Программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) Творческое объединение «РАДУГА РОССИИ»

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»

Директор «Лицея № 10»

Якутина М.А.

____________________

«__» __________2016г.



Программа внеурочной деятельности

(духовно - нравственное направление)

Творческое объединение

«РАДУГА РОССИИ»

5-6 классы



Срок реализации программы: 2 года

Возраст воспитанников: 11-12 лет



Разработчик:

Дорогина В.Ю.

учитель физики и ИЗО

классный руководитель 5 класса.









2016 год

СОДЕРЖАНИЕ



  1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ…………………………….………………3

  2. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………………….…...3

  3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………...………............……..3

  4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………………………………….……………..................4

  5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……..…..……..5

  6. ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ …………………………………………………………………………..7

  7. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ……………………………............................7

  8. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………8

  9. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………..…...................................................................9

  10. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ………..……………………..….................................12

  11. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ………….…………………………………………...15

  12. ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………...…………………………………………..……...19

13. ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..……...…22

14. АНКЕТЫ А и Б…………………………………………………………23

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская «РАДУГА» по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной программы и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна Программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности

2. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Творческая мастерская «РАДУГА» разработана в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.

  • Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.

  • Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.

3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности лицея. Планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

В Лицее созданы условия для реализации разработанной Программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу Лицея.

Данная Программа предназначена для обучающихся 5 - 6 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на два года, всего 70 часов, при проведение 35 часов в год. Время одного занятия - 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности.

Программа включает в себя: часы общения, встречи, экскурсии, практические занятия, традиционные общелицейские мероприятия, праздники и игры.

Занятия включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность в виде игр, тренингов, практических занятий и др..

Форма проведения занятий: групповая.

Возраст занимающихся - 11 - 12 лет.

Срок реализации программы - 2 года.

4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.

Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:

  1. Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;

  2. Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;

  3. Создание условий для нравственного самовыражения личности.

  4. Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.

В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:

  • Личностно - направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

  • развивающие нравственное сознание;

  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

5.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

• воспитание нравственных чувств и этического сознания;

• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, города.

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

• любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки.

2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• представления об основных профессиях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• представления о базовых национальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• элементарный опыт природоохранительной деятельности;

• бережное отношение к растениям и животным, через экскурсии на природу.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

• представления о душевной и физической красоте человека;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

• интерес к занятиям художественным творчеством;

• стремление к опрятному внешнему виду;

• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

6.ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования Лицея и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

  • Принцип ориентирования на личность школьника. Реализуется через учёт особенностей развития личности каждого обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

  • Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Реализуется через демократический стиль общения обучающихся и учителя; раскрытие перед обучающимися роли культуры в развитии общества.

  • Принцип нравственных ценностей. Реализуется через тематику часов общения и внеурочной деятельности, направленную на осмысление обучающимися нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.

  • Принцип учёта потребностей обучающихся. Реализуется через процесс воспитания, где дети осваивают социальные роли: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности»;

  • Принцип гуманизма. Реализуется через нравственный выбор обучающихся.

7.МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:

  • Личностно - направленные, когда содержание становится актуальным для каждого обучающегося;

  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у обучающихся интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

  • развивающие нравственное сознание;

  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Реализация Программы предполагает создание социально открытого пространства, где педагоги и родители Лицея предъявляют единые требования к воспитанию обучающихся. Это отражается в совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной работе; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка, в личном примере взрослых.

8.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

• беседы; лекции, диспуты

• час общения;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

Практические занятия:

• творческие конкурсы;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• тренинги;

• обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации;

• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

• сюжетно-ролевые игры и др.

Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

9. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс

Раздел, тема

всего

теория

практика

1.

Нравственная позиция-гражданственность

10

3

7

1.1-

1.3

Круглый стол «Что такое гражданственность».

(Личность как член общества. Законы коллектива)

3

3


1.4-1.5

Брейн - ринг «Что такое свобода».

Свобода личная и национальная.

2


2

1.6

1.7

Благотворительная акция« Связь с поколениями»

Доверие. Доверительные отношения между людьми.

3



3

1.8

1.9

История праздника «День народного единства»

«День народного единства»

2



2

2.

Ценностно-значимые поступки для воспитания нравственного человека

10


10

2.1-


2.4

Акция - концерт в доме престарелых. «Что такое сострадание». Бережное отношение к больным людям, инвалидам. Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело

4


4

2.5 -

2.7

Правда - это общая совесть людей.

«Что такое уважение». (Идем в театр)

3


3

2.8

КТД в конкурсе «Моя любимая мама»

3


3

3.

