• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Проект в номинации «Гражданские инициативы» на тему: «Пропаганда здорового образа жизни» Выполнила: учитель начальных классов Ченцова Н. Н. МБОУ Новобатайская СОШ №9 2016г

Проект в номинации «Гражданские инициативы» на тему: «Пропаганда здорового образа жизни» Выполнила: учитель начальных классов Ченцова Н. Н. МБОУ Новобатайская СОШ №9 2016г

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проект в номинации

«Гражданские инициативы»

на тему:

«Пропаганда здорового образа жизни»





Выполнили: Быкова Ксения,

Гриценко Сергей,

Самодурова Юлия,

Клименко Анна,

Песоцкая Анастасия

Максимова Варвара.





Руководитель проекта:

учитель начальных классов Ченцова Н.Н.


МБОУ Новобатайская СОШ №9



2016г.



План.

Введение

Основная часть:

Глава 1. Что такое здоровье, здоровый образ жизни?

Глава 2.Источники возникновения и формирования вредных привычек.

Подростки и алкоголь. Каковы причины начала алкоголизма? Вред алкоголя. Мифы об алкоголе. Курение: как всё начинается. Почему человек начинает курить? Какие же "подарки из табакерки" ждут курильщика. О вреде курения. Токсикомания - это что? Действия летучих веществ. Слово о наркомании. СПИД - болезнь наркоманов. Вредное воздействие наркотиков на организм человека. Заболевания при наркозависимости.

Глава 3. Профилактика вредных зависимостей у детей.

В жизнь без наркотиков. План совместной деятельности педагогов, учащихся, родителей.

Глава 4. Социоисследования подростков

Скажи наркотикам - «нет!» Почему увеличивается количество молодёжи, употребляющей наркотики? Мотивы приобщения к сигаретам. Алкогольное опьянение - что это такое? Ты и алкоголь.

Заключение
Литература

Приложения

Ошибки многих родителей.

Антитабачная викторина.

Ода здоровому образу жизни.

а) Грустная реальность; б) Классный.час «Скажи мне почему?





Введение

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье характеризуется развитием памяти, внимания и мышления, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств, оно зависит от состояния головного мозга.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.


Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровье сегодняшних детей - один из самых больных вопросов школы. Все изъяны своего здоровья школьники унесут во взрослую жизнь, и это во многом определит наш будущий нравственный климат.

Гуманизация школы должна привести к тому, что из неё будут выходить сильные, активные, здоровые люди. Если дети будут здоровы и счастливы в школе, они понесут этот эмоциональный заряд через всю жизнь, как бы эта жизнь не сложилась.

Следует помнить, что каждый взрослый человек - «родом из детства». Всю сою жизнь он реализует тот потенциал здоровья, интеллект, который был заложен в детстве. Употребление наркотических веществ, в том числе алкоголя, и активное табакокурение - серьёзнейшая молодёжная проблема.

Наблюдаются тенденции:

- Снижение возраста подростков, употребляющих алкоголь, наркотические средства и табачную продукцию.

- Увеличение доступности алкогольных и табачных изделий.

- Расширение спектра потребляемых психоактивных веществ, многие из которых оказывают более разрушительное действие по отношению к здоровью.

- Изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотики, включая алкоголь и формирование на этой основе особой молодёжной субкультуры, ведущей ценностью которой, является свободное время провождение в сочетании с употреблением алкоголя и других наркотиков как стиль жизни.

Обострение проблемы наркозависимости среди детей, подростков и молодёжи стало побудительной причиной для нас разобраться в этой проблеме лучше, и своим проектом, помочь всем понять важность этой проблемы для здоровья людей. Мы решили узнать, как дела обстоят у нас в школе в этом направлении, провели несколько исследований, проанализировали их, искали профилактические пути от вредных зависимостей у детей. Мы думаем над тем, что могут сделать педагоги, учащиеся, родители в борьбе с наркозависимостью. Свою точку зрения мы и освещаем в проекте, рассказывая обо всех страшных последствиях наркозависимости.

"Здоровье - мудрых гонорар"

(Пьер Жан Беранже)

Хочешь быть здоровым - бегай.

Хочешь быть умным - бегай.

Хочешь быть красивым - бегай.

Если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.






Цели проекта:

  1. Пропаганда здорового образа жизни.

  2. Дать понятие «здоровье и здоровый образ жизни», провести социологические исследования среди подростков, определяющее их отношение к ЗОЖ, проанализировать положительные и отрицательные последствия принятия того или иного образа жизни.

  3. Выявить причины наркомании, алкоголизма,табакокурения. Показать всю пагубность влияния вредных привычек на психическое и физическое здоровье человека.

  4. Показать взаимосвязь проблемы общества и личности: проанализировать причины наркотической зависимости, спрогнозировать результаты и разобрать мероприятия по профилактике употребления наркотиков.

Задачи:

1. Пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся и молодёжи.

2. Формирование осознанного отношения школьников и молодёжи к своему физическому и психическому здоровью.

3. Отвлечь учащихся от негативных явлений современной жизни.

4. Познакомить учащихся с различными источниками и видами принуждения (давления); дать информацию о способах уверенного отказа, который поможет подростку противостоять негативному давлению сверстников, предлагающих наркотики, алкоголь, табак.

Задачи для выполнения в группе:


  1. Поиск статистики негативного влияния наркотиков на функции человека.


  2. Поиск в художественной литературе описания состояния человека в период принятия наркотиков и поиск литературы по теме.


  3. Разработка мер по зависимости в социуме, школе.


  4. Подготовка анкет для опроса, проведение и их анализ.


Основная часть

Глава 1. Что такое здоровье и ЗОЖ?

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная задача государственного значения.

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Отметим, что здоровый образ жизни для каждого индивидуален. В своей жизнедеятельности человеку нужно руководствоваться в духовном плане всеобщими законами вселенной.

Здоровье - это естественная, абсолютная , непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творчество и ритм жизнедеятельности. Следует помнить о том, что уровень здоровья в значительной степени зависит от различных социально-экономических факторов. Однако, по экспертной оценке Всемирной организации здравоохранения, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни. Следует отметить, что наиболее значимой социальной группой в вопросе пропаганды и информирования о важности активного и здорового образа жизни является молодёжь, в частности дети школьного возраста. Именно в этот период происходит формирование системы ценностей человека, становление его в морально-нравственном плане. И от того, какие приоритеты будут расставлены ребёнком в возрасте 12-18 лет, будет зависеть его будущее и будущее страны в целом.

Здоровье сегодняшних школьников - это здоровье целого поколения. И кто знает, может от незнания здорового образа жизни у этих детей XXI века что-то не сложится и в физиологии, и в психике.

Вывод: в современной школе должны быть созданы все условия для охраны и укрепления здоровья. Надо учить ребёнка быть здоровым, учить его жить в изменяющемся мире с минимальным ущербом для своего физического и психического состояния. Надо вырабатывать у школьников осознанное отношение к своему здоровью.

На «выходе» должен получиться выпускник, не отягощенный приобретёнными недугами, умеющий заботится о себе, ценящий здоровый образ жизни в самом широком понимании. Необходимо создание у человека стойкой внутренней мотивации на здоровье, тогда и у молодёжи не будет проблем с наркозависимостью. Ведь чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. Каждый человек должен с детства осознавать, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сферы жизнедеятельности человека, которое создаёт наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственностью за него.

