Рабочая программа внеурочной деятельности Школа здоровья (1-4 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Школа здоровья»

для учащихся 1 - 4 класса











Автор-составитель программы:

учитель начальных классов

Глухова Светлана Михайловна

Парфеньево 2013 год

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений Россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек, как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа является модифицированной, в основу её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой, Н. А. Лемяскиной, О.Е. Жиренко для 1-4 классов. Издательство: Вако., 2011г.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;

  2. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  3. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  4. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  5. - провалы в существующей системе физического воспитания;

  6. - интенсификация учебного процесса;

  7. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  8. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  9. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Школа здоровья».


Цель и задачи программы

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Особенности программы

Данная программа строится на принципах:

  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

Быть здоровым - значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;

  • опыты;

  • игра.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;

  • постановка драматических сценок, спектаклей;

  • прослушивание песен и стихов;

  • разучивание и исполнение песен;

  • организация подвижных игр;

  • проведение опытов;

  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Программа рассчитана на детей 7-11 лет, реализуется 4 года.

Общее количество часов - 135

Количество часов по классам:

1 класс - 33 часа

2 класс - 34 часа

3 класс - 34 часа

4 класс - 34 часа

Количество часов в неделю - 1 час

Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;

  • формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;

  • причины некоторых заболеваний;

  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.



Тематическое планирование.

1 год обучения (33 часа)


Тема занятия

Кол-во часов

1

Советы доктора Воды.

1

2

Друзья Вода и Мыло.

1

3

Глаза - главные помощники человека.

1

4

Подвижные игры

1

5

Чтобы уши слышали.

1

6

Почему болят зубы.

1

7

Чтобы зубы были здоровыми.

1

8

Как сохранить улыбку красивой.

1

9

Подвижные игры

1

10

«Рабочие инструменты» человека.

1

11

Зачем человеку кожа

1

12

Надёжная защита организма

1

13

Если кожа повреждена

1

14

Подвижные игры

1

15

Питание - необходимое условие для жизни человека

1

16

Здоровая пища для всей семьи

1

17

Сон - лучшее лекарство

1

18

Какое настроение?

1

19

Я пришёл из школы

1

20

Подвижные игры

1

21-22

Я - ученик

2

23-24

Вредные привычки

2

25

Подвижные игры

1

26

Скелет - наша опора

1

27

Осанка - стройная спина

1

28

Если хочешь быть здоров

1

29

Правила безопасности на воде

1

30-31

Подвижные игры

2

32-33

Обобщающие уроки «Доктора природы»

2


Содержание занятий.

Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Тема 3. Глаза - главные помощники человека. (1час)

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно - вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 4. Подвижные игры. (1час)

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.

Тема 6. Почему болят зубы. (1час)

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.

Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1час)

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.

Тема 10. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.

Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Тема 14. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

Тема 15. Питание - необходимое условие для жизни человека. (1час)

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Тема 17. Сон - лучшее лекарство. (1час)

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо - хорошо».

Тема 18. Как настроение? (1час)

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.

Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь - не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час)

Тема 21-22. Я - ученик. (2 часа)

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.

Тема 25. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».

Тема 26. Скелет - наша опора. (1час)

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

Тема 27. Осанка - стройная спина! (1час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек - это…»

Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Тема 30-31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа)

Тема 32-33 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

2 год обучения (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Причины болезни

1

2.

Признаки болезни

1

3.

Как здоровье?

1

4.

Как организм помогает себе сам

1

5.

Здоровый образ жизни

1

6.

Какие врачи нас лечат

1

7.

Инфекционные болезни

1

8.

Прививки от болезней

1

9.

Какие лекарства мы выбираем

1

10.

Домашняя аптечка

1

11.

Отравление лекарствами

1

12.

Пищевые отравления

1

13.

Если солнечно и жарко

1

14.

Если на улице дождь и гроза

1

15.

Опасность в нашем доме

1

16.

Как вести себя на улице

1

17.

Вода - наш друг

1

18.

Чтобы огонь не причинил вреда

1

19.

Чем опасен электрический ток

1

20.

Травмы

1

21.

Укусы насекомых

1

22.

Что мы знаем про собак и кошек

1

23.

Отравление ядовитыми веществами

1

24.

Отравление угарным газом

1

25.

