Доклад на тему Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







ВОСПИТАНИЕ ПАТРОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Хисмаева Т. Н. учитель русского языка и литературы

МБОУ «Бажуковская основная общеобразовательная школа»

село Бажуки Кунгурский район Пермский край

Российская Федерация







Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Актуальность патриотического воспитания школьников обусловлена социальной дифференциацией общества и девальвацией духовных ценностей, оказывающих негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции индивида. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового - российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово».

Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков: политических, научных, культурно - исторических, лингвистических.
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Прилагательные полные и краткие» (6 кл.) - Своя земля и в горести мила. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота. Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности - соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны» (5 кл.); Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.).

Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Моё село», «Богатство моего края», «Природа и человек» и др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему "Что значит - быть патриотом". Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова? Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет.

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (6 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения - патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Проверяя первичное восприятие, можно задать вопрос: «Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?». Главный герой-солдат, который с гордостью говорит о славных людях-богатырях, и сравнивает их с «нынешним племенем». («Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»). Следующими могут быть такие вопросы по содержанию стихотворения: «Какие чувства рождает у нас рассказ старого солдата? Каким мы увидели старого артиллериста и других участников сражения?». Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических и прозаических произведениях о войне. В них помещены стихотворения К. М. Симонова, А.Т. Твардовского, Д. И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата - воина. Изучение событий Великой Отечественной войны школьниками, их участие в праздновании Великой Победы служат, прежде всего, восстановлению связи времен, преемственности поколений, без чего не может быть поступательного развития общества.

Беспримерен жизненный и творческий подвиг двух писателей - героев - татарского поэта Мусы Джалиля и чешского писателя Юлиуса Фучика. Находясь в гитлеровских тюрьмах, приговорённые к смертной казни, они нашли в себе душевные силы создать великие предсмертные произведения - «Моабитские тетради» и «Репортаж с петлей на шее». Эти близкие произведения имеют общую цель: рассказать правду о зверствах фашизма, о героической борьбе с ним. Ни пытки, ни издевательские допросы не сломили боевого духа и жизнестойкости этих бойцов. На уроках родной и русской литературы в 6 классе татарской школы обязательно проводится урок, посвященный жизни и творчеству поэта Мусы Джалиля. Например, в 5 кл. изучаем стихотворение «Мои песни». Ребята с большим удовольствием читают наизусть стихи этого великого человека не только в классе, но и на районных конкурсах чтецов, как на русском, так и на татарском языках.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.


Список литературы

  1. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны [Текст]/Воспитание школьников. - 2010. - №5 - с. 4-9

  2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - №6. - С. 59-63

  3. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 93- 101

  4. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 кл.нац.шк.: В 2-х частях. Ч.2/Авт.-сост.: М.Г.Ахметзянов, Л.С.Багаутдинова, Н.Н.Вербовая и др.-3-е изд. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. - с.114-115

  5. Җәлил Муса. Моабит дәфтәрләрә. Факсимиль басма.-Казан:Татар.кит.нәшр., 2000.- 216 бит.

  6. Литература. 6 кл.: учебн.- хрестоматия для образоват. Учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/авт.-сост. М.Б.Ганженко, Н.С. Русина, М.В. Черкезова и др.; под ред. М.В. Черкезовой. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - с.98 -104; с.177-187


© 2010-2022