Конспект воспитательного мероприятия Масленица

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект мероприятия

Номинация - Методическая разработка

Вид работы - конспект открытого мероприятия

Автор - Богданова Любовь Александровна.

ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»

Воспитатель ГПД 8 класса.


Тема : «Масленица»

Цель: Привитие интереса к культуре своего народа, его традициям, обычаям.

Задачи:

1)Знакомство с традициями русского народа.

2)воспитание патриотических чувств к православным традициям русского народа

3) Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.

Оборудование: название занятия, слайды по теме, цветная желтая бумага, трафареты круга, цв. карандаши, ножницы, циркули., карточки с пословицами, карточки с названиями Масленицы.

Ход занятия:

I. Подготовительная часть

а) орг. момент

Все готовы к занятию, можно начинать. Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Воспит-ль: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

( Иллюстрации - Новый год, 8 -марта, Маленица, 1-сентября. Дети выбирают нужную иллюстрацию.)

Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Наше занятие посвящается весёлому русскому празднику Масленица. И сегодня мы не только познакомимся с этим праздником, но и выполним одну очень интересную работу. А, вот что мы с вами сделаем, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать. Согласны?

II. Основная часть

а) беседа

Ребята, оказывается у нашего народа много замечательных традиций и одна из них провожать зиму, встречать весну и солнце. В это время люди празднуют замечательный старинный, русский народный праздник Масленицу.

Представляете целую неделю игр и веселья!

  • Как же проходит праздник Масленица?

  • Может кто-то из вас знает, видел?

  • А рассказать можете? (рассказы детей)

Ну вот! Кое-что вы уже знаете. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Отмечают праздник за 7 недель до Пасхи. На этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла , Итак, Масленица - это весёлые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы.

В народе Масленицу называют ( дети беру со стола карточки и наклеивают на доску) «весёлая», «объедуха», «косаточка», «чистая, широкая Масленица» Авдотья Изотьевна, сырная неделя.

Ах, Масленица: восторг, гулянье,

Блины, баранки ,в санях катанье!

Румянец яркий, мороз, но тает…

Весны подарки! Забав хватает!

В пылу веселья - ух !- рвутся кони,

И от поводьев горят ладони.

Здесь скоморохи в рубахах ярких

Всех зазывают - всем будет жарко!

Всем хватит места, блинов и смеха.

Душе широкой нужна утеха.

Ах , то и Масленица на Руси ведётся:

С зимой и стужей мир расстается !

Представляете! У каждого дня есть своё название, и мы сейчас послушаем ваши сообщения . ( Читают со слайдов.)

1-й день. Понедельник - , его называют «встреча».

(выставить куклу - чучело масленицы)

В этот день изготавливали чучело Масленицы, из соломы, сажали его на шест и носили по округе с песнями.

Вот и мы сделали маленькое чучело Масленицы ,которое будет все занятие с нами.

2-й день. Вторник - его кличут «заигрышем».В этот день устраивали маскарады. Мужчины рядились в женские наряды, женщины в мужские, некоторые рядились в костюмы зверей и шутов. Всюду звучала музыка, смех. Вечерами на улицах разжигали костры и в небе вспыхивали огни фейерверков. Ряженые ходили по гостям и устраивали небольшие концерты, за это хозяева их угощали.

Рассматривание слайда.

3-день. Среда «лакомка».

  • Как выдумаете, почему этот день так называется «лакомка»?

(ответы детей)

Молодцы! В этот день готовились самые разные вкусности,

Ой вы ,красны девицы!

Ой вы,добры молодцы!

Загадаю вам загадки

Отгадайте хором все! -

1. Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

2. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

3. В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

4. Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

5. Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

6. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

7. Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

8. Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры - теплота. (Печь)

9. "Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

(иллюстрации с изображениями разных пряников, пирогов, булочек с узорами)



Посмотрите-ка, какие стряпали пряники, пироги и на всех нанесены разные красивые узоры.



Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать и гадать.

Игра-гадание - на 3 блюдцах- соль, сахар и драгоценность. Дети с завязанными глазами руку ложат на одно из блюдец , Соль горькая, тяжелый год будет; сахар -год будет «сладким» ,драгоценность- станешь богатым.

Пятница - Тещины вечерки. На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

А молодежь после обязательных мероприятий опять собирались виесте ,чтобы играть и веселиться .Вот и мы сейчас поиграем в очень старую игру « Ручеёк».

Суббота - Золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.

» Игра с мячом: «Назови ласково

Воспит-ль: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин - блинок, блинчик; пирог - пирожок, крендель - кренделек, мёд - медок и т. д)

В-ль: Как можно назвать еще все эти слова, которые вы назвали (Уменьшительно-ласкательные)

Воскресенье - прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Но мы не будем ждать воскресенья ,чтобы попросить прощения, мы попросим его сегодня. Д. подходят друг к другу и к взрослым - просят прощения.

