Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. , как библиографическая редкость

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка


Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.,

как библиографическая редкость


Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость















Автор:

Тихая Светлана Михайловна,

учитель истории МБОУ Лицей № 15,























Саров

2015

1. Пояснительная записка


Рольф Уолдо Эмерсон считал, что «истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов и не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной». Нужно признать, что и сейчас, в период глобального религиозно-мировоззренческого и научно-философского синтеза, интенсивного процесса интеграции научных дисциплин, стремительного развития новых технологий знание национальной и мировой истории по-прежнему является современным показателем общей культуры человека. Обращение к трагическим и героическим страницам истории, к культурно-историческому наследию нашей страны актуально для воспитания молодого поколения не только в годы юбилеев.

В настоящее время перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Эффективному решению этой задачи может способствовать привлечение и использование потенциала музеев в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

Данная методическая разработка представляет опыт привлечения ресурсов Музея для воспитания юных саровчан средствами музейной педагогики и современных образовательных технологий.

Авторы считают, что в век глобализации и распространения Интернета современные дети буквально прикованы к личным мобильным экранам. Они постоянно находятся в огромном потоке информации, но при этом мало читают. Основной задачей учителя в этих условиях является не передача готовых знаний, а развитие критического мышления учащихся, формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. Поэтому, на наш взгляд, современный урок должен быть уроком вопросов и размышлений, озарений и открытий.

Критическое мышление - это мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт.

По мнению Л.С. Выготского, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Учитывая возрастные и психологические особенности подростков, считаем целесообразным построить основу занятия по технологии критического мышления.

Цель технологии: формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

1- я стадия

2- я стадия

3- я стадия

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

- получение новой информации;
- учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения

Место проведения урока: Музей редкой книги, расположенный в здании МБУК «Центральная городская библиотека им. В. Маяковского».

2. Технологическая карта урока

Тема занятия

«КНИГА ЖИЛА, КНИГА СРАЖАЛАСЬ»

(Книги, изданные в годы

Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.,

как библиографическая редкость)

Место проведения урока

Музей книги в здании МБУК «Центральная городская библиотека им. В. Маяковского»

Тип урока

Музейный урок, урок Памяти

Форма проведения

Интерактивная экскурсия

Образовательные технологии

Проблемное обучение, критическое мышление, информационно-коммуникативные технологии

Цель урока

- пробудить интерес обучающихся к музею как сокровищнице, в которой сберегается материальная память Великой Отечественной войны;

- помочь молодым людям оценить как величайшую ценность неприметные с виду книги и брошюры, хранящие на своих страницах подлинные чувства людей сурового времени войны

Образовательные задачи урока

- познакомить учащихся с музейным предметом как с непосредственным источником знаний;

- обратить внимание на бесспорную нужность самой молодой буквы нашего алфавита;

- обогатить лексический запас обучающихся новыми понятиями

Развивающие задачи урока

продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать её и структурировать; планировать и оценивать свою работу; развитие навыков критического мышления и коммуникативной компетентности учащихся

Воспитательные задачи урока

воспитывать любовь к истории и уважение к культурному наследию; формировать бережное отношение к памятникам культуры и неприятие «культурного вандализма»;

в век электроники и цифровых технологий показать высокое предназначение печатной книги

Диагностическая цель

учащиеся должны иметь представление о книгоиздательстве в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; оценивать книгу как культурное явление и акт интеллектуального сопротивления

Межпредметные связи

История, литература, русский язык

Образовательные ресурсы

  • Презентация Power Point «Книги войны как библиографическая редкость»;

  • маршрутные листы с заданиями для групп;

  • рабочие листы с заданиями на печатной основе;

  • критерии оценивания;

  • справочник «Употребление буквы «ё»;

  • «Русско-немецкий словарь»;

  • «Исаак Ньютон: сборник статей»;

  • «Фронтовой дневник» Евгения Петрова;

  • пособие «Приготовление пищи»;

  • сборник стихов К. Симонова;

  • песни военных лет.

