- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Внеклассное мероприятие Конституции РФ 20 лет конкурс методических разработок
Внеклассное мероприятие Конституции РФ 20 лет конкурс методических разработок
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сыроваткина Н.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Всероссийский конкурс школьных проектов , посвящённых 20 -летию Конституции
Российской Федерации
Конкурсная работа
по номинации:
Конкурс методических разработок по изучению Конституции РФ
учителя истории классного руководителя Сыроваткиной Нины Владимировны
МБОУ Талловеровская СОШ
Внеклассное мероприятие
«Конституции России 20 лет»
9 класс
Классный руководитель:
Сыроваткина Нина Владимировна
2013-14 уч. год
Цели:
-
формировать у учащихся понимание сущности и значения Конституции как основного закона государства
-
укреплять понимание важности государственных символов Российской Федерации.
-
формировать гражданское отношение к обществу и активную позицию человека как гражданина
-
воспитывать у них уважительное отношение к конституции Российского государства
Задачи мероприятия:
-
обратить внимание на самые главные характеристики нашего государства как демократического и правового
-
в игровой форме закрепить знания о Конституции;
-
расширять кругозор и повышать общую и гражданско-правовую культуру подростков.
Форма проведения: Познавательная ролевая игра.
Оборудование:
- Аудиозапись гимна РФ.
-Тексты Конституции РФ
- Проекты участников игры
- Символы Российского государства(.Герб , флаг)
пять маленьких флажков (3 бело-сине-красных, 1 - СССР, Андреевский флаг)и портреты правителей государства
-Эпиграфы "Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права" (А.Мицкевич)
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными! (Марк Тулий Цицерон)
Без конституции, заключающей в себе основы европейского современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд цивилизационных государств, являющихся двигателями прогресса. (А.Петров, начало ХХ века).
-мантии для «судей»
Ход мероприятия
(Звучит Гимн РФ.)
Ученик.
Есть книга правды и свободы,
Вся наша жизнь - ее слова,
Запечатлели в ней народы
Свои священные права.
Той книги солнечные строки
Лежат пред нами, как дороги,
Зовут на подвиг и на труд…
Как песнь заветная поэту,
Она тебе принадлежит.
И для Отечества родного
По зову творческой души
Впиши в нее хотя б полслова,
Верней, всю жизнь в нее впиши.
Н. Доризо
Учитель. Ребята, в этом году наше государство отмечает знаменательную дату - 20 лет Конституции Российской Федерации. Сегодня мы с вами узнаем подробнее о главном законе России. Я попросила вас прочитать ее и понять основы и ценности этого закона. Сегодня наша встреча пройдет в форме игры.
(Знакомство с условиями игры.) Игра будет проходить в несколько этапов. Класс делиться на группы заранее - по 4 человека в каждой. В каждой группе - журналист, судья, депутат, гражданин. На каждом этапе по одному из участников группы получают задание, а жюри оценивает выполнение задания.
1 этап игры
В первом конкурсе участвуют ЖУРНАЛИСТЫ от каждой группы. ЖУРНАЛИСТЫ накануне получили индивидуальное журналистское задание : подготовить сообщение (на 2 мин) в форме электронной презентации, видеосюжета, газетной заметки . Жанр выбирал каждый журналист сам.
Темы для презентаций:
-
История конституционального строя
-
Конституции России от истоков до наших дней
-
Обзор Конституции РФ
Проект 1. История конституционального строя
(Слайд ) Что означает слово конституция. Конституция - [лат. Constitutio установление] - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему.
(Слайд ) Конституционные начала развивались и утвердились в Англии, где, начиная с XIII в. (Великая Хартия вольностей 1215 г. ) была подписана королем Джоном.
(слайд) Конституционные монархии
(слайд) Установление парламентаризма в Европе
Проект 2. Конституция России от истоков до наших дней
Большое значение для истории данного документа имел «План государственного преобразования» графа Михаила Сперанского (1809 г.), а также «Государственная уставная грамота Российской империи» Николая Новосильцева (1818 г.).
Впервые в России о конституции заговорили в начале 19 века
в связи с реформаторской деятельностью Александра I .Александр I был первым государем России, кто решил реформировать политический строй посредством создания Конституции. «Государственная уставная грамота Российской империи» была готова в 1820 году, но ее утверждение отложилиПосвященные люди составили кружок при императоре, где обсуждали пути конституирования.