Толерантность

3


3

3.1-

3.3

«Что такое толерантность». Конкурс «Хрустальная туфелька». Как избежать конфликта.

Дружно идем в поход.

3


3

4.

Месячник « Моё Отечество»

3


3

4.1-

4.3

Праздник «Чтоб Защитником стать». Герои России.

Участие в конкурсах «Гордимся тобою, солдат»

3


3

5.

Духовные качества человека

14

4

10

5.1

5.2

Российские праздники. Российские традиции. Праздник «Проводы зимы».

Подготовка и проведение выставки рисунков «Чувство долга». Долг перед обществом.

6

2

4

5.3

5.4

Беседа «Значение слова - ответственность».

Ответственность за поступки

2

2


5.5-

5.8

«Неделя добра». Добрые дела Преданность и привязанность Верность.

2


2

5.9- 5.11

Праздник для пап и мам «Отцы - защитники» и «Материнская любовь». Они подарили нам жизнь.

4


4


Итого

40

7

33

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. .Нравственная позиция-гражданственность (9ч)

Беседа «Что такое гражданственность». Личность как член общества. Беседа «Что такое свобода». Свобода личная и национальная. Законы коллектива. Доверие. Доверительные отношения между людьми. Воспитание милосердия через участия в благотворительной акции «Связь с поколениями». Участие в мероприятиях на день народного единения.

  1. Ценностно-значимые поступки для воспитания нравственного человека (8ч)

Беседа «Что такое сострадание». Бережное отношение к больным людям, инвалидам. Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело. Правда - это общая совесть людей. Причины лжи. Беседа «Что такое уважение». КТД в конкурсе снегурочек

  1. Толерантность. (3ч)

Беседа «Что такое толерантность». Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры.

  1. Месячник « Моё Отечество» (3ч)

Беседа «Чтоб Защитником стать». Презентации « Герои России». Встреча с воинами локальных войн

  1. Духовные качества человека (12ч)

Чувство долга. Долг перед обществом. Беседа «Значение слова - ответственность». Ответственность за поступки Справедливость и свобода. Преданность и привязанность. Верность. Любовь к человеку. Материнская любовь. Радость. Неделя добра. Героические страницы истории России. Встреча с ветеранами ВОВ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 класс

Раздел, тема

всего

теория

практика

1.

Ученик - патриот и гражданин

8

2

6

1.1

Символы Родины

1



1.2

Государственные символы Свердловской области, города Каменска - Уральского.

1



1.3

Посещение Краеведческого музея

1



1.4

Права и обязанности гражданина России

1



1.5

Протяни руку помощи - акция для детского дома.

1



1.6

Конкурс знатоков «Я знаю Конституция РФ»,

1



1.7

Брейн - ринг «Патриотический долг»

1



1.8

Экскурсия «История школы в лицах и фактах»

1



2.

Ученик и его нравственность

7

2

5

2.1

Тренинг «Скромность и тщеславие»

1



2.2

Может ли доброта исцелить человека?

1



2.3

Взаимное уважение

1



2.4

Праздник «Давайте жить дружно!»

1



2.5

Славим руки матери!

1



2.6

В поисках справедливости

1



2.7

Конкурс вежливости

1



3.

Ученик и его отношение к труду

7

2

5

3.1

Акция «Помоги птицам зимой»

1



3.2

КТД «Новогодний праздник».

1



3.3

Мир профессий

1



3.4

Мир моих увлечений

1



3.5

Как стать дисциплинированным?

1



3.6

Почётная профессия - защищать Родину

1



3.7

Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»

1



4.

Ученик и природа

4


4

4.1

Цветы для мамы.

1



4.2

Что такое экологическая безопасность

1



4.3

День птиц

1



4.4

Брей ринг «Природа и мы».

1



5

Ученик и его здоровье

5


5

5.1

День Здоровья «Виват, спорт!».

1



5.2

«Правильное питание»

1



5.3

Беседа «Здоровый образ жизни»

1



5.4

Акция «Сигареты - на конфету!».

1



5.5

Конкурс на лучшего знатока ПДД

1



6.

Ученик и Мир прекрасного

4

2

2

6.1

Для Вас ветераны - акция « Красная гвоздика»

1



6.2

Экскурсия в музей ИЗО

1



6.3

Беседа «Красивые и некрасивые поступки»

1



6.4

«Забота о родителях - дело совести каждого

1




Итого

35

8

27

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Ученик - патриот и гражданин (8ч.)

