Доклад Проблемы и возможности духовно-нравственного воспитания в библиотечном пространстве

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Дружбинская средняя школа отдела образования акимата города Костаная»









Доклад

на тему: «Проблемы и возможности духовно-нравственного воспитания в библиотечном пространстве»







Библиотекарь Платошина М.А.













Костанай, 2014

Проблемы и возможности духовно-нравственного воспитания в библиотечном пространстве

«Духовно - нравственное воспитание» - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Изначальная функция библиотеки - сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению.

Как сказал президент РК Н. А. Назарбаев: «... надо остановить распространение духовного вакуума и преодолеть угрозу кризиса морально - нравственных ценностей человечества».

Сегодня библиотекарь - должен стать для ребенка пастырем детского сердца, души, приобщая ребенка к чтению. Мамы и папы зачастую не знают, как помочь детям, что им читать, какие книги выбрать. А ведь потеря интереса к чтению ведет к духовной неграмотности, и в дальнейшем это явление приведет к большим экономическим, политическим и социальным потерям. Президент РК сказал: «Вокруг библиотек всегда концентрировалась жизнь в больших городах и поселках. Воспитание традиций чтения - это то, чем славилась наша страна. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения - это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека».

Какую литературу предлагать современным школьникам? Прежде всего такую, которая оказывала бы влияние на воспитание нравственности в человеке, которая формирует читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников. Это определяется сердцем. Ты читаешь и чувствуешь что-то затаенно чистое, тихое, крепкое духом. Например, Л. Толстой, И. Бунин, А. Чехов и другие писатели. Мне кажется, в этом ряду могут быть и классики «Золотого Фонда детской и юношеской литературы», такие как: В.Быков, Б. Васильев, В. Богомолов, В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Шукшин, Ю. Яковлев, Ю. Сотник, Г. Троепольский, А. Лиханов и многие другие отечественные и зарубежные писатели, как классики, так и современные. После прочтения их произведений возникает незабываемое чувство. Сколько души, где-то щемит в области сердца, радостно и грустно одновременно. На духовном здоровье подрастающего поколения экономить нельзя. Нынешняя молодежь - наше будущее, будущее всей нации. Именно чтение книг, работа со словом помогает детям в трудные периоды их роста, становления, нравственном воспитании и выработки собственной жизненной позиции. Главное - вселить в детей веру, веру в человечность, воспитать нетерпимость к несправедливости, готовность вступить в борьбу с подлостью и обманом.

В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагаем только он - универсальные книжные фонды. Если взглянуть на них с позиции традиционных культурных ценностей, то актуальными окажутся и народная педагогика, сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках; как никогда актуальной становится классическая литература, раскрывающая духовный мир человека и нравственные ценности народа. Более значимыми становятся книги по истории нашей Родины, о ее славных победах, о вкладе Казахстана в мировую культуру. Особое место в круге чтения детей должны занять книги о природе Казахстана, о родном крае.

Задача библиотекаря сегодня - осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения - очень сложная задача. Воспитание детей требует от библиотекаря душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.

Подростковый возраст - пора взросления, становления личности и попытка разобраться во многих душевных переживаниях, понять окружающий мир, людей. Многих моих учеников увлекает стремление разобраться и поразмышлять над вопросами: кто и что оказывает влияние на формирование их характера, что такое настоящая дружба и первая влюбленность, как отличить подлинный героизм от мнимого, как преодолеть в себе чувство обиды и мщения, уметь простить обидчика?

Поэтому для проведения нравственных библиотечных уроков для учащихся 6-7 классов выбрала тему «Нравственные уроки детства», так как детство - лучшая пора жизни человека. Материалом для чтения и бесед стали произведения В. Распутина, В. Солоухина, Ф. Искандера, Ю. Яковлева, В. Драгунского. Школьники стали «свидетелями» диалога писателей о роли детства в жизни человека и сами в свою очередь приняли участие в этом диалоге.

Во время этих бесед задаю примерно такие вопросы рефлексирующего характера:

А вы в жизни пережили что-нибудь подобное?

Знакомы ли тебе чувства, переживаемые героем-рассказчиком?

Можешь ли ты вспомнить ситуацию, когда в тебе шла борьба противоположных начал?

Чему научила эта история главного героя и тебя, читателя?

Можно ли быть рыцарем в наше время?

А вы в жизни переживали чувство одиночества?

Эти библиотечные часы - беседы с юными читателями о нравственности, основная цель которых не только формировать нравственные ценности, но и воспитать восприимчивого и думающего читателя, любовь к чтению, формировать у школьников читательскую самостоятельность, учить вступать в диалог с писателем «без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство».

