Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»

Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕРЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13"





СОГЛАСОВАНА:

Заместитель директора по УВР ________________/Ютиш Г.Ф./

УТВЕРЖДЕНА:

Приказ от «01» сентября_2014г.№ _576

Директор__________________/Канаев И.В./








Программа

учебного курса

профориентационной направленности «Строим будущее»







Направление: социально-педагогическое

Срок реализации - 1 год

Возраст обучающихся -16-17 лет

Составитель: Друца Е.В.

Прошла экспертизу на заседании методического совета, протокол от «29» августа2014 г. № _1


Пояснительная записка.

Правительственная стратегия модернизации образования предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, социальной, информационной и прочих сферах. Внедрение компетентностного подхода в российское образование обусловлено общеевропейской и мировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, самостоятельность, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, толерантность и т.п.. Окончание школы характеризуется для школьников активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе (согласование себя настоящего и выбираемого будущего), отношения к людям, отношения к миру и к различным видам деятельности (в том числе - избирательно - ценностное ориентирование в профессиональных стереотипах и версиях профессионального будущего).

Целевая ориентация реализации новых образовательных стандартов - воспитание конкурентоспособной, успешной личности. Сегодня значительно возросла значимость реализации профориентационной деятельности. Выбор профессии - это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии.


Актуальность и практическая значимость программы.

Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный ему мир профессий и продвижения в нём к желаемой для него цели данная программа предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также характеризующие особенности профессий или конкретного вида труда и способа подготовки к ним.

В жизни каждого старшеклассника появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. В то же время анализ собственной педагогической деятельности показал, что у многих старшеклассников выявлена недостаточная информированность о специфике будущей профессиональной деятельности, о рынке труда и востребованных профессиях, для многих из них профессиональный выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Следовательно, профессиональная ориентация учащихся - это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.

Новизна программы.

На основе вышеуказанного была разработана программа «Строим будущее», которая поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Это способствует формированию и развитию прежде всего определенных личностных качеств, позиции учащегося, его отношения к окружающему миру и в первую очередь к самому себе. Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации "Мои профессиональные намерения" и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии». Научно обоснована. Имеет практическую целесообразность т.к. отражает наиболее актуальные проблемы, динамическое развитие и системность. Формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, доступна для реализации. Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.

Цель программы.

Ориентирование школьников на профессиональное и личностное самоопределение.

Задачи:

  1. формирование ответственного отношения обучающихся при выборе профиля дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.

  2. Определить интересы, склонности и способности учащихся в области профессиональной деятельности;

  3. Познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства;

  4. Научить стратегии выбора профессии;

  5. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий», рынке труда России и своего региона;

  6. Формировать умения ставить цели, познавать самого себя, анализировать ситуации, формулировать свое отношение, искать пути решения проблем.

При разработке программы учитывались все современные требования к программам дополнительного образования детей, рекомендации специалистов, социальный заказ общества, она базируется на четырёх направлениях профконсультационной работы: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое. Состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых профориентационных игр и упражнений, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Организация социально-профессиональных практик для учащихся является самым действенным средством реализации компетентностного подхода.

Продолжительность программы.

Настоящая программа предназначена для профориентации учащихся 10-х классов и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа ( 2часа *2 группы; за год-70). В это время входит занятость детей поисковой и оформительской работой. Учебные группы насчитывают 13 человек. Возраст обучающихся 16-17 лет.

Форма организации учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности в основном комбинированная:

Теория (лекция, дискуссия, беседа, диалог, обсуждение, игры, конкурсы, мини-проекты.)

Практика - самостоятельная работа. Групповые: игра, игра с элементами тренинга, тренинг, беседа, рассказ, анкетирование, тестирование, экскурсия, видеолекторий, сообщение, диспут. Индивидуальные: консультирование, беседа, анкетирование, тестирование, работа со СМИ, работа с интернетом.

Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающихся в ходе объяснения теоретического материала устные объяснения материала сочетаются с применением наглядных пособий, презентаций, изучаемый материал увязывается с жизнью, практикой, личным опытом обучающихся. Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр, а так же экскурсии на предприятия ООО "РН-Юганскнефтегаз". Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Применяемые технологии: личностно-ориентированного характера и игровые технологии.

Методы проведения занятий.

Методы обучения: монологический, диалогический, информационно-обобщающий, поисковый;

Методы преподавания: иллюстративный, стимулирующий, побуждающий, информационно-сообщающий;

Методы воспитания: убеждение, упражнения, мотивация, стимулирование, коррекция поведения, метод воспитывающих ситуаций.

Учебный план

Тема занятий

Всего часов

Теория

практикум

1.

Введение

1

1

2.

Оценка профессиональной предрасположенности

7

2

5

3.

Человек-профессия

38

16

22

4.

Планирование своей жизни и профессиональных перспектив

14

7

7

5.

«На распутье...»

10

3

7

Итого:

70

30

40





Календарно-тематический план на 2014 - 2015 учебный год.

Тема занятий

Всего часов

Теория

практикум

дата

1.

Введение.

1

1

1гр.-3.09

2гр.-5.09

Оценка профессиональной предрасположенности

(7 ч., теория-2ч., практикум-5ч.)

2.

Мир профессий и проблема выбора. Я и выбор профессии.

1

1

1гр.-3.09

2гр.-5.09

3-4.

Командообразующий тренинг "Найди себя" (совместно с сотрудниками РН - «ЮНГ»).

2

2

1гр.-10.09

2гр.-12.09

5-6.

Понятие о профессиограмме. Принципы выбора профессии.

2

1

1

1гр.-17.09,

2гр.-19.09

7-8.

Мотивы выбора профессии.

2

1

1

1гр.-24.09

2гр.-26.09

Человек-профессия. (38ч., теория-16ч., практикум-22ч.)

9-10.

Профессии и специальности. Классификация профессий. Классификация профессий по методике Е.А.Климова

2

1

1

1гр.-1.10

2гр.-3.10

11-12.

Экскурсии на производственные объекты дочерних обществ Компании РН - "ЮНГ".

2

2

1гр.-8.10

2гр.-8.10

13-16.

Исследование выбранной профессии. Мини проект. «О профессии профессионально».

4

1

3

1гр.-15.10, 22.10

2гр.-17.10, 24.10

17-18.

Психологические особенности профессий "Человек-человек" "Человек - художественный образ"

2

1

1

1гр.-29.10

2гр.-31.10

19-20.

Психологические особенности профессий "Человек-техника", Психологические особенности профессий "Человек- знаковая система".

2

1

1

1гр.- 12.11

2гр.- 14.11

21-22.

Самооценка и уровень притязаний. Методика «Ориентация» («Я-хочу»). («Я-могу»).

2

1

1

1гр.- 19.11

2гр.-21.11

23-24.

Способности и выбор профессии. Чувства как критерий выбора.

2

1

1

1гр.- 26.11

2гр.-28.11

25-26.

Профессиональная направленность личности.

2

1

1

1гр.- 3.12

2гр.-5.12

27-28.

Профессиональные качества личности.

2

1

1

1гр.- 10.12

2гр.-12.12

29-30.

Ценностные качества профессионала.

2

1

1

1гр.- 17.12

2гр.-19.12

31-32.

Здоровье и выбор профессии

2

1

1

1гр.- 24.12

2гр.-26.12

33-34.

Стресс и профессия

2

1

1

1гр.- 14.01

2гр.-16.01

35-36.

«За пером Жар-птицы». Ошибки при выборе профессии.

2

1

1

1гр.- 21.01

2гр.-23.01

37-38.

Игра «Остров сокровищ».

2

2

1гр.- 28.01

2гр.-30.01

39-40.

Лидер. Профессиональные роли.

2

1

1

1гр.- 4.02

2гр.-6.02

41-42.

Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения.

2

1

1

1гр.-11.02

2гр.-13.02

43-44.

Карьера и карьеризм. Анкета «Твои пути свершения карьеры».

