Статья на тему Учитель-это судьба!

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему Учитель-это судьба!Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Колояр Вольского района Саратовской области»













Выполнила:

учащаяся 9-го класса

МОУ «СОШ с.Колояр»:

Никифорова Татьяна


Руководитель:

Ларина Ирина Александровна,

учитель английского языка

МОУ «СОШ с.Колояр»

Адрес школы: с. Колояр,

ул. Ленина, д. 21

тел. 63-2-21



















2016 г.

Когда встал вопрос о выборе темы статьи, я без долгих раздумий уверенно решила - буду писать о Заслуженном Учителе РСФСР, человеке, посвятившем всю свою жизнь нашей школе Львовой Александре Петровне. Александра Петровна более 50 лет проработала в Колоярской школе. Эта статья - попытка рассказать об Александре Петровне Львовой на основе различных источников, которые мне удалось отыскать. Моим вкладом в копилку источников стало беседы с её бывшими учениками, ну и сама работа «Учитель - это судьба». Вся жизнь этого талантливого педагога прожита плодотворно, ей есть, кем и чем гордиться. Но самое главное - её помнят и любят ученики и родная школа.


Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят,

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает

Этих встреч нечастых.

И сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:

Под Новый год не шлём им поздравлений,

И в суете иль попросту из лени

Не пишем, Не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами.

И радуются всякий раз за тех.

Кто снова где-то выдержал экзамен

На мужество, на честность, на успех.

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий,

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей!

Андрей Дементьев

Эти проникновенные строки поэта Андрея Дементьева как нельзя лучше заставляют нас подумать о тех, кто даёт нам знания на всю жизнь, вспомнить учителей, посвятивших свою жизнь воспитанию и образованию детей. Именно они - школьные педагоги - своими руками творят будущее страны, готовя к жизни подрастающее поколение.


Статья на тему Учитель-это судьба!

Александра Петровна Львова родилась 15 мая 1883 года в городе Ново-Маргелана Ферганской области (Узбекистан). Образование получила в Вольской женской Мариинской гимназии, в которую поступила 16 августа 1893 года в возрасте 10 лет. Женская прогимназия в Вольске была открыта в 1871 г. В 1889 г. гимназия стала полной, т.е. в ней стало 7 классов. Как и другие женские гимназии министерства просвещения, Вольская гимназия носила имя ее императорского высочества Марии Александровны, герцогини Эдинбургской (отсюда - «Мариинская»). В такие гимназии принимались девочки всех сословий и вероисповеданий, достигшие 8 лет. В 1870 женские училища были переименованы в гимназии и прогимназии. Женские гимназии состояли из приготовительного, семи основных классов, 8-го педагогического. Первые 3 класса (иногда и больше) составляли прогимназию и могли существовать как самостоятельное учебное заведение. Окончившим 7 классов выдавали аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов - домашней учительницы, а получившим при этом медаль - домашней наставницы Домашний наставник и домашний учитель, педагог, занимающийся воспитанием и обучением детей в семье. В царской России эти звания присваивались лицам, выдержавшим установленные испытания в университете, педагогическом институте, гимназии или уездном училище. Кроме педагогических знаний, требовались "добрые" нравственные качества, русское подданство, православное вероисповедание. Оба звания давали также право преподавать в частных пансионах и в младших классах городских училищ. Женские гимназии присваивали своим ученицам, окончившим основной курс и 8-й дополнительный класс и награждённым золотой или серебряной медалью, звание домашней наставницы, не имеющим медалей, - домашней учительницы.

Домашние наставники считались состоящими на службе по ведомству Министерства народного просвещения; проработавшие более 25 лет имели право на получение от государства пожизненного пособия.

Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Александра Петровна обучалась в ней 7 лет. Окончила полный курс учения с награждением золотой медалью и вручением аттестата 31 мая 1900 года. При окончательных испытаниях оказала успехи: в Законе Божьем, русском языке с церковно-славянским и словесности, математике, географии, всеобщей и русской, естественной истории, истории всеобщей и русской, физике и математической и физической географии, педагогике, гигиене и французскому языку - отлично, чистописании и рукоделии - хорошо. Кроме того она находилась в течение одного учебного года в VIII дополнительном педагогическом классе при той же гимназии, в котором слушала: Закон Божий, педагогику, гигиену, арифметику, дидактику и методику предметов учебного курса женских гимназий, а также упражнялась в педагогической практике и показала отличные успехи. Она подала прошение года о вступлении в должность домашней наставницы, и на основании представленных ею документов ей разрешили преподавать арифметику. Свидетельство выписано 24 апреля 1902 года.

