Цикл занятий Культура поведения

Раздел Воспитательная работа
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Занятие 1.

Тема: Да здравствует вежливость!

Цели: - повторить правила поведения на улице, в общественных местах, в школе; формировать у детей понятие «вежливые слова» и пополнить их словарный запас;

  • подвести детей к мысли о том, что недостаточно внешней культуры, нужна еще и внутренняя, которая не позволяет человеку быть грубым и черствым;

  • воспитывать уважение к другим людям и их труду.

Подготовительная работа: несколько учеников готовят выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака.

Ход занятия.

I. Введение в тему.

Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, о том, какие слова вы говорите друг другу при встрече, расставании, игре и совместных делах, когда бываете в гостях.

В вежливости проявляется ваше отношение к другим людям. Вежливый и воспитанный человек не причинит другим неприятностей, не обидит.

II. Чтение стихотворения учителем

Друзья, вот вам на всякий случай

Стишки о школьнике одном,

Его зовут... А, впрочем, мы лучше

Здесь его не назовем!

«Спасибо, здравствуйте, простите»,

- Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае: «Здорово!»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «До свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощание:

«Ну, я пошел, пока, всего!»

Не скажет он друзьям по школе:

«Алеша, Толя, Петя, Ваня...»

Своих друзей зовет он только:

«Алешка, Петька, Ванька, Толька».

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Я честно вас предупреждаю,

Что имени его не знаю.

Но, может быть, он вам знаком?

Иль вы встречались с ним где-либо?

Тогда скажите мне о нем,

А я скажу вам всем: «Спасибо!»

III. Беседа по содержанию стихотворения

- Как вы понимаете, что значит быть вежливым человеком?

Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Ведь в слове заключена великая сила.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были разумными, ясными, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться. Надо всегда стараться быть нужными и полезными людям. Наверное, вы все согласитесь со словами стихотворения «Попробуй волшебником стать».

Быть добрым волшебником только попробуй

Тут хитрости вовсе не надо особой.

Понять и исполнить желанье другого

- Одно удовольствие, честное слово!

«Вежливые слова», сказанные грубым голосом или развязным тоном,

перестают быть вежливыми.

- А какие «волшебные слова» вы знаете?

Первые слова, которыми человек начинает свой день - это слова ДОБРОЕ УТРО! Произнося эти слова, мы желаем своим домашним, близким, знакомым доброго здоровья, приятного настроения.

Послушайте, что об этом сказано в стихотворении В. Коркиной «Я и солнышко».

Солнышко ясное встало:

  • Доброе утро! - сказало.

  • Доброе утро! - кричу я прохожим,

  • Веселым прохожим.

  • На утро похожим.

  • Но если проснешься,

А дождик в окно стучит да стучит,

И без солнца темно...

  • Доброе утро! - друзьям все равно...

  • Придумано мудро: «Доброе утро!»


  • Есть еще одно слово, которое мы говорим при встрече. Какое это слово?

  • (Слово «здравствуйте».)

  • Все вежливые слова хороши только тогда, когда человек действительно желает добра. Послушайте, как о вежливости пишет великий детский поэт С.Я. Маршак. В его стихотворениях очень много интересного и поучительного для вас, дети. Я советую вам прочитать его стихи в одной из книг серии «Самовар». Они вас научат многому тому, что вам пригодится при общении с другими людьми.

IV. Чтение стихотворения С.Я. Маршака учениками

1. Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место, без сомнения,

Уступите старухе

2.Ежели вы вежливы

В душе, а не для вида,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

3. И ежели вы вежливы,

То сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки

4. И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме.

И помощь ей предложите

Без просьбы - просто сами.

5.И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой,

Вы их не перебьете

6.И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

7.Знал одного ребенка я,

Гулял он с важной няней.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

8.Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик:

«Спасибо», - говорил

Учитель:

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите

V. Чтение стихотворения «Невежливая вежливость» учителем

- А теперь, ребята. Послушайте стихотворение Агнии Барто

«Невежливая вежливость» и подумайте, почему оно так называется.

Обещал отцу Петрусь:

-Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье:

Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Еле-еле задремал.

А Петрусь как заорет:

-С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

-Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дернет за косынку.

-Ты куда, Иринка, стой!

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку...

Как невежлива девчонка!

Нес парнишка гору книг,

А Петрусь с ограды - прыг!

Чуть не сел ему на плечи.

-Извините! Добрый вечер!

-Ты, - парнишка, - закричал,

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

VI. Беседа по содержанию стихотворения

-А что бы вы посоветовали Петрусю?

-Почему его посчитали невежливым мальчиком?

-Чтобы разобраться, насколько хорошо вы поняли, что такое добрые и вежливые слова, решите проблемные задачи.

Вставьте нужное слово

  1. Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и смотрел в окно, в автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: «Садитесь...!» Женщина вежливо поблагодарила мальчика, сказав ему: «...» Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «...» (Пожалуйста, спасибо, извините.)


  1. Таня сидела в маршрутке, она все время вертелась, болтала ногами, ее соседка отодвинулась, она боялась, что Таня испачкает ногами ей пальто.