2

1

1

1гр.-18.02

2гр.-20.02

45-46.

Анкетирование «Кто- ты: действующее лицо или исполнитель?»

2

1

1

1гр.-25.02

2гр.-27.02

Планирование своей жизни и профессиональных перспектив

(14ч., теория-7ч., практикум-7ч.)

47-48.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2

1

1

1гр.-4.03

2гр.-6.03

49-50.

Социальные проблемы труда Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.

2

2

1гр.-11.03

2гр.-13.03

51-52.

Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.

2

1

1

1гр.-18.03

2гр.-20.03

53-56.

Поиск работы и трудоустройство.

4

2

2

1гр.-1.04,

8.04

2гр.-3.04,

10.04

57-58.

Игра «Аукцион».

2

2

1гр.-15.04

2гр.-17.04

59-60.

Как пройти собеседование.

2

1

1

1гр.-22.04

2гр.-24.04

«На распутье...» (10ч., теория-3ч., практикум-7ч.)

61-62

Стратегия выбора профессии

2

1

1

1гр.-29.04

2гр.-29.04

63-64.

Куда пойти учиться.

2

1

1

1гр.-6.05

2гр.-8.05

65-66.

Пути получения профессии.

2

1

1

1гр.-13.05

2гр.-15.05

67-68.

Профессиональные планы. Профориентационная игра «Жизненное планирование будущего»

2

2

1гр.-20.05

2гр.-22.05

69-70.

Через десять лет… Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

2

2

1гр.-27.05

2гр.-29.05

Содержание образовательной программы.

Оценка профессиональной предрасположенности.

Мир профессий и проблема выбора. Стратегия правильного выбора профессии. Я и выбор профессии. История вопроса. Понятия профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профориетационная анкета «Ориентация».

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. Возможности личности в профессиональной деятельности. Тренинг профессионального самоопределения. Экскурсии на производственные объекты дочерних обществ Компании РН - "ЮНГ". Раскрытие понятия «моделирование». Карта страны профессий. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов. Понятие о профессиограмме. Принципы выбора профессии. Знакомство с подходом Климова Е.А. Самый надежный способ выбора профессии. Психодрама «Выбор профессии».

Мотивы выбора профессии. Понятие «мотив». Секреты выбора профессии. Мотивы и основные условия выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии. Социальные факторы выбора профессии (внешние и внутренние).Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность.

Человек-профессия.

Профессии и специальности. Классификация профессий. Классификация профессий по методике Е.А.Климова Что такое профессия? Особенности профессионального самоопределения на современном этапе. Секреты выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Ориентация в мире профессий. Классификация профессий по предмету и характеру труда. Исследование выбранной профессии. Подготовка презентации по мини проектам «О профессии профессионально». Психологические особенности профессий "Человек-человек", "Человек - художественный образ", "Человек-техника", "Человек- знаковая система". К какому типу профессии относитесь вы "Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)"

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Мотивы и основные условия выбора профессии.
Самооценка и уровень притязаний. Психологические аспекты интереса. Методика «Ориентация» («Я-хочу»). («Я-могу»). Рассмотрение компонента формулы «хочу - могу - надо» на собственном примере ученика. Упражнение «Декларация моей самоценности», «Я в лучах солнца».

Способности и выбор профессии. Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению. Батарея интеллектуальных тестов «КР-3-85». Профессиональная направленность личности. Раскрытие понятия «Профессиональная направленность личности».ТЕСТ Д.ГОЛЛАНДА по определению типа профессиональной направленности личности. Личный профессиональный план

Профессиональные качества личности. Раскрытие понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект труда». Ценностные качества профессионала.

Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность. Здоровье и выбор профессии. Ознакомить учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий. Каких ошибок следует избежать при выборе профессии.

Стресс и профессия. Стресс, стрессовые ситуации, реагирование, снятие стресса. Обучение методам пассивной и активной мышечной релаксации. Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций.

«За пером Жар-птицы». Ошибки при выборе профессии.

