- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Этно - экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников. Проект Обряд Похороны Стромы
Этно - экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников. Проект Обряд Похороны Стромы
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Катихина Л.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Отдел народного образования администрации
городского округа город Первомайск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Шутиловская основная школа»
Этно - экологические аспекты
изучения традиционных обрядов и праздников
Обряд «Похороны Стромы»
Марина Алина Владимировна (10 лет)
Катихина Лариса Викторовна (учитель)
с. Шутилово
2015 - 2016 г.
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 10
«Паспорт» исполнителей 11
Литература 12
Введение
Очень интересный трехдневный обряд «Похороны Стромы», который символизирует проводы весны, проходит в каждый год селе Шутилово. Этот праздник очень интересный, красочный, шумный и весёлый. В празднике принимает участие много людей: пожилые, молодые и дети. Этот праздник проводится только в нашем селе и поэтому он уникальный. Я решила рассказать об этом празднике.
Тема проекта: Обряд «Похороны Стромы».
Цель проекта: рассказать об интересном обряде своим ровесникам.
Задачи исследования:
-
Познакомиться с историей возникновения праздника в различных источниках ;
-
Провести опрос жителей села об истории праздника.
Основная часть
Село Шутилово - единственное место в России, где ежегодно жарким летним днём проводят интересный обряд «Похороны Стромы». Кукла «Строма» символизирует весну.
Кострома - в древнерусской языческой мифологии женское воплощение весны и плодородия - "мать колосьев". В русских обрядах "проводов весны" ("Проводов Костромы") - молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода . Ритуалы празднования Костромы должны были обеспечить вечное плодородие земли (Исторический словарь).
Кострома - чучело из соломы и рогож: при встрече страдных работ, прощаясь с хороводами (на всесвятской, в воскресенье пред петровым постом, в русальное заговенье), хоронят Кострому, топят в Оке, а где ее нет, в речке или озере. Часть провожан плачут и причитают, жалея Кострому и не давая ее в обиду, прочие, с грубыми остротами, продолжают свое; спровадив Кострому, веселятся в последний раз до осенян, до уборки хлеба ( словарь В.И. Даля). Шутиловцы называли Кострому по-своему - Стромой. Изготавливать куклу начинают в пятницу, старую одежду набиваю травой или сеном.
После этого куклу усаживают у какого - либо дома. Строма пребывает в добром здравии. Около дома, где сидит Строма собираются бабушки. Они поют песни, частушки иногда и пляшут.
В субботу Строма внезапно заболевает, к ней вызываю доктора, чтобы вылечил её. Но никакие лекарства не помогают, и Строма умирает (время весны прошло, пришло время лета). К «умершей» собираются её «родственники» , начинают причитывать над «усопшей». Причитывают обычно старушки. Суббота - это день скорби, прощания с весной. Как бы ни была трудна работа крестьянина весной, но расставаться с ней жалко.
Кульминация обряда начинается в воскресенье. Возле куклы собирается множество людей. И хотя бабушки пытаются причитать и плакать, но вокруг уже слышатся песни и озорные частушки. Весну уже не жалко, все радуются приходу лета.
Вдоволь напевшись и наплясавшись, жители села несут куклу на ближайшее поле для того, чтобы растрепать там чучело. В старину куклу относили на поле с пшеницей или рожью. Там Строму трепали и раскидывали по полю для того, чтобы был обильный урожай. Трепать чучело доверяли детям. Дети выполняют эту обязанность с удовольствием, ведь это для них весёлая игра.
Об истории праздника опросили двух жителей села: Гуляеву Анастасию Александровну и Марьюшкину Марию Игнатьевну .
Гуляева Анастасия Александровна рассказала о том, что этот праздник она помнит с детства. На каждой улице наряжалось по одной кукле. А дети бегали по селу и сравнивали, какая кукла самая красивая. Строму сажали у одного дома, чаще всего там, где жила пожилая женщина. Наряжали куклу женщины. В воскресенье у дома, где сидела кукла, собиралась вся улица. С утра у этого дома был слышен плач пожилых женщин ( им было жалко весну), но потом походили молодые женщины и мужчины, и начиналось веселье. В обед Строму несли на близкое поле, где росла пшеница или рожь. Несли куклу и трепали куклу дети. Праздник продолжался до позднего вечера. Проводив весну и встретив лето, люди приступали к своей работе.
Марьюшкина Мария Игнатьевна рассказала о том, что праздник она тоже очень хорошо помнит. Ей больше всего запомнились старинные протяжные песни. Маленькая Маша садилась где - то рядом со взрослыми и слушала песни. Петь песни она любит до сих пор. Мария Игнатьевна описывала наряды женщин: наряжались в яркие сарафаны и рубахи. Сарафаны украшали цветными лентами. Опираясь на описание женщин, шьёт такие сарафаны Тихомирова Елена, жительница Нижнего Новгорода. Она ведёт фольклорный кружок, и этот праздник её очень интересует. Три года подряд она посещает этот праздник. В 2014 г. она привозила на этот праздник жительницу Франции. Этот праздник оказался интересен и иностранцам.
Обе женщины принимают активное участие в проведении обряда и до сих пор. Наряжают Строму они на улице Кирова.
Заключение
Уже много лет этот праздник празднуется в нашем селе. Многие люди предрекали, что обряд скоро исчезнет, так как уходят пожилые люди и проводить праздник будет некому. Но их эстафету перехватила молодёжь. Практически на каждой улице села наряжают свою куклу. В 2013 г. кукол было две, в 2014г. - три , а в 2015г. - четыре. Этот праздник объединяет всё село, а 2015 г. этот праздник сопровождался выступлением Левановского хора г. Нижний Новгород.
Каждый год на этот праздник съезжаются нижегородцы и гости области, то есть все, кому интересна настоящая, «неотлакированная» обрядовая сторона жизни русского народа. Это значит, что этот обряд просуществует очень долго.
Паспорт исполнителей
-
Гуляева Анастасия Александровна (1954 г.р.) уроженка с. Шутилова. Опрос проводился Катихиной Л.В. и Мариной Алиной (декабрь 2015 г.).
-
Марьюшкина Мария Игнатьевна (1952 г.р.) уроженка с. Шутилова. Опрос проводился Катихиной Л.В. и Мариной Алиной.
Литература
-
Исторический словарь
-
В. И. Даль Толковый словарь
13