Выступление на педагогическом совете

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете МБОУ гимназии «Интеллект»

«Особенности организации внеурочной деятельности в основной школе

в условиях внедрения ФГОС»

Шонина Л.Н. - заместитель директора пол вр


Добрый день, уважаемые коллеги!

Вопрос о проявлении высоких нравственных и патриотических качеств у граждан нашего общества рассматривается на каждом этапе развития России, но, пожалуй, с 80-х годов 20 века и до настоящего времени он не был приоритетен в государственной политике нашей страны.

Однако последнее десятилетие при постановке важнейших государственных и экономических задач, решение которых жизненно необходимо для полноценного развития России, общество нередко сталкивается с трудностями, причина которых заключается в непонимании рядовыми гражданами России государственных проблем и неприятии способов их разрешения, предлагаемых государственными органами.

Об этом свидетельствуют также результаты социологических исследований. Так, по данным Института социологии РАН:

- часто отождествляют себя с россиянами - 35% респондентов;

- иногда - 50%

- имеют отрицательную гражданскую идентичность - 15 %

- каждый шестой из числа опрошенных относится к своей стране негативно.

Становится совершенно очевидным, что решать важные государственные задачи можно при условии консолидации всех граждан вокруг национальной идеи. А это станет возможным, если каждый гражданин нашей страны будет обладать необходимыми нравственными качествами.

Поэтому закономерно, что вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность.

Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС 2-ого поколения.

В своем выступлении я не ставлю для себя задачей дать исчерпывающий ответ по проблеме организации внеурочной деятельности в основной школе, но попытаюсь представить наше видение, алгоритм построения данной работы.

Исходя из требований Стандарта внеурочная деятельность должна:

  • во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;

  • во-вторых, способствовать их воспитанию;

  • в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;

  • в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе, мы используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.

Какие же на сегодняшний день у нас в школе имеются условия для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО?

(кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Кадровое обеспечение:
В реализацию ООП ООО будут вовлечены:
- 4 сотрудника административно- управленческого состава;
- 13 учителей-предметников;

- 6 специалистов дополнительного образования;
- 2 классных руководителя;
- педагог-психолог;
- куратор по работе с детьми «группы риска»;
- педагог-организатор;

- библиотекарь;

- логопед;
-вспомогательный персонал



79% педагогических работников имеют высшую или первую квалификационную категорию, что указывает на высокий уровень профессионализма педагогов.

Если говорить о курсовой и межкурсовой подготовке, то следует отметить, что непрерывность профессионального развития педагогических работников школы обеспечивается не только освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет - 100% педагогических работников, но и участием в работе творческих групп по освоению новых технологий - это 71% , открытые уроки, мастер-классы -63%, участие в семинарах, работе РМО, МО- 95%, участие в конкурсах педагогического мастерства-25%, организация проектной, исследовательской, творческой деятельности-58%. Все это способствует повышению квалификации учителя.
Если анализировать владение педагогами информационными технологиями, следует отметить, что все учителя владеют различными информационными технологиями, навыками работы с образовательными порталами сети Интернет и офисными технологиями.

Методическое сопровождение:

направлено на освоение содержания ФГОС через различные виды деятельности педагогов. У нас прошли тематические педсоветы по введению ФГОС ООО, организована работа творческих групп по освоению новых педагогических технологий, проведены семинары-практикумы, мастер-классы, открытые уроки.

2010-2011 учебный год: работа с педагогами по разъяснению сущности ФГОС и изменениям, которые предполагается осуществить с введением ФГОС. Педсовет: «Перспективные подходы к оцениванию результатов образования»

2011-2012 учебный год: работа над единой методической темой «Системно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса как средство формирования ключевых и предметных компетенций». Педсовет « Взаимодействие семьи и школы с целью решения проблемы формирования УУД»

2012-2013 учебный год: Методическая тема «Формирование творческого потенциала ученика и учителя в условиях введения ФГОС НОО и ООО». Главная задача - включение педагогов в процесс управления образовательным учреждениям в новых условиях инновационной деятельности: 1) передача инициативы и полномочий при проведении школьных семинаров - педагогам из МО или работающим в одной параллели; 2) создание коллективных проектов педагогами ( Проект «Мир наших интересов» и другие); 3) позиция тьюторов (сопровождение более опытными педагогами учителей-коллег, кому необходима помощь или грамотная консультация при участии в конкурсе, в рамках аттестации, проведении открытого занятия и т.д.)