Во время экскурсии по библиотеке ребята учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: после экскурсий дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки, творческие сочинения.

Таким образом, целью воспитательного процесса на библиотечных уроках будет развитие ценностно-смысловой сферы личности, направленное на формирование приоритета духовно-нравственных ценностей.

Развитие духовной личности невозможно без общения, без диалога с миром, с людьми, без приобщения к другим культурам, без приобщения к духовному опыту без развития коммуникативных компетенций. Не зная языка, обычаев, нравов коренного населения, всей красоты и духовного богатства казахской земли, нельзя суметь в себе выработать глубокое сознание принадлежности к этому краю, чувство высокого гражданского и патриотического долга.

В современных условиях на казахскую литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином Республики Казахстан.

В школьных учебниках, утвержденных министерством образования и науки Республики Казахстан, разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.

Работая в системе, учащиеся разного звена привыкают к мысли, что истинно прекрасное не может кануть в Лету, оно вечно и живет с нами сегодня. Начиная с пословиц о труде, о Родине, о добре и зле, продолжая сказками о животных, волшебными и бытовыми, заканчивая легендами о Кожанасыре, стыдящим хозяина за его гостеприимство только по внешнему виду, или об Алдаре-Косе, проучившему баев за жадность и глупость и Жиренше, заставившего смутиться даже хана за свою глупость, учащиеся убеждаются, что добро побеждает зло, богатство человека создается его трудом, сохраняется благодаря уму, милосердие и человеколюбие украшает человека.

Произведения Абая, М. Дулатова, А. Байтурсынова, Б. Момыш-улы и других убеждает учащихся в том, что древность не дряхлеет, а дает новые импульсы для художественного творчества, есть "вечные" сюжеты и "вечные" образы.

Многие произведения раскрывают духовно-нравственное значение общечеловеческих законов. В результате изучения этих материалов учащиеся приходят к пониманию, что из всего сущего на земле только человек обладает даром слова, отсюда возникает особая моральная ответственность за произнесенные или написанные слова.

Поэтому перед библиотекарями стоит задача: увидеть, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить разнообразие душевных состояний героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое авторское видение сложной нравственной проблемы и характера персонажей.

С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирался на фундаментальный материал средних классов, но в отличии от них строился строго по хронологическому принципу: древнетюркская литература, литература XV-XVIII веков, литература XIX-XX веков.

Для 8-9 классов предлагаем произведения "Большая надпись в честь Кюльтегина", "Книга отца нашего Коркута", "Огуз-наме", "Об искусстве поэзии" Абу Насыр аль-Фараби, Юсуф Баласагуни "Благодатное знание", Ахмед Югинеки "Подарок истин", Ахмад Яссави "Книга изречений", Асан Кайгы, Казтуган-жырау, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау и другие.

Как стать человеком, каким быть человеку? - вот чем озабочены авторы многих произведений.

Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям.

В современном обществе отсутствие нравственных ориентиров и принципов в воспитании, насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни, любви, уважения к честному труду - вот далеко не полный перечень, свидетельствующий о духовно-нравственном состоянии детей и молодежи. Поэтому ведущее значение в содержании современного духовно-нравственного просвещения и образования детей и молодежи должны иметь общенациональные ценности народной культуры. Такие общенациональные гражданские идеалы и ценности, составляя основу семейного и общественного духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи, присутствуют в любом динамично развивающемся социуме, придают ему мобильность, обеспечивают расширенное воспроизводство демографического, культурного потенциалов.

Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что в содержании учебников по казахской литературе для учащихся 10-11 классов наряду с произведениями поэтов эпохи Зар Заман, XIX века, Ш. Уалиханова, Ы. Алтынсарина, Абая Кунанбаева, Жамбыла Жабаева.

В заключении хочется сказать, что в основе духовно-нравственного воспитания школьников на уроках казахской литературы лежит единая образовательная система, библиотекари должны помочь отобрать материал, доступный детям.Мы должны опираться на произведения активно влияют на формирование мировоззрения учащихся, способствуют их духовному и нравственному становлению, вносят определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру.

Список литературы

Н.К. Сариева. Методика преподавания казахской литературы в школах с русским языком обучения. - Алматы. 2002.

Нравственное воспитание. - Москва. "Мысль". 1979.

Адамгершілік саба¢тары. - Алматы. 2001.

М.Ж. К´пеев. Тандамалы. 1 том. - Алматы. 1990.

Г.К. Жесіпова. Машhуртану белестері. - Павлодар. 2005.

Е.Т. Яковлев. Искусство и религия. // Вопросы философии. - 1996. - №2

Н. Килимбетов. Древний период истории казахской литературы. - Алматы. "Санат". 1998.





© 2010-2022