Разработка системы патриотического воспитания

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 155»

г. Белгород-22





Методическая разработка

«Патриотическое воспитание младших школьников в условиях ФГОС».





Разработка системы патриотического воспитания

Из опыта работы завуча по ВР

ФГКОУ «СОШ № 155»

г. Белгорода-22

Корнеевой Ольги Николаевн



СОДЕРЖАНИЕ

I.Пояснительная записка………………………………………………3-5

II.Введение…………………………………………………………………….6-8

III.Основная часть……………………………………………………………8- 21

IV.Заключение…………………………………………………………………21 -22

V.Список литературы………………………………………………………22








  1. Пояснительнаязаписка


Историческое значение каждого русского человека измеряется
его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство -
силой его патриотизма.

(Н.Г. Чернышевский)

Воспитание патриотизма начинается с первых лет жизни в семье, в дошкольном учреждении, в школе.

Начальной школе отводится важная роль в патриотическом воспитании детей и на уроках и во внеурочное время.

Любовь к Родине включает любовь к родному краю, семье, природе ко всему великому и прекрасному, чем живет наш народ.

Разработка системы патриотического воспитания

В воспитании патриотизма нет ничего несущественного. Представление о своей Родине неотделимо от дорогого сердцу облика той местности, где он рос, где живет. Мы не воспитаем у ребенка любви к Родине, не пробудив любви к деревьям, цветам, к отчему дому. Умеет ли наш сын или дочь принимать близко к сердцу радости и тревоги, которые не имеют отношения к его личной жизни или же все его внимание сосредоточено на выполнении собственных желаний и прихотей.

У каждого человека до конца дней сохраняется любовь к тому краю, откуда берет начало его жизнь. Писатель В.Г. Распутин говорил: "Малая" родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее".

Мы знакомим ребят с военным гарнизоном и окрестностями, людьми, которые живут и работают здесь. Гордость за свой городок, его жителей, свою школу - одно из важнейших слагаемых великого чувства гражданственности.

Школьники участвуют в жизни своего городка: выступают с концертами, помогают в уборке улиц, школьного двора, готовятся вместе со взрослыми к праздникам городка, всенародным праздникам, встречаются с людьми разных профессий, посещают отделы и организации, где трудятся их родители.

Дети знакомятся с героической историей страны. Это особенно важно в процессе становления юного гражданина. Узнавая о подвигах старших поколений, он понимает, что Родина в жизни человека - самое великое, самое святое, ради ее процветания многие поколения трудились, не покладая рук, а в лихую годину отдавали за нее жизнь. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне служит нравственным компасом, образцом для воспитания подрастающего поколения.

Разработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитания

Цель патриотического воспитания:

  • воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине;

  • сознание школьниками нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;

  • создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей по становлению и личностному развитию обучающихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за будущее России;

  • Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции

В качестве основных задач выступают:

  • Активизация инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе;

  • Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

  • Воспитывать у школьников позицию «Я - гражданин России»;

  • Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;

  • Изучать историю родного края;

  • Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;

  • Повышение степени участия родителей в совместной деятельности с педагогическим коллективом по формированию гражданской позиции школьника;

Принципы



  • - научность;

  • - связь с современностью;

  • - личностно ориентированный подход;

  • - систематичность и последовательность;

  • - доступность;

  • - наглядность;

  • - практическая направленность.















