интеллекта

Пункты анкеты

Общая сумма

Лингвистический

5, 9, 19, 20

Математико-логический

6, 11, 22, 28

Визуально-пространственный

2, 12, 18,24

Музыкальный

4, 10, 17, 27

Межличностный

3, 8, 13, 23

Внутриличностный

7, 15, 16, 26

Кинестетический

1, 14, 21, 25

Различные типы интеллекта

Типы интеллекта

Краткая характеристика типов

Рекомендуемые виды
деятельности, упражнения

Лингвистический

Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в «слова»

Доклады, хоровое чтение, устные ответы, ролевые игры и др.

Математико-логический

Быстро решают арифметические задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, «стратегические» игры. Быстро распознают причины и следствия

Построение логических цепочек, построение графиков. Различного рода эксперименты. «Карты памяти» и др.

Внутриличностный

Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой

Самостоятельная работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др.

Визуально-пространственный

Мыслит образами и «картинками». Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии

Рисование схем, карт, составление таблиц. Раскраски, «дорисовки», незаконченные предложения и др.

Музыкальный

Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма

Пение, хоровое чтение. Двигательные упражнения и др.

Кинестетический

Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники

Ролевые игры, двигательные упражнения, спорт. Лепка, танцы и др.

Межличностный

Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей

Ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в роли проверяющего, интервьюирование, участие в театральных постановках и др.

2

© 2010-2022