Символы России. Государственные символы Свердловской области, города Каменска - Уральского. Посещение Краеведческого музея. Права и обязанности гражданина России. Беседа «Патриотический долг».

  1. Ученик и его нравственность (7ч.)

Диспут «Может ли доброта исцелить человека?» Беседа «Скромность и тщеславие» Игровое моделирование речевых ситуаций .«Взаимное уважение». Игровая деятельность «В поисках справедливости» Тренинг «Давайте жить дружно!» Поздравление мам «Славим руки матери!»

  1. Ученик и его отношение к труду (7ч.)

КТД «Новогодний праздник». Изготовление кормушек для птиц в акции «Помоги птицам зимой» Игровые ситуации «Мир профессий» Презентация увлечений и хобби «Мир моих увлечений». Беседа «Как стать дисциплинированным?». Литературно-музыкальная композиция «Почётная профессия - защищать Родину». Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана.

  1. Ученик и природа (4ч.)

Литературно-музыкальная композиция «Цветы для мамы». Беседа «Что такое экологическая безопасность». День птиц. Брей ринг «Природа и мы».

  1. Ученик и его здоровье (5ч.)

День Здоровья «Виват, спорт!». Час общения «Правильное питание» Беседа «Здоровый образ жизни». Акция «Сигареты - на конфету!». Конкурс на лучшего знатока ПДД (5-7 классы) «Безопасное колесо».

  1. Ученик и Мир прекрасного (4ч.)

«Для Вас ветеран» литературно-музыкальная гостиная .Экскурсия в музей ИЗО. «Забота о родителях - дело совести каждого», классный час с родителями. Беседа «Красивые и некрасивые поступки»

10. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данная Программа способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.

Ученики должны быть:

• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

• способны к изменению самих себя.

Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:

• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• любящий свой край и свою Родину

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

• доброжелательный,

• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

  • с активной жизненной и гражданской позицией;

  • уважающий историческое прошлое нашего народа;

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинга (Приложение).

Планируемые результаты развития и воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на критерии, определённые программой мониторинга Гимназии.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.

Второй уровень результатов - обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.

Третий уровень результатов - обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности. Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов представлены в таблице.

Уровень

Особенности возрастной категории

Действия педагога

1 уровень

Приобретение обучающимися социальных знаний

Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление освоить новые понятия

Педагог поддерживает стремление ребенка к новому социальному знанию, создаёт условия для самого воспитанника в формировании его личности, включает его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению).

В основе используемых воспитательных форм лежит системно - деятельностный подход.

2 уровень

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Активизация межличностного взаимодействия обучающихся друг с другом;

процесса развития детского коллектива

Педагог создаёт воспитательную среду, в которой ребенок способен осознать, что его поступки:

  • не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив),

  • не должны привести к исключению его из этой системы.

В основе используемых воспитательных форм лежит системно - деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.

3 уровень

Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия

Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности

Педагог создаёт для обучающихся реальной возможности выхода в пространство общественного действия.

Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.

Для осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств.

В основе используемых воспитательных форм лежит системно - деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.

11.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия по Программе проводятся в групповой форме согласно режиму занятий: 1 раза в неделю по 45 минут.

На занятиях обучающиеся получат первоначальные знания по духовно-нравственному воспитанию, которые помогут им общаться без конфликтов через практические упражнения, ролевые игры.

При проведении занятий в рамках данной Программы предусматривается использовать следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, мини-конкурсы и другие.

Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.

Все занятия, предусмотренные Программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.

Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, произведений художественной литературы - все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.

Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные способы поиска информации.

Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.

Подведение итогов реализации Программы проводится в конце каждого учебного года в форме специальных диагностик (Приложение ).

Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по Программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.

Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции) аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической детской литературы, живой природы, социальных явлений) аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор), мультимедийная техника.

Занятия проводятся в учебном кабинете.

Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основной школы

Программа мониторинга рассчитана на ежегодное исследование, целью которого является отслеживание динамики уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО.

Периодичность проведения - ежегодно для всех обучающихся основной школы.

Объект исследования - уровень сформированности духовно-нравственного развития обучающихся основной школы.

Предмет исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития обучающихся.

Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, применение которых позволит получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Мониторинг проводится классным руководителем.

Оценка и коррекция развития личностных качеств обучающихся в духовно-нравственном направлении осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Мониторинг обучающихся представлен:

  • Портфолио (личные достижения);

  • Анкета для обучающихся;

  • Анкета для родителей.









Литература для педагога

  1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: konf // ipkps.bsu.edu.ru

  2. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

  3. Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.

  4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  5. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.

  6. Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009

  7. Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. - 108 с.

