ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зайцева А.Н

ОКУ «Новопоселеновская (с) коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Курского района, Курской области.



ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

В настоящее время вопрос о подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, является острой государственной проблемой. Обучающиеся внутри образовательного учреждения не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не могут преодолеть самостоятельно. Трудности в профессиональном самоопределении воспитанников школы-интерната могут быть вызваны низким уровнем их интеллектуального развития, недостаточным уровнем развития познавательных процессов (памяти, восприятия, воображения), неадекватной самооценкой, бедным словарным запасом слов.

В решении этой проблемы существенную роль может сыграть система мероприятий по профессиональной ориентации, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию обучающихся, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения детей с ОВЗ.

Профориентация является одним из направлений воспитательной работы в нашей школе. Она предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность [3].

Работа по профориентации в школе-интернате направлена на обеспечение выпускнику жизненного успеха, самореализации в личностном и профессиональном плане. И эту работу надо начинать не с 9 класса, а гораздо раньше. Спектр выбора профессий узок, в основном идёт ориентация па приобретение профессий, не связанных с интеллектуальным трудом (штукатур-маляр, обувщик, швея и другие).

Умственно отсталые школьники не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда [1]. Например, беседуя о выборе профессии, на вопрос: «Кем бы ты хотел (хотела) стать в будущем?», дети отвечают:

Дмитрий Ш.: «Президентом, чтобы отдавать приказы»;

Александра Б.: «Хореографом, мне нравится танцевать, придумывать движения»;

Руслан Б.: «Поваром-кондитером, потому что люблю вкусно покушать»;

Анастасия К.: «Парикмахером, так как нравится делать причёски».

Из ответов детей следует, что у них высокий уровень притязаний и сильно завышенная самооценка. Это объясняется низкой критичностью этих учеников, недостаточными знаниями, малым жизненным опытом и несоответствием между их интересами и осознаваемыми возможностями.

В рамках профориентационной работы с детьми мною используются разнообразные формы и методы: встречи с бывшими выпускниками школы-интерната, экскурсии в учебные заведения города (Курский монтажный техникум, Курское профессиональное училище-интернат), беседы о выборе профессии («Выбор профессии», «Как нужно искать работу», «Мои жизненные планы», «В мире профессий», «На кого пойти учиться», «Все профессии важны - все профессии нужны» и т.д.).

Применяю наглядные методы: демонстрация изделий, инструментов и приспособлений, машин и механизмов, материалы о профессиях и учреждениях начального профессионального обучения. Также отдаю предпочтение таким методам, как наблюдение, анкетирование, профориентационные игры с классом, коррекционно-развивающие задания, игровые профориентационные упражнения и ситуации [2].

Таким образом, проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.

Литература

  1. Брунов Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. - Красноярск: 2006.

  2. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. - М., «Владос», 2012. - 199 с.

  3. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Книга для воспитателя. Из опыта работы. - М., 1984.


© 2010-2022