С 1901 по 1903 годы Александра Петровна служила в Царевщинской мужской одноклассной Церковно - Приходской школе.

С 1903 года Александра Петровна преподавала в Колоярской второклассной женской школе, которая была построена в 1900 году. Эта школа давала семилетнее образование со специальностью учительницы начальных классов. В школе обучались девочки не только села Колояра и приселков, входящих в Колоярскую волость, но и девочки других сел и волостей Вольского уезда. Попечителем второклассной школы был поп Внуковский, а старшим преподавателем Александра Петровна Львова. В школе главными предметами обучения был Закон Божий и Ветхий Завет.

В зиму 1929 - 30 годов на территории Колоярского Сельского Совета во всех населенных пунктах проводилась большая работа по ликвидации неграмотности среди всего женского населения. В Колояре был создан ликбез. Этим пунктом руководила Львова Александра Петровна, которая ежедневно по вечерам проводила учебу с неграмотными. Своей упорной кропотливой работой она добилась того, что в течение зимнего периода подавляющее число неграмотных научились писать и читать самостоятельно. Эта работа по ликвидации неграмотности была великим делом в проведении культурной революции на селе.

С 1931 года Александра Петровна была назначена заведующей учебной частью, преподавательницей математики, физики, географии русского языка. В должности завуча Александра Петровна проработала до июля 1959 года. Русский язык и литературу она преподавала до 1951 года, а затем преподавала логику. Проработала Александра Петровна в школе 56 лет. В 1934 году поступила заочно в Саратовский педагогический институт, где проучилась три года. По окончании испытательного стажа педагогической работы в школе в 1939 году ей было присвоено Звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах средней школы. Александра Петровна работала в школе до1959 года, получается ее стаж работы в нашей школе составляет 56 лет.

Профессиональная деятельность Александры Петровны Львовой не ограничивалась уроками. Она учила детей быть активными в жизни, и была общественной активисткой сама. Активная жизненная позиция находила выход в общественной работе. В разное время она была заведующей агитпунктом, общественным распространителем печати, избиралась членом местного комитета школы. В годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы Александра Петровна была наблюдателем гидрологического поста села Колояр. Статья на тему Учитель-это судьба!

За заслуги в области народного образования Президиумом Верховного Совета РСФСР Александре Петровне Львовой присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Талант педагога помогал Александре Петровне находить самый правильный вариант решения любой сложной воспитательной задачи. На её уроках всегда идеальная дисциплина. Её ученики привыкли к тому, что дежурные выполняют свои обязанности без напоминания, молча, не отвлекая просьбой вытереть доску или выйти помыть губку. Без слов, только по глазам, интонации или по тому, как Александра Петровна вдруг назвала ученика, по фамилии, а не по имени, обычно догадываются ребята о своих промахах и, конечно же, стараются исправиться, потому что напоминать дважды учительница не любит.

Научить человека ценить время, необходимое для дела, значит научить его работать, сделать хозяином своей судьбы. Всех, кому приходилось бывать на уроках А.П.Львовой, поражали две особенности: мгновенно, без какой бы то ни было раскачки включение в работу и полное отсутствие организационного момента.

Никто во всей окрестности

Такой урок словесности

Не создавал, как маленький шедевр.

Безжизненные правила,

Предлоги и так далее

Вдруг обретали образ или нерв.

Она всегда была для своих учеников примером человека, влюбленного в литературу, в чистоту русского языка, добросовестного служения детям, безупречной нравственности и чести.







Из воспоминаний Михаила Андреевича Коблова,

выпускника 1942 года.


Статья на тему Учитель-это судьба!

А.П. Львова (справа), 1938 г.

Когда я учился в школе, директором был Михаил Михайлович Бондаренко. Заведующей учебной частью, преподавателем русского языка и литературы являлась Александра Петровна Львова. Это была высокообразованная и очень требовательная учительница. Благодаря А. П. Львовой, мы полюбили отечественную литературу, научились четко и грамотно излагать свои мысли на бумаге.

Из воспоминаний Екатерины Васильевны Бондаренко,

преподавателя Колоярской школы


Статья на тему Учитель-это судьба!