Характеристика типичных ошибок при выборе профессии и как их избежать Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии. Игра «Остров сокровищ».

Лидер. Профессиональные роли. Авторитет, статус, роль, позиция лидера, стили руководства.Мои жизненные ценности.

Ценностные убеждения. Личностные конструкты, форма морали. Карьера и карьеризм. Понятие "карьера и "карьеризм"Анкета «Твои пути свершения карьеры».

Анкетирование «Кто- ты: действующее лицо или исполнитель?» Успешность в профессиональной деятельности и темперамент.

«Планирование своей жизни и профессиональных перспектив»

Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Социальные проблемы труда Разделение труда. Раскрыть понятие содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.Моя роль и безопасность на рынке труда. Законы о труде. Мои права и обязанности. Кадровое планирование.

Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица. Знакомство с сайтом управления Федеральной государственной службы занятости населения г.Нефтеюганска.

Поиск работы и трудоустройство. Источники получения информации о вакансиях. Государственная служба занятости населения, ее услуги. Составление и оформление документации. Заявление, резюме, портфолио. Составление авторезюме. Самоанализ готовности к профессиональному старту. Игра «Аукцион». Как пройти собеседование. (советы о том , как вести себя на собеседовании). Тренинг собеседования. Учащиеся играют различные роли. (кандидат, работодатель).

«На распутье...»

Стратегия выбора профессии. Вычисляем портрет подходящей профессии. . Профессиональные планы. Профориентационная игра «Жизненное планирование будущего». Куда пойти учиться. Что представляет собой система профессионального образования. Обзор учебных заведений. Условия, требования и правила приема в учебные заведения. Составление базы данных о Сузах и Вузах Тюменской области и других регионов. Через десять лет… (подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

• значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

• правила выбора профессии;

• определение профессии и профессиональной деятельности;

• понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

• понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

• значение творческого потенциала человека, карьеры; определение понятия «личный профессиональный план»;

• требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

• понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

• возможности получения образования по избранному профилю;

• перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности;

Учащиеся должны уметь:

• находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

• объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

• ставить цели и планировать действия для их достижения;

• выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

• использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

• анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

• пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Критерии и показатели усвоения материала.

Информационные

• сформированность представления о мире профессий;

• знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;

• знание основных направлений производств города, особенностей технологий;

• знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе.

Исследовательские

• участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

• участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности;

• изучение путей овладения избранными профессиями

Практические

• сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

• готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

• определение профессиональных планов и намерений учащихся;

• развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;

• участие в профпробах во время фестиваля РН-классов "Лестница к успеху";

• знание функций и задач городского центра занятости.

Диагностика в дополнительном образовании.

1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

2. презентации проектов учащихся;

3. фоторепортажи учащихся;

4. деловые игры;

5. анкетирование.

Методами выявления результатов стали:

• изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;

• анкетирование по вопросам о выявлении интереса к профориентационной работе и его мотивации, об определении личностной самооценки школьников, o чтении специальной литературы;

• результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках;

• контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.

Анкетирование является одним из основных методов выявления результатов. При отборе материалов для предлагаемого респонденту диагностического опросника следует руководствоваться следующими принципами:

• тезисы опросника, прежде всего, должны быть направлены на выявление динамики развития личности респондента;

• формулировки вопросов должны быть понятными для респондентов и требующими однозначного ответа;

• постановка вопроса должна побуждать респондента демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;

• респондент должен иметь право анонимного заполнения анкеты;

• формулировка тезисов не должна провоцировать респондента на заведомо общественно одобряемый ответ;

• опросник должен включать вопросы, играющие роль своеобразного балласта.

1. Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.

2. Наблюдение.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке.

- оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция ученика на различные воспитательные влияния);

- наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;

3. Мониторинг через тестирование.

Позволяет оценить уровень знаний.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.


1. Наглядное пособие:

Рабочие тетради, плакаты, буклеты, памятки, анкеты.