Как помочь себе при тепловом ударе

1

26.

Как уберечься от мороза

1

27.

Растяжение связок и вывих костей

1

28.

Переломы

1

29.

Если ты ушибся или порезался

1

30.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

31.

Укусы змей

1

32.

Расти здоровым

1

33.

Воспитай себя

1

34.

Я выбираю движение

1


Содержание занятий

Тема 1. Причины болезни (1 час)

Сказка о том, почему люди болеют; беседа по книге А.Лаптева «Тайна пирамиды здоровья»; оздоровительная минутка; запись мудрых слов.

Тема 2. Признаки болезни (1 час)

Беседа по теме; анализ ситуаций; оздоровительная минутка; игра-соревнование «Кто больше знает»;

беседа о профилактике болезней; игра-соревнование «Кто вперёд».

Тема 3. Как здоровье? (1 час)

Беседа по теме; игра-соревнование «Кто больше знает»; тестирование «Твоё здоровье»; оздоровительная минутка; презентация «Помоги себе сам».

Тема 4. Как организм помогает себе сам (1час)

Беседа по теме, презентация «Режим дня», составление режима дня, оздоровительная минутка, тест «Умеешь ли ты готовить уроки», составление памятки «Как правильно готовить уроки».

Тема 5. Здоровый образ жизни (1 час)

Беседа по теме, анализ ситуаций, оздоровительная минутка, презентация «ЗОЖ».

Тема 6. Какие врачи нас лечат? (1 час)

Беседа по теме, анализ ситуаций, оздоровительная минутка, самоанализ здоровья, презентация «Какие врачи нас лечат»

Тема 7. Инфекционные болезни (1 час)

Беседа по теме, игра - соревнование «Кто больше знает», оздоровительная минутка, анализ ситуаций, презентация «Какие болезни называются инфекционными».

Тема 8. Прививки от болезней (1 час)

Беседа по теме, анализ ситуаций, оздоровительная минутка, игра «Полезно-вредно».

Тема 9. Какие лекарства мы выбираем (1 час)

Игра «Кто больше знает», беседа по теме, оздоровительная минутка, анализ ситуаций, презентация «Для чего нужны лекарства».

Тема 10. Домашняя аптечка (1 час)

Игра «Светофор здоровья», беседа по теме, анализ ситуаций, оздоровительная минутка, это полезно знать «Что должно быть в домашней аптечке?».

Тема 11. Отравление лекарствами (1 час)

Беседа по теме, игра-соревнование «Кто лучше знает», оздоровительная минутка, памятка «Помоги себе сам», практическая работа.

Тема 12. Пищевые отравления (1 час)

Беседа по теме, игра-соревнование «Кто лучше знает», оздоровительная минутка, составление памятки «Что делать при пищевом отравлении».

Тема 13. Если солнечно и жарко (1 час)

Беседа по теме, анализ ситуаций, оздоровительная минутка, признаки солнечного ожога, памятка «Помоги себе сам!»

Тема 14. Если на улице дождь и гроза (1 час)

Беседа по теме, разгадывание загадок о явлениях природы, оздоровительная минутка, составление памятки «Правила поведения при грозе».

Тема 15. Опасность в нашем доме (1час)

Беседа по теме, анализ ситуаций, презентация «Опасности в нашем доме», оздоровительная минутка, игра «Светофор здоровья», игра-соревнование «Кто больше знает».

Тема 16. Как вести себя на улице (1час)

Беседа по теме, анализ ситуаций, игра «Светофор здоровья», оздоровительная минутка, заучивание слов, презентация «Как вести себя на улице».

Тема 17. Вода - наш друг (1час)

Беседа по теме, обсуждение стихотворения, оздоровительная минутка, игра «Светофор здоровья», памятка «Когда опасность рядом».

Тема 18. Чтобы огонь не причинил вреда (1час)

Беседа по теме, игра «Светофор здоровья», оздоровительная минутка, презентация «Правила поведения при пожаре», практическая работа.

Тема 19. Чем опасен электрический ток (1час)

Беседа по теме, памятка «Первая помощь пострадавшему», оздоровительная минутка, игра «Светофор здоровья».

Тема 20. Травмы (1 час)

Беседа по теме, практическая работа в парах «оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах», оздоровительная минутка, анализ ситуаций, заучивание слов.

