- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Проектная работа на тему Жизнь дана на добрые дела
Проектная работа на тему Жизнь дана на добрые дела
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ольшевская Т.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Межрегиональная конференция исследовательских и проектных работ учащихся (КИПР)
МБОУ гимназия № 42 г. Пензы
IX научно-практическая конференция младших школьников
«Мир вокруг нас»
Жизнь дана на добрые дела
(проект)
Выполнили:
Рылякина Анна
Бакина Валерия
Алексашкина Софья
ученицы 4 а класса
МБОУ гимназии № 42 г. Пензы.
Руководитель:
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 42 г. Пензы
Ольшевская Татьяна Валерьевна.
Пенза, 2015 год
I. Оглавление
I.
Оглавление
2
II .
Введение
3 - 4
III .
Основная часть
4 - 8
-
Работа со словарём
4
-
Представление одноклассников о добре и зле
4
3. Древние мудрецы о добре и зле
4-5
4. Пословицы о добре и зле
5
5. Практические действия
6
6. Анкетирование
6-7
7. Практическая значимость
8
IV.
Заключение
8-9
Выводы
8
«Правила добрых дел»
8-9
V.
Список использованных источников и литературы
10
II .Введение
«Завтра будет поздно. Помогите сейчас!» - под этим призывом каждый четверг в эфире Пятого канала проходит акция «День добрых дел». Еженедельно там рассказывают историю ребенка, остро нуждающегося в лечении. На помощь приходят - зрители Пятого канала. Взрослые перечисляют средства. А что можем сделать мы - дети? Наверное, надо начать с себя. Очень точно об этом сказал великий писатель Лев Николаевич Толстой «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
Добрый день! Мы ученицы 4 а класса: Рылякина Анна, Бакина Валерия, Алексашкина Софья.
На одном из занятий по внеурочной деятельности, мы предложили создать проект «Жизнь дана на добрые дела». Нас поддержали одноклассники и учитель.
Цель проекта: формировать у детей стремления совершать добрые поступки в повседневной жизни.
Объект проекта: понятие «добрые поступки».
Предмет проекта: как добрые слова сочетаются с добрыми поступками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
расширить представления о понятии «добро»;
-
дать ребятам почувствовать, что добро - это радость для окружающих и самого себя;
-
воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим, стремление прийти на помощь;
-
обратить внимание ребят на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Мы предположили, что сформированность у детей стремления совершать добрые поступки в повседневной жизни принесёт радость для окружающих и самого себя.
В процессе работы нами были использованы следующие методы:
-
Изучение литературы и сбор необходимой информации.
-
Беседа.
-
Анкетирование.
-
Анализ, обобщение.
-
Проведение различных акций.
Ожидаемый результат:
-
наш класс станет примером для младших школьников;
-
младшие школьники нашей гимназии будут стремиться совершать добрые поступки в повседневной жизни.
III .Основная часть
1. Работа со словарём
Наш проект начался с работы со словарём. Из Толкового словаря Ожегова мы узнали, что понятие «добро» означает - положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
2. Представление одноклассников о добре и зле
Предложили одноклассникам нарисовать, как они представляют добро и зло. На них мы можем увидеть:
-
жизнь - смерть;
-
доброта, милосердие - злоба, жестокость;
-
мир, благополучие - война, разрушение, нищета;
-
упорядоченность, гармония - хаос;
-
среда чистая, здоровая - загрязненная, замусоренная;
-
солнечное, теплое - мрачное, холодное;
-
духовное, божественное - бездуховное, демоническое;
-
красивое, прекрасное - некрасивое, безобразное.
Можно сделать вывод: картинки добра и зла отражают различные восприятия наших поступков и мыслей…
3. Древние мудрецы о добре и зле
Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.
Правая половина тела - добрая. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. Неслучайно говорят наше дело правое, справедливо. А вот левая сторона человека - темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. Вместе они составляют одно целое, одно не может существовать без другого, если бы было только зло, мы бы не знали, что такое добро и наоборот.
Очень хорошо описана борьба добра и зла в человеке притча «Два волка», я хочу эту притчу вам рассказать: Однажды любознательный внук спросил у своего деда - вождя племени: - Отчего появляются плохие люди? На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал: - Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая - это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом. - Понятно, - ответил мальчик. - А кто же из них побеждает? - Все зависит от человека, - закончил дед. - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.
Значит, в каждом человеке есть и добро и зло, но можно воспитывать добро, тогда зла будет меньше.
4. Пословицы о добре и зле
Мы нашли много пословиц и поговорок, которые тоже помогают понять значение добра и зла в жизни человека. Вот некоторые из них:
-
Без души, как без воды - мертво.
-
Добро не умрет, а зло пропадет.
-
Иди к злому человеку смело, когда он доброе задумал дело.
-
Добро не лихо: бродит по миру тихо.
-
Добрым путем Бог правит.
-
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Нам захотелось поделиться найденным материалом с нашими одноклассниками и ребятами нашей гимназии. Мы оформили стенд с пословицами и поговорками. Пригласили ребят почитать и обсудить, попросили их написать, какие добрые слова они знают. Можно с уверенностью сделать вывод, что гимназисты знают много добрых слов.