II. Введение.

Изменение Российского общества в 90-е годы привело к иным направлениям общественного развития. Это изменение вызвало расслоение общества и снижение жизненного уровня, произвело ценностную переориентацию у молодёжи. Через СМИ идёт пропаганда насилия, активно насаждается приоритет материальных ценностей над духовными. Нет условий для формирования высоконравственной личности с чётко выраженной гражданской позицией.
В детско-молодёжной сфере усилились националистические настроения, демонстративное отношение к взрослым, жестокость, в самых крайних проявлениях. Резко возросла преступность среди подростков. Многие дети лишились воспитательной среды, оказавшись на улице, они усваивают жестокую науку выживания в тяжёлых условиях. За два десятилетия мы потеряли целое поколение, которое могло дать стране истинных патриотов, достойных граждан своей Отчизны.
Сказано: « Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Вот и мне «повезло», как большинству советских людей. В 90 -е годы мы потеряли всё, чем жили, во что верили. Смятения и страха не было. Возмущало то, что было потом: много грязи и лжи. Одолевали размышления: кто патриот у нас в Отечестве - верхи или низы? Кто мы - Иваны, не помнящие родства? Росла тревога за детей - своих и чужих. Ведь они самые незащищённые. Желание сберечь детей, оградить от жестокости разрушения, воспитать их в русских православных традициях, на примерах славного исторического прошлого (ведь оно никуда не исчезло!) переполняло меня.

Разработка системы патриотического воспитания

Но как трудно будет теперь взрастить добрые семена возрождения на выжженной израненной почве! «На чём основывать работу? На кого можно опереться в преодолении трудностей?» -думала я. В прежние времена существовали программы нравственно-патриотического воспитания, имелся большой выбор методической литературы, действовали учреждения и общественные организации, обладавшие огромным опытом работы с подрастающим поколением. В начальной школе, только по одной книге для чтения «Родная речь» М.В. Головановой на пяти уроках в неделю можно было проделать большую работу по патриотическому воспитанию в течение учебного года, без особой затраты сил и времени на подготовку. Эта книга была снабжена подборкой соответствующего материала, да ещё в хронологическом порядке. Но преподносилось это с такой идеологической подоплёкой, что вызывало глухое раздражение. Скоро тексты о Ленине, партии, революции изъяли из книг, а заодно и об армии, о гражданской и Великой Отечественной войне (нет ни одного!). Как будто это не наша история. Чем заполнился идеологический вакуум, теперь видно.
С таким положением дел дальше мириться было нельзя. Это понимали все здравомыслящие и рядовые граждане, и руководство страны. При администрациях городов создали «Управления по делам молодёжи, культуре и спорту», вновь стали востребованы музеи, формируются молодёжные организации нового типа, налаживаются взаимодействия с ветеранскими организациями. В этой связи требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения, создав надлежащие условия. Кто и где будет этим заниматься? В первую очередь, конечно, школа. Перед учителями встаёт проблема гражданско-правового и патриотического воспитания детей, как одна из самых актуальных. Часть проблемы необходимо решать путём формирования и развития у школьников патриотических чувств как важнейшей составляющей во всём процессе воспитания. Я предлагаю систему этой работы выстраивать снизу вверх, начиная с детского сада и начальной школы, которые ближе всего к ячейке общества - семье. Это одновременно повысит и статус института семьи, который сегодня теряет свою значимость.
Размышляя, советуясь с людьми разных профессий и возраста, представителями разных слоёв общества, обмениваясь мнением с единомышленниками, пришла к выводу, что нужно, конечно, искать новые подходы в деле воспитания гражданина, но и наработанное русской и советской системой школьного воспитания забывать нельзя.
Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, не уверует свои способности и возможности, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. Таким образом, именно у детей младшего школьного возраста должна закладываться система нравственно патриотического воспитания и формирования гражданской позиции. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественно жизнь населения страны.
Итак, что мы должны понимать под термином патриотизм? По определению С.И.Ожегова, «патриотизм» - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». «Патриот - человек, одушевленный патриотизмом».


Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания


Если говорить о воспитании любви к русскому народу как носителю языка, исторической памяти, военных и гражданских традиций, прикладного искусства, песенного творчества, то надо сказать о подвижнической деятельности руководителя нашего школьного фольклорного ансамбля «Ладушки», организатора воспитательной работы в школе Корнеевой Ольге Николаевне. Под её началом, классные руководители, проводят комплекс мероприятий по воспитанию у детей любви к своей матери, к учителю, одноклассникам, к школе, к родному городку, к Белгородскому краю. С этого начинает претворяться в жизнь идея патриотического воспитания.

Разработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитания


III. Основная часть

Многое пришлось пересмотреть, что-то исключить, что-то создавать заново. Мною в течение почти двадцати лет выстраивается новая система работы по патриотическому воспитанию младших школьников.

Она решает следующие задачи:
1. Ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, своего
края, города, школы.
2. Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
3. Воспитание уважения к национальным традициям своего народа,
семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своего края.
4. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления
физического и психического здоровья детей, формирования потребности к здоровому образу жизни.
5. Формирования чувства любви к Родине, готовность преданно служить Отечеству.

Решение каждой из вышеперечисленных задач целесообразно осуществлять по трем направлениям.
Первое направление. Воспитание на традициях семьи, школы, жителей Белгородского края.
Второе направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооружённых сил. Взаимосвязь классного коллектива с ветеранскими организациями.
Третье направление. Военно-спортивные игры.

Чувство любви к Родине формируется постепенно на основе наблюдений, приходит из книг.

Общение с искусством обогащает и возвышает мир идей и чувств, поднимает их на новую высоту. Мир становится богаче, переживание острее и благороднее.

Нельзя быть равнодушным к своим истокам - русской культуре.

Попробуйте задать вопрос представителям молодого поколения: "Знаете ли вы хотя бы одну русскую песню от начала до конца?" Утвердительных ответов будет мало. Какая же работа проводится в этом направлении? Посещение музеев русской культуры, разучивание русских песен, игр, регулярно проводятся старинные праздники "Рождество", "Масляница", "Пасха" и т.д.

Разработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитания

Знакомим детей с народными праздниками и обрядами Белгородской области, с прекрасными образцами устного народного творчества - пословицами и поговорками. Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твердого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки, с особой силой выражается в них любовь к Родине и забота о ней. "Город мастеров"- творческая мастерская, где дети знакомятся с работой умельцев Хохломы, Жостова, Дымкова и сами с удовольствием лепят, рисуют.

Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания

Таким образом, народное творчество - источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или в забавной игрушке - ясно, что это идет от души. А душа народная добра и красива.

Велика роль семьи в патриотическом воспитании. Важно, чтобы родители интересовались жизнью своих детей. Ведь порой мама, и папа имеют слабое представление о том, как проходит жизнь детей вне дома, чем они занимаются в школе, с кем дружат. Вот мнение педагога Амоношвили: "Нужна не просто связь с семьей. Нужна целостность воспитания, целостность подхода к ребенку. А эта целостность должна выражаться в общей заинтересованности родителей и учителей, в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка».

Одна из форм работы с семьей - дни открытых дверей, где родители могут посетить уроки, посмотреть, чем занимаются дети во внеурочное время. Проводятся совместные выставки рисунков, поделок. Приглашаем родителей на все праздники, на которых они являются не только зрителями, но и участниками.

Разработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитания

Высшая награда - восторг, удивление и гордость ребят за своих пап и мам. Праздники развивают интерес у детей и родителей, стремление к совместным мероприятиям.

Разработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитания

С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка. Ребенок открывает свой особый мир природы - образ Родины.

Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту окружающей действительности, будит творческие силы, способствует нравственному совершенству.

Необходимо привлекать детей к посадке цветов и деревьев, проводить беседы об охране природы, о значении ее для здоровья детей, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Одна из школьниц написала: "Как я представляю себе, что такое любить природу? Это значит не просто любоваться ею, а помнить что она живая, что о ней надо заботиться"

Уроки природоведения способствуют изучению природы, воспитанию желания заботиться о ней. Различны виды и внеклассной работы: проведение "Недели экологии", конкурсы плакатов, выставка детского творчества, создание проектов по защите окружающей среды, передачи по школьному радио, экскурсии, наблюдения, выезды в заповедники, благоустройства парков, литературно-музыкальные вечера "Времена года в прозе, музыке, живописи, поэзии", создание «экологических троп» с целью получения знаний об особенностях растений, выявить охраняемые виды.

Разработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитания

В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце, закалял волю.

Знакомим детей с природой родного края, учим беречь наш дом "Родное Белогорье".

Таким образом, мы расширяем и углубляем знание школьников, прививаем элементы экологической культуры, продолжаем формировать у учащихся умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, воспитываем интерес к природе, желание беречь ее.

Игры в педагогике рассматриваются как элементы в системе активных методов обучения и воспитания. В их числе загадки, воображаемые путешествия, игры-викторины.

Разработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитания

Важным средством развития служит проблемное обучение. Поэтому в практике учебно-воспитательной работы желательно использовать приемы, способствующие развитию любознательности, интереса, поиска решений. Необходимо опираться на опыт ребенка, имеющиеся у него знания, интересоваться его мнением по поводу сложившейся ситуации. И прежде чем начать объяснение нового материала, обратитесь к детям с вопросом: "Что ты об этом знаешь?", "Как бы поступил ты?" и т.д.

Но одним из главных методов патриотического воспитания, считаю воспитание на традициях семьи.

Работу начинаю с первых дней моей встречи с первоклассниками. Работая в тесном контакте с классными руководителями знакомим первоклассников и их родителей с моими бывшими учениками, которые являлись активными участниками патриотического движения в школе. Совместно с родителями учащихся определяем направления и оцениваем потенциальные возможности нашей работы по воспитанию настоящих патриотов нашей Родины на весь период их обучения в начальной школе.
Воспитание патриотизма - это воспитание убеждений, чувств, деятельной любви к Родине и, прежде всего, чувства гражданского долга. Родители - одно из звеньев триады (ученик - родители - педагог) для создания единой воспитательной среды. Решение задач по патриотическому воспитанию школьников успешнее осуществляется только при полном взаимодействии с родителями.

Разработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитанияРазработка системы патриотического воспитания

Предлагаю один из моих вариантов работы по патриотическому воспитанию школьников на период обучения с 1-ого по 4-ый класс.

1класс.
Изучение детей, семей. Социальное положение, традиции семьи, её исторические корни. Творческий потенциал семьи. (Анкетирование, беседы, посещение детей на дому - выборочно).
Мероприятия: тематические классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, викторины, организация выставок поделок и рисунков.


Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания


2класс.
Организация коллективных дел при участии классного руководителя, родителей, старшеклассников. Мероприятия те же, что и в 1 классе. Выход на ветеранскую организацию.

Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания

3класс.
Организация и проведение дел творческого характера.
Поиск книг об истории родного края, о замечательных людях, о подвигах детей в военное и мирное время, подготовка сообщений на заданную тему.
Творческие письменные работы (изложения, сочинения). Изучение военной лексики, крылатых слов и выражений. Создание презентаций и видеофильмов, инсценировка произведений на патриотическую тему.
Мероприятия: те же, что и в 1- 2 классе плюс экскурсии в музей Боевой славы г. Белгорода-22, краеведческий музей г. Грайворона.

Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания

4класс
Организация среди учащихся при поддержке родителей поисковой
работы с целью увековечивания солдатского подвига своих родных, участников Великой Отечественной войны.
Создание индивидуальных и коллективных творческих работ. Участие в конкурсах на лучшее сочинение, газету, рисунок.
Мероприятия: те же, что и в 1- 3 классе плюс участие в смотре строя и песни, подготовка и проведение встреч с ветеранами военной службы, посещение музеев с последующим написанием творческих работ и подготовкой презентаций, подготовка и проведение праздников к памятным датам.

Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания
Особенно хочется отметить плодотворную работу выпускного 4 класса в год 69-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Ребята повзрослели, многое узнали, многому научились. А главное - сдружились. И не только дети, но и их родители. Между ними и школой сложились хорошие доверительные отношения. Патриотическое воспитание зиждется на верной дружбе и чувстве товарищества. Сердечная теплота и полное понимание друг друга - главное условие достижения благородной цели. Стало понятно, что вместе нам по силам решать и более сложные задачи.
Расставаясь с детьми и их родителями на время летних каникул после окончания 3-го класса, я напомнила им о том, что в новом учебном году наша славная школа отметит своё 55-летие. Что построена она была через 15 лет после окончания страшной войны. Что в 2015 году мы будем отмечать 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Нацелила всех ребят на поиск и сбор материала о своих родственниках, солдатах Великой Отечественной войны (письма -треугольники с фронта, фотографии, похоронки, красноармейские книжки, медали). А самое главное - сбор информации о самих солдатах: где родились, кем были в мирной жизни, в каком возрасте пошли на войну, какую воинскую специальность имели, на каком фронте воевали и в каких частях, где закончили войну.
«Спрашивайте, пока ещё есть, у кого спрашивать, - говорили детям и их родителям, - записывайте, берегите, что найдёте».


Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания

Буквально с начала учебного года мы с ребятами наметили план подготовки к празднованию юбилея школы в начале ноября, тем более что уже был объявлен конкурс сочинений по двум темам: «Моя любимая школа» и «Моя семья в школе №155». Все ребята захотели участвовать в этом конкурсе. Стали приносить в школу фотографии, записи воспоминаний родных, даже табели с оценками. Большинство ребят не могли похвастаться такими реликвиями; но не печалились. Мы вместе составили подробный план сочинения на ту и на другую тему, обсуждали внешнее оформление работы. ФОТО Сочинений
Сочинения дети писали самостоятельно. После некоторой правки представили на конкурс не только сочинения, но и собственные стихи.

Вот что сообщила Ведякина Наташа в своем сочинении:
«Я родилась и живу в городе Белгород-22. В 2010 году я поступила в 1-й класс средней школы № 155. Сейчас учусь в 4 классе. Нашу учительницу зовут Надежда Алексеевна. Она очень добрая и справедливая.
В школе № 155 учились мои родители, а также их старшие братья. Здесь училась и моя старшая сестра Александра. Мама и папа часто вспоминают школьные годы, своих учителей и одноклассников. Мне очень интересно слушать их рассказы. Желаю школе успехов, процветания, учителям здоровья и успешных учеников».

А вот сочинение Кувшиновой Алины:
«Школа ты не старишься, никогда ни старишься.
И шумят под окнами те же тополя.
Вечной дружбой связаны школьные товарищи,
Школьные товарищи и учителя .
Меня зовут Алина. Мне 10 лет. Я учусь в классе средней школы №155. В этом районе мы живём недавно, но очень много хорошего слышали об этой школе. Поэтому выбрали её. В нашей школе училась моя бабушка Галина Алексеевна. Бабушка училась очень хорошо. До сих пор она хранит «Личное дело» с отличными оценками. В школе №155 работают замечательные учителя.
В Юбилей нашей школы хочу пожелать успехов, здоровья и терпения всем учителям и директору школы. Пусть бывшие ученики не забывают школу и чаще навещают своих учителей».

Трогательные слова сказал о школе Куничев Артём:
«Я живу в Белгороде-22. Четвёртый год учусь в начальной школе. Наша школа №155 -лучшая в Грайворонском районе. Многие дети района стремятся попасть учиться именно в эту школу. Весь секрет в учителях, в их умении учить и понимать нас.
Мне повезло с одноклассниками. У нас очень дружные и приветливые ребята. Мы всегда готовы помочь друг другу в школе. После уроков мы часто задерживаемся в школьном дворе и все вместе играем.
В этом году моя школа отмечает своё пятидесятилетие. Я желаю школе не стареть, а любимым учителям- здоровья, успехов и благополучия. Пусть ещё много лет школа № 155 будет вторым домом для меня, моих одноклассников и таких же, как мы, мальчишек и девчонок».