Необходимое материально-техническое обеспечение

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • мебель: стулья и столы

План занятия

1. Книгоиздание в годы Великой Отечественной войны как акт сопротивления войне

2. Книги, работающие на Победу

2.1. Военно-историческая тематика

2.2. Практические пособия

2.3. Научные издания

3. Летопись великого подвига: фронтовые дневники и письма

4. Поэзия, рождённая войной: сборники фронтовой поэзии

5. Литература военных лет - памятник духовной культуры своего времени

Личностно значимая проблема

Как сохранить культурное наследие и память о прошлом?

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый (эвристический), словесно-книжный; практический;

Активные, интерактивные

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методические приёмы

«Тонкие» и «толстые» вопросы, синквейн

Основные понятия

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.; источники победы советского народа в Великой Отечественной войне; библиографическая редкость; издательский план; выходные данные книги; тираж; «ньютониана»; фронтовой очерк

Персоналии

И.В.Сталин, В.М.Молотов, Ю.Б.Левитан, Е.В.Тарле, С.И. Вавилов, Е.П.Петров, Н.Чехович, К.М.Симонов, А. А.Сурков

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Научатся: формировать представление о книгах, выпущенных в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Получат возможность научиться: работать с уникальными музейными экспонатами - книгами, являющимися библиографической редкостью; анализировать историческую информацию из различных источников; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные:

владеют умениями работать с учебной внешкольной информацией; самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, дают ответы; готовы применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами и источниками информации

Коммуникативные: готовы к коллективной работе, умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;

способны решать творческие и проблемные задачи;

участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и определяют последовательность действий

приобщаются к культурно-историческому наследию человечества;

пробуждают интерес к познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

применяют правила делового сотрудничества;

выражают положительное отношение к процессу познания;

получают опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам



3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы урока

Время, мин.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

1. Стадия вызова (мотивация, погружение в проблему)


Актуализация знаний

Постановка проблемы

5

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Пробуждает любопытство,

создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует диалог с учащимися

Подводит к проблемному вопросу

Слушают, размышляют, обсуждают и пытаются самостоятельно ответить на проблемный вопрос.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Фронтальная работа

Устные ответы



2. Стадия осмысления (изучение нового материала)



35

1. Презентация



2. Задания

рабочих листов для групп учащихся

№ 1-5

1. Создаёт условия для получения учащимися новой информации, показывает и комментирует слайды презентации, знакомит учащихся с музейными экспонатами

2. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочих листах

1. Знакомятся с новой информацией, соотносят её с уже имеющимися знаниями, отвечают на вопросы, задают уточняющие вопросы

2. Самостоятельно выполняют задания

1. Индивидуальная работа


2. Групповая и индивидуальная работа



Выполнение заданий на рабочих листах, чтение стихотворений

3. Стадия рефлексии (размышления)

5

1. Задание рабочего листа № 6 для групп учащихся

1. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочих листах, напоминает алгоритм написания синквейна. Способствует осознанию новой информации, рождению нового знания и творческому развитию личности; формированию у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

1.Самостоятельно выполняют задания, пишут синквейны

1. Групповая работа

Синквейны

4. Итоги занятия

5

Средства поощрения учащихся

Подводит итоги урока, поощряет работу учащихся

Определяют своё эмоциональное состояние, оценивают свою работу, делятся впечатлениями

Индивидуальная работа

Смайлики







5. Список использованной литературы:



  1. Васильев И. Путешествие с книгой в рюкзаке. - М.: Московский рабочий, 1977.

  2. Глинкин П. Е. Муза в походной шинели: очерк публицистики о Великой Отечественной войне. - Л., 1971.

  3. Глинкин П. Е. Страницы подвига: очерк русской прозы 1941-1945. - М., 1978.

  4. История русской советской литературы. - М.: Просвещение, 1983.

  5. Кацпржак Е. И. История книги. - М.: Книга, 1964.

  6. Марговская М. Сила печатного слова // Наука и религия. - 2015. - № 5. - С. 46-47.

  7. Музы вели в бой: деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. - М.,1985.

  8. Назаров А. И. Книга в советском обществе. - М. : Наука, 1964.

  9. Ради жизни на земле. - Москва: Советский писатель, 1985.

  10. Сражающаяся книга / Сост. К. Ляско. - М.: Сов. Россия, 1985.



Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкостьКниги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость

Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость



Приложение 1.

Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость


Материал для учителя (экскурсовода)


Но живы навсегда

в сокровищнице памяти народной

Войной испепелённые года...