2. Техническое оснащение:

Компьютер

Литература:

1. М.А.Бендюков, И.Л.Соломин «Твой компас на рынке труда», С- Петербург. 2000г.

2. Г.В.Резапкина «Я и моя профессия», Москва. 2000г.

3. Планирование профессиональной карьеры, Самара. 2001г.

4.Н.Н.Захаров, В.Д.Симоненко «Профессиональная ориентация школьников», Москва.1989г.

5. С.Н.Чистякова, Т.И.Шалавина «Твоя профессиональная карьера», Москва. 2003г.

6. Е.Е.Смирнова «На пути к выбору профессии», С- Петербург. 2003г.

7. Н.С.Пряжников «Дополнительный материал к курсу «Планирование карьеры»», Москва 2001г.

8. «Выбор профессии», Энциклопедия «Аванта +», Москва. 2003г.

9. Е.Н.Прошицкая «Выбирайте профессию»,Москва. 1991г.

10. Г.В.Резапкина «Секреты выбора профессии»,Москва. 2002г.

11. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Палагин А.А. Азбука профориентации.- СПб., 2008. - 218 с.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение . - М.; Воронеж: Модек, 1996.

13. Психология популярных профессий / Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.

14. Основы планирования и реализации профессиональной карьеры. Рабочая тетрадь по профориентации молодежи. - СПб., 2010. - 42 с.

15. Рабочая тетрадь по профориентации.





Приложение 1.

Анкета "Ориентация" (И.Л. Соломин).

Инструкция.

В первой части ( "Я хочу") вы можете оценить по 4-х бальной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы ваших профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.

Во второй части ("Я могу") вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения ваших представлений о своих профессиональных способностях.

Напротив каждого высказывания поставьте цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:

0 - вовсе нет,

1 - пожалуй так,

2 - верно,

3 - совершенно верно.

Стимульный материал.

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

1

Обслуживать людей

0 1 2 3

Заниматься лечением

0 1 2 3

Обучать, воспитывать

0 1 2 3

Защищать права и безопасность

0 1 2 3

Управлять людьми

0 1 2 3

2

Управлять машинами

0 1 2 3

Ремонтировать оборудование

0 1 2 3

Собирать и налаживать технику

0 1 2 3

Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи

0 1 2 3

Заниматься строительством

0 1 2 3

3

Редактировать тексты и таблицы

0 1 2 3

Производить расчеты и вычисления

0 1 2 3

Обрабатывать информацию

0 1 2 3

Работать с чертежами, картами и схемами

0 1 2 3

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0 1 2 3

4

Заниматься художественным оформлением

0 1 2 3

Рисовать, фотографировать

0 1 2 3

Создавать произведения искусства

0 1 2 3

Выступать на сцене

0 1 2 3

Шить, вышивать, вязать

0 1 2 3

5

Ухаживать за животными

0 1 2 3

Заготавливать продукты

0 1 2 3

Работать на открытом воздухе

0 1 2 3

Выращивать овощи и фрукты

0 1 2 3

Иметь дело с природой

0 1 2 3

6

Работать руками

0 1 2 3

Выполнять решения

0 1 2 3

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0 1 2 3

Получать конкретный практический результат

0 1 2 3

Воплощать идеи в жизнь

0 1 2 3

7

Работать головой

0 1 2 3

Принимать решения

0 1 2 3

Создавать новые образцы

0 1 2 3

Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать

0 1 2 3

Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать

0 1 2 3

Я могу (способен, умею, обладаю навыками):