5. Практические действия
12 октября 2015 года в нашем классе был проведен тематический классный час «Мой путь к доброте», который провела библиотекарь Куборина Людмила Борисовна. Мы размышляли о понятии «доброта», о том, трудно ли быть добрым, учились формировать самооценку своего поведения. Нам показали отрывок из фильма «Вода». Оказывается, добрые эмоции и добрые слова влияют на состояние воды. Мы получили задание: каждый день пополнять «Шкатулку добрых дел». Сейчас можно сделать вывод, что наши одноклассники активно включились в наш проект. «Шкатулка добрых дел» и сейчас находится в нашем классе и пополняется с каждым днём.
Наше внимание привлёк мультипликационный фильм «Волшебный мешочек», который был снят в 1975 году режиссёром Александром Полушкиным. В нём рассказывается о медвежонке Ивашке, который делал добрые дела. Мы подумали, что посмотреть его будет очень интересно и полезно одноклассникам и ребятам из нашей гимназии. Мы его показали в некоторых классах и обсудили проблему добрых поступков.
Вместе с ребятами мы сделали вывод, что сделанное кому-то добро возвращается к нам, словно бумеранг. И это вовсе не пустые слова. Думаю, вы и сами знаете, как часто бывает: сделав какое-то доброе дело, через некоторое время получаешь неожиданный подарок судьбы. И настроение поднимается и мир становится человечнее.
6. Анкетирование
Следующим этапом нашего проекта стало анкетирование одноклассников. Участвовали 21 человек.
№п/п
Вопросы
Ответы
Ты делаешь добрые дела?
21 чел. - да
Любишь ли ты хвалиться своими добрыми делами?
20 чел. - нет;
1 чел. - да
Были ли случаи в твоей жизни, когда тебя хвалили за добрые дела?
21 чел. - да
Какие синонимы тебе хочется написать к словосочетанию «Добрые дела»?
дела от души;
хорошие поступки;
полезные действия;
прекрасные дела;
добрая душа;
добродетель;
помощь, любовь, взаимопонимание;
правильные поступки;
бескорыстие, щедрость;
дружелюбие.
Как ты поступаешь, если встречаешься со злом?
Пытаюсь объяснить, что зло нельзя делать.
Я буду с ним бороться и стану лучше.
Стараюсь вытеснить его добротой.
Я стараюсь бороться со злом.
Помогу человеку, который делает зло стать добрым.
Вывод: многие ребята нашего класса спешат делать добрые дела, пытаются изменить мир в лучшую сторону; но, к сожалению, анкета показала, что в классе есть ребята, которые пока равнодушны, когда встречаются со злом. Мы увидели, что на пятый вопрос есть ответы: «буду держаться подальше», «не буду замечать», «не обращаю внимания». Это значит, что наш проект актуален, и мы будем продолжать работу, чтобы дать возможность ребятам почувствовать, что добро - это радость для окружающих и самого себя.
7. Практическая значимость
Практическая значимость нашего проекта не вызывает сомнений. В настоящее время наша страна переживает один из самых непростых исторических периодов. Сейчас всё чаще можно услышать, что зло побеждает добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Всё это свидетельствует о необходимости работы по формированию представлений о добре, по формированию у детей стремления совершать добрые поступки.
IV. Заключение
Из всего сказанного, можно сделать выводы:
-
мы расширили представления о понятии «добро»;
-
дали ребятам почувствовать, что добро - это радость для окружающих и самого себя;
-
вместе воспитываем в себе доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим, стремление прийти на помощь;
-
обратили внимание ребят на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;
-
наш проект принесёт большую пользу.
Мы составили «Правила добрых дел», пользуясь которыми станем по-настоящему добрыми.
- Поступай так, чтобы сделать больше добра людям.
- Не делай добра напоказ.
- Побеждай плохие привычки.
- Не обманывай других людей.
- Не нарушай обещания. Если дал слово - постарайся его исполнить.
- Не присваивай чужие вещи, игрушки.
- Без разрешения ничего не бери.
- Помогай нуждающемуся. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды.
- Примиряй ссорящихся.
- Никогда не произноси плохих и злых слов.
- Отвечай за свои поступки.
- Не предавай друзей.
Давайте начнём с малого, с себя… Сделаем нашу любимую гимназию - территорией добрых дел и мир станет добрее и ярче!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого - беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда - то кому - то поможет
Улыбка твоя и твоя доброта
Ты счастлив, что день не
Напрасно был прожит
Что годы живёшь ты не зря.
Спасибо за внимание!
V. Список использованных источников и литературы
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т.1. - М.: Дрофа, 2008. 348 с.
-
Ожёгов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание. М.: ООО ИТИ Технологии, 2008. - 169 с.
-
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. -М., 1998.
-
История культуры русского народа, А.В. Терещенко, Москва,2007, 411 с.
-
Зимин В.И. Словарь - тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений. М.: ООО АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. - 619 с.
-
Бабенко Л.Г. Большой толковый словарь синонимов русской речи. М.: ООО АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. - 326 с.
-
Русский народный календарь, Наталия Будур, РООССА, 2007, 221 с.
-
Психологические тесты для всех/Злата Королёва. - М.:ФАИР-ПРЕСС,2006. - 336с. - Популярная психология.
11