  • Девочка, сиди спокойно, пожалуйста, так вести себя нельзя, - сказала старушка, которая сидела напротив.

  • А что я сделала? - спросила Таня. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

  • Можно ли назвать Таню воспитанной девочкой, не смотря на то, что использовала в своей речи вежливые слова?


  1. Умеют ли они здороваться?

Петя и Юра спешили в буфет. Навстречу им шла Анна Сергеевна с другой учительницей. Мальчики пробежали мимо них и крикнули: «Здравствуйте, Анна Сергеевна!»

Что им ответила учительница, они не услышали. А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Анна Сергеевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться, и почему-то посмотрела в сторону Юры и Пети.

  • Как вы думаете: почему?


  1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сей час часов?»

  • При этом он допустил три ошибки. Какие?

5.0дна девочка жаловалась возмущенно маме: «У нас во дворе очень невежливый мальчик. Он зовет меня Валькой».

Мама спросила: «А ты как его называешь?»

«А я его вообще никак не называю. Я его окликаю: "Эй, ты!"»

  • Права ли Галя, что жалуется маме?

VII. Подведение итогов

  • Нужно ли человеку быть вежливым?

  • В чем проявляется истинная вежливость?

Занятие 2

Занятие-игра по теме "Путешествие в город Вежливости"

Цели:

  1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

  2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

  3. Развивать речь.

  4. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями для работы в парах.

Литературный ряд:

стихи С. Я. Маршака "Ежели вы вежливы", И. Никульская "Невежливая вежливость", О. Дриз "Добрые слова"

Ход занятия

Презентация

Введение в тему

Слайд 2

Река «Вежливость»

Воспитатель.

Много интересного ждет вас сегодня на занятии. Сегодня мы отправимся в волшебный город "Вежливости".

Как вы думаете, кто живёт в этом городе?

Мы поплывем туда на теплоходе, но чтобы попасть на теплоход мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети называют вежливые слова и садятся.

(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

Слайд 3

Аудиозапись стихотворение "Ежели вы вежливы" С. Я. Маршак

Воспитатель.

Что такое вежливость?

Вывод: Вежливость - умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Прослушайте стихотворение "Ежели вы вежливы" С. Я. Маршак.

Подумайте и скажите по окончанию, как должен поступать вежливый ребёнок.

Слайд 4"Аллея приветствий".

Воспитатель.

Что такое здравствуй? - лучшее из слов
Потому что здравствуй - значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь - повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй - говорить пора.

Слайд 5 «Дворец извинений»

Мы продолжаем наше путешествие к "Дворцу извинений" Стих. Юсупова "Простите!"

Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.

И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…

Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
"Простите" сказал.

Воспитатель. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

Слайд 6 «Мудрые мысли»

«Воспитатель : Доброта - это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро - забудь, а если получил от других, то помни.

Стих "Добрые слова" О. Дриз

(читает ученик).

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! -кричу я вслед
Всем идущим на обед!
"Добрый вечер!" - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Стихотворение А. Антонова

«Вежлив Витя или нет»

Малыша обидел Витя,

Но перед школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю»

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

Ввоспитатель.

Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?

Игра «Вежливо-невежливо»

Правила. Если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке - сидите тихо, не хлопаете.

Воспитатель.

  1. Поздороваться при встрече

  2. Толкнуть и не извиниться

  3. Свистеть. кричать, шуметь в школе.

  4. Уступить место старшим.

  5. Не вставать на обращение учителя.

  6. Помочь подняться по лестнице.

  7. Попрощаться уходя.

Слайд 7

«Поляна комплиментов»

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить…»

Воспитатель. Что такое комплимент?

Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.

Задание 1: каждый о себе должен сказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь, потому что я…. (в красивом платье, добрая,)

Задание 2: Взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорит о нем теплые слова………. . (лучший математик, выразительно читает стихи, самая голубоглазая и т. д)

Слайд 8

«Поэтическая беседка»

Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)

Когда нас старшие бранят за шалости
Мы говорим …………(простите нас пожалуйста)

И во Франции и в Дании всем прощаясь говорят…………(до свидания)

Слайд 9 Составим правила добрых поступков.

  1. Здоровайся при встрече.

  2. Не груби, даже если сердит.

  3. Проявляй доброжелательность.

  4. Будь вежлив и воспитан.

  5. Не погибни во мне доброта!

Задание. Разбить вежливые слова на группы.

Здравствуйте, Доброе утро

Добрый день, Добрый вечер

Привет, Рад Вас видеть

До свидания, Прощай

До скорой встречи, Заходите ещё,

Извините, Простите, Будьте добры

Будьте любезны, Благодарю, Спасибо

Итог занятия.

Слайд 10

Звучит песня «Вежливые слова»

Занятие 3.

Тема. «Прощай учебный год! Здравствуй лето»

Цели.

  1. Повышать учебную мотивацию.

  2. Способствовать объединению класса, созданию традиций класса.

  3. Содействие в реализации личностных возможностей детей.