Глава 2. Источники возникновения и формирования вредных привычек

Философ Куру сказал: «Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот бесконечно продлевает свою жизнь». Мы с ним полностью согласны. Наше государство пытается много сделать для раскрытия способностей молодых людей. Существует много проектов, различных конкурсов, чтоб каждый мог проявить свои таланты. Надо только свою энергию направить в нужное русло. Тогда не будет времени на дурные привычки.

Вообще-то, мы думаем, что нас можно разделить на 3 группы.

Первая - это те, кто ставит своей целью получить всё лучшее: и образование и специальность. Они, конечно, ничего не сделают без родителей.

Вторая - подростки, которые не хотят сильно выделяться из жизненной толпы. Но они не хотят низко падать, это птицы среднего полёта, к ним относится большинство. Они задают моду манеры поведения, отношение к жизни.

Третья - это бездельники, которым не нужно ничего, кроме мелких удовольствий. Эти подростки рано знакомятся с алкоголем, курением, наркотиками, т. п. настоящая жизнь им не интересна. Они живут по принципу «буду умирать молодым», думая, что сильны и значительны. Но если подумать, они - никто, если заставляют бояться себя, часто бьют и унижают тех, кто слабее.

А что вообще можно сказать о культурном уровне нынешних подростков? Этот уровень постоянно падает, и скоро подростки станут опаснее взрослых преступников: ведь пока не наступит их уголовно наказуемый возраст, они могут творить всё, что хотят. А чтобы этого не случилось их надо «ПРИСТРАСТИТЬ» не к наркотикам, а к здоровому образу жизни.

Вредные привычки отрицательно влияют на все стороны нашей жизни: экономику, быт, моральный облик и сознание людей. Анализ статистических данных МВД РФ показывает, что за последние 5 лет число преступлений совершённых при участии несовершеннолетних, возросло на 41,1 %, а количество преступлений, совершённых только несовершеннолетними подростками на 31,9 %.

Растёт преступность среди девушек. За пять лет рост составил 42,8 %. Особую тревогу вызывает распространение наркомании. Социологические исследования показывают, что потребляют наркотики около 2 млн человек, приём в последующие годы прогнозируется двукратное их увеличение, 2/3 из них лица до 30 лет, ежегодно растёт детская и подростковая наркомания.

Статистика свидетельствует, что 50 % подростков к 17 годам уже хотя бы однажды попробовали наркотики, а 10 % употребляют их регулярно. Число преступлений, связанных с наркоманией, возросло за последние 10 лет в 4 раза.

Подростки и алкогольПроект в номинации «Гражданские инициативы» на тему: «Пропаганда здорового образа жизни» Выполнила : учитель начальных классов Ченцова Н.Н. МБОУ Новобатайская СОШ №9 2016г.

Проблема алкоголизма в подростковом и даже детском возрасте в последние годы становится чрезвычайно актуальной. Алкоголь поражает молодых.

Общеизвестно, что регулярное потребление ПАВ (психоактивных веществ) ухудшает физическое и психическое состояние человека, снижает его интеллектуальные способности, включает его в порочный круг зависимости. Такой человек не способен к продуктивный деятельности. Все его силы направлены на то, чтобы найти новую дозу.

Современных подростков, не употребляющих алкоголь, становится все меньше. Это относиться не только к мальчикам, но и девочкам. Не следует думать, что злоупотребляют алкоголем только дети алкоголиков. Подросток из благополучной семьи также может попасть под дурное влияние, так как большую часть своего свободного времени проводят вне контроля взрослых - на улице, со сверстниками.

Возникает вопрос: почему тот или иной человек начинает пить? Родители скажут: мой ребенок попал в дурную компанию, на него плохо влияют друзья, приятели. Сам подросток ответит, потому что все пьют. В действительности каждый человек избирает тот уровень обучения и тот круг, в котором он чувствует себя комфортно.

Если подростку нечем занять, свое свободное время, ему скучно, то часто эту пустоту занимает алкоголь.

Каковы же признаки начала алкоголизма?

Самым первым симптомом алкоголизма является тяга к спиртному. Почему же подростки обычно не осознают ее? Обычно они объясняют это тем, что все вокруг пьют, хотя сами нередко становятся инициаторами пьяных посиделок.

Такие подростки не ищут себе никаких оправданий. Они не соглашаются с тем, что из-за алкоголя их внешний вид и поведение изменились в худшую сторону - этот симптом называется «отсутствие критического отношения к состоянию». В таком состоянии подросток переносит всю вину на других (родители не понимают, учителя плохие), поэтому он уходит к друзьям-собутыльникам. Уговорами и упреками здесь уже не помочь - болезнь началась.

В скором времени появляются и другие симптомы. Происходит потеря контроля над количеством выпиваемого, и нет никакой возможности остановиться. Из-за того, что у молодых людей мало денег, им часто приходится пить натощак, не закусывая. Отсюда у подростка часто бывает передозировка, т. е. присутствие такого количества спиртного, которое превышает индивидуальные возможности организма. Часто это приводит к госпитализации. Подростки спиваются гораздо быстрее. Если взрослому надо 5 лет, то подростку 2-3 года. У них быстрее, чем у взрослых наступает психическая деградация. Их интеллектуальное развитие значительно отстает от нормы. Они теряют способность усваивать новый материал, т. к. быстро прогрессирует нарушение памяти. Подростки становятся апатичными ко всему, кроме алкоголя, они отстают в развитии, становятся худыми, кожа становится серой. Пьющие больше подвержены гепатиту, гастриту, эндокринным заболеваниям.

Так стоит ли начинать пить, зная о том, что с каждой новой дозой остановиться будет все хуже.

Курение: как все начинается

Трудно, даже приблизительно представить, сколько людей страдает пристрастием к никотину. По статистике 40% населения земного шара являются систематическими курильщиками. Многие некурящие не любят находиться в одной компании с курильщиками, да и многие курящие испытывают неудобства от своей привычки. Но ничто не может их заставить отказаться от курения. А ведь они прекрасно осознают, какой вред оно наносит. Проект в номинации «Гражданские инициативы» на тему: «Пропаганда здорового образа жизни» Выполнила : учитель начальных классов Ченцова Н.Н. МБОУ Новобатайская СОШ №9 2016г.

Почему человек начинает курить?

Как правило, причиной становиться любопытство, особенно у детей и подростков, желание подражать взрослым, детское стремление к приключениям (курение тайком в укромном уголке). Часто детей принуждают к курению их курящие товарищи. Многие подростки выкуривают первую сигарету из желания повысить свой авторитет среди окружающих.

Механизм привыкания к никотину действует следующим образом.

Выделяясь табачным дымом, никотин поступает в кровь и разносится по всему организму. Через 2-3 минуты, после того как курящий вдохнул дым, никотин достигает клеток головного мозга и кратковременно повышает активность. При этом происходят специфические реакции, и чувствуется прилив сил. Однако далее следует обратный процесс: активность мозга снижается, и курильщик начинает чувствовать себя подавленно. Желая снова испытать приятное чувство, он достает очередную сигарету.

