Статья по воспитательной работе на темуЗастенчивые дети

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов

№44 Центрального района Волгограда»

Педагогическая статья

« Застенчивый ребенок»



Автор : Растегаева Неля Михайловна





Волгоград 2016 год


Среди проблем , которые особенно беспокоят учителя - это трудность детей в установлении контактов, в выражении своего мнения и отстаивании своих прав, неумение заводить друзей , чрезмерная сосредоточенность на себе, негативные переживания одиночества, тревожности и депрессии.

Как правило , застенчивость появляется в детстве и если родители вовремя на это не обратили внимание , то она сохраняется и в последующие годы. И если ребенок в детском саду «просидел» тихонько среди своих любимых игрушек никем не замеченный , то в школе у таких детей возникают большие проблемы.

Ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на уроках , выступать на праздниках , принимать участие в олимпиадах , конкурсах и вот здесь застенчивость проявляется ярче всего во внутреннем напряжении ребенка, в нервных движениях, в состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда ребенок плачет, отвечает односложно , очень тихо, вплоть до шепота, остро реагирует на замечания учителя, шутки детей в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого.

Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства . Его смущают ситуации , в которых привлекается внимание к нему, в которых он должен раскрыть себя. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.

Я не могу сказать , что застенчивость влияет на способности ребенка, на его интеллектуальные способности, но застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается тиками, заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью. Квалифицированные психологи и психотерапевты помогут застенчивым людям справиться со своим "недугом", повысить самооценку, научат свободному общению и взаимодействию с окружающими.

По мнению психологов, коррекционная работа педагога с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:

- повышение уверенности в себе и своих силах;

- развитие доверия к другим;

- снятие телесного напряжения;

- развитие умения выражать свои эмоции;

- развитие навыков коллективной работы;

- развитие навыков самоконтроля.

Существуют некоторые проблемы в диагностике застенчивости.

Сегодня у нас нет достаточного количества методик для диагностики застенчивости младших школьников . Есть своего рода «локальные» диагностические программы, затрагивающие феномен застенчивости (такие, как тревожность, страхи, одиночество, самооценка и др.). Успешность измерения застенчивости младших школьников зависит от умения грамотно расчленить проблему застенчивости и подобрать под все элементы подходящие диагностические инструменты.

Методами измерения застенчивости выступают наблюдение, опрос, интервьюирование, анкетирование.

Чем чревата застенчивость?

Застенчивость негативно сказывается на развитии младших школьников:

- создает социальные проблемы, трудности в общении, в установлении дружеских отношений со сверстниками;

- имеет негативные эмоциональные последствия - депрессия, изоляция, одиночество;

- создает трудности в выражении собственного мнения, оценки, чувств, в проявлении инициативы;

- ограничивает положительную оценку окружающими личных достижений застенчивых людей и их самооценку;

- способствует формированию неправильных оценок личности застенчивого человека, который может восприниматься как высокомерный, недружелюбный, скучный, слабый;

- создает трудности в мыслительной деятельности в присутствии других людей и наедине с самим собой;

- связана с проявлением неконтролируемого физического возбуждения, учащением сердечного ритма и дыхания.

В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, школьного начальства, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

Худший исход - невроз (а состояние застенчивости ведь может варьироваться от «легкой необщительности» до глубокого невроза), депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

Рекомендации родителям застенчивых детей


Родители занимают в жизни ребенка основное место. Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?
Первое, над чем следует задуматься, - это изменение стиля семейного воспитания.
Известный американский психолог и психотерапевт Луиза Хей написала немало книг, в которых говорит о том, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это позволяют себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни. Луиза Хей рекомендует: "Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Себя нужно любить".
Если мы обратимся к пословицам разных стран и народов, классикам-философам, то всюду найдем мудрые мысли типа: "Сам себя не уважаешь - и другие не будут тебя уважать" (японская пословица).
Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.

Основные задачи родителей:


  • Развить у детей позитивное самовосприятие.

  • Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.

  • Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.


Все это в комплексе даст возможность состояться продуктивному общению с людьми.

Позитивное самовосприятие
Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: "Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья". Естественно, прежде всего сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.

Самооценка и уверенность в себе


У застенчивых детей самооценка низкая.
Психологи в психической сфере выделяют важный аспект - самоотношение личности и три подсистемы - самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию.
Эмоционально-ценностное отношение - это не что иное, как оценочная функция, которая чрезвычайно важна. Оценочная функция имеет как положительную, так и отрицательную направленность.


1. Повышение самооценки начинается с похвалы.
2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.
3. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности.
4. Понижайте тревожность всеми возможными способами. Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину.
5. Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.
6. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.

Воспитание чувства собственного достоинства

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей - найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.


В школе педагог может привлекать таких детей как можно чаще к игровой деятельности. Подвижные игры помогут таким детям не только выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, но и установить непосредственные отношения с вами и одноклассниками на основе равенства, сопереживания.

Раскрепощению эмоциональной сферы, способствуют игры - пантомимы, например ,такие как «Угадай эмоцию», « Где мы были , мы не скажем, а что делали - покажем», «Фанты» и другие.
Часто для застенчивых детей бывают подлинные открытия - они узнают о себе столько хорошего, обнаруживают у себя массу достоинств, о которых даже и не подозревали, принимая участие в игре « Комплименты» .
Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью и застенчивостью являются игры - фантазии, такие игры помогают ребенку в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения.
Детям можно предложить игру на воображение , где он сможет самовыразиться в какой-то роли. Например, мысленно превратиться в другого человека, поговорить чужим голосом, придумать ситуации и проиграть поступки, не свойственные ребенку.

Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение . Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками , приобретенный в игре , поможет им лучше справиться с реальными жизненными ситуациями.
Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.
Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.
Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.
Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.

Список литературы

Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

Дениелс Д., Пломин, Р. Индивидуальные различия и проявления детской застенчивости /Перев. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ.-М.: Айрис-пресс, 2005.

© 2010-2022