Тема 21. Укусы насекомых (1час)

Беседа по теме, анализ ситуаций, памятка «Помоги себе сам», оздоровительная минутка, заучивание слов.

Тема 22. Что мы знаем про собак и кошек (1час)

Беседа по теме, обсуждение стихотворения, памятка «Правила обращения с животными», оздоровительная минутка, презентация «Это интересно!».

Тема 23. Отравление ядовитыми веществами (1час)

Игра-соревнование «Кто больше знает», беседа по теме, оздоровительная минутка, игра «Светофор здоровья», памятка «Что делать при отравлении ядовитыми веществами».

Тема 24. Отравление угарным газом (1 час)

Беседа по теме, заучивание стихотворения, оздоровительная минутка, составление памятки «Помоги себе сам».

Тема 25. Как помочь себе при тепловом ударе (1 час)

Беседа по теме, просмотр фильма, оздоровительная минутка, игра «Светофор здоровья», составление памятки «Что делать при тепловом ударе».

Тема 26. Как уберечься от мороза (1 час)

Беседа по теме, чтение и анализ стихотворения, оздоровительная минутка, памятка «Помоги себе сам», игра «Полезно-вредно».

Тема 27. Растяжение связок и вывих костей (1час)

Беседа по теме, признаки растяжения связок и вывиха костей, оздоровительная минутка, практическая работа в парах.

Тема 28. Переломы (1час)

Беседа по теме, просмотр фильма, памятка «Помоги себе сам», оздоровительная минутка, практическая работа в парах.

Тема 29. Если ты ушибся или порезался (1час)

Беседа по теме, анализ ситуаций, оздоровительная минутка, памятка «Помоги себе сам», практическая работа в парах.

Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело (1час)

Беседа по теме, просмотр фильма, оздоровительная минутка, памятка «Помоги себе сам», отгадывание кроссворда.

Тема 31. Укусы змей (1час)

Беседа по теме, памятка «Первая помощь при укусе змеи», оздоровительная минутка, отгадывание кроссворда, презентация «Это интересно!».

Тема 32. Расти здоровым (1час)

Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века, работе учёных-медиков, оздоровительная минутка, беседа по теме, анализ ситуаций.

Тема 33. Воспитай себя (1час)

Беседа по теме, тест «Оцени себя сам», оздоровительная минутка, анализ ситуаций.

Тема 34. Я выбираю движение (1час)

Беседа по теме, заучивание слов, подвижные игры на воздухе.

3 год обучения (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие

1

2.

Учимся думать

1

3.

Спеши делать добро

1

4.

Поможет ли нам обман

1

5.

«Неправда - ложь» в пословицах и поговорках

1

6.

Надо ли прислушиваться к советам родителей

1

7.

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

1

8.

Все ли желания выполнимы

1

9.

Как воспитать в себе сдержанность

1

10.

Как отучить себя от вредных привычек

1

11.

Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)

1

12.

Я принимаю подарок

1

13.

Я дарю подарки

1

14.

Наказание

1

15.

Одежда

1

16.

Ответственное поведение

1

17.

Боль

1

18.

Сервировка стола

1

19.

Правила поведения за столом

1

20.

Ты идёшь в гости

1

21.

Как вести себя в транспорте и на улице

1

22.

Как вести себя в театре, кино, школе

1

23.

Умеем ли мы вежливо общаться

1

24.

Умеем ли мы разговаривать по телефону

1

25.

Помоги себе сам

1

26.

Умей организовать свой досуг

1

27.

Что такое дружба

1

28.

Кто может считаться настоящим другом

1

29.

Как доставить родителям радость

1

30.

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

1

31.

Спешите делать добро

1

32.

Огонёк здоровья

1

33.

Путешествие в страну здоровья

1

34.

Культура здорового образа жизни (урок-соревнование)

1


Содержание занятий

Тема 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие (1час)

Беседа по теме, анализ ситуации (на примере стихотворения Э.Успенского «Академик Иванов»), игра «Давайте разберёмся», практические занятия, оздоровительная минутка.

Тема 2. Учимся думать (1 час)

Беседа по теме, анализ пословиц и поговорок, заучивание слов, оздоровительная минутка, игра «Почему это произошло», беседа «Своё мнение».