Периодическая потребность в дополнительных дозах никотина и является основой постоянного курения, которое постепенно становиться привычным элементом поведения, так называемой психологической компонентой курения. Ваш организм освобождается от никотина и впоследствии этого у вас возникает ощущение тревоги. Со временем человек привыкает использовать дополнительную дозу никотина, не доводя себя до этого состояния. Есть еще один компонент привыкания - это называется «подкрепление». Никотин мощное средство для получения положительных эмоций. Ощутив тревогу вы закуриваете и тут же успокаиваетесь - эффект почти мгновенный. Теперь курильщик знает: «Благодаря курению мое самочувствие улучшается». Но он не знает того, что первопричиной его плохого самочувствия зачастую является нехватка никотина. Химико-физический механизм курения состоит в том, что курильщик втягивает воздух через медленно тлеющий табак и выделяющиеся в процессе горения вещества поступают в легкие. Там часть продуктов горения всасываются в кровь, а часть оседает в легких. Частицы дыма являются лишь одним из составных частей табака, т. к. при горении табака выделяются вещества, такие как оксид углерода, аммиак и канцерогенные углеводороды. Кроме того, табачный дым содержит полоний, являющийся радиоактивным элементом. Ошибочно считают те курильщики, которые полагают что, куря сигареты с фильтром, они освобождают дым от вредных веществ. Это не так. 80% этих веществ попадают в легкие. Какие же «подарки из табакерки» ждут курильщика? Проект в номинации «Гражданские инициативы» на тему: «Пропаганда здорового образа жизни» Выполнила : учитель начальных классов Ченцова Н.Н. МБОУ Новобатайская СОШ №9 2016г.

* Частицы дыма, оседая на коже, растворяются под действием пота и жира, образуя раствор едких кислот и щелочей малой концентрации, в результате появляются микротрещины, предшествующие морщинам.

* Смола, копоть частиц сажи засоряют поры, пропитывают кожу, из-за чего она приобретает сероватый оттенок.

* Табачный дым раздражает слизистую оболочку глаз, из-за чего они слезятся, и краснеют.

* Оседающие на зубах сажа и табачный деготь вызывают их потемнение и пожелтение, эмаль покрывается микротрещинами, что способствует развитию кариеса.

* Аммиак образует во рту раствор щелочи, который вызывает усиленное слюновыделение, поэтому курильщики часто сплевывают, что их не красит.

* Табачный дым воздействует на голосовые связки, голос становиться хриплым, грубым, часто возникает приступообразованный кашель, так называемый «кашель курильщика».

* В деятельности сердечнососудистой системы курение вызывает перепады давления, сужения сосудов.

* Так же часты после длительного курения онкологические заболевания легких и органов пищеварения.

Итак, для чего стоит начинать курить?

Токсикомания - это что?

В 60-е годы появились первые сообщения о злоупотреблении в странах Европы нюханием клея, бензина и других ароматических веществ с целью вызвать токсическое опьянение.

Таких летучих ароматических веществ известно много. Это различные растворители, очистители, лаки, синтетические клеи, средства для выведения пятен, продукты бытовой химии. Токсикомания распространена преимущественно в молодежной среде. Основную группу составляют дети и подростки 12-15 лет. Первоначальный мотив употребления ингаляторов подражания другим, любопытство.

Способ введения определяется физической формой ингалятора:

- с надетым на голову пластиковым мешком, в котором содержится вещество;

- вдыхание из кулька (бумажного, пластикового), в котором находиться вата, смоченная веществом;

- вдыхание непосредственно из какой-то емкости, например бензин;

- смачивание веществом рукав верхней одежды или носовой платок;

- путем аппликации на выбритые участки головы;

- использование зажигалок, так как они заправляются газами бутаном и пропаном.

Действие летучих веществ.

Опьяняющий эффект достигается несколькими вдыханиями. Опьянение может длиться от нескольких минут до 2 часов. Первоначальный эффект выражается в появлении слезотечения, воспаления глаз, обильное слюнотечение. Затем появляется шум в голове, потливость, жар в теле. Возникает приподнятое настроение с чувством довольства. Контуры предметов кажутся размытыми, все видится как через слой воды. Возникают нарушения координации, появляются зрительные и слуховые галлюцинации. Галлюцинации носят фантастический характер, лица людей кажутся угрожающими, они воспринимаются как злодеи, пираты. Окружающие предметы часто находятся в движении: наблюдается пляска цветов, деревья изгибаются в танце. В целом характерна положительная эмоциональная окраска галлюцинаторных переживаний, просмотр таких «мультиков» доставляет удовольствие.

Переход на систематическое употребление часто отмечается после 4-5 повторных вдыханий летучих веществ. Влечение приобретает неуправляемый характер, поскольку принятый образ жизни подростка теперь связан с наркотизацией.

Абстинентный синдром возникает через 3-6 месяцев систематического употребления. При попытке отказаться к концу первых суток появляется раздражительность, подавленное настроение, начинает болеть голова, расширяются зрачки, начинаются приступы потливости, дрожание пальцев рук, возникают судорожные подергивания отдельных лицевых мышц. Нарастает двигательное возбуждение. На вторые сутки возникает тревожность, замкнутость. Затем появляется тахикардия и сосудистая гипертония. Возникают боли в мышцах и другие неприятные ощущения в различных частях тела. Через несколько дней появляется тоска, снижается двигательная активность.

- В течение первых недель теряется самоконтроль, подростки становятся агрессивными, убегают из дома, могут совершать различные преступления, кражи, насилие, грабежи.

- Через 2-3 месяца характерна интеллектуальная деградация. Подростки не проявляют интереса к учебе, не способны выполнять различные задания, даже легкие.

- Утрачиваются интеллектуальный контроль: неадекватное поведение в школе, общественных местах.

- Из-за высоких токсичных свойств химических растворителей быстро развивается токсический гепатит.

Заболевание развивается стремительно. Вышеописанные симптомы обычно формируются к концу первого полугодия летучими веществами. Токсикомания характеризуется быстрым привыканием, что приводит за 1,5-2 года к тому, что человек становится инвалидом.

Так стоит ли заниматься подобными вещами?

НАРКОМАНИЯ - страшное зло, которое все больше проникает в нашу жизнь.

Дело в том, что во многих подростковых компаниях действует хорошо знакомый принцип: "тот кто не с нами - тот против нас", и если часть подростков начинает употреблять какое-либо вещество, то они обычно настаивают различными способами, вплоть до применения силы), чтобы и другие поступали также.

Есть ребята - группа риска - особенно восприимчивые. Во-первых, те, кто потребляет алкоголь и курит - одно наркогенное вещество (алкоголь, никотин) открывает дорогу другому. Во-вторых, ребята из неблагополучных семей. В-третьих, юноши, перенёсшие в детстве родовую травму или имеющие какие-либо психические или неврологические отклонения. Наркомания - болезнь, которая начинается с заражения, в данном случае наркогенного. Затем следует первая проба, и наркотик попадает в организм. Через некоторое время происходит вторая, третья пробы, и вот узел, который привязывает подростка, юношу к наркотику.

Неприятности начинаются позже, когда подросток уже приобрёл некоторый опыт потребления. Прежде всего в отсутствии наркотика он начинает испытывать состояние непонятной неудовлетворённости, душевной пустоты. С той поры он стремится постоянно находиться под влиянием наркотика.

Под влиянием наркотика обмен веществ в центральной нервной системе постепенно перестраивается таким образом, что вскоре после прекращения состояния опьянения возникают труднопереносимые явления: боль в различных частях тела, тошнота, головокружение, упадок сил и т. д. Их совокупность получила название абстиненции. Подросток готов на всё, лишь бы добыть желанное вещество и способен ради этого на любое правонарушение.