Педсовет «Проблемы в работе педагогического коллектива с одарёнными учащимися и использование системно-деятельностного подхода к выявлению и поддержке талантливых детей».

«Апробация и внедрение новых педагогических технологий по проектированию развивающей образовательной среды» - над этой проблемой работают педагоги 4-х классов и среднего звена в 2012-2013 учебном году на базе муниципальной опорной методической площадки, открытой в нашей школы.


Нормативно-правовое обеспечение: ( Имеются: «Положение о занятиях по интересам», договора о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования. Подготовлены ПРОЕКТЫ: «Положение о внеурочной деятельности», «Программа внеурочной деятельности ФГОС ООО»; программы курсов; рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности)

Материально-техническое и информационное обеспечение:

В школе во всех кабинетах компьютеры, в 36 кабинетах, в актовом зале и информационно-образовательном центре мультимедийные проекторы, в 22 кабинетах - интерактивные доски, в том числе в 20 кабинетах -АРМы; один мобильный компьютерный класс. Выход в Интернет во всех учебных кабинетах, медиатеке, информационно-образовательном центре, методическом кабинете. Создана локальная сеть.

Действует школьный сайт, где размещена информация о введении ФГОС ООО. Родители и общественность информированы также о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты через СМИ (размещена заметка в газете «Новая жизнь» под названием «Пятиклассники начнут учиться по-новому»)

Остановлюсь на том, что из опыта организации внеурочной деятельности в нашей школе мы можем смело использовать при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО?

1) система спецкурсов и занятий по интересам для 5-9 классов (выложить программы или перечень программ);

2) традиционные формы внеурочных мероприятий: научно-практическая конференция «Самостоятельная и коллективная исследовательская деятельность учащихся», краеведческая конференция, акция «Сделай мир добрее», игра «Зарница», смотр «Талантлив каждый», реализация проектов в рамках акции «Я гражданин России», общеученическая конференция по самоуправлению «Время итогов - время начал», малые научные общества учащихся: социологическое, информационное, экологическое; волонтёрское движение и т.д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога;

3) опыт социального партнёрства (сотрудничество с ПЛ №25 и №7, ЦДТ, картинной галерей по организации предпрофильной подготовки)

4) система воспитательной работы: классными руководителями разработаны и реализуются программы воспитательной деятельности в классе (Тихоновой М.А.- «Новое поколение», Шошиной М.А. - «Компас»; Лукичёва О.Н. - «Вместе» - данная программа напечатана в журнале «Классный руководитель», №1, 2012г., Шептухиной Н.П. - «Россияне»; Куклин Е.С. -«Родники»).

5) опыт проектной и исследовательской деятельности;

6) система физкультурно-оздоровительной работы (пятый год работает школа по проекту «Межведомственная система медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья детей в образовательных учреждениях с использованием автоматизированных технологий»; хотя учителя физкультуры у нас женщины - под их руководством стабильно работают спортивные секции: по баскетболу, мини-футболу, фитнессу, в течение ряда лет школьная команда занимает призовые места в соревнованиях на уровне районе, области; по мини-футболу участвовали в этом году во всероссийских соревнованиях; четыре года как восстановлена материальная база для занятий на лыжах);

В настоящее время наша школа, являясь участником по внедрению стандартов второго поколения, предприняла определенные шаги по организации внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями.

В стандарте предложена новая структура базисного учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. Выделение внеурочной деятельности как отдельного компонента обозначает проблему интеграции общего и дополнительного образования.