Дата следовала за датой. Отметили День учителя, пожилого человека, Новый год. Приближается 70- годовщина освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Школа разделилась на творческие группы. Ребята собирают сведения о геройских местах своего района. Каждая творческая группа представит свою часть проекта. За активное участие в реализации проекта и проявленную инициативу лучшие работы были отмечены призами.

В течение года ребята посещают места Боевой Славы Белгородской области. Я с большим удовлетворением и гордостью наблюдала, с каким волнением и интересом мои дети слушали, смотрели на представленные экспонаты музея Огненная Дуга и со знанием дела отвечали на вопросы экскурсовода. Конечно, ребята усиленно готовились к этому мероприятию, и знали они много о жестоких боях и жертвах в дни оккупации и освобождения города Белгорода, боях на Курской Дуге, но одно дело - услышать, а другое - увидеть свидетельства того страшного времени. Свои эмоции после посещения музея дети выразили в сочинениях на тему «Огненная Дуга».

Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания

Вот как написала о своих впечатлениях Травникова Софья:
«Недавно мы всем классом ездили в музей Курской битвы в г. Белгород Здание музея стоит на том месте, где в годы войны велись ожесточённые бои.
Возле входа в музей - мраморный памятник на братской могиле павших бойцов, много тяжелой военной техники. Вместе с нашей учительницей мы прочли имена героев . Большинству из них не было и двадцати лет.
На первом этаже музея висят на стенах фотографии ветеранов войны, среди которых много женщин. Благодаря этим фотографиям можно увидеть лица тех, кто прошёл войну. К сожалению, многих уже нет среди нас.
Потом мы поднялись на второй этаж, где были представлены интересные экспонаты: наши винтовки и немецкие автоматы, карты, документы наших и немецких офицеров и солдат, обмундирование, осколки снарядов. Всё это помогло нам живо представить, что происходило во время боевых действий.
Мне очень понравилась диорама «Прохоровское Поле». Из рассказа экскурсовода мы узнали, что в течение нескольких дней солдаты обороняли этот плацдарм. Немцев не пропустили. Подвиг советских солдат, наших земляков, запечатлён на этой диораме.
После этой экскурсии я по-настоящему поняла, что такое война!»
Читая сочинения других учеников, я отмечала избирательность впечатлений каждого: кому-то запомнилось оружие, кому - письма и документы, кому - фотографии и т.д.
На классных часах дети слушают воспоминания дедов и бабушек о войне и послевоенном времени. Вместе читают рассказы, разучивают песни времён войны. А дома, по вечерам, каждый в своей семье, смотрит кинофильмы о Великой Отечественной войне. В школе на переменах бурно их обсуждают.
Приближается новая дата - 15 февраля. Каждый год мы готовимся к ней по особенному, т. к. в рядах учителей есть воины - афганцы, Тихомиров А.Г., учитель физкультуры, которого мы всегда поздравляем и равняемся на подвиг этих отважных солдат. Организовывается общешкольная встреча с поздравлениями и концертом. По классам классные часы, плакаты, с фотографиями солдат Грайворонского района не вернувшихся с этой страшной войны и краткие сведения о них. Вставая, ученик называет фамилию и имя солдата или офицера, за ним - другой, и так - пока не встанет весь класс - «Минута молчания».

Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания

Перед Днем Защитника Отечества, традиционно проводим конкурс «А ну-ка, мальчики!», поздравляем отцов и дедов, готовимся стать настоящими защитниками Отечества, готовыми, как и старшее поколение встать на защиту Родины.