Анна Ахматова


СКниги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкостьобытия Великой Отечественной войны уходят всё дальше в глубь истории. Живых участников - очевидцев, кто бы мог рассказать о войне, становится всё меньше и меньше. Однако память о войне не должна быть потеряна. Существуют книги, изданные в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Они тоже являются важными свидетелями исторических событий, так как они хранят особую память и на сегодняшний день являются библиографической редкостью.

В военное время число выпускаемых книг сократилось примерно в три раза. И всё же книгоиздание сумело обеспечить первоочередные потребности страны.

Библиотека им. В.Маяковского владеет коллекцией книг, выпущенных в годы военного лихолетья. Некоторые экземпляры представлены на выставке, посвящённой всем, кто трудился над созданием и изданием книг, и тем, кто, не жалея сил, спасал их из разрушенных библиотек.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на эти книги, - это скромный, неприметный внешний вид. Суровая обстановка военного времени наложила определённую печать на их оформление: были большие затруднения с полиграфическими материалами, не хватало бумаги, картона, переплётных тканей, красок и шрифтов. В результате книги печатались на грубой серой бумаге, практически без иллюстраций, а переплёты в большинстве случаев заменялись мягкой обложкой.

I.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ

Известно, что с первых же дней войны, вся жизнь страны была перестроена на военный лад и была подчинена одной задаче - борьбе с фашистской Германией. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» был положен и в основу формирования издательских планов. То, что издавалось во время войны, - это были самые нужные, самые необходимые книги фронту и тылу.

Ведущее место в книжной продукции занимали книги по истории Германии.

Издательства выпустили ряд специальных работ, среди которых:

  • «Фельдфебели в Вольтерах: Фашизм и философия» (1943), автор - Б. Быховский (30 тыс. экз.)

  • «Вековая борьба славян с немецкими захватчиками» (1943), автор - Н. Державин (30 тыс. экз.)

  • «Немецкий военный разбой в Европе в X-XX вв.» (1945), автор - А. Молок (20 тыс. экз.)

В этих книгах исследуется история внутриполитической борьбы Германии, иллюстрируется «зверская жестокость немецких захватчиков» по отношению ко многим европейским народам на протяжении нескольких веков. Подобные книги помогали понять: откуда «растут ноги» у фашизма, разоблачали его суть и раскрывали истинный облик врага, который вероломно напал на нашу страну.

Большим спросом пользовалось издание «Мысли и воспоминания» Отто фон Бисмарка, канцлера Германии. Эта книга, где больше мыслей, чем воспоминаний Бисмарка, представляет собой политическое завещание потомкам. В частности, немецкий канцлер призывал дружить с Россией, а не воевать.

Несомненно, заветы Бисмарка о добрососедстве с Россией, изложенные в его книге, стали наиболее актуальны в 1941 году, накануне надвигавшейся войны с Германией.

«Мысли и воспоминания» Бисмарка составляют три тома. Первые два тома вышли в 1940 году, третий - за несколько месяцев до начала войны.

В годы войны возросла актуальность книг по истории нашей страны. Выпускались биографии известных русских полководцев: А.В.Суворова, П.С.Нахимова, М.И.Кутузова и книги, рассказывающие о боевом прошлом русской армии, о народном ополчении и партизанском движении.

Знаменитая книга историка Е.В. Та́рле «Нашествие Наполеона на Россию» до сих пор является одним из лучших исследований об Отечественной войне 1812 года. В 1943 году вышло 2-е издание книги. Отдельные главы на протяжении всей войны выходили маленькими брошюрами и печатались в газетах.

Подобные книги возвращали читателя к героическому военному прошлому, пропагандируя подвиги офицерства. Они были призваны вселять веру в победу.

II.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Издания военного периода были подчинены требованиям фронта, обороны и военной медицины. Появлялись книги, учившие выживать в условиях войны. Например, о том, как провести хирургическую операцию в полевых условия или как вырастить и сохранить овощи в неприспособленных для хранения помещениях, что можно приготовить из дикорастущих растений и т. д.

Издавать подобные книги начали вскоре после начала войны. Часть тиража таких книг шла в тыл, часть - на фронт.