Тема 3. Спеши делать добро (1 час)

Придумывание сказки по топорным словам и выражениям, анализ ситуации (на примере рассказа «Юноша и морские звёзды»), оздоровительная минутка, заучивание пословиц, игра в пословицы, беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

Тема 4. Поможет ли нам обман (1 час)

Беседа по теме, оздоровительная минутка, продолжите рассказы, практическая работа.

Тема 5. «Неправда-ложь» в пословицах и поговорках (1 час)

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Косточка», беседа по теме, заучивание слов, оздоровительная минутка, заучивание пословиц о правде и лжи.

Тема 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей (1 час)

Беседа по теме, анализ ситуации (на примере стихотворения С.Михалкова «я ненавижу слово «спать»!»), оздоровительная минутка, практическая работа «Портрет родителей», чтение отрывка из рассказа Е.Чарушина «Курочка».

Тема 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга (1 час)

Беседа по теме, анализ рассказа А.М.Горького «Воробышек», оздоровительная минутка, игра «Почему нам запрещают», презентация «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема 8. Все ли желания выполнимы (1 час)

Беседа по теме, работа со словарём, анализ ситуации (на примере стихотворения «Две сестрички дружно жили»), оздоровительная минутка, анализ ситуации (на примере стихотворения А.Барто «Девочка-ревушка»), толкование пословиц и крылатых выражений.

Тема 9. Как воспитать в себе сдержанность (1 час)

Игра «Проверь себя», оздоровительная минутка, работа с толковым словарём, беседа по теме, толкование пословиц.

Тема 10. Как отучить себя от вредных привычек (1 час)

Анализ ситуации (на основе стихотворения С.Михалкова «Пятерня! Пятерня!»), беседа по теме, презентация «Это полезно знать!», оздоровительная минутка.

Тема 11. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение) (1 час)

Повторение, анализ ситуации (на примере стихотворения Г.Остера «Нет приятнее занятья…»), заучивание слов, оздоровительная минутка, игра «Давай поговорим», чтение стихов детьми.

Тема 12. Я принимаю подарок (1 час)

Беседа по теме, игра «Закончи предложение», анализ ситуации (на примере стихотворения Г.Остера «Если ты пришёл на ёлку…»), памятка «Это полезно помнить», оздоровительная минутка.

Тема 13. Я дарю подарки (1 час)

Беседа по теме с обращением к Библии, анализ ситуации (на примере песенки Э.Успенского «У нашей мамы праздник», стихотворения Г.Остера «Если друг на день рожденья…»), игра «Выбери ответ», оздоровительная минутка, Это полезно знать!, Это интересно!

Тема 14. Наказание (1 час)

Беседа по теме, анализ ситуации (на примере стихотворений «Мальчик нарядный в гости идёт…», Э.Мошковской «Я ушёл в свою обиду»), оздоровительная минутка, практическая работа.

Тема 15. Одежда (1 час)

Игра «Кто больше знает», беседа по теме, закончите фразу, толкование пословиц, оздоровительная минутка, игра «Найди правильный ответ», анализ ситуации (на примере стихотворения Э.Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…»), Это нужно знать!

Тема 16. Ответственное поведение (1 час)

Беседа по теме, закончите высказывание, правила поведения с незнакомыми людьми, оздоровительная минутка, азбука безопасности (чтение стихов детьми), анализ ситуации ( на примере рассказа А.Раскина «Как папа опаздывал».

Тема 17. Боль (1 час)

Отгадывание кроссворда, беседа по теме, анализ ситуации (на примере стихотворения О.Дриз «Шип в мою ладонь впился…»), игра «Закончите фразу», оздоровительная минутка.

Тема 18. Сервировка стола (1 час)

Беседа по теме «Мы идём в кафе», отгадывание кроссворда, презентация «Сервируем стол к обеду», практическая работа «Сервировка стола», оздоровительная минутка, Это интересно!

Тема 19. Правила поведения за столом (1 час)

Анализ ситуации (на примере стихотворения З.Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…»), беседа по теме, оздоровительная минутка, игра «Закончи предложение», презентация «Вы пришли на день рождения. Правила поведения за столом».