Коллектив учителей Колоярской школы в 1938 году

(А.П. Львова в верхнем ряду слева-направо - 2-я, Екатерина Васильевна Бондаренко - 5-я)

Директором школы в годы Великой Отечественной войны у нас был Петр Акимович Горшков. Учебную работу возглавляла Александра Петровна Львова. Хорошо образованная, предельно требовательная, несколько официальная, волевая, она всегда держалась немножко над нами, а не с нами. Но при таком стиле руководства это нисколько не мешало, ни завучу, ни учителям. По существу, Александра Петровна возглавляла всю работу в школе. У нас действовала четкая система дежурств. Всюду находились дежурные, которым все беспрекословно подчинялись. Несмотря на тесноту, в школе всегда была безукоризненная чистота, отсутствовала беготня. Завуч никогда не делала педагогам и учащимся скидки на войну, отсутствие условий. А условия, даже самые элементарные, действительно отсутствовали. Дети были полуголодны и полураздеты. Бумаги не было. Писали на старых книгах, но до чего же аккуратно! Сшивали тетрадочки определенной толщины, заключали их в корочки, надписывали, отделяли поля. Мы требовали от учащихся грамотности, аккуратности и каллиграфии. Чернил тоже не было. Делали их из сажи, получались не чернила, а какая-то едко-оранжевая жидкость. Иногда дети где-то доставали кусочки фуксина. Это было счастьем для целого класса. Заржавевшие перья очищали чуркой. Все ученические тетради педагогами тщательно проверялись при слабом мерцании фитиля. Потом велась работа над ошибками.

И в этих условиях у нас в школе никогда не прекращалась методическая деятельность. Мы всегда стремились к мастерству.

Да, мы старались делать все возможное. Всегда у нас была действенная и злободневная стенная печать. Мы проводили устные журналы, читательские конференции. Первый десятый класс выпускал даже литературный журнал с рассказами, повестями, стихами и баснями. Помнится, В. Хрестин написал басню "Советский лев и финляндская собачонка", но читать с эстрады стеснялся. А.П. Львова поручила прочесть ее Пете Козыреву. Я долго не могла забыть, как мастерски он "лаял".

Учителя в отпускное время работали в фонд обороны, сдавали облигации государственных займов: других сбережений у них не было.

Статья на тему Учитель-это судьба!

Коллектив учителей Колоярской школы сразу после войны

(А.П. Львова во втором ряду слева-направо - 4-я)






Из воспоминаний Анатолия Ивановича Левщанова,

выпускника 1956 года

«В жизни каждого человека есть свой учитель, без которого все дальнейшее могло бы не состояться. Для меня таким учителем, строгим и ласковым, мудрым и чутким, стала Александра Петровна Львова.

В Колоярской школе учились не только местные дети, но и дети из других деревень. Некоторым ребятам сподручнее было учиться в Павловской, Черкасской, Неверкинской или другой близкой школе. Но многие стремились получить аттестат зрелости именно в Колояре. Высоким авторитетом пользовалась эта школа. Анатолий Иванович Левщанов, будучи выпускником семилетней школы с. Илюшкино Ульяновской школы, вспоминает, как его учитель истории советовал: «Толя, поступай именно в эту школу. В Колояре и люди отзывчивые, и педагоги очень хорошие. Там есть такая преподавательница, которая заставит тебя хорошо учиться, если ты даже вздумаешь лениться. Звать ее Александра Петровна Львова. Запомни это имя».

Благодаря большому опыту, требовательности и сильной любви к своей профессии директора М. М. Бондаренко и завуча А. П. Львовой была подобрана и подготовлена целая плеяда молодых педагогов, которые занимались с детьми целыми днями. Девиз школы - ни одного отстающего. Каждый ученик должен заниматься в каком- либо кружке, дежурство на этажах под руководством старшеклассников и учителя. Каждую субботу проводился тематический или танцевальный вечер.

Директору было легко работать, чувствуя локоть такой педагогической глыбы, как А. П. Львова. Подобные талантливые личности, думается, рождаются раз в сто лет. С огромной благодарностью вспоминаю уроки русского языка и литературы, с которых не хотелось уходить. Спокойный голос, красивая, чистая русская речь, всегда ново, интересно, увлекательно - вот что так влекло меня на уроки любимого учителя. Как громко и торжественно Александра Петровна могла похвалить, так и тактично, мягко могла пожурить. Учительница могла преподавать все предметы: была филологом, художником, музыкантом, психологом. В свое время она окончила гимназию, получила высшее образование. Это была глубоко эрудированная и интеллигентнейшая женщина. Педагогическую деятельность Александра Петровна начинала в Царевщинской школе Балтайского района. Потом переехала в Колояр.