Практические пособия имели разнообразный характер. Например, книга «Артиллерия», вышедшая в 1942 году, предназначалась для начинающих артиллеристов. В ней содержался подробный курс, обучающий артиллерийским навыкам и приёмам боевой стрельбы, который проходили молодые бойцы перед отправкой на фронт. Тираж этой книги составил 50 тыс. экземпляров. Для военного времени - это большой тираж.

На фронте случались такие ситуации, когда необходимо было обеспечить беспрепятственное продвижение войск и техники. Без постройки моста это зачастую было невозможно. Чтобы быстро и точно построить деревянный мост в боевой обстановке, применяя меры маскировки, были необходимы специальные расчёты и навыки. Малейшая неточность могла сорвать военную операцию. Инженер Сергей Бекнёв разработал пособие «Постройка деревянных мостов на автодорогах» (1944 год издания, тираж -3 тыс. экз.) В книге содержатся достаточно подробные технические характеристики, графики и чертежи.

По велению военного времени появилась и следующая книга - справочник «Употребление буквы Ё».

Известно, что когда-то буквы «Ё» в русском алфавите не существовало. Звук «ё» обозначался как сочетание двух букв «йо». Букву «Ё» ввела в азбуку княгиня Екатерина Дашкова в 1783 году, будучи директором Петербургской Академии наук. Но особого распространения буква не получила.

Формально, буква «Ё» вошла в алфавит только в советское время и получила порядковый номер 31, где расположилась между буквами «э» и «я». «Ё» была признана желательной, но необязательной в употреблении. То есть её писали без точек, тем самым, экономя время и типографскую краску.

В самый разгар войны, в декабре 1942 года, во время Сталинградской битвы, Народный комиссариат просвещения издаёт специальный Указ об обязательном употреблении точек у буквы «Ё». И она официально стала считаться седьмой буквой русского алфавита.

Ходит легенда, что это было сделано по приказу И.В.Сталина. Согласно этой легенде, 6 декабря 1942 года Сталину на подпись принесли приказ, в котором фамилии нескольких генералов были напечатаны с буквой «е», а не «ё». И.В.Сталин пришёл в ярость и велел, чтобы в газетах и сводках наличие точек у буквы «Ё» было обязательным.

Связано это было с необходимостью точно передавать не только фамилии, но и географические названия в военных приказах, на полевых картах и в сводках, чтобы избежать путаницы и военных ошибок. Всё это в свою очередь вызвало необходимость издать словарь-справочник о правильном употреблении буквы Ё.

В 1943 году справочник был издан на правах рукописи, а в 1945 году издана настоящая книга.

Эта малоформатная книжечка тиражом в 50 тыс. экземпляров, содержит примерно 4 500 слов и предназначена, главным образом, для работников печати и преподавателей школ.

Благодаря требованию военного времени и И.В.Сталину, покровителю двух точек, почти десять лет с 1942 по 1953 годы литература выходила с практически сплошным использованием буквы «Ё». Это было её «золотое десятилетие».

После смерти вождя издатели вернулись к прошлой практике. Употреблять букву «Ё» стали только в случае крайней необходимости.

III.

НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

Несмотря на суровые годы войны, не прекращалось издание научных книг о предметах, далёких от фронтовых и тыловых проблем.

В первый год войны Академия наук вместе с издательством были эвакуированы в город Казань. Здесь издавались фундаментальные исследования, собрания сочинений учёных и писателей.

В 1943 году 4 января исполнялось 300 лет английскому учёному, гению точного естествознания Исааку Ньютону. Шёл очень тяжелый период войны. Это были грозные напряжённые дни Сталинградской битвы (200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943). Несмотря на это, страна «широко и с большим единодушием» праздновала юбилей Ньютона!

Прошли многочисленные торжественные заседания в научных институтах и университетах. И это, конечно, стоило определённых усилий. Из библиотек блокадного Ленинграда в Москву через линию фронта перевозились ценные издания для выставки, посвящённой юбилею Ньютона. В тот юбилейный год были проведены исследования, посвящённые жизни и творчеству учёного.