Тема 20. Ты идёшь в гости (1 час)

Анализ ситуации, беседа по теме, Это полезно знать!, оздоровительная минутка, правила приглашения в гости, практическая работа «Инсценирование ситуаций».

Тема 21. Как вести себя в транспорте и на улице (1 час),

Беседа по теме, Это полезно знать!, азбука поведения (чтение стихов детьми), оздоровительная минутка, игра «Выбери правильный ответ», практическая работа «Инсценирование ситуаций».

Тема 22. Как вести себя в театре, кино, школе (1 час)

Анализ ситуации (на примере стихотворения А.Барто «В театре», беседа по теме, оздоровительная минутка, игра «Найди правильный ответ», просмотр фильма «С чего начинается театр».

Тема 23. Умеем ли мы вежливо общаться (1 час)

Беседа по теме, игра «Комплимент», оздоровительная минутка, анализ ситуации, искусство говорить «нет», практическая работа «Инсценирование ситуаций».

Тема 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону (1 час)

Беседа по теме, игра «Телефон», Это полезно знать!, оздоровительная минутка, игра «Комплимент», разыгрывание ситуаций.

Тема 25. Помоги себе сам (1 час)

Анализ ситуации (на примере стихотворения И.Токмаковой «Скоро в школу»), мудрые мысли известных людей, беседа по теме (на примере стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри», оздоровительная минутка, игра «закончи предложение».

Тема 26. Умей организовать свой досуг (1 час)

Беседа по теме, работа со словарём, стихотворный монтаж (рассказывают дети), игра «Давай поговорим», оздоровительная минутка, анализ ситуации (потешные сказки),

Тема 27. Что такое дружба (1 час)

Беседа по теме «Дружба-это…», закончи рассказ, игра «Хочу быть», чтение детьми стихотворений, оздоровительная минутка, анализ ситуации (на примере рассказа Л.Н.Толстого «Отец и сыновья», А.Л.Барто «Требуется друг»), прослушивание песен о дружбе.

Тема 28. Кто может считаться настоящим другом (1 час)

Беседа по теме, игра «Продолжи предложение», анализ ситуации (на примере стихотворения А.Шалыгина «Настроение упало»), оздоровительная минутка, игра «Любит-не любит».

Тема 29. Как доставить родителям радость (1 час)

Чтение детьми отрывков из стихотворений, беседа по теме, игра «Давай поговорим», анализ ситуации (на примере стихотворения Г.Ширковца «Не пойму я взрослых этих…»), оздоровительная минутка, игра «Комплимент».

Тема 30. Если кому-нибудь нужна твоя помощь (1 час)

Беседа по теме, игра «Выбери правильный ответ», анализ ситуации (на примере стихотворения Е.Благининой «Наш дедушка»), игра «Давай поговорим», оздоровительная минутка, анализ ситуации «Старый дед и внучок».

Тема 31. Спешите делать добро (1 час)

Беседа по теме, толкование пословиц, игра «Кто больше знает», Это интересно!, ролевая игра, оздоровительная минутка.

Тема 32. Огонёк здоровья (1 час)

Урок проходит в форме театрализованной постановки.

Тема 33. Путешествие в страну здоровья (1 час)

Урок проходит в форме путешествия по станциям: станция «Мойдодыр» (выполнение личной гигиены), станция «Неосторожность» (оказание первой неотложной помощи при несчастных случаях), станция «Не болей» (Профилактика инфекционных заболеваний), станция «Опрятность» (уход за одеждой), станция «Долой грязь» (гигиена жилища, правила уборки помещения), станция «За столом, или Приятного аппетита» (гигиена питания, сервировка стола, правила поведения за столом), станция «Закаляйся, как сталь» (закаливание организма, правила пользования солнцем, воздухом, водой), станция «В походе» (гигиенические требования и навыки походной жизни), станция «В лесу» (знание лекарственных растений, овощей, ягод, грибов), станция «Будь внимателен и осторожен» (поведение на территории, улице, соблюдение правил уличного движения), станция «Всё сумею, всё успею сделать».

Тема 34. Культура здорового образа жизни (1 час)

Урок - соревнование.

4 год обучения (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Что такое здоровье

1

2.

Что такое эмоции

1

3.

Чувства и поступки

1

4.

Стресс

1

5.

Учимся думать и действовать

1

6.