1

Знакомиться с новыми людьми

0 1 2 3

Быть чутким и доброжелательным

0 1 2 3

Выслушивать людей

0 1 2 3

Разбираться в людях

0 1 2 3

Хорошо говорить и выступать публично

0 1 2 3

2

Искать и устранять неисправности

0 1 2 3

Использовать приборы, машины, механизмы

0 1 2 3

Разбираться в технических устройствах

0 1 2 3

Ловко обращаться с инструментами

0 1 2 3

Хорошо ориентироваться в пространстве

0 1 2 3

3

Быть сосредоточенным и усидчивым

0 1 2 3

Хорошо считать в уме

0 1 2 3

Преобразовывать информацию

0 1 2 3

Оперировать знаками и символами

0 1 2 3

Искать и исправлять ошибки

0 1 2 3

4

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

0 1 2 3

Разбираться в литературе и искусстве

0 1 2 3

Петь, играть на музыкальных инструментах

0 1 2 3

Сочинять стихи, писать рассказы

0 1 2 3

Рисовать

0 1 2 3

5

Разбираться в животных или растениях

0 1 2 3

Разводить растения или животных

0 1 2 3

Бороться с болезнями, вредителями

0 1 2 3

Ориентироваться в природных явлениях

0 1 2 3

Работать на земле

0 1 2 3

6

Быстро выполнять указания

0 1 2 3

Точно следовать инструкциям

0 1 2 3

Работать по заданному алгоритму

0 1 2 3

Выполнять однообразную работу

0 1 2 3

Соблюдать правила и нормативы

0 1 2 3

7

Создавать новые инструкции и давать указания

0 1 2 3

Принимать нестандартные решения

0 1 2 3

Легко придумывать новые способы поведения

0 1 2 3

Брать на себя ответственность

0 1 2 3

Самостоятельно организовывать свою работу

Ключ, обработка результатов

Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда":

1) человек - человек;

2) человек - техника;

3) человек - знаковая система;

4) человек - художественный образ;

5) человек - природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда":

А - исполнительские;

Б - творческие.

Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.

Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).

Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.

Предмет труда

Исполнительные

профессии (А)

Творческие

профессии (Б)

Человек

(1)

Агенты

Акушерка

Бармен

Буфетчик

Гардеробщик

Горничная

Киоскер

Медсестра

Милиционер

Официант

Приемщик заказов

Продавец

Регистратор

Санитар

Социальный работник

Фельдшер

Няня

Экспедитор

Врач

Инспектор

по кадрам

Менеджер

Методист по дошкольному воспитанию

Преподаватель

Психолог

Референт

Тренер-преподаватель

Учитель

Юрисконсульт

Техника

(2)

Авиамеханик по приборам

Автоматчик

Автоспециалисты

Авиаспециалисты

Аппаратчик

Арматурщик

Асфальтобетонщик

Бурильщик

Вальцовщик

Водитель

Волочильщик

Вырубщик

Гальваник

Газоэлектросварщик

Жестянщик

Заправщик

Заточник

Каменщик

Кочегар

Кузнец

Маляр

Машинисты

Механики

Монтажники

Монтеры

Моторист

Наладчик

Намотчик

Обработчик

Операторы

Оптик

Ремонтник

Слесари

Столяр

Техник

Токарь

Формовщик

Фрезеровщик

Часовщик

Швея

Шлифовщик

Штамповщик

Инженеры

Испытатель двигателей

Контролеры

Технологи

Конструктор

Знаковая

Система

(3)

Дозировщик

Изготовитель

трафаретов и плат

Кассир

Машинистка

Наборщик

Печатник

Телефонист

Архивариус

Архивист

Бухгалтер

Геодезист

Дефектоскопист

Корректор

Математик

Рентгенолог

Сортировщик

Статистик

Специалист по маркетингу

Топограф

Товаровед

Экономист

Художественный

образ (4)

Артист

Гравер

Закройщик

Мозаичник

Модельщик

Мебельщик-обойщик

Осветитель

Парикмахер

Портной

Разрисовщик ткани

Фотограф

Архитектор

Художник

Музыкант

Хореограф

Природа (5)

Вальщик леса

Зоолаборант

Озеленитель

Проводник служебной собаки

Рабочий зеленого строительства

Физик

Химик

Геолог

Агроном

Ветеринар

Анкета «Мотивы выбора профессии»
(Р.В. Овчарова)

Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

Ответы могут быть 5 видов:
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»«очень сильно повлияло» - 5 баллов;
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»«сильно повлияло» - 4 балла;
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»«средне повлияло» - 3 балла;
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»«слабо повлияло» - 2 балла;
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»«никак не повлияло» - 1 балл.
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий вашему ответу балл.

