Доклад: Духовно - нравственное воспитание на минутке чтения

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад: « Духовно - нравственное воспитание на минутке чтения»

Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. В этом плане велика роль минутки чтения. Привить детям вкус к чтению - это значит уберечь их от многих падений на его жизненном пути. Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Именно через минутку чтения происходит формирование мировозрения ребёнка, мы воспитываем отношение к науке, интерес к познанию окружающего мира.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

Главное назначение педагога - быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, воспитатель развивает творческие способности каждого ребёнка . Активность создается совместным творческим трудом.

Задачей воспитателя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.

Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.

Духовно-нравственное воспитание на минутках чтения является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог воспитателя и ребёнка, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.

Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

В своей работе мы ставим перед собой цели и задачи:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку и литературе; сознательного отношения к русской словесности как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие связной устной речи.

Ребята, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

Ребятам нашей группы нравятся произведения о природе животных , которые способствуют воспитанию в детях любви ко всему живому. Детьми нашей группы прочитаны рассказы из цикла книг »Познаю мир». При чтении таких рассказов наша задача привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному , предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет ребят вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте.

Мы часто ставим перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с детьми следует вести так, чтобы вызвать у них эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране школьниками живой природы. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Минутки чтения , посвященные сказкам, становятся минуткой духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение. По теме «Сказки» мы с ребятами рисовали любимых героев, инсценировали понравившиеся отрывки, из солёного теста лепили понравившиеся персонажи. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

Из этого цикла ребята читают такие книги:

Деревягин М - «Русские народные праздники»

Песковацков С «Оружие России»

Седунов П «Мифы и легенды древних Славян»

Щербаков С « Русские святые»

Иванов А «герои России»

Велика роль чтения вслух. Мы воспитатели прочли детям такие произведения как: «Сергий Радонежский», « На берегу Нивы», « Как учились в России», Толстой »Детство, отрочество, юность».

Такое чтение сопровождается коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что минутки чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию детей.

Продуктивной формой минутки чтения может стать ролевая игра. Инсценировка отрывка учит ребят анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д.

Эти задачи реализуются в следующих видах деятельности учащихся:

Познавательная - включающим в себя фольклорные произведения. Поляков С и Залипаев С - читают стихи, загадки , пословицы.

Эстетическая - развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках.

Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания.

На минутку чтения возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности.

В своей работе мы руководствуемся словами В.А.Сухомлинского:

«Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».

Минутка чтения - пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности ребёнка на минутках чтения, состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

На минутках чтения ставятся задачи

воспитывать:

уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;

чувство ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе ;

сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность;

понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

негативное отношение к вредным привычкам;

чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов;

чувство патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства

понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

гуманистическое отношение к людям.

формировать:

духовно-нравственные ориентиры;

гражданское отношение к себе;

потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

гражданское отношение к Отечеству;

верность духовным традициям России;

общественную активность, сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;

сознательное отношение к учебе, развитие познавательной активности, готовность школьников к сознательному выбору профессии;

осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

эстетическое отношение учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

развивать:

значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;

представления о семейных ценностях;

а также:

пропагандировать здоровый образ жизни;

Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели при воспитании духовно - нравственных качеств - формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо прививать детям любовь к книге , которая позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения.

Я могу с уверенностью сказать, что нам , воспитателям нашей взаимосвязи и единым требованиям, удалось привить ребятам любовь к чтению и вложить в них духовно- нравственные качества.

Ребёнок, решающий нравственную проблему при чтении и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать и в жизни правильные собственные решения.



© 2010-2022