По официальным данным, в России на 100 тыс. населения - 240 человек являются постоянными потребителями наркотиков.

- 80% принимающих наркотики инъекционно заражены либо ВИЧ, либо гепатитом, либо сепсисом.

- Вероятность заражения ВИЧ при попадании вируса в кровь - 100%.

- Ежегодно в России употребляется 350 т героина.

- Ежегодно один из 130 человек впервые пробует наркотики. 65-70% не останавливаются после первой пробы и идут дальше.

СПИД - опасность. В 1981 году впервые в научной литературе появилось сообщение, что в США выявлены больные с поражением иммунной системы, которое сопровождается рядом побочных болезней. Его особенность заключается в резком снижении количества Т-лимфоцитов, одного из типов лимфоцитов. Это влечёт за собой резкое ослабление иммунитета, что на первом этапе сопровождается многими инфекционными (бактериальными, вирусными, грибковыми и др.) заболеваниями. Их возбудители всегда имеются у большинства здоровых людей, но размножение которых, подавляется иммунной системой.

Вирус передаётся через кровь и сперму, может проникать через слизистые оболочки. Случаев заболевания через воздух при разговоре, кашле, пользование общей посудой - нет. Наиболее вероятный путь заражения половой - контакт с больным или носителем вируса СПИД. Другой путь заражения - при использовании нестерильных шприцев, а также при введении крови и её препаратов, содержащих вирус. Особенно часты заражения людей, неразборчивых в половых связях, а также наркоманов. Инфицированная мать может передать вирус новорождённому ребёнку. В России было зарегистрировано 38993 случаев ВИЧ-инфекции.
Вредное воздействие наркотиков на организм человека.
Заболевания при наркозависимости. Данные медицинской статистики:

Влияние алкоголя и наркотиков на продолжительность жизни.

Средняя продолжительность жизни у мужчин, не страдающих пагубными привычками, составляет 60 лет, а у женщин - 66,6 года.

При злоупотреблении алкоголем продолжительность жизни у мужчин снижается до 46 лет, а у женщин - до 48 лет.

При употреблении наркотиков продолжительность жизни у мужчин сокращается до 30 лет, а у женщин - до 35 лет.

Алкоголизм и преступность.

Данные статистики: с алкоголизмом связано - 45% детской беспризорности; 50% общей преступности; 75% детской и подростковой преступности; 96% убийств.

Механизм действия наркотиков.

Обмен веществ в организме наркомана изменяется очень сильно, и наркотическое вещество становится необходимым звеном в цепи нарушенного обмена; больной лишен наркотика в клинике, и естественно, что у него возникает желание принять дурман, поэтому он и пытался сбежать. Можно с полной уверенностью сказать, что у больного сформировалась физиологическая зависимость от наркотика. Для лечения такого больного необходимо поместить его в специальную клинику закрытого режима.

Известно, что печень в организме обезвреживает ядовитые вещества, присутствующие в крови, а так как больной - наркоман, то в его организм поступал наркотик- яд. После участия в обмене веществ он разрушался в клетках печени до токсических веществ (уксусной кислоты и уксусного альдегида), которые под действием печеночных ферментов распадаются до СО, и Н9О. Но возможности печеночных ферментов небезграничны, с увеличением количества наркотиков их становится недостаточно, чтобы полностью нейтрализовать вредные вещества. Здесь врачи бессильны.

Наркотик нарушает обмен веществ и разрушает ферменты. Наркотики имеют общие функциональные группы или сходное строение с витаминами, гормонами, которые участвуют в обмене веществ, поэтому наркотик вместо витамина, гормона или фермента включается в обменные процессы и может изменить направление обмена веществ.

Например, витамин РР (никотиновая кислота) имеет сходное строение с никотином и лекарством римифоном (производным никотиновой кислоты). РР принимает участие в окислении и входит в состав некоторых белков, которые регулируют образование адреналина и норадреналина в крови (влияют на кровяное давление). Если никотин заменяет РР в обмене веществ, а в крови накапливается много адреналина, что создает чувство благополучия у курильщика; продукты распада витамина очень ядовиты и разрушают клетки печени.

Глава 3. Профилактика вредных зависимостей у детей.

В жизнь без наркотиков.

Наркомания входит в число очень важных проблем села, района, области, страны. Более 50% родителей задумались о том, что их ребёнок может начать употреблять наркотики. Каковы причины, влияющие на приобщение подростков к наркотикам?

  • Одиночество, неустроенность, жизненные проблемы.

  • Особенности подросткового возраста.

  • Неблагополучие в семье.

  • Проблемы в школе.

  • Доступность наркотиков.

Именно через семью и школу проходит сегодня наркофронт. Борьба за каждого ребёнка вступает в самую напряжённую стадию.

Глава 4. Социоисследования подростков.

«Мозговой штурм»

Цели: выяснить степень информированности учащихся о наркотиках и ПАВ; расширить и углубить информацию, сделать ее более полной и дифференцированной.

Инструкция участникам:

• Давайте проведем «Мозговой штурм» и запишем на листе бумаги все альтернативные варианты на следующие вопросы:

1. Что такое наркотики?

2.Как влияют наркотики на организм человека, на его здоровье, развитие и благополучие?

3.Каковы причины употребления наркотиков?

4.Что можете сделать вы, чтобы наркотики, алкоголь и табак меньше употреблялись.

5.Как помочь человеку, начавшему употреблять наркотики?

6.Что такое уверенность?

Уверенность - это условие, необходимое для того, чтобы человек был в состоянии позитивно утверждать свою позицию. Четыре класса уверенного поведения (А. Лазарус):

1. Способность сказать «нет».

2. Способность открыто говорить о чувствах и требованиях

3. Способность устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу.

4. Способность открыто выражать позитивные и негативные чувства.

Рабочий лист «Скажи наркотикам - нет!».

Анализ анкет 10 класс, 14 учащихся

Прочитайте данные утверждения и решите, согласны вы с ними или нет. Обоснуйте свой выбор.

1. Выпить вина или пива - это хороший способ повеселиться на дискотеке:

а) согласен - 1 б) не согласен - 13

2. Употребление небольших доз алкоголя (например, во время праздников) нисколько не вредно: а) согласен - 11 б) не согласен - 3

3. «Напиться» - признак взрослости:

а) согласен - 14 б) не согласен - 0

4. Выкурить предложенную на дискотеке сигарету - хороший способ раскрепоститься и познакомиться с новыми людьми:

а) согласен - 0 б) не согласен - 14

5. Повышение возраста (до 21 года), с которого будет разрешаться покупка спиртных напитков, уменьшит число подростков, систематически употребляющих алкоголь: а) согласен - 7 б) не согласен - 7

6. Запрещение курения в общественных местах (кафе, баре и т. д.) - несправедливо: а) согласен - 13 б) не согласен - 1

7. Употребление пива менее вредно, чем водки:

а) согласен - 7 б) не согласен - 7

8. Большинство детей попробовать наркотики принуждали старшие подростки: а) согласен - 4 б) не согласен - 10

9. Употребление наркотиков приводит к негативным последствиям:

а) согласен - 14 б) не согласен - 0

«Виды давления и принуждения»

Почему увеличивается количество молодежи, употребляющей наркотики? (Проведён опрос в 9 классе, 10 учащихся)

Один из школьников записывает ответы на доске:

- любопытство - 20%

- желание казаться взрослым - 30%

- испытать новые ощущения - 10%

- для снятия стресса - 40%

- для облегчения контактов - 30%

- стремление к подражанию - 10%

- надо попробовать все - 30%

Кто может рассказать о видах давления, принуждения?

