СЦЕНАРИЙ литературно-музыкальной гостиной Маленькие истории о большой любви (8 – 11 кл.)

Вашему вниманию предлагается сценарий литературно-музыкальной гостиной "Маленькие истории о большой любви". Прикасаясь душой к великим творениям человеческого гения, которые были навеяны божественным дыханием Любви, мы очищаем свои души, открывая их для великого и вечного.Цель: Средствами музыки, поэзии, живописи формировать высокие нравственные качества старшеклассников на примерах жизни великих людей. Оборудование: портреты Бетховена, Тютчева, Врубеля. Аудио запись рома...
Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СЦЕНАРИЙ

литературно-музыкальной гостиной

(8 - 11 классы)




Маленькие истории о большой любви








Минасян Н. Г.

Новоамвросиевская ОШ І-ІІІ ступеней

кабинет музыки



2013 год


СЦЕНАРИЙ

литературно-музыкальной гостиной

(8 - 11 кл.)


Маленькие истории о большой любви


Цель: Средствами музыки, поэзии, живописи формировать высокие

нравственные качества старшеклассников на примерах жизни великих людей.

Оборудование: портреты Бетховена, Тютчева, Врубеля. Фонозапись романса

«Я встретил Вас» в исполнении И. Козловского. Репродукция картины Врубеля «Царевна Лебедь». Портрет Забеллы Врубель.

* * *

Учитель. Как часто выразить любовь мою хочу

Но ничего сказать я не умею,

Я только радуюсь, страдаю и молчу.

Как будто стыдно мне - я говорить не смею.

И в близости ко мне живой души твоей

Так все таинственно, так все необычайно -

Что слишком страшною божественною тайной

Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

Д. Мережковский

Любовь... Любовь великих... Чем она была для них?

Великим источником наслаждений из которого появились подлинные шедевры, или трагедией, дающей начало все тем же творческим жемчужинам? А может быть, любовь - тайной одинокой страдающей души или любовью-факелом испепеляющим...

Но в любом случае любовь великих и творчество - понятия неразделимые. Стоит вспомнить хотя бы некоторые из целого океана произведений искусства, где и стихи Блока, и Вальсы Шопена, и картины Врубеля и Рафаэля, и оперетты Кальмана. Этот ряд можно было бы продолжить бесконечно.

История первая

Ведущий 1. Буря, разыгравшаяся над Веной в весенний день 1827 года, когда умирал Бетховен, прошла. Выглянуло тусклое мартовское солнце.

Мертвый Бетховен лежал в сумрачной комнате своего последнего жилища с символическим названием «дом с траурным флагом». Три близких Бетховену человека - его брат Иоганн и друзья Стефан Брейнинг и Антон Шиндлер - осматривали бумаги умершего: искали банковские билеты - единственную денежную ценность, завещанную племяннику. Искали долго, безуспешно, не доверяя друг другу, пока, наконец, случайно не обнаружили маленький тайник, о котором Бетховен никогда никому не говорил. В тайнике хранилось то, что было памятью чувств: письмо и два женских портрета. Из глубины страдающего сердца мечтавший о счастье молодой Бетховен писал своей «бессмертной возлюбленной».

Ведущий 2. (мужской голос) на фоне музыки второй части одной из

фортепианных сонат Бетховена. Свет приглушен. Горит свеча.

«... К чему эта глубокая печаль перед неизбежным? Ведь любовь наша не может существовать без жертв и без самопожертвования; разве ты можешь изменить обстоятельства, вследствие которых ты не вся принадлежишь мне и не весь я твой?... Господи! Взгляни на чудную природу и успокой свое сердце. Любовь требует всего и имеет на то право... Не забывай, что я должен жить для себя и для тебя...»

Ведущий 1. Бетховен верил, надеялся!

Ведущий 2. ... мы устроим жизнь неразлучную! Какую жизнь! Да!!! Я плачу при мысли, что ты, вероятно, только в субботу получишь мою первую весточку. Как бы не любила меня, все же я люблю тебя сильнее... Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная. В каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду решения судьбы. Или мы должны быть неразлучны, или я готов умереть...


(музыка замолкает.)

(Момент тишины. Зажигается свет в зале.)


Ведущий 1. Адреса и точной даты в письме не было. Его содержание, словно зашифрованное от постороннего глаза не указывало, кому же писал Бетховен. Один из портретов, хранящихся в тайнике, изображал прелестную девушку из семьи венских друзей композитора - юную Джульетту Гвичарди.


(высвечивается слайд с изображением одного из женских

портретов художников конца 18 начала 19 в.в.)


Тридцатилетний Бетховен любил ее. «Я был любим ею...» Вспоминал он незадолго до смерти.

Ведущий 2. Джультте Гвичарди, в ту пору, когда Бетховен надеялся на счастье, он посвятил одно из самых вдохновенных своих творений Сонату № 14, вошедшую в историю мировой музыкальной культуры под названием «Лунная соната».

(Звучит 1-я часть 14-й Сонаты Бетховена в исполнении учителя.)

Ведущий 1. Вот он, шедевр, порожденный великим чувством любви.