Бланк для ответов

Утверждения

оценка

1

Требует общения с разными людьми

2

Нравится родителям

3

Предполагает высокое чувство ответственности

4

Требует переезда на новое место жительства

5

Соответствует моим способностям

6

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

7

Дает возможность приносить пользу людям

8

Способствует умственному и физическому развитию

9

Является высокооплачиваемой

10

Позволяет работать близко от дома

11

Является престижной

12

Дает возможности для роста профессионального мастерства

13

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

14

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

15

Является привлекательной

16

Близка к любимому школьному предмету

17

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

18

Избрана моими друзьями

19

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

20

Дает большие возможности проявить творчество

Обработка данных


Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

ТЕСТ "ВАШИ ПУТИ СВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ"

1. Каким способом легче всего делать деньги?

а) много работать, быть хорошо информированным, рисковать и вкладывать имеющиеся деньги в дело;

б) надеяться на "дедушкино" наследство, искать счастья в лотерее;

в) постепенно делать карьеру, пройдя все ступеньки вплоть до руководящей или же заняться политикой.

2. Какой размер прибыли может, по вашему мнению, побудить богатейших людей мира заключить сделку?

а) от полумиллиона до миллиона долларов;

б) до десяти миллионов долларов;

в) десятки миллионов долларов и выше.

3. С каким высказыванием вы согласны?

а) чем больше денег, тем больше удовольствия;

б) деньги означают власть;

в) деньги вызывают много зависти.

4. Вам известна игра "по письму", когда вы кладете в конверт небольшую сумму, ищете жертву, которая тоже платит, и в конечном итоге ваше капиталовложение возвращается к вам в многократном размере.

Какую роль при этом вы готовы сыграть?

а) не участвовать;

б) участвовать и зарабатывать при этом;

в) быть инициатором игры:

5. Придаете ли вы значение тому, чтобы о вас упомянули в разделе "Светская" в различных изданиях?

а) я был бы этому очень рад;

б) нет;

в) обо мне и так много пишут.

6. Каким образом можно выиграть на скачках?

а) рисковать высокими ставками;

б) экономить деньги, ограничиваясь лишь присутствием на скачках;

в) купить лошадь-победительницу.

7. Кто, по вашему мнению, имеет наибольший шанс быстро и надежно стать богатым?

а) режиссер, актер, писатель, художник, спортсмен-рекордсмен;

б) адвокат, врач, маклер, политик;

в) глава фирмы, издатель.

8. Как вы относитесь к бизнесу между приятелями?

а) я готов ссужать деньги своим приятелям.

Когда-нибудь и они дадут мне взаймы;

б) деньги и дружба несовместимы;

в) я готов брать взаймы у друзей, но не давать.

9. Будьте откровенны. Если бы вам удалось стать миллионером, то вы бы наслаждались этим ощущением?

а) разумеется, я бы наслаждался этим;

б) я бы демонстрировал свое наслаждение всем тем, кто не доверял мне или смотрел на меня свысока;

в) нет.

10. Куда бы вы вложили свои миллионы?

а) в недвижимость, имущество, собрание предметов искусства;

б) в акции и другие ценные бумаги;

в) я сделаю так, как решит моя жена (мой муж).

11. Если у вас уже есть пара миллионов, то будете ли вы стремиться заработать дополнительно?

а) не обязательно мелкую сумму, но от крупной не откажусь;

б) конечно;

в) нет, поскольку мне хватает.

Теперь посмотрите, сколько очков стоит каждый ваш ответ. Вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 а 6 0 6 3 0 0 0 3 0 3 3 6 0 3 3 0 6 3 3 6 3 6 6 в 3 6 0 6 3 6 6 0 6 0 0 Подсчитайте сумму очков по таблице.

Если вы набрали:

От 0 до 16 очков - это означает, что самый лучший способ для вас разбогатеть - удачно жениться или стать наследником или, наконец, выиграть в лотерею.

