Тезисы Влияние социокультурной ситуации на процесс воспитания молодежи в учреждениях культуры

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

194



Библиографическое описание тезисов: Фокина Н.Н. Влияние социокультурной ситуации в процессе воспитания молодежи в учреждениях культуры // Стратегия экономического, политического, социокультурного развития регионов в условиях глобализации. Международная научно-практическая конференция. Березники, 2012. С. 192-194.

Н. Н. Фокина

Влияние социокультурной ситуации на процесс воспитания молодежи в учреждениях культуры


В настоящее время российская социокультурная ситуация может быть представлена как синтез различных свойств жизнедеятельности молодежи, характеризующихся модификацией экономического пространства, распадом старой и становлением новой социальной структуры, социокультурной дифференциацией и другими коллизиями нестабильного общества1.

Процесс изменения хозяйственных укладов и моделей экономического поведения приводит к все большему усложнению социальной структуры молодежи. Существенно изменилась не только социальная, но и культурная среда молодежной жизнедеятельности, поскольку перед молодежью реально возникает множество сосуществующих друг с другом культурно-ценностных миров.

Сложным и болезненным оказался поиск оптимальной методологии реформирования образовательной системы с ее устойчивым укладом содержания, форм и методов обучения и воспитания, традициями, деятельностью управленческих структур и др2.

Вопросы обновления коснулись и социальных преобразований нашего общества, которые отразились и на характеристике современного социального типа личности молодежи, который стал довольно размыт, что в свою очередь способствует расширению области незрелой идентичности, увеличению возможности ее негативной, отрицательной стороны.

Если социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни, вследствие снижения социальных гарантий на получение молодежью образования и профессии, на трудоустройство, падения уровня жизни, то, как результат - неадекватная либо ускоренная, либо запаздывающая социализация3.

Освоение знаний и социально значимых элементов окружения в процессе социализации молодежи происходит, прежде всего, посредством их взаимодействия. Именно посредством общения изучаются и постигаются социально-значимые представления, ценности, идеи, распространенные в определенной группе молодежи или в обществе в целом. Поэтому общение, коммуникация становятся важнейшим механизмом преодоления обострившихся проблем и противоречий.

Более конкретно речь идет о создании реальных условий для проявления свободной творческой дееспособности молодежи в выборе содержания и формы культурно-досуговой деятельности, в усилении собственных ценностных представлений в деле жизненного и профессионального самоопределения в условиях рынка труда и услуг.

На общем фоне социальных перемен становится более очевидным и особо значимым с позиций общей логики причинно-следственных связей социального развития рассмотрение преобразований в культурной сфере деятельности учреждений культуры, наметившихся позитивных тенденций обновления духовно-нравственного потенциала для молодежи. Это предполагает возвышение государственного общенационального статуса фундаментальных научных исследований и комплексных прикладных программно-ориентированных разработок в данной области4.

Воспитательные системы нового типа действуют как в образовательных институализированных структурах, так и в открытом, определенным образом структурированном воспитательном пространстве социума как учреждения культуры.

«Воспитание многообразно, многовариативно, многомодельно, - утверждает профессор В.В.Сериков. - И именно поэтому его концепция должна дать сущностно-инвариантную характеристику ситуации, показать ее отличие от всех прочих и способы реализации в конкретных вариантах воспитательной работы»5.

Именно системность и целостность воспитательного процесса предопределяют возможность выбора содержательно многообразных и поливариативных программ, раскрывающих в обновленном ракурсе видения социально-педагогическое пространство для проявления различных деятельностных инициатив молодежи, использования оптимальных средств и форм воздействия на формирование и самореализацию их гражданственности, всестороннее интеллектуальное и ценностное развитие на основе гуманистических принципов.

На наш взгляд, сфера досуга предоставляет наибольшую возможность для того, чтобы молодой человек разобрался в себе, нашел потерянный потенциал влияния на людей и усвоил методику использования своих ресурсов. Свободное, безоценочное досуговое общение предоставляет наилучшую возможность для самораскрытия, нахождения понимания, поддержки и советов со стороны более компетентных партнеров, а значит и для накопления необходимого социокультурного опыта в процессе формирования ценностных предпочтений.

В процессе досугового взаимодействия происходит овладение культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит молодежь.

Однако неоднозначная, противоречивая социокультурная ситуация приводит к значительному усложнению описанных выше процессов. Как справедливо отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников6: «Для современной социокультурной ситуации общества по-прежнему характерны недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур, кризис социально-нравственных идеалов, культуры в целом, глубокое отставание всей социально-культурной сферы вследствие многолетней изоляции страны от широких контактов со многими цивилизованными странами, от своих, о «исторических корней».

Программы деятельности учреждений культуры последних лет, хотя и декларируют обновленный ракурс их методологического обеспечения, все же фактически не ушли от сложившихся за многие годы казенно- формалистических положений методологии исследований и сущностной значимости понятийно-категориального аппарата. Что, естественно, размывает концептуальный контекст и предметно-содержательные характеристики продуктивных результатов исследования процессов формирования ценностных предпочтений молодежи.

Социокультурная ситуация - это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает молодежь и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности7. Она включает в себя:

  • социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

  • соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

Социально-культурная среда, характеризуя сущностные связи молодежи с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

Итак, социокультурная ситуация - это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной ситуации - среда и сферы жизнедеятельности - являются одновременно областями проектной деятельности.

Каждое социокультурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены потенциалами (по каждому полю среды) и инфраструктурой, т.е. учреждениями, выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих образа жизни.

В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики и социокультурного проектирования.

Социально-культурная среда жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона) является ключевой в технологии социокультурного проектировании в силу того, что она поддается изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности молодого человека, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями ее самореализации8.

Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения молодежи со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений культуры или создавая новые, социальная среда в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни молодежи, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности. В этом и заключается основной смысл и целевая установка технологии социокультурного проектирования.

На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства.

С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д9.

С другой, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией.

Таким образом, основное назначение учреждений культуры в современной социокультурной ситуации - создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения молодежи, что требует значительных организационно-педагогических усилий специалистов культурно-досуговой деятельности.

1 Анализ, прогноз, технологии в современной политике: Учебное пособие / Под общ. Ред. В.С. Комаровского. М., 2001. С. 117.

2 Аргунова Л.Г. Управленческий ресурс в социально-экономическом развитии местных сообществ: социологический анализ. Автореф. дис… к. соц. н. М., 2004. С. 8.

3 Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие / Э.А. Баллер; отв. Ред. Н.С. Злобин; АН СССР. М.: Наука, 1987. С. 87.

4 Бестужева-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технология прогнозных разработок социальных процессов. М., 1992. - 96 с.

5 Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1999. С. 25.

6 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 1995. С. 80.

7 Город и культура: Сб. научных трудов. СПб., 1993. С. 263.

8 Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988. С. 55.

9 Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991 - №2. - С. 21-27.


© 2010-2022