- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Воспитательная система Азбука личностного роста
Воспитательная система Азбука личностного роста
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шушина И.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №174»
Воспитательная система 6В класса
«Азбука личностного роста»
Классный руководитель:
Шушина Ирина Валерьевна
АКТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.
КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
-
Индивидуально - групповой.
-
Ценностно - ориентированный.
-
Функционально - деятельный.
-
Пространственно - временной.
-
Диагностико - аналитический.
Воспитать такого человека нелегко, Н.И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать».
Цели:
-
организовать жизнь коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка,
-
создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.
Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:
-
Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
-
Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
-
Создавать условия для самовыражения каждого ученика.
-
Воспитывать толерантность.
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития, формирование ценностно-смысловых компетенций, определение профессиональной ориентации. Для реализации замысла используются технологии: педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика); проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, что очень важно для самоопределения в жизни); информационно-коммуникационные (с целью развития информационной грамотности); освоение уровней владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья и осознания ценности здоровья.
Классный руководитель помогает включиться классу в различные виды совместной деятельности, решать наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Данная система разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям; и является компонентом воспитательной системы школы.
КОНЦЕПЦИЯ
В основу воспитательной системы класса положена концепция Л.В. Резкина «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы» «Всегда стремиться, всего добиться!». Воспитательная система класса построена на гуманистическом принципе воспитания.
Результат:
«Личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека»
Н. Е. Щуркова.
Этапы реализации системы:
1 этап
Прогностический (5 класс)
2 этап
Становление системы (6 класс)
3 этап
Реализация системы (7-8 классы)
4 этап
Аналитический. Подведение итогов. (9 класс)
1. Цель воспитательной работы
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
2. Задачи
- Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий
саморазвитию учащихся.
- Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика.
- Способствовать сплочению классного коллектива.
- Формировать собственную позицию жизни ученика.
- Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика.
- Формирование потребности в самообразовании.
- Сориентировать в правильном выборе будущей профессии.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.
3. Структура воспитательной системы
3.1. Модель выпускника основной школы
Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.
Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации:
умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; уметь сделать правильный выбор своей будущей профессии; овладеть основами компьютерной грамотности; знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.
3.2. Ученическое самоуправление
Принципы:
Принцип гласности
Принцип отчетности
Принцип согласованности в работе
Принцип обязательного выполнения решений
Положения работы.
Ученическое самоуправление координирует и контролирует вопросы школьной жизни класса.
Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня.
Деятельность и все решения озвучиваются и доводятся до исполнения.
3.3. Совместная деятельность с родителями
Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя
1. Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса.
2. Поддержание регулярного общения.
Вовлечение родителей в воспитательный процесс
1. Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
2. Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в четверть).
3. Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).
4. Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса.
Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса
1. Анализ учебной работы учащихся:
- анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов;
- анализ отношения к учебе;
- объективная оценка качества образования;
- собеседование с неуспевающими учащимися.
2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам:
- значение семьи в ответственные моменты жизни;
- готовность учащихся к сдаче экзамена;
- порядок аттестации основной школы.
3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика:
- информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы;
- рекомендации психолога по профориентации;
- анализ профессиональных интересов учащихся.
Девиз: «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой…»
Ребёнок - главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
Задачи:
а) проведение внеклассных мероприятий (классные часы, КТД), направленных на развитие коммуникативной культуры, творческих способностей;
б) использование воспитательных возможностей учебных занятий, родительских собраний, направленных на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, национальной культуре;
в) способствование повышению роли ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива;
г) вовлечение родителей в воспитательный процесс: КТД, родительские собрания, посещение семей, работа родительского комитета.
Сопутствующие принципы:
принцип личностно - ориентированного подхода;
принцип социальной адаптации;
принцип создания воспитывающей среды.
Цели воспитательной системы класса:
1. Идеальная цель - воспитание всесторонней, гармонично развитой личности.
2. Результативная цель - формирование Человека, обладающего этической, интеллектуальной культурой, личности с высоким творческим потенциалом.
Задачи для реализации:
а) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
б) создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
в) содействовать формированию нравственной позиции школьника.
3. Процессуальная цель - (достижение учеником желаемого образа учащегося) - содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащегося через взаимодействие детей, педагогов, окружающего социума.
Задачи:
а) проведение внеклассных мероприятий (классные часы, КТД), направленных на развитие коммуникативной культуры, творческих способностей;
б) использование воспитательных возможностей учебных занятий, родительских собраний, направленных на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, национальной культуре;
в) способствование повышению роли ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива;
г) вовлечение родителей в воспитательный процесс: КТД, родительские собрания, посещение семей, работа родительского комитета.
Прогнозируемый результат
-
Формирование нравственных понятий и норм поведения и их усвоение школьниками.
-
Творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими и умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.
-
Адекватная оценка учащимися своих возможностей.
-
Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
-
Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ.
Особенности планирования
воспитательной работы с классом
«Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника»
В.Г. Белинский.
Воспитательная работа строится на основе самостоятельной деятельности и инициативности со стороны учащихся. Подготовка к мероприятиям позволяет выявить лидеров коллектива, и организовать мероприятия с учётом индивидуальных способностей и возможностей учащихся. Поощряется инициатива учащихся в выборе форм и характера проведения внеклассных мероприятий, осуществляется подготовка воспитанников к жизни в социуме, закрепляются коммуникативные навыки.
Цель:
- создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников.
Направления деятельности:
-
«Здоровье»
Задача - формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
-
«Интеллект»
Задача - Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
-
«Общение»
Задача - формировать у учащихся культуру общения в системах «учитель- ученик», «ученик - ученик», «взрослый - ребёнок»
-
«Нравственность»
Задача - формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.
-
«Досуг»
Задача - использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.
-
«Гражданин»
Задача - Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
-
«Cемья»
Задача - Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
Формы внеклассной работы:
Тематические классные часы, конкурсы, викторины, тесты, празднование памятных дат в жизни учащихся, Дни здоровья, беседы, дискуссии.