Также идея конституционного правления вдохновила декабристов в их противоправительственной деятельности.
В середине 19 века значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II: отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства. . В 1881 году Александр II был убит, когда направлялся подписывать Конституцию
В начале 20 века, в период первой русской революции Николай II опубликовал Манифест 17 октября.
В какой политической и экономической обстановке был издан этот документ?
Царь «даровал» населению политические и гражданские права и свободы, гарантировал участие в выборах нового законодательного органа Государственной Думы тех слоев населения, которые ранее были лишены права голоса.
Таким образом, этот документ фактически принято считать первой русской конституцией, а Думу - первым русским парламентом.
Конституция России.
В Росси до определенного периода не было закона, под названием Конституция. Когда же он появился?
До этого периода конституции в России не было - была абсолютная монархия.
В 1918 году 5-м Всероссийским съездом Советов была принята первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В 1924 году была принята вторая конституция РСФСР основной идеей которой было построение социализма и добровольное объединение равноправных народов в Союз.
1936 году - третья конституция РСФСР. Впервые была выделена глава, посвященная правам и обязанностям граждан.
Конституция 1977 года считается конституцией развитого социализма, и выполняет политико-пропагандистские функции.
Что предшествовало созданию и принятию последней Конституции России в 1993 г.?
Причиной конституционного кризиса 90-х годов было расхождение между практикой создания рыночной экономики, правового демократического государства, нового политического режима и недостаточном логичным отражением всего этого в Конституции РСФСР 1978 года. В 1991 году в августе была попытка государственного переворота.
- 14 сентября 1993 г. Президент подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим указом прерывалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Затем, Президент принял решение о вынесении проекта новой Конституции РФ на референдум.
На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции.
В Российской Федерации были провозглашены: приоритет прав и свобод человека, равноправие всех форм собственности.
(Слайд) Попытки подготовки Конституции в ХIХ веке
(Слайд) манифест 17 октября 1905 г.
(Слайд) Конституция РСФСР 1918 г.
(Слайд) Конституция СССР -1924 г., 1936 г., 1977 г.,
(Слайд) Конституция РФ 1993 г.
Учитель:
Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Начинается она словами: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своем земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации".
Проект 3.
Конституция Российской Федерации - это список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное.
Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.
В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что - нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно - гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.
Что для нашего государства самое главное?
В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
(Слайд ) Конституция РФ состоит из 2 разделов. В первом разделе 9 глав (137 статей). Во втором разделе 9 положений. А далее о Конституции вы будете узнавать все больше в процессе игры.
(Слайд) Название первой главы - основы конституционного строя, которая включает 16 статьей.
(Слайд) Вторая глава - права и свободы человека и гражданина состоит из 48 статей.
(Слайд) Третья глава - федеральное устройства включает 15 статей.
(Слайд) Четвертая глава - Президент Российской Федерации - 14 статей.
(Слайд) Пятая глава - Федеральное собрание - 16 статей.
(Слайд ) Шестая глава - Правительство РФ - 8 ст.
(Слайд) Седьмая глава - Судебная власть - 12 ст.
(Слайд) Восьмая глава - местное самоуправление - 4 ст.
(Слайд) Девятая глава - Конституционные поправки и пересмотр конституции, которая включает 4 статьи.
-Вывод учителя.
Конституция- это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.
В Конституции нашей страны прописаны наши права и обязанности. Мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.
Учитель :Сейчас мы подробнее познакомимся с этими статьями
II этап. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - задание для ГРАЖДАНИНА из каждой команды.
(ГРАЖДАНИНЕ достают по очереди лист с написанным незаконченным предложением из Конституции РФ.)
1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются … (высшей ценностью)
2. Статья 14. РФ-светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве(государственной или обязательной)
3. Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно (Общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей конституцией)
4.Статья 18. Права и свободы гражданина являются (непосредственно действующими)
5. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)
6.Статья 19. Мужчина и женщина имеют(равные права)
7.Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)
8. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)
9. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)
10. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).
11. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)
12.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)
13. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к … (природным богатствам)
14. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .
15. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).
16. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и … (Государственной Думы)
17. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)
Музыкальная пауза
Каждая из команд должна по цепочке произнести слова гимна по одному слову каждый , чтобы текст не прервался.
1команда - первый куплет
2 команда- припев
3 команда - второй куплет
III этап. ВСТАВЬ НУЖНОЕ СЛОВО конкурс для ДЕПУТАТА каждой группы
(На этом этапе проходят дебаты. Учащимся предлагается на экране статья из Конституции РФ с пропущенными словами. ДЕПУТАТАМ необходимо вставить пропущенные слова.)