Издательством Академии наук было издано пять книг, посвящённых Ньютону. Место издания - Казань. Пять книг, опубликованные в 1943 году к юбилею Ньютона, получили название «казанская ньютониана». Из пяти книг казанской ньютонианы в нашем фонде имеется две книги:

1.Вавилов С. И. «Исаак Ньютон»

Первая - это биография Ньютона, написанная академиком, популяризатором науки, Сергеем Ивановичем Вавиловым. Она переведена на румынский, венгерский и немецкий языки, семь раз переиздавалась за границей. Тираж военного издания составил 3 тыс. экземпляров.

2. «Исаак Ньютон (1643-1727): Сборник статей к трехсотлетию со дня рождения».

Вторая книга - это большой том статей советских учёных, в котором всесторонне анализируется научное наследие И.Ньютона. Выпущена книга под редакцией академика Вавилова тем же тиражом - 3 тыс. экземпляров.

Следует отметить, что Сергей Иванович Вавилов сыграл значительную роль в выпуске всех пяти книг казанской ньютонианы, так как он занимался изучением трудов Ньютона более 20 лет и был настоящим библиофилом. Во время войны, С.И.Вавилов говорил: «Юбилеи пройдут - книги останутся».

Феномен «казанской ньютонианы» 1943 года до сих пор остаётся удивительным примером интеллектуального сопротивления войне.

IV.

ФРОНТОВЫЕ ОЧЕРКИ

Как только началась война, почти все писатели отправлялись на фронт в качестве военных корреспондентов газет. Своим пером несли они боевую службу, создавая новый жанр русской литературы - фронтовой очерк.

Что такое фронтовой очерк? Это правдивое свидетельство событий войны. Он документально точно воспроизводит обстановку, ход сражений, описывает какой-нибудь боевой эпизод, подвиг, портрет героя.

Фронтовые очерки тут же публиковались в газетах. Люди, каждый раз разворачивая свежий номер газеты, жадно искали статью, помеченную подписью «от военного корреспондента».

Эти статьи давали возможность фронтовику посмотреть на себя со стороны, понять характер войны, причину успеха или неуспеха.

Чтобы написать очерк, писателю нужно было быть рядом с бойцами, ходить вместе в атаку и в разведку. Как это делал поэт и военный корреспондент газеты «Красная Звезда» Константин Симонов. Он ходил в атаку и с пехотой, и на подводной лодке. Он прошёл всю войну от Чёрного до Баренцева моря и закончил её в Берлине.

В 1943 году вышла его книга очерков под названием «От Чёрного до Баренцева моря» (20 тыс. экз.)

Константин Симонов является одним из лучших летописцев и историков этой войны.

На фронт отправился и писатель Евгений Петров. Тот самый Петров, который в соавторстве с Ильёй Ильфом написал знаменитые романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок».

Е.Петров объездил многие участки фронта, где ему приходилось подносить снаряды, перевязывать раненых и присутствовать в качестве переводчика на допросе военнопленных немцев. Результатом впечатлений стал его «Фронтовой дневник» (1942), написанный прекрасным художественным языком с присущим автору остроумием.

Евгений Петров погиб, когда с группой журналистов возвращался самолётом из осаждённого Севастополя в Москву. Через месяц после гибели автора «Фронтовой дневник» был подписан в печать.

V.

ПИСЬМА

Единственной связью между людьми в годы войны были письма. Они писались на простых тетрадных листах и складывались в треугольники, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците. Треугольник письма не заклеивался, потому что его всё равно должна была прочитать цензура.

Сегодня фронтовые письма - это бумажные раритеты. В них запечатлена история и трагедия Великой Отечественной войны.

В основном в письмах с фронта писали о том, что живы, интересовались, как дела дома. А вот о боевых подробностях чаще предпочитали умалчивать.

Книга «Дневник офицера» состоит из писем молодого лейтенанта Николая Чеховича. Письма 19-летнего бойца адресованы маме и его любимой девушке Шуре.

Николай Чехович заканчивал энергетический техникум, когда началась война. Успев сдать только два экзамена, он ушёл на фронт добровольцем, несмотря на то, что было ему всего 16 лет. В боях под Москвой он был контужен, после госпиталя его отправили в Омское пехотное училище. Подучившись, в 1943 году, он попадает на Ленинградский фронт в должности командира взвода.

Когда читаешь его письма, перед глазами встаёт светлый образ мужественного юноши, для которого воинский долг, защита родной страны превыше всего. А цель была одна - одолеть врага.