Предполагаемые ответы:

- Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Не хочешь попробовать кое-что?».

- Давление, которое оказывают «дразнилки» и клички. Достаточно сильное давление, которое подталкивает подростка попробовать наркотики. «Давай, не будь курицей (идиотом, мамочкиным сыночком), попробуй!»

- Тяжелое давление. Используется, чтобы заставить человека что-либо сделать. «Давай лучше выпей, или ты мне не друг, а я тебе не приятель», «Ты что - мамочкин сыночек?», «Боишься? Ты - трус!»

- Косвенное, искушающее давление. Приглашение человека попробовать наркотики без прямого давления: «Саша приглашает тебя на вечеринку, большинство ребят там будет пить и курить».

Вывод: существуют определенные формы давления, которые принуждают вас сделать то, что порой не хочется; нужно уметь их распознать; нужно уметь принять правильное решение. Возникает вопрос, как это можно сделать.

Написать на доске слово «уверенный» и спросить учащихся, что это значит.

Уверенность- вот фактор (ответ, поведение), который гарантирует эффективный путь сопротивления давлению (принуждению) к употреблению наркотиков, алкоголя, табака.

Уверенность- способ поведения, открытое высказывание своего мнения, которое имеет право и должно уважаться другими. Уверенность помогает человеку отстаивать свои права. Уверенность помогает человеку выйти из конфликтных ситуаций.

Мотивы приобщения к сигаретам. Тестирование

(Опрос проведён в 8 классе, 15 учащихся)

1. Курите ли вы? Нет - 15

2. Пробовали ли вы хотя бы раз алкоголь? Да - 9

3. Как вы считаете для чего люди курят, выпивают:

- желание быть как все - 2

- стремление испытать новые ощущения - 2

- способ развлечения - 4

- возможность повысить статус - 2

- способ заглушить внутренние противоречия - 2

- чтобы было проще общаться - 3

- возможность уйти от проблем - 2

- протест против родителей - 0

- для стимуляции творческих способностей - 0

- подражание кумирам -0

Нравится ли вам, если ваш друг или подруга курят?

Нет - 11, всё равно - 4

Вывод: Путем анкетирования мы установили, что почти многие из вас против курения и алкоголя. Так почему же? (Обсуждение.)

Анкета: «Ты и алкоголь» (8 класс, 15 учащихся)

1. Опасаются ли твои родители, что ты начнешь принимать алкоголь? Да - 14, нет - 1.

2. Ты рассказываешь своим родителям о том, что делаешь в свободное время? Да - 3, нет - 8.

3. В каких ситуациях или по какому поводу ты употребляешь алкоголь? (праздники, с горя)

4. Кто-нибудь уже предлагал тебе наркотики или алкоголь? Да - 7 (алкоголь).

5. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы? Да - 1, нет - 14.

6. Какие причины могут побудить тебя попробовать алкоголь? (давление, праздники)

7. Представь себе, что твой лучший друг принимает наркотики? Что ты сделаешь? Отговорю, сообщу родителям - 6, перестану дружить - 9.

8. Назвал бы ты алкоголь наркотиком? Да - 5, нет - 10.

9. Как ты думаешь, по каким причинам люди первый раз принимают алкоголь? (проблемы, праздники)

10. Ты уже бывал на какой-нибудь вечеринке, где принято употреблять алкоголь? Да - 5, нет - 10.

11. Когда ты впервые попробовал алкоголь? Имеют ли право твои родители знать об этом? (в 6 кл. - 1, 7 кл. - 4; да - 8)

12. Ты уже бывал пьяным? Часто? Да - 1, не часто.

13. Ты в комнате, где пьют много алкогольных напитков. Ты тоже пьешь вместе со всеми? Да - 4, нет - 11.

Заключение.

Тема нашего проекта актуальна. С каждым годом катастрофически ухудшается здоровье детей, и эта проблема грозит обернуться вымиранием нации. Негативные изменения здоровья у школьников обусловлены такими факторами: чрезмерно высоким уровнем школьных учебных нагрузок. Безразличным отношением к своему здоровью.

Как показывает статистика, первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8 - 10 лет, но чаще всего - в подростковом возрасте, когда у детей может возникнуть так называемый «кризис взросления».

С возрастом здоровье учащихся всё больше становится социально зависимым. Одновременно у детей широкое распространение получают вредные привычки. Мы решили разобраться в причинах появления этих привычек, а главное, научиться их предупреждать.

Нами проанализировано достаточно много теоретического материала, проведено много исследований, сделаны выводы. Во всех формах организации работы использовались следующие принципы:

- работа группы для школы должна быть общественно полезной;

- работа должна быть направлена на решение вопросов охраны здоровья детей;

Самым важным итогом проведения работы являлось создание эффективной пропаганды ЗОЖ для детей и молодёжи. Ведь ЗОЖ принято считать показателем уровня культуры человека и государства в целом. Мы задаёмся вопросами: в кого превратятся многие из нас в 30 или 40 лет? Что же привлекает ребят в употреблении спиртных напитков, а заодно и никотина?

Возможно показаться «суперменом» в глазах ровесников? Может на них действует неудачный пример родителей? Не совсем. Есть другая, более коварная причина - неведение.

Своим проектом мы решили помочь разобраться в столь важной проблеме человечества. Ведь забота о нашем здоровье - задача не только родителей, учителей, но и нас самих. Жаль, что девушки 60 % отвечают, что курят потому, что хотят, понравиться мальчикам. Хотя мальчики не хотят (почти все) видеть жену курящей, да и подругу (46 %). Не понимают девушки, что курящая девушка временная забава. Кто же внушил ей «молодость» этой ужасной привычки. Кто «запрограммировал» её на занятие, которое только её молодость не даёт увидеть всю катастрофу, её ожидающую?

Вдумайтесь в эту ужасную статистику:

- около 140 тыс. детей инфицированы ВИЧ;

- средний возраст начала употребления наркотиков за последнее десятилетие снизился с 18 лет до 14 лет, алкоголя с 16 до 13 лет, табака с 15 до 11 лет;

- более 60 % несовершеннолетних курят, свыше 60 тыс. официально считаются алкоголиками;

- свыше половины детей признаются в соцопросах, что готовы переступить через моральные нормы, для того, чтобы добиться личного успеха

Если дети - наши будущее, то какое будущее ждёт Россию?

Литература-Т. И. Магомедова, Л. Н. Канищева «Формирование здорового образа жизни»5 - 11 классы (классные часы).Издательство «Учитель» Волгоград 2007 г. -С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина «Совсем необычный урок» Практическое пособие. Издательство «Учитель» Воронеж 2001 г.Газеты.-«Аргументы и факты» № 22 - 2007 г.; № 50 - 2008 г.;Журналы.«Классный руководитель» № 2 - 2007г.; № 4 - 2008г.;«Физкультура в школе» № 4 - 2005 г.; № 8 - 2004 г.;

«Воспитание школьников» № 4 - 1999 г.; № 7 - 2002 г.; № 5 - 2003 г.; № 4 - 2007 г.; № 1 - 2008 г.; № 3 - 2008 г.;

«Последний звонок» № 4 - 2003 г.;

Приложения

Ошибки многих родителей.

