Рабочая программа факультатива Я-человек, я-личность

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Я человек, я личность"

Авторы: Клевцова Е.И.  воспитатель.

Чаленко Л. Г.  воспитатель.

Острогожский филиал КОУ КШИ ВО "Горожанский казачий кадетский корпус"

Форма: факультативное занятие.

Вид деятельности: проблемноценностное общение.

Направление воспитания: социальное.

Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на формирование полноценной личности, на создание условий для формирования навыков осознания себя, как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями и ценностями, личности, которая способна к самосовершенствованию.

Цель: создание условий для формирования у учащихся осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в период личностного становления и самоопределения.

Задачи:

  • помочь учащимся осознать себя как личность;

  • расширить представление учащихся о самопознании, саморазвитии самоопределении;

  • способствовать формированию адекватной самооценки, побуждать учащихся к анализу своих поступков, мыслей, чувств, самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Учебно  тематический план

п/п

Тема

Часы

Форма

1.

"Что такое личность?"


Беседа

2.

"Познай самого себя"


Беседа  практикум

3.

"Ваша индивидуальность"


Тест

4.

"Я как личность"


Творческая работа (минисочинение)

5.

"Каков путь к себе?"


Дискуссия

6.

"Герой нашего времени  какой он?"


Дискуссия


Итого:






Содержание тем

Тема 1. "Что такое личность?" Мы поговорим о человеке, о личности. Еще древние говорили, что человек  самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек самое простое и самое сложное. Что же такое личность? Вводятся понятия индивид, личность, индивидуальность.

Тема 2. "Познай самого себя." Слова "Познай самого себя" принадлежат величайшему философу древности Сократу. Уже тогда человек задумывался кто он, какой у него характер, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Тема 3. "Ваша индивидуальность." Каждый человек считает себя личностью и индивидуальностью. Статья А. Бейссера гласит: "Если человек хочет измениться, он должен стать тем, кто он на самом деле. Отсюда возникает другой вопрос: как определить чем/кем ты являешься." Для этого ответим на вопросы теста.

Тема 4. "Я как личность." Вступительная беседа. Сообщение темы минисочинения "Я как личность."

Тема 5. "Каков путь к себе?" Великий немецкий поэт И.В. Гетте утверждал "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя." Узнать себя нужно, чтобы объективно оценивать свои способности и возможности. Дорога к самому себе  это дорога в целую жизнь.

Тема 6. "Герой нашего времени  какой он?" Чтобы помочь создать образ современного героя нужно из общей массы выделить наиболее характерные признаки современной личности, черты характера, поведение, а потом соединить их в одну совокупность. Наша задача  нарисовать типичного человека живущего в современности и занимающегося самыми характерными для нашего времени делами.

Контрольно  измерительные материалы

К теме 1.

  1. Что значит быть личностью?

  2. Как вы думаете является ли личностью новорожденный ребенок с нормальными психическими реакциями?

  3. Можно ли преступника назвать личностью?

  4. Как вы понимаете разницу между понятиями человеческая личность и Личность (с большой буквы)?

К теме 2.

  1. Как вы считаете в наше время человек должен стремиться познать себя?

  2. Как вы понимаете слова: самопознание, самоанализ, самонаблюдение?

  3. Как вы думаете, знаете ли вы себя? Обоснуйте свой ответ?

  4. Как вы понимаете пословицу "По одежке встречают по уму провожают"?

  5. Что лучше переоценить или недооценить себя?

К теме 3.

Тест "Ваша индивидуальность"

  1. Легко ли вы сходитесь с людьми ?

(да - 1; не очень - 3; нет - 5).

  1. Курите ли вы?

(да - 1; иногда - 3; нет - 5).

  1. Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то:

(никогда не признаюсь в этом - 1; иногда признаюсь - 3; признаюсь - 5).

  1. Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики?

(да - 1; не знаю - 3; нет - 5).

  1. Вы считаете, что трезвый среди пьяных - белая ворона?

(да - 1; не уверен - 3; нет - 5).

  1. Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы им последние деньги?

(да - 5; не все - 3; нет - 1).

  1. Если бы вы увидели, как ваши друзья унижают малыша или слабого, вступились бы вы за него?

(да - 5; не уверен - 3; нет - 1).

  1. Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы?

(да - 5; если бы не спешил - 3; нет - 1).

  1. Когда родители пытаются вас чему-то научить, то вы:

(учусь - 5; делаю вид, что учусь, - 3; стараюсь отделаться - 1).