Вместе с тем это искренние письма, проникнуты заботой и нежностью к близким людям. Каждое письмо воспринимается как тонкая ниточка, тянущаяся к родному дому, к счастливой мирной жизни.

В этих письмах Николай пишет о своих мечтах, рассуждает о войне и думает о доме.

Из последнего письма, обращённого к девушке:

23 января 1944 года (из последнего письма)

«Дорогая Шура! Сейчас, когда я пишу это письмо, ночь. Последняя ночь. На рассвете идём в бой. Может быть, переставляя флажки на карте Ленинградского фронта, ты не раз вспомнишь, что и я вложил свою долю в общее дело победы. Вернусь ли я живым? По правде говоря, меня этот вопрос мало занимает. Гораздо больше думаешь о том, чтобы невредимым добраться до врагов... На это письмо не пиши ответа. Возможно, писать уже будет некому. При благополучном исходе дела я тут же напишу тебе ещё. Если же не будет от меня писем, значит... Значит, их больше никогда не будет».

Шура не знала тогда, что Николай вместе со специальным отрядом лыжников заходил в тыл к неприятелю. 25 января 1944 года он был тяжёло ранен осколками мины. Николая доставили в госпиталь, но спасти его жизнь врачам не удалось. Николаю Чеховичу было 19 лет.

В 1945 году с разрешения мамы и невесты эти трогательные письма с рассуждениями о жизни, смерти, войне и любви были изданы отдельной книжкой под названием «Дневник офицера».

Переписка Николая Чеховича с той поры перестала быть личным делом и вошла в историю.

VI.

ФРОНТОВАЯ ПОЭЗИЯ

Говоря о литературе военного времени, нельзя не сказать о сборниках фронтовой поэзии. Стихи Великой Отечественной войны - явление особое.

«Военные бренды» Константина Симонова, Михаила Исаковского, Ольги Берггольц, Бориса Слуцкого, Юлии Друниной, Алексея Суркова, Александра Твардовского и многих других поэтов давно уже проверены временем и не теряют актуальности сегодня.

Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия, которая первой откликнулась на войну.

Уже на третий день войны по всей стране как призыв зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача «Священная война»:

Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Стихи военных лет поднимали боевой дух и выражали всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, горе, тревогу и надежду.

Новые стихи печатались во фронтовых газетах и сразу же заучивались. Часто стихи становились песнями, и они тут же подхватывались народом.

Ко второму году войны лирических стихов было написано столько, что стали издаваться книжечки - авторские сборники. Их было издано огромное количество. Они преднамеренно издавались маленького формата в мягком переплёте, чтобы их можно было хранить в карманах гимнастёрки или за голенищем сапога и в любое удобное время достать и почитать.

Один из наиболее ярких поэтов военной поры - Константин Симонов. Во время войны вышло два сборника его лирических стихотворений. Один из них называется - «Война». В него вошли стихи, написанные с 1937 по 1943 годы. Книга была выпущена в 1944 году тиражом в 20 тысяч экземпляров. В ней мы найдём знаменитые стихотворения К. Симонова «Жди меня» и «Ты помнишь, Алёша дороги Смоленщины», созданные в первые месяцы войны.

Поэт Алексей Сурков.

За 5 лет войны вышло 5 его поэтических сборников. Один из них - «Песни гневного сердца»,1944 года издания.

Знаменитое стихотворение «В землянке», созданное Алексеем Сурковым в ноябре 1941 года, являлось строчками из письма к жене, которое поэт писал в землянке после одного очень трудного сражения под Москвой. Письмо было очень личным, и строки этого стихотворения были озаглавлены «Тебе - солнышко моё!»

Так получилось, что композитор Константин Листов обратился с просьбой к Суркову дать стихи, которые можно положить на лирическую музыку. Поэт предложил это стихотворение. Композитор не очень был уверен, что песня получилась. Но после публикации в газете «Комсомольская правда» её стали петь на всех фронтах.

В поэзии военных лет личное тесно переплеталось с общенародным. Между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт.

Война - это синоним таких понятий, как боль, страх, потеря, слёзы, разрушение. Но в то же время война не мыслима без веры, надежды и любви, которые помогают выжить в трудную минуту. Поэтому не удивительно, что большинство стихов и песен, порождённых войной, были сугубо лирическими.

