Внеклассное мероприятие Сергий Радонежский

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие, посвященное

700-летию со дня рождения

Сергия Радонежского





«Святой Сергий - строитель русской духовной культуры»



Подготовила: Поветкина Елена Леонидовна

учитель истории, обществознания и основ православной культуры

МБОУ Деркульской ООШ

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие на тему «Святой Сергий - строитель русской духовной культуры» предназначено для обучающихся 5-9 классов, осваивающих программу основного общего образования по предметам «История» и «Основы православной культуры». Данное мероприятие может быть использовано, как в курсе изучения предметов «История» (при изучении раздела «Культура Руси»), «Основы православной культуры» (при изучении православных святых, нравственных ценностей) или же как классный час по проблемам воспитания нравственности и духовного становления личности.

Данное внеклассное мероприятие приурочено к празднованию 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского в исполнении Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2011 года № 1197 «О праздновании 700 - летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского».

Цели:

  1. Обучающая: через игровое историческое соучастие познакомить с событиями исторической судьбы Сергия Радонежского, на примере жизни выявить его заслуги перед людьми, Богом и Отечеством, почему святой почитается как учитель России, строитель русской духовной культуры.

  2. Развивающая: развивать логическое мышление, память.

  3. Воспитательная: воспитывать видение духовного за земными делами человека, любовь к Родине и её святым, желание исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество и его культурное и духовное наследие.

Оборудование:

- компьютер с мультимедийным проектором - (для демонстрации картин и иконы Сергия Радонежского, музыкального воспроизведения)

- костюмы ведущим

- оформление сцены (свечи и другое)

Краткое описание:

Мероприятие посвящено житию Сергия Радонежского. Оно носит преимущественно духовно-нравственное направление. Мероприятие тесно связано с русской культурой: литературой (стихи поэтов о Сергии Радонежском), изобразительным искусством (картины художников), музыкой (музыкальные произведения).

Используемая литература:
1. Учебник Р. Янушкявичюса, О. Янушкявичене «Основы нравственности» беседы по этике для старшеклассников. Москва, ПРО-ПРЕСС, 2011

2. А.И. Половинкин «Православная духовная культура». Москва, «Владос»,2003

3. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. - М., 2006

4. Л. Чарская. Святой отрок. Повесть о детстве великого подвижника земли Русской преподобного Сергия Радонежского". Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005

5. Борисов Н. С. Сергий Радонежский / Н.С.Борисов. - М.: Мол. Гвардия, 2003

6. Путеводитель по Святым местам России / авт.- сост. И.Е. Гусев. - Минск: Харвест, 2005.
7. Материалы сайтов интернет.

Ход мероприятия

Ученик (в костюме монаха-летописца): О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими, - всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Ученица (в русском костюме): Так писал автор «Слово о погибели земли Русской». Написано слово не позже 1246 года.

Ученик (в русском костюме): Но Русь украшена не только дарами природы, богата она верными сынами своими.

Ученик (в костюме монаха-летописца): Истинные человек и сын Отечества есть одно и тоже…То есть прямо благороден, которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени Отечества.

Ученица (в русском костюме): Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но есть имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границы времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, а оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической проповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие многие люди становятся для грядущих поколений… вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, имя завещанного.

Ученик (в русском костюме): О таком человеке наш рассказ.

Звучит отрывок из Первого концерта П.И. Чайковского.

Ученик (в костюме монаха-летописца): Среди верных сынов России мы называем святого преподобного Сергия Радонежского.

Ученица (в русском костюме): Облик Преподобного Сергия Радонежского вошел в сознание народа русского, и до наших дней воспринимается как всенародный учитель, заступник и вдохновитель. Народ обрел в Преподобном отце Наставника, «судью справедливого, целителя как духовных, так и телесных немощей своих, и заступника перед всякого рода утеснителями».

Ученик (в русском костюме): Павел Федорович Флоренский, известный русский богослов, философ и ученый, размышляя о роли Сергия Радонежского в истории России и становлении ее культуры, писал следующее: «От Преподобного Сергия многообразные струи культурной влаги текут, как из нового центра объединения, напаивая собой русский народ и получая в нем своеобразное воплощение. Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука - все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице Его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу, и тогда только, сознав себя, - получил историческое право на самостоятельность».

Ученик (в костюме монаха-летописца): Жизнь Преподобного Сергия, его живой пример нравственного и духовного становления нашли отражение и в картинах видных русских художников - представителей искусства XIX-XX вв. Среди них Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Николай Рерих.

На экране появляется картина Н.К. Рериха «Сергий-строитель».

Ученица (в русском костюме): Для Николая Константиновича Рериха, как и для всей его семьи, Преподобный Сергий Радонежский был одним из почитаемых и любимых Святых Руси. Он - строитель русской духовной культуры, своим жизненным Подвигом воздвиг Храм Духа, так необходимого для грядущей эволюции человечества. «Именно Преподобный Сергий, - писала Елена Ивановна Рерих, не был богословом и догматиком, но вся жизнь Его была Подвигом Подражания Христу в Его самоотверженном Служении Родине и Миру».

