• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • Выступление на теоретическом семинаре «Проблемы, поиск и находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива с трудными подростками» Тема выступления: «Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения»

Выступление на теоретическом семинаре «Проблемы, поиск и находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива с трудными подростками» Тема выступления: «Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ ГОРОДА АБДУЛИНО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБДУЛИНСКИЙ РАЙОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на теоретическом семинаре «Проблемы, поиск и находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива с трудными подростками» Тема выступления: «Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения».

461742, Оренбургская обл., г. Абдулино, ул. Школьная, д.35

тел.(35355)2-83-22, факс (35355)2-84-57, e-mail: [email protected]





Выступление на теоретическом семинаре «Проблемы, поиск и находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива с трудными подростками»

Тема выступления: «Проблемы «трудных» подростков,

пути их предупреждения и решения».








Подготовил педагог - психолог

МБОУ «Лицей г.Абдулино»

Мамонтова

Майя Михайловна

Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей. Самая сложная задача учителя и родителя - найти ключи к пониманию трудного ребёнка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Материалы данного выступления помогут решить данную проблему.

Выступление на теоретическом семинаре «Проблемы, поиск и находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива с трудными подростками»

Тема выступления: «Проблемы «трудных» подростков,

пути их предупреждения и решения».

Легче познать людей вообще,

чем одного человека в частности.

Ф. Ларошфуко.

Понятие «трудный» - очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети - какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.

В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками «трудного». Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе. Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте, так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А.С. Макаренко говорил о том, что «личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать».

Психолог Л.М. Зюбин, на вопрос: «С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?», отвечал: «С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его».

Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков «трудности» являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, т.е. семьи.

Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.

Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.

  1. Делинквентное поведение - направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребёнка на грани закона.

  2. Аддиктивное поведение, характеризующее стремление к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).

  3. Отклоняющееся поведение - пассивное поведение, повышенная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.

Количество учащихся, стоящих на КДН в период с 2004 по 2009 учебные годы.

Выступление на теоретическом семинаре «Проблемы, поиск и находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива с трудными подростками» Тема выступления: «Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения».Оценка эмоционального состояния учащихся стоящих на ВШК

(конец I четверти) 2008 - 2009 учебный год.

Выступление на теоретическом семинаре «Проблемы, поиск и находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива с трудными подростками» Тема выступления: «Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения».

Оценка эмоционального состояния учащихся стоящих на ВШК

(начало IV четверти) 2011 - 2012 учебный год.

Выступление на теоретическом семинаре «Проблемы, поиск и находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива с трудными подростками» Тема выступления: «Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения».


Оценка эмоционального состояния учащихся стоящих на ВШК

(конец I четверти) 2012 - 2013 учебный год.

Выступление на теоретическом семинаре «Проблемы, поиск и находки в воспитательной деятельности педагогического коллектива с трудными подростками» Тема выступления: «Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения».

Самая сложная задача учителя и родителя - найти ключи к пониманию трудного ребёнка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье.

«Трудный» подросток, как правило, живёт в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком случается беда, обращается внимание на уклад жизни семьи, на её мораль, на её жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.

За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклад жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности каждого из них.

К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся:

  • Неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);

  • Конфликтная семья, в которой существует напряжённость взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;

  • «асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;

  • Формальная семья - отсутствует общность потребностей, жизненных ценностей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально. Часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;

  • «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;

  • Семья, в которой имеются душевнобольные родители; в таких случаях не создаются условия полноценного развития личности подростка.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую

трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

1) педагогической запущенностью

2) социальной запущенностью

3) отклонениями в состоянии здоровья

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других - их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также работа с неблагополучными семьями.

Деятельность школы по названным направлениям строится на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Закон «Об ответственности родителей за воспитание детей».

Первым этапом данной работы является диагностика ребёнка и семьи.

Оно позволяет:

  • Выявить основные причины отклонений в поведении подростка;

  • Определить ведущие свойства личности, чтобы знать, что блокировать и на что опереться в воспитательной работе.

Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности,

которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-

воспитательной работы.

В основе педагогической запущенности лежат три ряда обуславливающих ее факторов:

1) Пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие искаженных знаний и отрицательного жизненного опыта;

2) Недостатки, ненормальности или дефекты в развитии черт и качеств личности;

3) Недостатки и ненормальности во взаимоотношениях личности с окружающими.

Изучение степени педагогической запущенности происходит по пяти параметрам:

  1. Учение: познавательный интерес, систематичность получения знаний, понимание смысла учения, прилежание.

  2. Дисциплина: посещение школы, поведение на уроках, выполнение правил распорядка школы и правил поведения для учащихся, поведение вне школы.

  3. Общественно-трудовая активность: участие в самообслуживании, общественно полезном труде, проявление общественной и нравственной активности.

  4. Положительное оценочное отношение к коллективу класса: ориентация на мнение классного коллектива, стремление к самоутверждению в нём, поиск друзей среди одноклассников.

  5. Асоциальные проявления: грубые нарушения дисциплины в школе и вне её.

Для определения степени педагогической запущенности было проведено анкетирование подростков, стоящих на ВШК (13 учащихся)

Подростку предлагаются 3 анкеты, условно обозначенные как А, Б, В. В каждой из них по 15 вопросов, охватывающих все признаки по всем параметрам.

Результаты диагностирования будут доведены до классных руководителей в индивидуальном порядке.

Далее вашему вниманию предлагаются рекомендации.



Рекомендации:

Как вести себя с агрессивным ребёнком?

  1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.

  2. Санкция должна соответствовать поступку.

  3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.

  4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).

  5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.

  6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.

  7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.

  8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.

  9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.

  10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.

  11. Дайте понять ребенку, что он любим.

Как вести себя с конфликтным ребёнком?

  1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).

  2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.

  3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.

  4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.

  5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.

  6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

Как вести себя с тревожным ребёнком?

  1. Выясните причину тревожности.

  2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.

  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.

  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.

  5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.

  6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.

  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

Как вести себя с нервным ребёнком?

  1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.

  2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.

  3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».

  4. Создайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы - пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.

  5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.

  6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.

  7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни - явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

Если ребёнок «устраивает сцены»?

  1. Не создавайте сами опасных претендентов и ограничьте круг запретов.

  2. Не утешайте ребёнка запретными вещами.

  3. Умейте переключать внимание ребёнка.

  4. То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.

  5. Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.

  6. Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием, превратите «сцену» в игру. Успокойте сюрпризом.

  7. Требования должны быть эмоционально привлекательными.

  8. Чаще говорите «можно».

Как вести себя с инертным ребёнком?

Для инертных учащихся главная проблема - трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:

  1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.

  2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.

  3. Их нельзя спрашивать в начале урока.

  4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.

  5. Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.


















© 2010-2022