Учимся находить причину и последствия событий

1

7.

Умей выбирать

1

8.

Принимаю решение

1

9.

Я отвечаю за своё решение

1

10.

Что мы знаем о курении

1

11.

Зависимость

1

12.

Умей сказать НЕТ

1

13.

Как сказать НЕТ

1

14.

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ

1

15.

Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения

1

16.

Волевое поведение

1

17.

Алкоголь

1

18.

Алкоголь - ошибка

1

19.

Алкоголь - сделай выбор

1

20.

Наркотик

1

21.

Наркотик - тренинг безопасного поведения

1

22.

Мальчишки и девчонки

1

23.

Моя семья

1

24.

Дружба

1

25.

День здоровья

1

26.

Умеем ли мы правильно питаться

1

27.

Я выбираю кашу

1

28.

Чистота и здоровье

1

29.

Откуда берутся грязнули? (Игра - путешествие)

1

30.

Чистота и порядок

1

31.

Будем делать хорошо и не будем плохо

1

32.

КВН «Наше здоровье»

1

33.

Я здоровье берегу - сам себе я помогу

1

34.

Будьте здоровы

1




Содержание занятий.

Тема 1. Что такое здоровье (1 час)

Вступительное слово учителя, практическое занятие (измерение роста, веса, пульса и т.д.), оздоровительная минутка, игра «Давай поговорим», работа в тетради «Закончи предложение».

Тема 2. Что такое эмоции (1 час)

Беседа по теме, работа со словарём, игра «Кто больше знает», игра «Продолжи предложение», оздоровительная минутка, игра «Твоё имя».

Тема 3. Чувства и поступки (1 час)

Работа со стихотворением Дж.Родари «Если бы дети на целой планете…», беседа по теме (рассказ Сухомлинского «Почему плачет синичка»), оздоровительная минутка, игра «Кто больше знает», работа в тетради.

Тема 4. Стресс(1 час)

Беседа по теме, практическая работа, оздоровительная минутка, игра «Кто больше знает», заучивание слов.

Тема 5. Учимся думать и действовать (1 час)

Повторение пройденного, чтение детьми стихотворений, оздоровительная минутка, беседа по теме, игра «Что? Зачем? Как?».

Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий (1 час)

Игра «Почему это произошло?»(анализ ситуаций), беседа по теме, толкование пословиц, оздоровительная минутка, игра «Назови возможные последствия событий», игра «Что? Зачем? Как?»

Тема 7. Умей выбирать (1 час)

Анализ сказки, оздоровительная минутка, беседа по теме, игра «Комплимент».

Тема 8. Принимаю решение (1 час)

Беседа по теме, игра «Давай поговорим», оздоровительная минутка, практическая работа, работа со стихотворением Б.Заходера «Да, вот вопрос: что красивей всего?».

Тема 9. Я отвечаю за своё решение (1 час)

Закрепление поройденного, анализ ситуации (Мальчик и стол), оздоровительная минутка, игра «Что я знаю о себе», беседа по теме, игра «Продолжите предложение».

Тема 10. Что мы знаем о курении (1 час)

Игра «Волшебный стул», беседа по теме, оздоровительная минутка, Это интересно!, работа в тетради, просмотр презентации о вреде курения.

Тема 11. Зависимость (1 час)

Анализ ситуации (на примере стихотворения Э.Мошковской «Странные вещи со мною случаются…», работа со словарём, оздоровительная минутка, Это полезно знать!, игра «Давай поговорим».

Тема 12. Умей сказать НЕТ (1 час)

Анализ ситуации (на примере сказки Дж.Родари «Самый большой молодец на свете», оздоровительная минутка, беседа по теме, игра «Давай поговорим», игра «Что? Зачем? Как?», Это полезно помнить!

Тема 13. Как сказать НЕТ (1 час)

Игра «Зеркало и обезьяна», беседа по теме, оздоровительная минутка, игра «Продолжите предложение», толкование пословицы.

Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ (1 час)

Работа со стихотворением (А.Костецкий «Я всё люблю, что есть на свете…»), игра «Комплимент», оздоровительная минутка, беседа по теме, практическая работа «Дерево решений».

Тема 15. Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения (1 час)

Анализ ситуации, игра «Выбери правильный ответ», оздоровительная минутка, работа с деревом решений, коллективная работа «Мы живём без табачного дыма».