В Колояре Александра Петровна жила вместе с подругами- сестрами Февралевыми. Завуч настолько строго относилась к себе и другим, что это не могло не сказываться на общем уровне подготовки кадров. Ведь многие учителя после окончания ВУЗов под ее мудрым руководством становились высококвалифицированными педагогами. Не случайно А. П. Львовой было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Требовательность у нее была колоссальная. И учащиеся уже знали об этом. Прошло много лет, но мне до сих пор помнится, как старшеклассники воспринимали приход завуча или директора в школу. Стоило им только выйти из дому как тотчас звучала команда: «Всем приготовиться». Учащиеся знали, что если те заметят огрех, никому несдобровать. Виновный, как правило, «исхлопатывал» дополнительное дежурство на неделю.

Александра Петровна организовала из школьников прекрасный хор. У меня оказался баритон, и по предложению Александры Петровны я был «определен в солисты». Я много занимался музыкой с моей незабвенной учительницей. У нее была личная фисгармония, которая из квартиры как-то сама собой «перекочевала» в библиотеку школы Мы приходили сюда в большую перемену, после уроков и занимались музыкой.

После выхода на пенсию мои любимые учительницы решили жить в Саратове. Купили на окраине города домик и попросили меня помочь привести его в порядок. Александра Петровна решила заниматься лекционной работой на заводе электроагрегатного машиностроения, где я работал. А было ей в то время уже более 70 лет. От положенной зарплаты Александра Петровна решительно отказалась. Доказала, что сама лекционная работа приносит ей больше удовлетворения, чем деньги. Характерна деталь общения А.П.Львовой с аудиторией. Если молодежь с трудом справлялась с шумом, лектор доставала из ридикюля свои Ордена Ленина и «Знак Почета» и показывала слушателям. «Если вы меня не цените, - укоризненно говорила она, - то уважайте эти государственные награды!» И в зале наступала тишина. Ибо люди понимали: с ними пришел разговаривать достойный человек!

Александра Петровна была в исключительно добрых отношениях с соседями. Она бесплатно готовила выпускников городской школы к вступительным экзаменам в Саратовские ВУЗы. И в этом были весь характер и жизненное кредо А. П. Львовой, благодарность к которой я храню в своем сердце до сих пор. Александра Петровна скончалась в 1972 году. Наша бывшая учительница похоронена на Воскресенском кладбище Саратова.

Из воспоминаний Зои Степановны Медведевой - Фомичевой,

Выпускницы 1956 года.

Александра Петровна Львова - наш завуч, педагог с большой буквы, которая знала все о всех, имею в виду учеников, знала все предметы. Заменяла любой предмет, у нас не было пустых уроков, мы никогда не шатались без дела, заболел учитель - она здесь. А вообще она нам преподавала логику и психологию. Проводили читательские конференции в МТС. Был задействован почти весь класс. Она учила нас логично мыслить и вырабатывать характер со всеми положительными чертами. Учила любить малую Родину, школу, быть волевыми, целеустремленными, правдивыми и оптимистичными. Сама же она была очень дисциплинированный человек и очень-очень обязательная. В школу она ходила точно в одно время, в 8 часов 10 минут, проходила мимо наших окон, время можно было сверять. Вечером в 4 часа или в 4 часа 30 минут возвращалась из школы.

В школе было очень много цветов. Каждую пятницу цветы «купали» - протирали, поливали, опрыскивали. Инструкцию по уходу получали от А. П. Львовой. Летом Александра Петровна перевозила все цветы в свой двор и сама следила, поливала их. Она вообще была цветовод, овощевод, садовод. Кто не помнит, какие красивые клумбы были в акациях, в сквере «Красной» школы. Там был такой букет цветов, красота, аромат! А какой у нас был пришкольный участок! Все разбито на грядки. Все культуры, разнообразие сортов, и здесь заслуга биологов и завуча.


Статья на тему Учитель-это судьба!

А.П. Львова с учениками, 1954 год

А. П. Львова так расписывала свое рабочее время, каждая минута на счету. Она была заслуженная учительница РСФСР, депутат Верховного совета. К ней шли за советом, за консультацией жители села. Если она не могла что-то разъяснить, то находила каналы, чтоб все выяснить и дать правильный ценный ответ.