От 18 до 42 очков. Богатство связано для вас с трудом. Избегайте финансовых спекуляций. Делайте карьеру и тогда займете место шефа. Даже если это не принесет вам желаемых миллионов, ваша жизнь все равно будет обеспечена в материальном аспекте.

От 42 до 66 очков. У вас самые лучшие шансы стать когда-нибудь миллионером. У вас коммерческий склад ума, вы отделяете деньги и дружбу. Вы не намерены хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонны терпеливо преумножать свое богатство.

Тест Д.Голланда по определению типа личности

Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

- Реалистический тип (Р)

- Интеллектуальный тип (И)

- Социальный тип (С)

- Конвенциальный тип (К)

- Предприимчивый тип (П)

- Артистический тип (А)

Инструкция: "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".

Ключ к тесту

Реалистический тип
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.

Интеллектуальный тип:
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.

Социальный тип:
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

Конвенциальный тип:
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

Предприимчивый тип:
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

Артистический тип:
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Интерпретация

Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:
- определенными чертами характера и складом ума;
- способностями к определенным видам деятельности;
- предпочтениями определенного рода занятий;
- содержанием увлечений;
- профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

Ниже, в таблице приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.

Таблица «Типы профессиональной направленности личности»


Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Конкретные профессии

Р

Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом - передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

И

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

физик, астроном, ботаник, программист и др.

С

Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т.п.

К

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

П

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

А

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж.Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис.) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

Программа учебного курса профориентационной направленности «Строим будущее»


Например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например другие тесты, книги или консультации.

Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек - природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек - человек» и «человек - природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек - человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек - знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек - художественный образ».

Тест Д.Голланда


Фамилия, имя ____________________________________________________________ класс


а

б


а

б

1

инженер-техник

инженер-контролер

22

гидролог

ревизор

2

вязальщик

санитарный врач

23

зоолог

зоотехник

3

повар

наборщик

24

математик

архитектор

4

фотограф

зав. магазином

25

работник ИДН

счетовод

5

чертежник

дизайнер

26

учитель

милиционер

6

философ

психиатр

27

воспитатель

художник по керамике

7

ученый-химик

бухгалтер

28

экономист

заведующий отделом

8

редактор научного журнала

адвокат

29

корректор

критик

9

лингвист

переводчик художественной литературы

30

завхоз

директор

10

педиатр

статистик

31

радиоинженер

специалист по ядерной физике

11

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза

32

водопроводчик

наборщик

12

спортивный врач

фельетонист

33

агроном

председатель сельхозкооператива

13

нотариус

снабженец

34

закройщик-модельер

декоратор

14

перфоратор

карикатурист

35

археолог

эксперт

15

политический деятель

писатель

36

работник музея

консультант

16

садовник

метеоролог

37

ученый

актер

17

водитель

медсестра

38

логопед

стенографист

18

инженер-электрик

секретарь-машинистка

39

врач

дипломат

19

маляр

художник по металлу

40

главный бухгалтер

директор

20

биолог

главный врач

41

поэт

психолог

21

телеоператор

режиссер

42

архивариус

скульптор

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова

Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:

человек - природа;

человек - техника;

человек - человек;

человек - знаковая техника, знаковый образ;

человек - художественный образ.

Опросник рекомендуется использовать определения профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Начало формы

№ вопроса

Варианты ответов

«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

1

Ухаживать за животными

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2

Помогать больным людям, лечить их

Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

3

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

Следить за состоянием, развитием растений

4

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных)

7

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8

Сообщать, разъяснять людям, нужные им сведения

Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10

Лечить животных

Выполнять вычисления, расчеты

11

Выводить новые сорта растений

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)

12

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, уточнять, разъяснять, поощрять, наказывать

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, приводить в порядок)

13

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

Наблюдать, изучать жизнь микробов

14

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15

Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16

Делать лабораторные анализы в больнице

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18

Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п.

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19

Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)


Конец формы


© 2010-2022