  1. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем просят?

(да - 5; иногда - 3; по принуждению - 1).

ОТ 10 ДО 22 БАЛЛОВ. Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живете серо и буднично, не заглядывая в будущее, принимая мрак за норму. Вы абсолютно зависимый человек. Причем вы в значительной мере зависите от себя и в не меньшей степени - от своих друзей, которых сочувствующие вам люди называют дружками. Вы не способны постоять за себя. Зато вам кажется, что вы хороший друг и можете постоять за дружков. Но собственного мнения у вас, как правило, нет. Хотя не исключено, что чужое мнение вы отстаиваете очень рьяно. Но этот процесс протекает без участия вашего разума, а только при напряжении вашего упрямства.

РЕКОМЕНДАЦИИ: прекратите думать, что хорошие и добрые поступки совершают одни дураки. Не ищите дешевой популярности. Стремитесь к свету.

ОТ 23 ДО 38 БАЛЛОВ. Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятерки, то ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школьные годы - это прелюдия, что жизнь впереди и ее качество будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас. Похоже, что вы перестаете жить в собственное брюхо (выражение классика литературы). Вы думаете о других людях. Но, думая, часто ничего не делаете. Вы пока не понимаете, что, отдавая, человек приобретает массу положительных качеств, которые в будущем не останутся незамеченными.

РЕКОМЕНДАЦИИ: помните, что индивидуальность проявляется в поступках, направленных на благо других людей. Спешите делать добро, и оно к вам вернется.

ОТ 39 ДО 50 БАЛЛОВ. Ваша индивидуальность уже в значительной мере проявилась. Вы разобрались в том, что на самом деле полезно и чего стоит упущенное для самосовершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности совершать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тех, кто сильней, а на тех, кто интересней, полезней. На тех, с кем вы не будете курить, нюхать, глотать и пить всякую гадость, потому что все так делают. Возможно, с вами нелегко общаться, но к вам будут тянуться нормальные люди. Вы будете получать огромное наслаждение, помогая тем, кто нуждается в вашей помощи.

К теме 4.

Вступительная беседа, анализ результатов тестирования. Сообщение темы минисочинения "Я как личность."

К теме 5.

  1. Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя?

  2. Моя основная цель в жизни...

  3. Думаю что я достаточно способен, чтобы...

  4. Для меня очень важно...

  5. В будущем я хочу...

К теме 6.

  1. Какой герой требуется для нашего времени? Каким вы хотите его видеть? Какова главная черта такого героя?

  2. Нужен он нам?

  3. Кого вы считаете героем нашего времени?

  4. Как стать героем, как жить, чтобы ваша жизнь была примером для других?

  5. Хочу ли я стать героем?

Методическое обеспечение программы

Тема 1. Индивид  живая единица, только что рожденный ребенок, особь, принадлежащая к человеческому виду.

Личность  совокупность человеческих признаков индивидуально типологических черт плюс социально приобретенные формы поведения. Период формирования личности проходит от 3х. до 5  6 лет. Эти гра  ницы сугубо индивидуальны для каждого, однако впервые можно говорить о формировании личности, когда ребенок выделяет себя из коллектива и говорит "Я. Я сам."

Индивидуальность это то, что отличает нас друг от друга, это наша не повторимость, изюминка каждого человека. Благодаря индивидуальности мы можем говорить, что второго, такого, как я, больше нет.

Тема 2. Проблемная ситуация: Бабушка и мама считают, что Наташа  самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

Тема 6. Герой  человек совершающий акт самопожертвования ради общего блага.

Афоризмы и высказывания:

"Важно не то, кем тебя считают, а то кто ты на самом деле." (Публий Сир)

"Наша личность  это сад, а наша воля  его садовник" (Уильям Шекспир)

"Личность  божество человека" (Гераклид Эфесский)

"Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,  мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки,  мой друг; тот, кто мне льстит,  мой враг." (Сюнь  цзы).

Литература

  1. Соколов Я.В., Прутченков А.С. "Граждановедение для учащихся, их родителей и учителей", Москва 2000 г.

  2. Дик Н.Ф., Дик Т.И. "Увлекательная внеклассная работа", "Феникс" 2007 г.

  3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности., Москва, 1976.

  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., Воронеж: МОДЭК, 1995.

  5. Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество., Дубна: Феникс+, 2006.

© 2010-2022