Тема 16. Волевое поведение (1час)

Закрепление пройденного, беседа по теме, инсценирование ситуаций, оздоровительная минутка, игра «Давай поговорим», игра «Сокровища сердца».

Тема 17. Алкоголь (1 час)

Коллективное рисование на тему «У нас дома праздник», беседа по теме, Это интересно!, оздоровительная минутка, игра «Беседа по кругу», Это полезно помнить!

Тема 18. Алкоголь - ошибка (1 час)

Чтение стихотворения Дж.Родари «Страна без ошибок», анализ ситуации (на примере басни С.Михалкова «Непьющий воробей», игра «Выбери ответ», оздоровительная минутка, Это полезно помнить!, заучивание слов.

Тема 19. Алкоголь - сделай выбор (1 час)

Беседа по теме, игра «Список проблем», оздоровительная минутка, работа с деревом решений, Запомни это!

Тема 20. Наркотик (1 час)

Анализ ситуации (на примере рассказа Дж.Родари «Рыбы»), беседа по теме, оздоровительная минутка, Это полезно помнить!, работа с деревом решений, игра «Давай поговорим».

Тема 21. Наркотик - тренинг безопасного поведения (1 час)

Игра «Пирамида», повторение пройденного, оздоровительная минутка, практическая работа, игра «Давай поговорим».

Тема 22. Мальчишки и девчонки (1 час)

Беседа по теме, игра «Противоположности», оздоровительная минутка, игра «Давай поговорим», анализ ситуации (на примере стихотворенияЭ.Успенского «Если был бы я девчонкой…»).

Тема 23. Моя семья (1 час)

Заслушивание сочинений детей о своей семье, анализ ситуации (К.Д.Ушинский «Сила не право»), беседа по теме, оздоровительная минутка, анализ ситуации, игра «Продолжи предложение».

Тема 24. Дружба (1 час)

Беседа по теме, анализ ситуации, игра «Комплимент», исполнение песен о дружбе; весь урок проходит в форме театрализованного представления.

Тема 25. День здоровья (1 час)

Проводится в физкультурном зале.

Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться (1 час)

Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин», Это интересно!, отгадывание загадок, оздоровительная минутка, инсценировка «Спор овощей», игра «Какие овощи выросли в огороде», работа со стихотворением «Про овощи» Н.Кончаловской.

Тема 27. Я выбираю кашу (1 час)

Игра «Пословицы запутались», Это интересно!, игра «Отгадай-ка! », игра «Знатоки», оздоровительная минутка, игра «Угадай сказку», конкурс «Самая вкусная и полезная каша».

Тема 28. Чистота и здоровье (1 час)

Урок проводится в форме театрализованного праздника.

Тема 29. Откуда берутся грязнули (игра - путешествие) (1 час)

Беседа по теме, анализ ситуации (на примере стихотворения Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный»), Это полезно помнить!, анализ ситуации (на примере стихотворения Э.Успенского «Очень страшная история»), Это полезно помнить!, Это полезно знать!

Тема 30. Чистота и порядок (1 час)

Беседа по теме, работа с пословицами и поговорками, игра «Угадай», оздоровительная минутка, работа со стихотворениями.

Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо (1 час)

Беседа по теме, работа с пословицами, высказывания о доброте, оздоровительная минутка, игра «Кто больше знает», Это интересно!, чтение стихотворений.

Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1 час)

Урок проводится в форме игры КВН.

Тема 33. Я здоровье берегу - сам себе я помогу (1 час)

Урок проводится в форме театрализованного представления.

Тема 34. Будьте здоровы! (1 час)

Беседа по теме, игра «Письма», оздоровительная минутка, практическая работа «Выпуск стенной газеты».



































Литература

1. ФГОС Примерные программы начального образования. - «Просвещение», Москва, 2009.

2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. - «Просвещение», Москва. 2009.

3. Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.

4. DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

5. DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.

6. «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

7. «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой, Н. А. Лемяскиной для 1-4 классов. Издательство: Вако., 2011 г.

8. «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.

9. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры - Мир Книги, Москва. 2003.

10. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

11. «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана - Граф», Москва, 2002.

12. Интернет ресурсы



18

© 2010-2022