Ученик (в русском костюме): Николай Константинович Рерих в статье «Нерушимое» напишет: «Их не так много - строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции - писал Н.К.Рерих в статье «Нерушимое». - И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего Света, продолжая список их до современности. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает Святого Сергия поистине Преподобным для всех веков и народов. Когда мы в покое - демоны веселятся, а когда в трудах - ангелы радуются. Этими соангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания… Пусть моя картина «Сергий Строитель» напоминает о нерушимом строительстве. Сергий - труженик, один из зачинателей русского культурного строительства».

Ученик-чтец читает стихотворение С. Соловьева «Сергий Радонежский».

Весь день из рук не выпускав пилы,

Вдали соблазнов суетного мира,

Простой чернец, без церкви и без клира,

Молюсь в лесу, среди туманной мглы.

Заря зажгла сосновые стволы,

Запахло земляникой; стало сыро...

Звучи, звучи, вечерняя стихира

Под тихое жужжание пчелы.

Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.

Вдали сияют ризой изумрудной

Луга в благоухающих цветах,

Мой храм наполнен медом и смолою.

Пречистая! склонившись к аналою,

К тебе взывает юноша-монах.

На экране появляется картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Ученица (в русском костюме): Перед вами картина художника Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Ученик-чтец: …Огибая глубокий овражек,

по следам от тележных колёс,

шёл откуда-то юный монашек,

не скрывая отчаянных слёз.


«Что случилось?» - спросил его прямо

Царь Небесный, на землю сходя.

«Потерял где-то ключ я от храма», -

молвит юноша, слёз не щадя.


«Ах ты, горе!» - Спаситель смеётся. -

Вот твой ключ, не терзай себя, брат…»

А монашек опять не уймётся

и рыдает сильней во сто крат.


«В чём же дело?» - Господь негодует.

И, почти задыхаясь от слёз,

еле слышно, мол: «Книгу Святую

потерял я», - монах произнёс.


«Ну и люди! - вздохнул Искупитель

и сказал чернецу: - Не тужи,

возвращайся спокойно в обитель -

дам Я книгу тебе для души».


Но монах - аж хрипит от рыданий:

«Где ж обитель такая в стране,

чтоб укрыться мне в ней от страданий,

насылаемых бесом извне?»


И Господь, улыбаясь апрелю,

на далёкий кивнул ему лес:

«Ты построй себе келью под елью

и молись, чтоб забыл тебя бес.


Да мечтами о пище телесной

не дразни понапрасну себя.

Прилетит к тебе ангел небесный -

и покормит с ладони тебя.


Бог - с тобою!» - сказал. И десницей

начертал над монашеком крест.

И - исчез. И, как райские птицы,

засвистели щеглы и синицы,

и иные пичуги окрест.


Ну, а что же монашек?.. С дорогой

распростившись по воле небес,

он доверил судьбу свою Богу

и - свернул в голубеющий лес.


Где теперь он? Господь его знает!

Только видно, как в свете зарниц -

в чащу леса всё чаще слетает

с высоты стайка радужных птиц…

(«Встреча инока со Христом» Николай Переяслов).


Ученик (в русском костюме): Нестеров писал в 1892 году Третьякову: «Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, лучшего человека древнейших лет Руси, чуткого к природе, к её красоте. Этот чуткий человек делал одно и тоже дело любви к Родине, обороняя её от врагов, освобождая от всяческой неволи и поднимая родной народ на единый исторический подвиг культуры и просвещения».

Ученик (в костюме монаха-летописца): Жизнеописание преподобного Сергия. Родился в 1314 году в боярской семье. В 1330 году родители переселились из Ростова в Радонеж. В 23 года принял монашеский постриги имя Сергий. Его имя в миру Варфоломей. С Сергия начинается в России монашеское подвижничество посредством уединения. Он удалился в пустыню со своим братом Стефаном, но тот скоро его оставил.

Ученик-чтец: И Ангел мне сказал: иди, оставь их грады,

В пустыню скройся ты, чтоб там огонь лампады,

Тебе поверенный, до срока уберечь,

Дабы, когда тщету сует они познают,

Возжаждут Истины и сета пожелают,

Им было б чем светильники зажечь. (А. Майков)

Ученик (в костюме монаха-летописца): В пустыне Сергий прожил 4 года в совершенном одиночестве. Эти годы прошли в богомолии, в чтении слова божьего, в телесном труде. Его монашеская келия - начало Сергиевского монастыря. До 16 века в России было 7 общепочитаемых святых: князья Борис и Глеб, митрополиты Петр и Алексей, основатели монастырей Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский.

Ученица (в русском костюме): Сергий Радонежский - собиратель земель русских, духовный начальник Московской Руси, великий печальник за Русь. Он творил благородное дело - обновление нравственных сил народа. И приложил к этому делу могущественные духовные силы. Это был образованнейший человек 14 века.