Воспит -ль: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось?

А вот самым главным угощением праздничного стола были - круглые, румяные, горячие напоминающие солнышко которое всё ярче начинало светить, конечно же - это…блины (иллюстрации с изображениями блинов)

Посмотрите и блины тоже украшали разными узорами.

Вот и у нас с вами сегодня, как и положено, в Масленицу приготовлены блины с пылу, с жару просто объедение.

Предлагаю не терять времени и как в старину и украсить блинчики своими узорами.

б) анализ образца

Давайте ка ещё раз посмотрим на картинки с блинами, и мы с вами увидим, что рисунок на блине может быть любым.

  • Кто мне скажет, что изображено на блинах?

( нарисованы и палочки и кружочки, фигурки животных и даже цветочки разные.)

  • Красота, правда?

  • Какой формы блины?

  • Какого цвета?

  • На что похожи блины? (на солнышко)

Вот и мы с вами сегодня на блинах будем рисовать солнышко

Ну, а если разрисованные блины будут для нас необычными то, наверное, и более вкусными.

Давайте хорошо рассмотрим блинчик с солнышком .

Какой формы солнышко?

  • Что нарисовано в центре солнышка? (носик)

  • На что он похож? (на треугольник)

  • А, это что? (глазки)

  • На что они похожи? (на кружочки)

  • А наше солнышко весёлое или грустное?

  • А как вы догадались?

  • А, что же это, такое? (лучики)

Правильно это лучики солнышка, но лучики не простые, а маленькие капельки.

Вам понравилось это солнышко?

  • Хотите вместе со мной нарисовать себе такое же?

Хорошо, я вам помогу, но прежде чем начать работу я думаю нам нужно

подготовить наши ручки к работе.

в) физ. минутка «Солнышко»

Вот как солнышко встаёт,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться.)
К ночи солнышко зайдёт
Ниже, ниже, ниже. (Руки опускать на колени.)
Хорошо, хорошо солнышко смеётся.
А под солнышком друзьям весело живётся. (Хлопки в ладоши. Улыбнуться.)

Ну, вот мы и готовы к работе.

Рисовать на « блинах» мы с вами будем цветными карандашами..

У каждого на столах цв .бумага желтого цвета, циркулем рисуем круг (блин) и разрисовываем по образцу ( со слайда)

г) инструктаж по т.б.

И перед тем как начать работать,мы повторим ПТБ :

-ножницы передаем кольцами вперед

- не размахиваем карандашами и др.

д.) практическая часть .Самостоятельная работа детей, помощь восп - ля.

  • Ну что, приступим к работе?

  • Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (с круга)

Молодцы! Я делаю первая вы за мной, (показ на доске )

В центре нарисуем носик (показ + выполнение детей)

Дальше нарисуем глазки (показ + выполнение детей)

А теперь красивую улыбочку (показ + выполнение детей)

И в конце лучики (показ + выполнение детей)

Я вам показала один лучик, но посмотрите разве у солнышка он один, конечно нет. Остальные вы нарисуете сами.

(Во время практической части, следить за выполнением правил при работе, осанкой учащихся)

Ребята, кто из вас справится с работой, поднимите руку.

III. Заключительная часть

а) анализ детских работ

Вот, все и закончили свои работы,

  • Понравилось ли необычное занятие?

  • Расскажешь другим, что простой блин можно сделать более интересным, а ещё и красивым

  • Давайте выберем самую красивую, самую аккуратную работу.

б) итог занятия

Воспит-ль : В наши русские блины

Все, конечно влюблены!

Кто хочет блинчика отведать,

На вопрос должен верно ответить!

1. О каком празднике написаны эти строки: «И всю ночь, и весь день мужи, жены и дети по улицам и домам глумы творят играми и песнями забавляются?»

А) Новый год Б)Масленица в) Праздник урожая

2. Как называется в народе последний день масленицы:

А) заигрыш Б) золовкины посиделки В) прощеный день

3 Сколько пирогов пекли хозяйки в 18 веке?

А)не менее 10 Б)примерно 20 В)примерно 50

4. Праздник закончился, и хозяева устали ,а гости не расходятся. Как в Древней Руси было принято делать намек, что пора домой?

А)раскрыть настежь двери

Б)спеть отходную песню

В)выдать на прощание пряник.

Вы все просто молодцы! А если вам понравилось наше занятие ,то свои « блины можно повесить на доску.

Гости милые , для вас

Напекли блинов сейчас,

Ешьте, не стесняйтесь

Чаще улыбайтесь!

Ну, а сейчас давайте и мы с вами все дружно помоем руки и сядем пить чай с блинами, ведь идет праздник Масленицы.



© 2010-2022