Таким образом, нам надо построить такую модель своей деятельности, в которой общее и дополнительное образование выступают равноправными, взаимодополняющими компонентами, обеспечивая единое образовательное пространство, ориентированное на развитие личности каждого учащегося.

При организации внеурочной деятельности мы учли структуру нашего образовательного учреждения, запросы и потребности учащихся и родителей.

На родительском собрании в феврале проведено анкетирование родителей по выявлению 1) интересов и способностей детей 4-х классов, 2) какие учреждения дополнительного образования посещают четвероклассники (слайд)

В компетенции школы находится определение части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, в том числе внеурочная деятельность. Мы остановились на первом варианте учебного плана из примерной основной образовательной программы, в котором на часть, формируемую школой, отводится 3,5 часа. Предполагаем их использовать на занятия учащихся по информатике и ОБЖ, занятия, проводимые педагогом-психологом.

Приняли во внимание следующие требования стандарта к организации внеурочной деятельности:

1) часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;

2) аудиторных занятий не должно быть более 50%;

3) все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС НОО наполнили ее новым содержанием.

При организации внеурочной деятельности учащихся 1-2 классов мы используем возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. Школа развивает партнёрские и творческие контакты с такими учреждениями, как: Центр детского творчества, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), картинная галерея, Центральная библиотека, музыкальная и художественные школы, Детская спортивная юношеская школа. Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме - ближайшей среде жизнедеятельности ребёнка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. На данный момент мы постарались выстроить модель организации внеурочной деятельности, основанной на внутренней интеграции основного и дополнительного образования в условиях школы. В начальной школе отдельные занятия («Бисероплетение», «Вязание», «Хореография») ведут педагоги дополнительного образования, другие ( «Музыка и движение», «Умники и умницы», «Выпиливание», «Бумажная пластика», «Основы этикета» и др.) педагоги нашей школы, курс «Родной край» - педагог Воскресной школы. На отдельные занятия учащиеся ходят в близко расположенные учреждения: ФОК, картинную галерею. Этот опыт применим и для использования в основной школе.

Нами определена модель организации внеурочной деятельности обучающихся (см. схему).

К сожалению, есть риск того, что в средней школе у подростков интерес к внеурочной деятельности постепенно может снижаться, т.к. неформальное общение со сверстниками занимает всё свободное время. Как же привлечь внимание учащихся среднего звена к совместной деятельности после школы?

Одним из вариантов решения данной проблемы является участие школьников в научно-практических конференциях или проектах, но темой исследования должно стать что-то необычное, не связанное со школьными предметами. Так, например, в нашей школе созданы ( краеведческие проекты С.В. Воробьёва - «Из истории храма села Никольского-Горицких», «Памятные места нашего края. Связанные с семьёй и творчеством Ф.М. Достоевского», «Воскресшая память» (могила участника войны 1812г.); «Дворец культуры - колыбель культуры» (история Центрального Дворца культуры г. Фурманова). Исследовательские работы: Кудрявцевой Н.В.: «Определение загрязнений воздуха в окрестностях школы по снежному покрову», «Обнаружение хлорид - ионов в воде разных источников», «Исследование химического состава школьных мелков»; Куклиной Е.С. - «Влияние музыки на организм человека и природу», «Измерение и оценка показателей здоровья девушек и юношей в возрасте 14-15 лет»; Бобыщева Н.П. - «Изменение культурного потенциала рекреационных зон. Летний сад», «Изменение культурного потенциала рекреационных зон. Народный дом»)

Проводимые общешкольные дела включены в готовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребёнку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.

Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфолио.


Для диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников мы преполагаем использовать уже опробованные нашими педагогами методики:

1) Личность воспитанника (методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Личностный рост»);

2) Детский коллектив (методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?», социометрия»);

3) Профессиональная позиция педагога (Д.В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя»)

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности:

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.

Третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.


© 2010-2022