История вторая


Ведущий 3. Читает стихотворение Федора Тютчева «Последняя

любовь» на фоне звучания «Вокализа» Рахманинова.

Учитель. Это стихотворение поэт посвятил своей возлюбленной

Е. Денисьевой. Любовь к ней вспыхнула на склоне лет. За плечами была карьера удачливого: от советника русского посольства в Баварии, поверенного в делах России при дворе короля Сардинии, до председателя комитета иностранной цензуры. В его жизни не было нищеты в ранней молодости, не было ссылок, дуэлей.

Не правда ли, «спокойная поверхность»? Очень спокойными глазами смотрит на нас из-под очков Тютчев со своих прижизненных портретов.

(Выставляется портрет Федора Тютчева).


Очень спокойными. Но эта спокойная поверхность столько раз в жизни Тютчева сминалась шевелящимся под нею хаосом.

Ведущий 3. «О чем ты воешь, ветер ночной?

О чем так сетуешь безумно?»

«... О, страшных песен мне не пой

Про древний хаос, про родимый!»

«... О, бурь заснувших не буди, -

Под ними хаос шевелится.»

В 34 года он теряет свою горячо любимую жену. В одну ночь, проведенную у гроба, Тютчев седеет совершенно.

Ему предстоит пережить еще одну потерю. Он будет стоят у гроба Елены Александровны Денисьевой, своей «последней любви». Хаос и здесь ворвался в жизнь Тютчева. Это была и счастливая, и тяжелая любовь. Любовь, приобретшая в глазах петербургского «света» интерес скандала, любовь, закрывшая перед молодой женщиной из «хорошей» семьи двери тех домов, где прежде она бывала желанной гостьей, любовь, заставившая отца Денисьевой отказаться от дочери, любовь, мучившая Тютчева сознанием его виновности.

И эта же любовь вдохновила Тютчева на стихи, равных которым мало найдется в мировой литературе.

(Звучит стихотворение «О, как убийственно мы любим»).


Ведущий 4. Как ни тяжел последний час -

Та непонятная для нас

Истома смертного страданья -

Но для души еще страшней

Следить, как вымирают в ней

Все лучшие воспоминанья.

Учитель. Но воспоминания Тютчева не умерли в его душе. Сейчас прозвучит одно из последних стихотворений Тютчева. Это его «лебединая песня». Это стихотворение, положенное на музыку, стало едва ли не самым популярным романсом.

(Звучит романс «Я встретил Вас...» в исполнении И. Козловского).



История третья


Ведущий 5. Слышал ли кто-либо из вас выражение «врубелевские глаза»? Наверное ни одного живописца в истории русской живописи нельзя сравнить с Врубелем, с его гениальным умением воспроизводить на холсте безграничную силу человеческого духа - в Его глазах. Можно часами стоять перед его картинами, всматриваясь в две темных бездны глаз, находясь во власти художника.

(высвечивается слайд с репродукцией картины Врубеля «Царевна - лебедь»).


Ведущий 5. (девичий голос)

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный!

Опечалился чему?...»

Мы на сцене Русской частной оперы. Звучит ария Царевны-лебеди из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Солтане ...» в исполнении Забелы Врубель. Голос певицы завораживал. Он был удивительного тембра, похожий на свирель, но богаче красками. Декорации были выполнены с таким понимаем музыки, с такой чуткостью ко всем оперным превращениям, так поражали буйством фантазии, что могли принадлежать только большому мастеру. Художником, создавшим все эти декорации был Михаил Александрович Врубель.

Ведущий 6. Они были женаты уже пятый год. Но Врубель не уставал восхищаться достоинствами своей жены - ее внешностью, ее голосом, ее талантом. Надежда Ивановна не была красавицей. Врубель выдумал красоту жену и запечатлел в портретах... ему нравилась изменчивость ее черт. И именно эту изменчивость он пытался «схватить», оттого портреты Забелы так не похожи один на другой.

(высвечивается репродукция портрета Забелы Врубель на фоне березок)

Но вернемся к «Царевне-лебеди».

Ведущий 5. Это полотно было написано в 1900 году. Сходство черт портрета и жены не было полным. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина - дом родной. На ее неживом лице игра цвета - от иссиня-черного до розово-багряного - подобна переливу тонов на изделиях майолики. Только глаза живы на этом лице - глаза любимой женщины.

«Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподнимешь вдруг.

И, словно, молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг...»

Это писал Тютчев, и не о глазах Надежды Ивановны... Но как схожи выражения чувства любви великих мира сего!

Учитель. Вот и подошли к концу маленькие истории о любви великих творцов бессмертных шедевров - свидетельства огромного всепоглощающего чувства. И мы должны быть благодарны судьбе за то, что она ниспослала любовь этим людям, ибо не было бы любви - и мы не могли бы наслаждаться произведениями искусства, находить в них, по словам великого Чайковского, опору и утешение.

Ведущий 7. Вот еще строки их Тютчева:

«Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье

И... поединок роковой...»

Учитель. Прикасаясь душой к великим твореньям человеческого гения, которые были навеяны божественным дыханием Любви мы очищаем свои души, открывая их для великого и вечного.


© 2010-2022