  4. Коррекция высших психических функций (внимания, памяти, образного мышления).

Ход занятия

Организационный момент.

1. Игра - приветствие.

Ведущий. Прежде начать наш праздник я вас спросить, как мы можем приветствовать друг друга? Но не только мы друг друга можем приветствовать, но и вся природа посылает нам привет, особенно летом, когда наступили каникулы. И сейчас мы с вами поиграем: я буду говорить, а вы мне отвечайте словом - «Привет»

Ведущий: Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему...

Зрители: Привет!

Ведущий: С улыбкой солнце дарит свет, нам, посылая свой... Зрители: Привет!

Ведущий: При встрече через много лет вы крикнете друзьям... Зрители: Привет!

Ведущий: И улыбнутся вам в ответ от слова доброго... Зрители: Привет!

2. Ведущий. В школе вас учат не только здороваться друг с другом, со взрослыми, но и
другим вежливым словам. Оказывается, вежливые люди имеют больше друзей, потому
что они делятся своей добротой с окружающими, с такими людьми весело и интересно, у
них всё всегда получается. Об этом никогда не надо забывать.

В нашем классе чудеса, бывает, происходят,

Дети нужные слова часто не находят.

В любое время года, в жару или ненастье.

Забывает кое-кто простое слово... (здрасте).

С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,

Убежал, не вспомнил он слово... (извините).

Подарили вам портфель и еще что-либо,

Надо что-то бы сказать, кажется... (спасибо).

Эти важные слова надо помнить, дети,

Интереснее тогда будет жить на свете.

Три волшебных слова чаще говорите,

И получится у вас, все что захотите!

Спасибо, здрасте, извините - к общенью дверь,

В нее входите!

3.Шуточные частушки.

Ведущий. В нашем классе 11 детей и все мы все очень разные, у каждого есть достоинства - за которые надо уважать друг друга и недостатки, которые надо прощать друг другу. А вообще каждый человек должен стараться быть лучше. Мы разные, а потому нам интересно учиться вместе, в одном классе. Сейчас прозвучат шуточные частушки.

Все.

Четверть последняя прошла,

Рады мы по ушки.

И теперь вот здесь поем

Школьные частушки.

Ученик

Хоть оценки и не очень,

Но Никитка знаменит,

Потому что, между прочим,

Громче всех у нас кричит.

Ученик

Любит Митя поиграть

Быстро бегать и кричать.

Из него веселье прет,

Всем покоя не дает.

Ученица

Чемпионом прозвана,

Юлечка кидает в цель

Желтый неопознанный

Летающий портфель.

Ученик

Вера с Галей в коридоре,

закружились, как юла,

Вера шлепнулась на Галю

В школе рухнула стена.

Ученица

Буквы в Мишиной тетради

Не стоят как на параде:

Мише хвостиками машут.

Настя мучила расческу -

Ученик

Настя мучила расчёску

В классе делала прическу.

Мучила-то, мучила,

Да получилось чучело.

Ученица

Сыпал скверные слова

Юра то и дело,

А теперь хрипит едва-

Горло заболело.

Ученик

На уроке как-то раз

Изучали карту,

Ну а Дмитрий как всегда

Ползает под партой.

Ученик

Раз спросили Пашу:

«Чем ты занят в классе?»

Он задумался слегка

И ответил: «Жду звонка».

Ученица

Антон вертится в столовой,

Пробивается вперед.

Пожалейте его, дети,

Дайте срочно бутерброд.

Ученик

Как у нашего Максима

Аппетита вечно нет.

Купить он просит маму:

«Пепси», чипсы и конфет!

Ученик

Валера ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Ученик

Все. Мы частушек много знаем,

Знаем целый миллион.

Приходите нас послушать,

В нашем классе вам споем


  1. Сценка «Как медведь трубку курил»

Ведущий. Вот и закончился учебный год, впереди прекрасная пора - летние каникулы. Весь год вас учили только хорошему. Но часто так бывает, что дети учатся плохому, не понимая, какой вред они приносят себе и своим близким.

  1. Вручение грамот.

Ведущий. Если вспомнить учебный год, то мы поймём, что было много разного и интересного. Мы стали на целый год старше, и умнее, многому научились. А кто очень старался у того и результаты хорошие.

8.Слово предоставляется учителю.

9.Стихотворение «Здравствуй, лето, - звонкая пора»

Ведущий. Лето - самая радостная и весёлая пора. Летом везде слышны детские голоса.

Поэтому лето называют звонким.

Читают ученики.

1.Вот и опустела наша школа,

Коридоры гулкие молчат.

Не зовёт нас в класс звонок весёлый,

Но зато, как звонок смех ребят!

2.Нынче утро лета - в самом деле!

Солнце светом напоило высь!

Мы сегодня повзрослели,

На ступеньку выше поднялись.

5.Мы вернёмся в класс теперь не скоро.

Ждут нас игры, песни у костра,

Ждут походы.... До свиданья школа!

Здравствуй лето - звонкая пора!

10. Заключение. Коллективная песня


© 2010-2022