Разработка системы патриотического воспитания Разработка системы патриотического воспитания


Весь март и апрель-месяц будет собираться материал, анализироваться информация о солдатах Великой Отечественной - родных наших учеников. Решили оформить стенд «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Работа в этом плане проводится в тесном сотрудничестве с представителями ветеранской организации г. Грайворона. Они помогают нам с художественным оформлением стенда, готовят наградные грамоты для наиболее активных участников этого важного дела. Многие ребята написали очень интересные сочинения о своих героях и оформили их с приложением копий фотографий, документов, наград.

Вот что сообщил о своём прадедушке Алёша Клочков:
«Мой прадед Клочков Иван Иванович родился 19 октября 1916 г. в д. Павлушково, Сутокского сельсовета, Тверской губернии. За два года до войны прадед переехал в г. Калинин, где работал на вагонном заводе. В 1942г. Иван Иванович добровольцем ушёл на фронт. Служил он в танковых войсках наводчиком. В 1943 году, под Смоленском, в лютый мороз, четыре экипажа танкистов, в одном из которых был и мой прадед, получили задание обнаружить и обезвредить противника. Но враг опередил и открыл огонь по нашим танкам. Танкисты вели бой не на жизнь, а на смерть. Загорелся первый танк, второй, третий…Из четвёртого танка вылез боец со связкой гранат. Это был сержант Клочков. Но бросить гранаты не успел - вражеский снаряд попал в гусеницу танка. Машина загорелась. Взрывной волной его отбросило на несколько метров и оглушило. Он потерял сознание. После боя фашисты прочёсывали территорию и, находя живых русских, добивали. Так произошло и с моим прадедом: увидев раненого танкиста, фашисты сняли с него куртку, сапоги и выстрелили ему в голову. Чудом пуля не задела мозг - вылетела через рот, выбив все зубы и челюсть. Придя в сознание, прадед пополз туда, где слышались залпы наших орудий. Он не помнит, сколько часов полз, но его всё- таки обнаружили наши солдаты. На носилках доставили в полевой госпиталь. Говорить прадедушка не мог - его рот был полностью изувечен. После оказания первой помощи раненого отправили в госпиталь города Саратова, где лечили 6 месяцев. Три месяца питался через трубочку одним киселём. Но раны зажили, зубы вставили, и Иван Иванович вернулся в строй. От своей части он отстал и воевал уже в артиллерии. Прадед участвовал в освобождении Прибалтики, Польши, Чехословакии, дошёл до Берлина. На рейхстаге стоит и его подпись победителя. Вот так геройски сражались простые русские солдаты.
Иван Иванович награждён многими орденами и медалями. После войны прадед вернулся в свою родную деревню, где добросовестно трудился ещё много лет. Вместе с женой они вырастили и воспитали пятерых детей. Не стало Ивана Ивановича 11 марта 1994 года. В этот же день умерла и его жена. Внуки и правнуки по праву гордятся своим дедом и прадедом!»

А вот какие сведения сообщила Николаева Мария о героях своей семьи: «Мой прадедушка Николаев Михаил Павлович родился в 1905г. в деревне Степаново Лихославльского района Тверской губернии. На фронт ушёл в первый год войны. Ему было 36 лет. Воевал прадедушка на 1-ом Белорусском фронте в тяжёлой артиллерии, в звании ефрейтора. Войну он закончил в Прибалтике. Имел награды: «Орден Красной звезды», «Орден Отечественной войны», медаль «За боевые заслуги» и другие награды. После войны вернулся в родную деревню. А вот четверо его братьев погибли на войне.
В «Книге памяти» мы нашли их имена: Николаев Василий Павлович-лейтенант, Николаев Фёдор Павлович - рядовой, Николаев Григорий Павлович-рядовой, Николаев Александр Павлович-рядовой. Каждый год - 9 мая мы с дедушкой и мамой ходим к обелиску Победы, чтобы почтить память тех, кто прошёл через те страшные годы на фронтах Великой Отечественной войны».