Мы составили небольшой список типичных ошибок, совершаемых родителями в общении с детьми по данной проблеме.

1. Некоторые считают, что если они в свое время, когда были детьми и подростками, не пристрастились к чему-то плохому, значит, и их дети не пойдут на это.

2. Многие убеждены, что они хорошо знают внутренний мир своего ребенка. Этот вывод они часто делают, ошибочно считая, что сын (дочь) говорит им вслух то, о чем он действительно думает. Дети этим очень часто пользуются и таким путем усыпляют бдительность родителей. Надо обращать внимание не на слова человека, а на его поступки.

3. Некоторые думают, что если они проводят со своими детьми беседы о вреде наркотиков или дают им что-то почитать на эту тему, этого вполне достаточно, чтобы у детей сложилось негативное отношение к наркотикам.

4. Другие же, наоборот, считают, что чем меньше говорить на эту тему, тем будет лучше для детей.

5. Есть такие родители, которые все пускают на самотек, считая, что ребенок, сам являясь частью вселенной, настолько разумен, что инстинкт самосохранения его остановит. Он якобы не сможет себе навредить.

6. Многие родители до конца не представляют себе, насколько опасны наркотики, они просто не видят здесь проблемы.

7. Некоторые же из-за излишнего страха боятся повернуться к проблеме наркотиков лицом и в результате тоже ничего не делают для защиты своих детей.

8. Многие убеждены, что с наркоманией может бороться только правительство (но как оно может это делать, особенно в нашей стране, - они не знают).

9. Есть такие, которые просто обвиняют тех, кто принимает наркотики, т.е. наркоманов, считая, что все беды от них. У них наготове карательное решение - уничтожить наркоманов. К счастью, таких людей мало.

10. Некоторые родители ждут от своих детей правдивости, открытости, но при этом сами лгут на каждом шагу. Такие родители надеются на то, что дети сумеют разобраться, где прямая ложь, а где хитрость или действия, необходимые в соответствии с жизненной ситуацией. Но обман всегда есть обман, какими бы мотивами он, ни оправдывался. Родители хитрят (врут) своим знакомым, близким, и дети будут хитрить (врать) своим друзьям и близким - родителям в первую очередь.

11. Многие родители считают, что будущее благополучие их ребенка зависит от того, сколько они вложат в него сегодня. Основными же вложениями считаются деньги и знания. Самостоятельность, ответственность, общительность, способность ставить перед собой задачи и затем решать их - вот то главное, чему родители должны уделять внимание в воспитании детей.

Хорошо, если ребенок, независимо от возраста, может сказать родителям все, что угодно (мы имеем в виду не грубость и хамство, а разговор на любую тему, в любое время дня и ночи, без утаивания чего-либо), поделиться наболевшим. Он может рассказать о своем проступке, зная, что его всегда поймут. Если сын (дочь) может высказывать свое мнение и принимать самостоятельные решения; если заботится не только о самом себе, но и об окружающих; если не бежит из дому и не «прячется» от вас за компьютер или телевизор, - значит, ему дома и с вами хорошо. Даже если он попробовал наркотик, то сразу рассказал вам, и вы вместе начали решительно и немедленно действовать.

Вот тогда вы хороший родитель. Вашему ребенку повезло.

Рабочий лист «Каким способом можно сказать «нет»

1. Говори: «Нет, спасибо».

- Ты хочешь выпить?

- Нет, спасибо.

2. Объясни причину отказа.

- Ты хотел бы выпить вина?

- Нет, спасибо, я не пью вино.

3. Повтори отказ несколько раз («заезженная пластинка»)

- Хочешь покурить марихуану?

- Нет. -Ну, давай!

- Нет. - Ты только попробуй, тебе понравится. - Нет.

4. Уходи.

- Давай выпьем водки и покурим. Сегодня родители придут поздно.

- Нет, я ухожу.

5. Смени тему разговора.

- Давай попугаем вон тех девчонок.

- Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый видеофильм.

6. Избегай критических ситуаций (порой предвидя их).

Тебе знакомы места, где пробуют наркотики, ведут себя недостойно.

Лучше не ходи туда, избегай таких мест.

7. Используй как «холоный душ».

- Ты чего вчера сбежал, побоялся выпить, покурить? Пойдем, сегодня попробуешь.

Не обращай на него внимания, игнорируй его, уходи.

Антитабачная викторина

(Опрос в 10 классе, 14 учащихся)

1. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

а) Сигареты с фильтром; б) сигареты с низким содержанием никотина; в) нет.

2. Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?

а) 20-30; б) 200-300; в) свыше 4000.

3. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?

а) Не более 20 %; б) 40 %; в) 100%.

4. Как влияет курение на работу сердца?

а) Замедляет его работу; б) заставляет учащенно биться; в) не влияет.

5. Что происходит с физическими возможностями человека?

а) Они не повышаются; б) они не меняются; в) они понижаются.

6. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 см3 табачного дыма?

а) До 3 миллионов; б) до 10000; в) до 1000.

7. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?

а) Стаж не имеет значения; б) чем дольше куришь, тем сложнее бросить;

в) чем больше куришь, тем легче бросить курить.

8. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?

а) Курить никогда не было модно; б) курить модно;

в) мода на курение в большинстве стран прошла.

9. Что такое пассивное курение?

а) Нахождение в помещении, где курят; б) когда куришь за компанию;

в) когда не затягиваешься сигаретой.

10. Что вреднее?

а) Дым от сигареты; б) дым от газовой горелки; в) выхлопные газы.

11. Кто из царей России ввел запрет на курение?

а) Алексей Михайлович; б) Петр I; в) Екатерина П.

12. При каком русском царе табак появился в России?

а) При Иване Грозном; б) при Петре I; в) при Екатерине I.

13. Как курение влияет на массу человека?

а) Снижает его вес; б) повышает его вес; в) не изменяет его вес.

14. На сколько лет рискует раньше умереть женщина, муж которой курит?

а) На 4 года; б) на 10 лет; в) на 15 лет.

15. Много ли мужчин осуждает курение женщин?

а) 10-20%; б) 40-60%; в) более 80 %.

16. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?

а) На 1-2 года; б) на 5-6 лет; в) на 8 лет и более.

17. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?

а) Не менее 100 человек; б) менее 200 человек; в) около 250 человек.

18. Каков, на Ваш взгляд, процент желающих бросить курить?

а) 25 %; б) 65 %; в) 85 %.

19. У кого наибольшая зависимость от табака?

а) У тех, кто начал курить до 20 лет; б) у тех, кто начал курить после 20 лет;

в) табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

20. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?

а) Аллергия; б) рак легких; в) ангина.

Ответы:

1-в, 2-в, 3-а, 4-6, 5-в, 6-а, 7-а, 8-в, 9-а, 10-а, 11-а, 12-а, 13-в, 14-а, 15-в, 16-в, 17-в, 18-6, 19-а, 20-6.

Результаты опроса. Все учащиеся ответили, что нет безвредных сигарет.