Звучит песня Светланы Копыловой «Печальник земли Русской (баллада о Сергии Радонежском)».

Ученик (в русском костюме): Чтобы сбросить варварское иго Орды, построить прочное независимое государство, необходимо было самому русскому обществу приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием.

Ученица (в русском костюме): Этому делу, нравственному воспитанию народа и посвятил свою жизнь преподобный Сергий. Самое сильное средство на пути к этому он видел в живом примере, наглядном осуществлении нравственного правила.

Ученик (в русском костюме): 55 лет делал свое тихое дело преподобный Сергий Радонежский в Радонежской пустыне. Целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими.

Ученик (в костюме монаха-летописца): Этими каплями нравственного влияния и была выращена победа в Куликовской битве. Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей, повалил на врага несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями.

Ученица (в русском костюме): Как могло это случиться? Откуда взялись, как воспитывались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды? Глаз исторического знания уже не в состоянии разглядеть хода этой подготовки великих борцов 1380 года. Знаем только, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебаний, и победишь».

Ученик (в русском костюме): Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей, и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна.

Ученица (в русском костюме): При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады преподобного Сергия.

Ученик (в костюме монаха-летописца): Умер преподобный Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет.

Звучит колокольный звон.

Ученик (в русском костюме): Добрые люди из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам, среди ночной мглы, освещая им путь и не нуждаясь в собственном свете. А завет их жизни таков: жизнь - значит любить ближнего, помогать ему жить, больше ничего не значит жить и больше не для чего жить.

Ученица (в русском костюме): Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими подвижниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия.

Ученик (в костюме монаха-летописца): Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся, и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его. Благодатный воспитатель русского народного духа и государства.

Звучит колокольный звон.

Ученик-чтец: В глухом уединённом месте,

Среди берёзовых лесов.

С усердием радел в молитве,

Отшельник в горечи оков.


Они держали Русь родную,

Петлёй аркана у седла.

Тянули кровь её земную,

Держали в рабстве города.


Он обратился о защите,

Не плоти собственной своей.

Душа просила сил отчизне,

С колен подняться ей скорей.


Все помыслы чисты и светлы,

Их выстрадала вся Земля.

Собрал в единое все силы,

Он не берёг их для себя.


Приняв отшельника молитвы,

Господь дал знак ему слезой.

Стояли близко с ним там горы,

Они пролились вниз водой.


Послал наш Бог народу мудрость,

В единый всех собрал порыв.

Рубили вместе сети низость,

К свободе путь Руси открыв.


Шумят собою водопады,

Благой порыв собой несут.

Бегут, вниз лечащие воды,

От сглаза всех нас берегут.


Наш старец с жизнью посвящённой,

Во благо русской всей земли,

К святому лику приобщённый,

Остался вечно на Руси.

Учитель: Дорогие ребята, каждому из вас дана возможность пройти свой путь, построить свою судьбу, создать свою семью и воспитать своих детей. Именно от вас зависит, какую частичку себя вы оставите на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнем, толерантности, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей. Именно Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учебе.

Звучит запись духовной народной песни.

Ученик-чтец: Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.
Кресты и главы золотые
Венчают иноков приют,
Где мощи Сергия святые
Нетленно в раке почиют.
Он отвращал молитвой беды
И в грозный час у Бога сил
Дар силы, славы и победы
Стране любимой испросил.
Толпы несчетные народа
К святыням дивным на поклон
Сюда приходят год от года
Со всех концов, со всех сторон.
И в дивных храмах многократно
Под сенью дивных алтарей
Внимает небо благодатно
Святым молениям людей.
И на мгновенье не смолкают
Здесь песнопений голоса,
И каждый миг проистекают
Небесной силы чудеса.
И верят все, что здесь пред Богом
Предстатель чудный есть за нас,
И благодать его во многом
Все видят каждый день и час.
Его святую память ныне
Почтим молитвой от души,
Придя туда, где он в пустыне
Молился Господу в тиши.
С молитвой нашею сердечной
Предстанет он пред Богом сам,
И Царь миров, Творец Предвечный,
Дарует мир и благо нам.

Звучит запись «Молитва Сергию Радонежскому» в исполнении Игоря Гельмана.

Ученик (в костюме монаха-летописца): Я - свет, а вы не видите Меня.

Я - путь, а вы не следуете за Мной.

Я - истина, а вы не верите Мне.

Я - жизнь, а вы не ищете Меня.

Я - учитель, а вы не слушаете Меня.

Я - господь, а вы не повинуетесь Мне.

Я - ваш Бог, а вы не молитесь Мне.

Я ваш лучший друг, а вы не любите Меня.

Если вы несчастны, не вините меня.

Учитель: Ребята, если у вас возник интерес к личности преподобного Сергия, то я прошу вас познакомиться с материалом по вопросам чудес, которые совершил Сергий Радонежский.

Звучит запись «Игумен земли Русской» в исполнении Софьи Никулиной.

© 2010-2022