Статья 67
1. Территория Российской ( Федерации ) включает в себя территории ее (субъектов), внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает (суверенными) правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом (федеральным законом и нормами международного права).
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены (с их взаимного ) согласия
Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на (всей ее )территории является (русский язык).
2. Республики вправе устанавливать (свои государственные ) языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются (наряду с государственным языком )Российской Федерации.
З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам (право) на сохранение (родного языка,) создание условий для (его изучения и развития.)
Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является( рубль.) Денежная эмиссия осуществляется исключительно ( Центральным ) банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция (Центрального банка Российской Федерации), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в (федеральный бюджет,) и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются (федеральным законом. )
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным (законом), и размещаются на (добровольной) основе.
Рекламная пауза
Конкурс с флагами
Раздать командам по пять маленьких флажков (3 бело-сине-красных, 1 - СССР, Андреевский флаг) каждая команда должна расположить эти флажки в хронологическом порядке и соотнести с портретами правителей
[Ответ:1)Б-С-К, 2)Андреевский флаг, 3)Б-С-К, 4)СССР, 5)Б-С-К]
IV Этап. ВОССТАНОВИ ИСТИНУ (Для СУДЬИ из каждой команды)
(Каждый СУДЬЯ получает лист с неправильным текстом статей Конституции. СУДЬИ удаляются «на совещание» -«Выносят правильный приговор» пишут рядом правильный текст в соответствии с Конституцией.)
-
РФ - Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления.
-
Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.
-
До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов.
-
Граждане РФ не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
-
Право частной собственности охраняется гражданином.
-
Гражданин РФ может быть выслан за пределы РФ и может быть выдан другому государству.
-
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу.
-
Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность.
-
В РФ признается идеологическое единство.
-
Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно.
Учитель : Пока судьи готовят «свой приговор» участники команд получают задание. На карточках записаны государственные праздники Российской Федерации
-
День России
-
День Российского флага
-
День Конституции
Необходимо определить число и месяц и расположить в определённой последовательности (по месяцам).
V. этап. ВИКТОРИНА
Учитель:
Только если все члены общества будут законопослушными гражданами , можно построить гражданское правовое государство. Поэтому последнее задание команда выполняет сообща. Команда получает листы с вопросами. Напротив каждого вопроса члены команды пишут ответ.
-
Сколько разделов в Конституции РФ?
-
На сколько лет избирается Президент РФ?
-
Во сколько лет можно стать Президентом РФ?
-
Из скольких палат состоит Федеральное Собрание?
-
Какую власть осуществляет Правительство РФ?
-
Какого возраста нужно достигнуть гражданину РФ, чтобы можно было стать судей?
-
Сколько лет должно быть гражданину РФ, чтобы стать депутатом Государственной Думы?
-
Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ?
-
Кто осуществляет государственную власть в РФ?
-
Какой закон имеет высшую юридическую силу?
-
Что подлежит официальному опубликованию?
-
С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
-
Что по Конституции РФ является высшей ценностью?
-
Сколько статей в Конституции РФ?
Подведение итогов.
Составление синквейна.
1. Тема синквейна « Конституция»
2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему
3. три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна
4. фраза, предложение, крылатое выражение, цитата - высказывается ваше отношение к теме
5. слово - резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение
(Конституция
справедливая, демократическая
регулирует, закрепляет, обеспечивает
Конституция - обладает высшей юридической силой.
Конституция - закон, основа демократии.)
Учитель: Вот и закончилась наша игра. Давайте подведем итоги. Слово предоставляется жюри. (Награждение победителей.)
(Гимн РФ)
Литература :
1. Конституция Российской Федерации. - Ростов -на -Дону . ООО ПРИНТ-СЕРВИС 2012г.
2. М.А.Козлова. УМК Классные часы: внеклассная работа . , Изд . ЭКЗАМЕН 2011 г.
3. А.И Кравченко .Обществознание 8-9 класс. М.ООО «Русское слово» 2010 г.
4. А.А.Данилов , Л.Г.Косулина. М.Ю.Брант. История России ХХ- начало ХХI века М.Просвещение.2012 г.
5. А.А.Данилов , Л.Г.Косулина. История России ХIХ века М.Просвещение.2012 г.