Большинство детей знают, что в сигаретах свыше 4000 вредных веществ, а сигаретный фильтр задерживает всего 20%. А вот, что курение заставляет сердце учащённо биться, знают только 50% учащихся. Все верно ответили, что физические возможности человека при курении понижаются. Только трое знают, что в 1см3 табачного дыма содержится до 3 млн микрочастиц сажи. Отрадно, что почти все верно ответили на вопрос о возможности бросить курить, что стаж курения не имеет значения. Но не все знают, что мода на курение в большинстве стран прошла. Все учащиеся знакомы с пассивным курением, знают, что дым от сигареты вреднее выхлопных газов, что в России запрет на курение ввёл царь Алексей Михайлович, а появился табак при Иване Грозном. Все знакомы с тем, что масса человека снижается при курении, но 50% учащихся не знают, что на 4 года раньше может умереть женщина, муж которой курит.

Опрос показал, что 80% учащихся осуждают курение, но 50% учащихся не знают, что каждый четвёртый из курящих умирает от болезни, связанное с курением.

Только двое верно ответили, что наибольшая зависимость от табака у тех, кто начал курить до 20 лет, но все знают, что курение ведёт к раку лёгких.

А исследования, проведённые в начальном звене обучения такие: пробовали курить в 4, 3, 2, 1 классах по 1-ому ребёнку; пробовали пить пиво, вино в 1, 3, 4 классах по 1-ому ребёнку, а во 2-м классе пробовали все.

Ода здоровому образу жизни.

Вредные привычки отрицательно влияют на все стороны нашей жизни.

Мы обращаемся к подросткам:

Давайте будем жить все трезво,

Здоровьем нашим дорожа,

Не принимайте вы наркотики,

Курить бросайте навсегда.

Хотим смотреть в лицо судьбе мы,

Чтоб не кидать всё на авось,

Шагать по жизни твёрдо смело,

О чём мечтаем, чтоб сбылось.

Что нужно сделать, чтоб не приобрести эти привычки?

- Заниматься спортом!

- Найти интересные занятия.

- Записаться в кружки и клубы.

- Ходить в кино, посещать выставки.

- Путешествовать, коллекционировать, фотографировать.

- Рисовать, танцевать.

- Жить надо содержательно и творчески! И тогда не останется времени на вредные привычки. - Мы хотим быть здоровыми!- Мы хотим жить!

Обращение 1

Мы, обращаемся ко всем учащимся и молодёжи с призывом следовать здоровому образу жизни. Для этого в вашем распоряжении всегда есть восемь врачей, готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, физические упражнения, активный отдых, хорошая осанка, разум.

Следуйте их советам:

- чаще бывайте на свежем воздухе, летом обязательно загорайте;

- ешьте побольше овощей и фруктов, выращенных на солнце;

- следите за свежим воздухом в классной комнате;

- не курите, не употребляйте алкоголь, ведите активную антиникотиновую, антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду;

- ешьте только при ощущении голода, не переедайте;

- выработайте для себя свой личный комплекс утренней зарядки и выполняйте его ежедневно;

- следите за осанкой: стоять сидеть и ходить надо только прямо;

- считайте ваши мысли реальной силой, способной культивировать в вас положительную духовно-интеллектуальную настроенность;

- не позволяйте отрицательным мыслям взять верх в разуме;

- общайтесь с людьми добрыми, жизнерадостными, оптимистичными, мудрыми. Придерживайтесь этих советов! Они помогут вам сохранить ваше здоровье.

Обращение 2

Ребята, убеждайте всех в том, что физическое, психическое и духовное здоровье человека исходит от образа жизни и окружающей среды.

А здоровый образ жизни и окружающая среда - это:

- солнце;

- свежий воздух;

- чистая вода;

- естественное питание;

- активный отдых;

- физическая культура;

- добрые помыслы.

Надо не только хотеть быть здоровым, но и активно работать в этом направлении, помня, что легких путей к достижению высокого уровня здоровья нет. Придерживайтесь этих советов! И тогда ваши душа и тело будут здоровы. Вы должны вырасти здоровыми, физически крепкими, выносливыми, активными, жизнерадостными.

Обращение 3

Каждый из вас должен прожить интересную жизнь! Мы передаем вам секреты долголетия.

Первый секрет - закаленное тело.

Второй секрет - хороший характер.

Третий секрет - правильное питание и режим дня.

Четвертый секрет - ежедневный физический труд.

Теперь это и ваши секреты. Они помогут вам сохранить ваше здоровье и стать долгожителями.

Здоровье - это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты:

- высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям;

- уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями;

- стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение, не причиняя ущерба здоровью других людей.

Мы должны вырасти здоровыми, физически крепкими, выносливыми, активными, жизнерадостными, так как наше здоровье - это богатство страны.

Грустная реальность.


  • Среди 197 стран мира Россия находится на 68 месте по уровню здоровья.


  • По продолжительности жизни мужчины России на 135 -м месте, а женщины на 100-м месте.


  • 30 - 40 % детей - группа риска по развитию психических заболеваний.


  • В России 5 - 6 % здоровых детей.


  • Женщины, у которых курят мужья, живут на 4 года меньше. Пассивное курение увеличивает на 10 - 30 % риск развития рака лёгких. У курильщиков рак лёгких появляется в 90 % всех случаев.


  • В настоящее время в мире 3.000.000 человек ежегодно убивает табак. Начиная с 1950 г. он убил 65.000.000 человек, т.е. больше чем погибло во 2-ой мировой войне.


  • Если человек начал курить в 15 лет то его жизнь будет короче на 8 лет, а если раньше 15 лет, то рак лёгких появляется в 5 раз чаще, чем у тех, кто начал курить после 25 лет.


  • 90 % умственно отсталых детей - дети алкоголиков и пьющих родителей.


  • В пьющих семьях 40 % дети больные.


  • Если человек курит в день от 1до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года, по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных 20 - 39 сигарет - на 6,2 года.


  • Курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков полпачки.


  • У юношей и девушек алкоголизм как тяжёлая, трудноизлечимая болезнь возникает и развивается в 4 раза быстрее, чем у взрослых.


  • По мнению медиков:


* 1 сигарета сокращает жизнь на 15 мин;

* 1 пачка сигарет на 5 часов;

* тот, кто курит 1 год - теряет 3 месяца жизни;

* кто курит 4 года - теряет 1 год жизни;

* кто курит 20 лет - теряет 5 лет жизни;

* кто курит 40 лет - теряет 10 лет жизни;



  • Смертность среди наркоманов за 5 лет увеличилась в России в 5 раз.


  • 90 % ВИЧ - инфицированных - наркоманы.


  • По данным ВОЗ, только 2 - 3 % курящих, ежегодно бросают курить, хотя желание выражают почти 90 %.


  • В России курят 35 % мальчиков до 15 лет.


  • В сигаретах около 4000 вредных веществ, а сигаретный фильтр задерживает всего 20 %.


  • В 1 см3 содержится 3 млн микрочастиц сажи.


  • 80 % мужчин осуждают курение женщин.


  • Из 1000 подростков, начавших курить в 15 лет 250 умирают от болезней, связанных с курением.


  • На 4 года раньше может умереть женщина, муж которой курит.


  • Самое опасное вещество в табаке "полоний-210". Он облучает курильщика и окружающих: 300 сигарет доза радиации, равная по воздействию ежедневному посещению рентгеновского кабинета в течение года.