Какой это был человек! В 4 классе 1 сентября я не пошла в школу, не смогли купить обувь. Проходя мимо, она резко спросила, почему я не в школе. Узнав ответ, она приказала идти с ней. Сразу зашли в школьный буфет. Там продавались ботинки, портфели, пеналы, ручки и прочее. Она спросила ботинки, заставила меня мерить, отдала деньги, вручила ботинки и срочно велела идти в класс.

Из воспоминаний Нины Николаевны Хуртовой,

Выпускницы 1953 года и преподавателя Колоярской школы

Александра Петровна Львова - заслуженный учитель РСФСР. В школе проработала более 50 лет. Александра Петровна учила и наших родителей, которые часто вспоминают о ней добрым словом. Александра Петровна учила их играть на рояле. Педагог всегда была аккуратно одета. Даже скромная обувь ее казалась красивой для моей мамы. Завуч учила детей играть на рояле, руководила детским хором, называла детей по именам: Марийка, Настенька. Преподавала русский язык, психологию, логику. Самые трудные термины для нас становились ясными и понятными. Александра Петровна следила за чистотой и порядком в школе. Мы с радостью выполняли ее любые поручения: поливали цветы, протирали каждый листочек розы, олеандры. Она учила нас ухаживать за ними, подкармливать удобрениями, чтобы быстро росли и ярко цвели. Хорошо работала общешкольная редакция стенной газеты, а по классам выпускались боевые листки. В школе был порядок и отличная дисциплина. Один раз в неделю на общешкольной линейке подводились итоги учебы, работы ребят. Добрая, щедрая, верная ученикам, вот такой была Александра Петровна! По стопам любимой учительницы пошла и я. Окончила ВУЗ и проработала в Колоярской школе более 30 лет учителем русского языка и литературы. Мое сердце до сих пор благодарно своей первой наставнице.

Из воспоминаний Сергея Михайловича Бондаренко,

выпускника 1971 года.

Александра Петровна Львова была энтузиастом и душой самодеятельности. Перед каждым праздником устраивались концерты для детей и родителей. Школа формировала духовный мир ребят, которые делились своими знаниями с родителями. Происходил процесс взаимного обогащения поколений. Бывшие выпускники часто навещали своих учителей, оказывали шефскую помощь. Наши концертные бригады и команды физкультурников участвовали в районных фестивалях, занимали призовые места на областных конкурсах и состязаниях.

Она всегда была для своих учеников примером человека, влюбленного в литературу, в чистоту русского языка, добросовестного служения детям, безупречной нравственности и чести.

Урок Александры Петровны Львовой - это урок Любви к своему делу! Она стремилась, чтобы каждый ученик понял и осмыслил всё, смог полюбить предмет, который она преподавала. Она оставалась и после уроков, и вела кружки и факультативы, и проводила интересные мероприятия, не считаясь со своим временем, состоянием здоровья, настроением.

Это урок Гордости! Она никогда не опускалась до пререканий, сведений счётов - это было ниже её достоинства! Но Александра Львовна могла и отказать ученику в помощи, если он под словом «помощь» понимал следующее: «Сделайте за меня работу, а я буду благодарен!» И мы понимали, что деньги решают не всё!

И, наконец, это урок Жизни! Работай на совесть, не «канючь», не стони, не думай, что тебе тяжелее всех, работай над собой, люби своё дело, уважай людей, умей в детях видеть достоинства, а в себе недостатки - и всё получится!

Спасибо вам, Александра Петровна от всех Ваших выпускников!

В завершение хочется прочесть строки стихотворения:

Не вечна жизнь. Недолог срок людской.

Уходят ветераны на покой.

Мы благодарны им за честный труд.

Их знания и опыт не умрут.

Старению и годам вопреки

За старшими идут ученики.

Идут года. Вращается Земля.

Растят учеников учителя.

Их мудрый взгляд и добрая рука -

Учебник главный для ученика.

Бессмертно дело, непрерывна нить.

Придут старейших юные сменить.

И примут на оставленном посту

Учителей надежду и мечту.

И потому так заповедь крепка:

«Учитель, воспитай ученика!»

(Л. Сирота)


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Материалы из школьного музея

  2. Воспоминания учеников и учителей:

Бондаренко Екатерина Васильевна

Бондаренко Сергей Михайлович

Левщанов Анатолий Иванович

Хуртова Нина Николаевна

Коблов Михаил Андреевич

Фомичева - Медведева Зоя Степановна

  1. slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Женские%20гимназии/

  2. old-saratov.ru/foto.php?id=1086

  3. consultant.ru/document/cons_doc_ESU_15766/































© 2010-2022