В одном из фронтовых стихотворений Александра Прокофьева есть такая строчка: «Чтоб ненависть била сильнее, давай говорить о любви». Этому завету следовали все поэты военной поры, которые удивительным образом сумели соединить такие противоречивые понятия, как война и поэзия.

Таким образом, можно сказать, что книжное дело страны с честью выдержало испытания войной и ценой огромного напряжения сил внесло свой вклад в победу над фашизмом.

Во время блокады Ленинграда, несмотря на голод и бомбёжки, какая-то часть библиотек продолжала работать, несмотря на отсутствие света и тепла. Люди погружались в книжный мир, на время забывая про голод и смерть.

Война доказала, что книга обладает удивительной силой. Она буквально помогала выжить.







Приложение 2.

Задания для учащихся

ЗКниги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкостьадание № 1 (лингвистическое)

Выпуск словаря-справочника «Употребление буквы ё» в 1945 г. был связан с необходимостью точно передавать важные сведения (фамилии, географические названия в военных приказах, на полевых картах и в сводках), чтобы избежать путаницы и военных ошибок.

Прочитайте текст и расставьте точки над буквой «ё» там, где это необходимо по вашему мнению. Постарайтесь не допустить искажения смысла текста.

Задание для первой группы

Предполагалось, что в поселке Березино рота передохнет от жары.

- Подъем, рота! - тут же прокричал сержант Емкин.

Ответ: Предполагалось, что в посёлке Берёзино рота передохнёт от жары.

- Подъём, рота! - тут же прокричал сержант Ёмкин.

Задание для второй группы

По заснеженному полю Королева Елизавета шла на боевое задание и ежилась от холода и ненависти к фашисту. В холодной землянке на опушке леса ее ждал связной Семен Алехин.

Ответ: По заснеженному полю Королёва Елизавета шла на боевое задание и ёжилась от холода и ненависти к фашисту. В холодной землянке на опушке леса её ждал связной Семён Алехин.


Задание для третьей группы

Оперативная сводка Информбюро


Совершенный маневр атакующего противника в Ликино-Дулево отбит нашими войсками. По уточненным данным уничтожено 37 немецких самолетов, наши потери - 11 самолетов.

Ответ: Совершённый манёвр атакующего противника в Ликино-Дулёво отбит нашими войсками. По уточнённым данным уничтожено 37 немецких самолётов, наши потери - 11 самолётов.



































Задание № 2 (кулинарное)

Перед вами - рецепт из кулинарной книги времён Великой Отечественной войны. В этом рецепте нарушен технологический порядок приготовления блюда. Ваша задача - восстановить последовательность кулинарных операций, правильно расставив порядковые номера.

Какие приметы военного времени отражены в этом рецепте?

Задание для первой группы

Котлеты из сухой говядины

Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость

На 1 порцию: 20 г сушёного мяса, 10 г. репчатого лук, 5 г. муки, 10 г. жира для обжарки, 25 г. хлеба, 5 г. яичного порошка.

Говядину пропустить через мясорубку, добавив хлеб и пассерованный лук.

Посолить, поперчить, добавить яичный порошок.

Обжарить.

Разделать на котлетки.

Панировать в сухарях или муке.

Замочить сушёное мясо в горячей воде на 1 час и оставить набухать.

Варить 1-1,5 часа.

Ответ:

1. Замочить сушёное мясо в горячей воде на 1 час и оставить набухать.

2. Варить 1-1,5 часа.

3. Говядину пропустить через мясорубку, добавив хлеб и пассерованный лук.

4. Посолить, поперчить, добавить яичный порошок.

5. Разделать на котлетки.

6. Панировать в сухарях или муке.

7. Обжарить.

Задание для второй группы

ККниги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкостьотлеты из сухой рыбы


На 1 порцию: 25 г. рыбной крупки, 10 г. яичного порошка

Пропустить рыбную крупку через мясорубку.

Заправить солью, перцем и добавить яичный порошок.

Закрыть крышкой и оставить на 2 часа, периодически помешивая.

Рыбную крупку залить горячей водой и варить 20 минут.

Обжарить.

Ответ:


1.Рыбную крупку залить горячей водой и варить 20 минут.