  • Если выкуривать в день пачку сигарет за 20 рубля, то за год можно прокурить 7300 рублей.


  • Табак в Россию завезли англичане в 1585 г., курильщиков наказывали 60-ю ударами палкой по пятам, а если попадался вторично, то отрезали нос и уши.


  • В семье, где курили родители, начинают курить 67 % мальчиков и 78 % девочек.


  • Если подросток выкурил хотя бы 2 сигареты, то в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь.

Классный час: «Скажи мне, почему?»

Цель: формирование сознания, самосознания и мотивации ребенка, активной жизненной позиции.

Примечание.

При проведении классных часов по методу социального взаимодействия нельзя уличать детей в неискренности, нечестности, особенно когда он явно говорит неправду. Эта методика предполагает перенос ответственности на самих детей. (Пример: солгал - это твой выбор для себя.)

Располагаются участники классного часа обязательно в круге. В ходе занятия на период обсуждения в группах дети пересаживаются в маленькие кружки - «лепестки», а затем вновь садятся в большой круг.

Классный час можно провести после неожиданного происшествия в классе - кто-то из одноклассников пришел в школу в нетрезвом виде. Стимулирование выполнения обещаний.



Предварительная подготовка состоит в том, чтобы обозначить проблему, собрать или подобрать информацию для обсуждения. За 1-2 дня до классного часа проводится анонимное анкетирование.
Наша анкета

«Алкогольное опьянение» -что это такое?»

1. Никогда не испытывал ощущения алкогольного опьянения, так как не употреблял спиртных напитков в больших дозах.

2. Испытал алкогольное опьянение, для меня это было малоприятное ощущение.

3. Ощущение алкогольного опьянения для меня приятно.

4. Испытал алкогольное опьянение, но плохо помню свои ощущения и то, что происходило вокруг.

Ход классного часа.


Этап


Цель


Методика


1. Введение

(1 мин., круг)


Организация сознания ребят


Обозначить проблему, поставить вопрос:

«Почему люди пьют алкоголь?»


2. Информация

(5 мин., круг)


Вызвать переживания у ребенка


1. Обсуждение «Можно ли алкоголем отравиться и умереть?»

2. Рассказ о походе, в котором подростки не смогли получить медицинскую помощь и умерли после приема алкоголя.

3. Результаты анкетирования


3. «Я - позиция»

(10 мин., круг)


Активизация мыслительной деятельности, столкновение разных то-

чек зрения


Участники по кругу отвечают на вопросы:

1. Почему люди пьют алкоголь?

Выделить из рассказов детей причины: повеселиться; быть взрослее; почувствовать себя непринужденно; приобрести друзей; алкоголь поможет решить личные проблемы; другие ребята будут относиться лучше...


4. «Я - позиция»

(5-7 мин., «лепестки»)


Соотнесение своей позиции с общественно значимой нормой


В группах готовят вопросы, написанные на

доске:


1. Как можно веселиться без алкоголя?

2. Как можно осуществить желание быть взрослым?

3. Как можно добиться, чтобы сверстники относились к тебе хорошо, принимали в свою компанию?

4. Как можно преодолеть свое смущение в компании сверстников?


5. Дискуссия (10 мин.)


Формирование социально значимых норм и ценностей


Каждая группа отвечает на вопрос, остальные добавляют


6. Рефлексия (3-5мин., круг)


Формирование сознания

ребенка, т.е. такого знания, которое участник принял на уровне убеждения для руководства своей деятельностью


Дети отвечают по кругу на вопрос «Изменилась ли твоя точка зрения на проблему «пить или не пить» алкоголь?» Опрос с использованием цветовых сигналов: Я думаю, что

а) это нормально, если мой сверстник пьет спиртные напитки;

б) моим сверстникам лучше обходиться без алкоголя;

в) не знаю


7. Свободный выбор 1-2 мин., круг


Перенос ответственности за решение на самого подростка


Слово классного руководителя и предложение сделать выбор самим


Предлагаем материал одной из простых форм работы с группой детей .

Группа разделяется на чтецов текста и на арбитров-наблюдателей. Задача последних прослушав текст, вынести свои суждения и выводы, поделиться с теми мыслями по поводу прослушанного.

Художественный текст, избирательно подобранный, воспроизводится юношами, поочерёдно сменяющими друг друга на импровизированной сцене внимания расположенной перед полукругом слушателей:

... - В первый раз я напился, когда мне было пять лет... Отец пахал в поле... Меня послали они отнести ему пива... Почему это пиво считается такой драгоценностью? Сперва я лизнул пену... Где же этот дивный вкус? Я принялся лакать густую жидкость... Ну и дрянь же! Все-таки я пил... Не может быть, чтобы взрослые ошибались... Меня тошнило... Я был еле жив... Я чувствовал себя отравленным...

...- Семь лет... Нас встретили очень радушно. Всех угостили красным вином... Хозяева предложили и мне выпить за компанию, но я отказался... Заметив, что я сижу один, итальянец протянул мне через стол полстопки вина... Лицо его приняло суровое выражение... Я испытал леденящий ужас... Вино было противнее пива! Я глотнул, силясь удержать в себе этот яд... В глазах плыло. Стало трудно дышать...

...- Пятнадцать лет... Я попал в среду людей, которыми восхищался. Мне льстило их общество. Эти люди без всякой жалости швыряют на ветер пятаки. Им наплевать на деньги, они могут, глазом не моргнув, угостить восемь человек виски... Либо забудь, как дороги деньги, либо откажись от дружбы с этими людьми, у которых непонятная страсть к крепким напиткам...

...- Мне еще не было шестнадцати, я сгорал от страсти к приключениям, моя голова была набита историями о пиратах, о разграбленных городах и стычках, а дрянь, которую я пил, еще пуще горячила мой мозг...

...- Мне стукнуло семнадцать лет... Я подписал контракт на работу матросом на промысловой шхуне... Плавание в течение пятидесяти одного дня без привычного пьянства замечательно укрепило мои силы. Организм очистился от яда, и я не испытывал никакого желания пить...

...- Товарищи заявили, что необходимо перед длинной прогулкой пешком опрокинуть по рюмочке... Смел ли я отказаться выпить с моими мужественными приятелями?.. Выпьем за дружбу! Таков обычай. Мы все смеялись над нашим капитаном за то, что он трезвенник и ничего не пьет. Далее тьма... Я лежу у двери... Мне холодно... Пропали мои часы... Пропали деньги... И куртки нет и пояса... Даже башмаков...

...- Когда я вспоминал о выпивке, я тут же вспоминал о компании, и наоборот. Компания и алкоголь - сиамские близнецы. Они срослись воедино...

...- Привычка пить укоренилась в моем сознании и осталась на всю жизнь...

Всем наблюдателям предлагается высказать свои первые впечатления. Для облегчения непростых усилий разворачивается веер начальных фраз: «Я вдруг подумал...», «Мне показалось самым важным...», «Понял, что путь к алкоголизму...» и другие.

После первых высказываний предлагается вновь прослушать фрагменты текста, проверяя свои впечатления.

В заключение вопрос направляется к чтецам: «Что ты думал, когда это читал?»

Не надо делать каких-либо выводов. Индивидуальное осмысление каждым ребенком не следует подменять общей формулировкой нормы. Лучше как бы вдруг приостановить ход занятий: пусть каждый думает и решает для себя эту страшную проблему общества.



© 2010-2022