Тезисы Культура и социальное поведение личности

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Библиографическое описание тезисов: Фокина Н.Н. Культура и социальное поведение личности // Молодежь в науке и культуре XXI века. Международный научно-практический форум. Челябинск, 2012. С. 177-179.

Фокина Наталья Николаевна

КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

XXI век наряду с веком информационных технологий называют еще и веком личности. Гуманистическая психология утверждает, что дальнейшее развитие цивилизации заключается в оптимизации резервов самой личности. Однако никто не может заставить личность помимо ее воли что-либо делать, даже если это во благо самой личности.

Сегодня российская культура представляет собой сложное переплетение социального поведения различных народов, проживающих на территории страны. Судьба ее зависит во многом оттого, сможет ли российское общество направить влияние на социальное поведение личности в продуктивное русло культурного взаимообогащения. Так, на наш взгляд, термины личность, культура, культура для общества формируют социально-культурное поведение общества в целом. Рассмотрим каждое определение в контексте заявленной темы.

«Личность» - устойчивая система социально-значимых черт, которые характеризуют индивида как члена общества, общности, группы; индивидуальный носитель этих черт как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности [1, с. 309].

«Культура» - это термин, имеющий отношение к языку, географии, истории, религии, социальному классу, городскому или деревенскому месту жительства, национальности и т.п. Всеобъемлющий анализ культуры требует конкретизации всех относящихся к делу категорий. Но в большинстве случаев нет необходимости информации для ответа на вопрос «как конкретизировать?». Когда люди намериваются осуществить какой-либо поведен-

ческий акт, они опираются на элементы тех культур, которые соответствуют их профессиональной группе, религии, социальному классу и другим демографическим категориям для формирования собственной субъективной культуры, которая может соответствовать национальной культуре в целом. Кроме этого, люди отличаются друг от друга по уровню аккультурации, объему и опыту международных путешествий и контактов с представителями других культур, в том числе через средства массовой информации. Эти факторы реально изменяют их субъективную культуру. Если культуру представить как совокупность элементов коллективной памяти о том, что «работало» в прошлом, то национальная культура - это только один из факторов, оказывающих влияние на формирование субъективной культуры человека.

Культура для общества - то же, что память для отдельного человека. Другими словами, культура включает в себя традиции, которые «сообщают» человеку о том, как «это работало» в прошлом. Она также ориентирует человека в том, как воспринимать окружающий мир и себя самого, оценивать свои, еще не сформированные представления об окружающем мире и должном поведении.

«Экология» - эта категория, описывающая окружающую среду обитания людей. Она включает объекты, ресурсы, географию окружающей среды и способы жизнеобеспечения.

Экология формирует культуру, возникающую на ее основе, в свою очередь, культура формирует определенный вид поведения [2]. Таким образом, все изложенное выше можно изобразить в упрощенной цепочке: Экология → культура → социальное поведение → личность.

Люди стремятся в той или иной форме установить контроль над окружающей средой. Фактически, если ощущения контроля нет, люди часто впадают в депрессивные состояния. Для того чтобы психологически справляться с подобными ситуациями, люди используют обычаи, мифы, вводят нормы и т.п., которые позволяют осуществлять социализацию.

Выше было отмечено, что культура для общества - это аналог памяти отдельного человека [3, с. 967]. Культура дает традиции и нормы поведения, которые были функциональны в прошлом, и помогает выбирать те формы поведения, которые окажутся действенными в настоящем. Обычаи делают социальную среду более предсказуемой. Например, в конкретной социальной ситуации или сталкиваясь с каким-то событием, зная обычаи, вы знаете, как себя вести. Обычно, если вы ведете себя соответственно с существующими обычаями, это не вызывает никакого удивления у окружающих.

Мифы объясняют то, что происходило в прошлом и почему. Даже если какой-то аспект магии, волшебства, колдовства не «работает», в них продолжают верить - обычно находятся аргументы, объясняющие «сбои» и подкрепляющие убежденность в действенности этих феноменов. Нормы (представления о должном поведении в социальной ситуации) сообщают

нам, какие формы поведения хорошо «работали» в прошлом, и убеждают, что они окажутся действенными в настоящем и будущем. Ценности ориентируют людей в отношении тех аспектов окружающей среды, которым необходимо уделять внимание для реализации жизненных целей. Они задают стандарты, которые можно использовать для оценки, как собственного поведения, так и поведения других людей.

Культуры влияют друг на друга через такие каналы, как путешествия и международные поездки, коммерческую деятельность, средства массовой информации, миссионерскую деятельность и т.д. например, средства массовой информации доносят образцы американского способа жизни до самых отдаленных уголков земного шара. В результате можно встретить представителей других культур, заимствовавших некоторые из этих элементов, скажем, приветствия. Их друзья, в свою очередь, могут усвоить этот «лаконичный» стиль, и он станет элементом их культуры.

Знакомясь с особенностями других культур, полезно помнить: то, каким представляется мир нам самим, меньше того, каким «он является на самом деле». В зависимости от нашего жизненного опыта, привычек, обычаев и склада нашего характера мы по-разному воспринимаем события окружающего мира.

Таким образом, культуру, и только культуру, следует считать проверенным двигателем социального поведения личности и хорошим, надежным средством сдерживания от ускорения движения к пропасти.

Список литературы:

  1. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы : учеб. пособие / П. Д. Павленок. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 568 с.

  2. Berry, J.W. (1979). A cultural ecology of social behavior. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 12). New York: Academic Press, pp. 177-207.

  3. Kluckhohn, C. (1954) Сulture and behavior. In G. Lindzey (Ed.), Handbook of social psyhchology. Cambridge, Mass.: Addison-Wesley (Vol. 2), pp. 921-976.

179

© 2010-2022