(2л. воды на 1 кг. крупы)

2.Закрыть крышкой и оставить на 2 часа, периодически помешивая.

3.Пропустить рыбную крупку через мясорубку.

4.Заправить солью, перцем и добавить яичный порошок.

5. Обжарить.

Задание для третьей группы

Котлеты из сушёной капусты

Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость

На 1 кг. варёной капусты - 120 г. картофельной крупы, 1 яйцо, 50 г. жира.

Капусту провернуть через мясорубку.

Варить в кипящей воде до готовности.

Сушёную капусту промыть, залить водой и оставить на 1-2 часа для набухания.

Перемешать и разделать массу на котлеты.

Добавить картофельную крупу, яйцо, перемешать.

Обжарить.

Панировать в картофельной крупе или сухарях.

Ответ:

1.Сушёную капусту промыть, залить водой и оставить на 1-2 часа для набухания.

2. Варить в кипящей воде до готовности.

3. Капусту провернуть через мясорубку.

4. Добавить картофельную крупу, яйцо, перемешать.

5. Добавить картофельную крупу, яйцо, перемешать.

6. Панировать в картофельной крупе или сухарях.

7. Обжарить.

Задание № 3 (историческое)

Задание для первой группы

1. Рассмотрите музейный экспонат - «Русско-немецкий словарь» - и ответьте на вопросы:

1.1. Когда книга подписана в печать?

______________________________________________________________________

1.2. Какое издательство выпустило книгу?

______________________________________________________________________

1.3. Каким тиражом выпущено издание?

_____________________________________________________________________

1.4. Чем примечательна дата подписания в печать? (23 июня 1941 года)

____________________________________________________________________

2. Представьте, что вы переводчик, который присутствует на допросе немецкого военнопленного. С помощью словаря сформулируйте вопросы на немецком языке:

- Ваше имя и фамилия?

___________________________________________________________________

Ответ: (Ihr Vorname und Familien?) (Ир фонамэ унд фамилиэн?)

- Где находится штаб?

__________________________________________________________________

Ответ: (Wo ist der stab?) (Во ист дер штаб?)

Задание для второй группы

Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость

1. Рассмотрите музейный экспонат - «Исаак Ньютон (1643-1727): Сборник статей» - и ответьте на вопросы:

1.1. Когда книга подписана в печать?

_______________________________________________

1.2. Какое издательство выпустило книгу?

___________________________________________________________________

1.3. Каким тиражом выпущено издание?

___________________________________________________________________

2. Книга была выпущена в разгар Сталинградской битвы. Как долго продолжалась Сталинградская битва? Назовите её хронологические рамки.

____________________________________________________________________

(200 дней и ночей; 17 июля 1942 - 2 февраля 1943)

3. Назовите современное название Сталинграда и звание, присвоенное этому городу.

____________________________________________________________________

(Волгоград, Город-Герой)

Задание для третьей группы


Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость

1. Рассмотрите музейный экспонат - книгу Евгения Петрова «Фронтовой дневник» - и ответьте на вопросы:

1.1. Когда книга была подписана в печать?

_____________________________________________________

1.2. Какое издательство выпустило книгу?

_____________________________________________________

1.3. Каким тиражом выпущено издание?

__________________________________________________________________

2. Евгений Петров погиб, оставив незавершённым очерк, который включён в эту книгу. Как называется очерк?

___________________________________________________________________

(«Севастополь»)

3. «Фронтовой дневник» был подписан в печать через месяц после гибели автора. Назовите месяц и год гибели Евгения Петрова.

__________________________________________________________________

(Июль 1942 года)

Задание № 4 (практическое)

(для всех групп одинаковое)



1Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость. Из листа бумаги сложите письмо-треугольник.

2. Напишите имя адресата и его адрес.



Задание № 5 (литературное)

(для всех групп одинаковое)

1. Перечислите поэтов военной поры. Прочитайте одно стихотворение.

Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкостьКниги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость

Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость

Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость



Книги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкость











____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

ЗКниги, изданные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., как библиографическая редкостьадание № 6 (творческое)

(для всех групп одинаковое)

1. Составьте синквейн с одним из предложенных слов: МУЗЕЙ, КНИГИ, БИБЛИОТЕКА.

Алгоритм написания синквейна

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022