  8. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.

  9. Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.

  10. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. - 107 с.

  11. Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005

Литература для обучающихся

  1. Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. - М.: Литера, 2010. - 40 с.

  2. Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. - М.: Литера, 2010. - 40 с.

  3. Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. - М.: Литера, 2010. - 40 с.

  4. Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. - М.: Литера, 2010. - 40 с.

  5. Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. - М.: Литера, 2010. - 40 с.

  6. Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. - М.: Литера, 2010. - 40 с.

  7. Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. - М.: Литера, 2010. - 40 с.

  8. Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. - М.: Литера, 2010. - 40 с.

  9. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. - 240 с.

  10. Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. - М.: Феникс, 2011. - 256 с.







Приложение А

СЛОВАРЬ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННВХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, общество.

Героизм - выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей. Независимости и процветания Родины.

Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести

Долг - уважение к праву другого, признание достоинств его личности.

Доброта - это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Доверие - убеждённость человека в чьей-нибудь честности, порядочности.

Добро - одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.

Друг - человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.

Дружба - высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы В дружбе главное - духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.

Любовь - чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.).

Обещание - добровольное обязательство сделать что-нибудь

Ответственность- право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства.

Правдивость - склонность сообщать достоверную информацию.

Преданность - любовь и верность по отношению к кому-либо или чему-либо.

Поведение - все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.

Подвиг - поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.

Радость - положительная эмоция человека, внутреннее чувство удовлетворённости, удовольствия и счастья.

Родина - место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.

Свобода - возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают. Это право себя ограничивать.

Сострадание - способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему.

Совесть - умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.

Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздания.

Терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.

Толерантность - терпимость к образу жизни, поведению и обычаям.

Уважение - признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.

Человечность - моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.

Честность - моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.

Чувство - это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.

Чуткость - моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость - составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.







Приложение Б

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Анкета 1 (5 класс)

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого - лучше узнать об уровне воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.

Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.

Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже перечисленные качества личности

2 - высокая степень развития данного качества

1 - частичная степень развития данного качества

0 -данное качество не развито

ФИО ребенка, класс, ФИО родителя

Качество личности

2

1

0

1

Гражданственность

2

Личная свобода

3

Доверие

4

Сострадание

5

Правдивость

6

Уважение к окружающим

7

Бережливое отношение к собственности лицея

8

Доброта

9

Толерантность

10

Ответственность

11

Справедливость

12

Преданность

13

Героизм

14

Оптимизм

15

Конфликтность









Анкета 2 (5 класс)

Ребята!

Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого - лучше узнать об уровне воспитанности гимназистов, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.

Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.

Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные качества личности

2 - высокая степень развития данного качества

1 - частичная степень развития данного качества

0 -данное качество не развито

ФИО ребенка, класс

Качество личности

2

1

0

1

Гражданственность

2

Личная свобода

3

Доверие

4

Сострадание

5

Правдивость

6

Уважение к окружающим

7

Бережливое отношение к собственности лицея

8

Доброта

9

Толерантность

10

Ответственность

11

Справедливость

12

Преданность

13

Героизм

14

Оптимизм

15

Конфликтность



Спасибо за помощь в исследовании!











Анкета 1 (6класс)

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого - лучше узнать об уровне воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.

Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.

Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже перечисленные качества личности

2 - высокая степень развития данного качества

1 - частичная степень развития данного качества

0 -данное качество не развито

ФИО ребенка, класс, ФИО родителя

Качество личности

2

1

0

1

Гражданственность

2

Патриотизм

3

Скромность

4

Тщеславие

5

Справедливость

6

Уважение к окружающим

7

Бережливое отношение к природе

8

Доброта

9

Вежливость

10

Совесть

11

Негативное отношение к вредным привычкам

12

Милосердие

13

Смелость

14

Зависть

15

Благодарность













Анкета 2 (6 класс)

Ребята!

Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого - лучше узнать об уровне воспитанности гимназистов, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.

Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.

Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные качества личности

2 - высокая степень развития данного качества

1 - частичная степень развития данного качества

0 -данное качество не развито

ФИО ребенка, класс

Качество личности

2

1

0

1

Гражданственность

2

Патриотизм

3

Скромность

4

Тщеславие

5

Справедливость

6

Уважение к окружающим

7

Бережливое отношение к природе

8

Доброта

9

Вежливость

10

Совесть

11

Негативное отношение к вредным привычкам

12

Милосердие

13

Смелость

14

Зависть

15

Благодарность



Спасибо за помощь в исследовании!







© 2010-2022