Как помочь ребенку полюбить чтение?

Раздел Воспитательная работа
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка родительского собрания, проведенного во 2-3 классах.

Тема собрания: Как помочь ребенку полюбить чтение?

Цели собрания:

- привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности;

- помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Оборудование:

- анкеты учащихся;

- памятки для родителей;

- конверт, карточки с вопросами для дискуссии.

Предварительная подготовка:

- провести анкетирование учащихся, обработать результаты;

- подготовить памятки для родителей «Как привить интерес к чтению» (на каждого);

- подготовить карточки с вопросами для дискуссии.

Ход собрания.

1.Слово учителя

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы. Как научить ребенка читать? Как подружить его с книгой? - таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе. А потому у нас не просто родительское собрание, а собрание рецептов.

В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном обучении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А.Л. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Они не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.

По мнению многих ученых, учителей начальных классов, ребенку в домашней обстановке начать читать может быть легко в том случае, если родители своим примером «пристрастят» его к чтению, если они на ночь будут рассказывать сказки, а потом их перечитывать с ребенком, после просмотренного фильма возьмут в руки соответствующую книгу.

Накануне нашей встречи мною было проведено анкетирование детей нашего класса, позволившее выявить, как обстоят дела с чтением в ваших семьях. Результаты анкетирования оказались следующими:

  1. Читают ли тебе родители книги?


Да - чел.

Иногда - чел.

Нет - чел.

  1. Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?


Да - чел.

Иногда - чел.

Нет - чел.

  1. Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?


Да - чел.

Нет - чел.

  1. Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?


Сам - чел.

Родители - чел.

  1. Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?


Да - чел.

Нет - чел.

  1. Считаешь ли ты книгу подарком?


Да - чел.

Нет - чел.

  1. Какую книгу ты читаешь сейчас? Укажи её название и автора.


Указали название - чел.

Указали автора - чел.

Читают, но не помнят данных - чел.

Не читают ничего - чел.

2. Дискуссия

- Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли.

(Родителям предлагается вытянуть из конверта вопрос для обсуждения. В случае затруднения, дают свой совет).

Вопросы для дискуссии

1). Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые (давайте все-таки будем смотреть правде в глаза) стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, компьютера, DVD. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

(Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет ни на что времени, в том числе и у маленьких тоже остается все меньше и меньше времени. Тем более, что мы как-то с большим удовольствием все время пытаемся заполнить время детей чем-нибудь: то они на английский, то на каток, то еще куда-нибудь).

2). Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». На сколько оправдан и эффективен такой прием?

(Говоря так ребенку, мы меняем местами книге, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга - это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор - это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу - делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. Читайте детям вслух. А главное - не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…»).

3). Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?

(Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что… делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научатся читать, и казалось бы, что вот уже все, и этот мир открыт, и они должны стать читателями… Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствиям школьным требованиям родители частенько забывают о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой, и неосторожно обрывают их).

4). Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

(Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок).

5). Важно ли читать с детьми вслух?

(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книге. Книги заменят ему прослушивание историй…).

6). Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

(Никто не даст однозначного ответа. Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только пирожки и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также).

7). Как нужно относиться к комиксам?

(Есть совершенно замечательные комиксы, и в этом случае комиксы- гениальный способ познания. Особенно это касается детей, нуждающихся в наличии визуального ряда. Комикс для него в этом случае - хорошее подспорье в восприятии текста).


3. Заключительная часть

- Интересной, на мой взгляд, и конструктивной оказалась наша встреча. Хочется верить, что благодаря ей актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной. Возможно, не все будет просто… Но все должно получиться. Благодарю вас за то, что не остались равнодушными к данной проблеме, нашли время, чтобы прийти на эту встречу и приняли активное участие в обсуждении вопросов. И в заключение нашей встречи хочу предложить вам памятку «Как привить интерес к чтению?».

Памятка «Как привить интерес к чтению?»

- Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеётесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным.

- Поощряйте дружбе ребенка с детьми, которые много читают.

- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их и получайте в качестве подарка.

-Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

- Поощряйте чтение любых материалов, периодической печати, даже гороскопов. Комиксов и др. - пусть дети больше читают.

- В доме должна быть детская библиотека (пусть даже совсем небольшая).

- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

- Разгадывайте с детьми кроссворды и почаще дарите их им.

- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

-Предложите детям до или после просмотра детского фильма (или мультфильма) прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

- Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык чтения и уверенность в себе.

- Поощряйте детей, когда они читают младшим сестренкам или братишкам.

* раздать памятки родителям

© 2010-2022