Далее мы оформим стенд. На классных часах по теме «Великая Отечественная война в песенном творчестве поэтов и композиторов» будем слушать песни и стихи военных лет. Пройдет смотр-конкур строя и песни, который должен состояться в мае на территории военного городка, при участии наших шефов из ветеранской организации «Артиллерист». Солдаты - шефы помогу ребятам подготовиться, тренироваться будут ежедневно. Отряду, занявшему 1 место вручат награду.
Накануне Дня Победы в присутствии родителей, Ветеранов Военной Службы и Ветеранов Трудового фронта школьники выступят с литературно-музыкальной композицией «Никто не забыт - ничто не забыто». На них будут смотреть гордые папы и мамы. А со стенда на школьной стене молодые прадеды, храня строгое молчание, как и положено солдатам в дни воинских торжеств. Песни военных летбудут петь вместе - дети и взрослые.
Потом праздник перейдет в неформальное общение. Бабушки и дедушки расскажут внукам про своё военное детство. Дети прочитают стихи, как напоминание о тех грозных года

Мы не сдадимся! Стихи В.Лубяного, ученика 8а класса

ФГКОУ «СОШ №155»г. Белгорода-22

1.А танки ехали и едут,

Давай вперед, братва, вперед!

Сегодня точно наступаем,

И все пойдет наоборот.

Мы не сдадимся, не дождетесь,

Сегодня мы герои. Мы!

А немцы роют нам окопы,

С своей родимой стороны.

2.Поля напичканы все минами,

Куда же ехать? Ггде обход?

Поедем прямо. Едем прямо!

Не знаю, может повезет. Мы не сдадимся, не дождетесь,

Сегодня мы герои. Мы!

А немцы роют нам окопы,

С своей родимой стороны.

3.А пушки бьют и танки едут,

Идет дивизия вперед.

Давай вперед, мы твердо верим:

Сегодня точно повезет!

Мы не сдадимся, не дождетесь,

Сегодня мы герои. Мы!

А немцы роют нам окопы,

С своей родимой стороны

О славном прошлом и настоящем я говорю с ребятами при каждом удобном случае, на уроке и вне урока, во дворе школы на прогулке, во время поездок на экскурсии. О своём опыте работы рассказывала коллегам на педсовете в своей школе и на городской конференции учителей. Слушали заинтересованно, благодарили, задавали вопросы.


Заключение.


В нашем городке Белгород-22 создан Музей Боевой Славы. Отрадно это знать, что собранные моими воспитанниками трех выпусков материалы нашли достойное место в нем.

И только тогда, патриотизм станет деятельной любовью к Родине, а школьники хорошо усвоят, что мало знать, как быть полезным Родине, а будут стремиться что-то сделать для этого. Быть там, где нужна твоя помощь, твоя учеба в школе, ежедневное и ежечасное умение перешагивать через свое "не хочется"  это уже преодоление себя или внешних обстоятельств, а значит маленький подвиг.

Нам надо воспитать человека, в котором мы можем не сомневаться, человека, который не при каких обстоятельствах не совершит подлости и предательства  ни в малом, ни в большом.

Дети  наше будущее, наша гордость, наша тревога и наша надежда. Мы хотим, чтобы мы смело могли доверить им самое дорогое  нашу Родину, чтобы принятую от нас эстафету великой ответственности за нее, они понесли с честью.

Разработка системы патриотического воспитания

Закончить разговор хочу словами К.Д. Ушинского, который видел в патриотизме не только важную задачу воспитания, но и могучее педагогическое средство:

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями ».

Список литературы:

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 24 с.

  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / (Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.); под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.

  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / (Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.); под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - 142 с.

  4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /(В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. - 111с.

  6. Семейные праздники в воспитании школьников: родительские собрания в начальной школе/ авт-сост. Ю.А. Вакуленко, Г.П. Попова, Р.Ш. Энсани. - Волгоград: Учитель, 2008. - 220с.




24


© 2010-2022