- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Статья в газету по теме Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников
Статья в газету по теме Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузина Н.И. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Шутиловская основная общеобразовательная школа»
Подготовила
Кузина Н.И.
с.Шутилово,
2016
-Одним из ключевых направлений нашей школы является формирование и развитие ценностей здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни занимает пока не первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, поэтому важность решения этой проблемы как никогда актуальна при переходе на Федеральные Государственные Стандарты второго поколения. Если учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
-В МОУ Шутиловской ООШ имеется программа «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», являющаяся одним из блоков основной образовательной программы школы, утвержденная приказом МОУ Шутиловской ООШ от 30.08.2011г.№34/4-О, в которой спланирована здоровьесберегающая деятельность школы, в учебно-воспитательный план школы включены соответствующие разделы.
Программа поставила перед всеми участниками образовательно-воспитательного процесса МОУ Шутиловской школе цель - создание системы, объединяющей, координирующей и направляющей все ресурсы школы на укрепление здоровья и благополучие детей и подростков. Ресурсы включают содержание образования, школьную среду, школьное обслуживание, коллектив педагогов и вспомогательного персонала, школьников и их родителей, материальную базу.
Сферами деятельности программы являются учебная, досуговая, информационная, семейная, медицинская, педагогическая, культурологическая сферы. В соответствии с концепцией педагогической системы школы здоровья выделены следующие структурные блоки внутришкольного контроля:
-
соотношение теории и практики в курсе преподавания физкультуры;
-
развитие двигательной активности обучающихся на уроках физкультуры;
-
педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребёнка
-
формирование у обучающихся ЗОЖ, практическая направленность преподавания курса ОБЖ, охрана труда;
-
мониторинг уровня здоровья обучающихся, формирование ЗОЖ, реализация программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»»;
-
состояние здоровья обучающихся;
-
создание комфортной пространственной образовательной среды на основе личностно-ориентированного подхода в обучении;
-
работа с допризывной молодёжью на уроках физкультуры и ОБЖ.
-Школа имеет межведомственное сотрудничество по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, ежегодные медицинские осмотры обучающихся, проводимые фельдшером ФАПа с.Шутилово совместно со специалистами ГБУЗ НО «Первомайская ЦРБ»; ООО «ПродЛогистик» организация горячего питания и витаминизация блюд, различные спортивные мероприятия на базе МБУ ФОК «Юбилейный.
Количество педагогов, прошедших курсовую подготовку по вопросам здоровьесбережения- 1.
В школе имеется спортивная секция по волейболу (7-9 классы)-22 чел.-41% обучающихся, занимающихся в секции.
-Также имеются программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, направленные на формирование экологически целесообразного, безопасного и здорового образа жизни: творческое объединение (ТО) «ОФП» (5-9 классы), ТО «ИгРУСИЧИ» по внеурочной деятельности (1-4 классы)-100% обучающихся, занимающихся в творческих объединениях спортивно-оздоровительной направленности.
-Ежегодно в МОУ Шутиловской ООШ проводятся Дни здоровья для обучающихся совместно с родителями (раз в год).
-Проводится просветительская и методическая работа с педагогическими работниками:
- беседы, показ презентаций, видеороликов по профилактической работе и пропаганде здорового образа жизни на педагогических советах, методических советах и методических объединениях.
Мероприятия проводятся согласно плану работы школы по физкультурно-спортивно-оздоровительному направлению:
-
проведение уроков физической культуры, как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе;
-
проведение спортивных праздников, дней здоровья, организация туристических походов, экскурсий на природу, участие в ежегодном туристическом слете;
-
лектории для родителей по вопросам здорового образа жизни, вопросам воспитания и развития детей;
-
соблюдение гигиенического режима: проветривание, тепловой режим, влажная уборка;
-систематическая работа по озеленению школы, эстетический вид школьного пространства. В помощь учителям создан информационный блок: нормативно-информационные документы, методическая литература, видеофильмы, диски, раздаточный материал.
-
В здании школы функционируют две дошкольные группы, что позволяет осуществлять преемственность между всеми ступенями обучения, способствует адаптации детей в образовательной организации. До поступления детей в школу проводится диагностика готовности ребенка к обучению. На контроль берутся дети с низкой готовностью к школе. В итоге при всех различиях индивидуальных особенностей дети достигают более однородного стартового уровня перед школой, и, следовательно, у них с меньшим напряжением для здоровья проходит переориентация организма на новые условия жизни.
В 2012 году отремонтирован фасад школьного здания, поставлены стеклопакеты, что способствовало улучшению эстетического вида школьного пространства.
Имеются поле для футбола, волейбольная и баскетбольная площадки. Для организации спортивно-оздоровительной и оборонно-спортивной работы имеется весь необходимый спортивный инвентарь.
Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся является организация горячего питания. Для питания школьников имеется столовая на 100 посадочных мест, полностью укомплектованная необходимым оборудованием кухня. Для обучающихся школы предусмотрено одноразовое горячее питание (горячий завтрак) в 11.40ч. и продажа буфетной продукции в 13.40ч. Охват горячим питанием в 2014-2015 учебном году достиг -100%.
Наличие школьного транспорта ПАЗ гос. № В437СЕ 152 позволяет активно участвовать во всех спортивных соревнованиях муниципального уровня, пользоваться услугами МБУ ФОКа «Юбилейный» городского округа г.Первомайск.
Важным гигиеническим требованием к условиям обучения является сменность занятий. Занятия проводятся в одну смену, что создаёт условия для рациональной организации режима дня. Гигиенические требования к инфраструктуре школы обеспечиваются системами отопления, вентиляции, наличием водопровода, канализации.
-В школе имеется план по профилактике употребления психоактивных веществ
- Педагогические работники курсовой подготовки по профилактике употребления психоактивных веществ не имеют.
- В школе проводится мониторинг по здоровьесбережению. Уже в первый класс часть детей приходит с отклонениями в состоянии здоровья. В результате многолетнего мониторинга за состоянием здоровья детей учителя начальных классов выявили, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается, а число детей, с нервно-психическими расстройствами, нарушениями осанки, зрения увеличивается. Отрицательно влияют условия обучения, учебная нагрузка, особенности взаимоотношений « ученик- учитель».
Приоритетным направлением в деятельности учителей начальной школы стала системная работа с обучающимися на первой ступени обучения по созданию здоровьесберегающей среды в классе; использование в учебном и воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. Применение здоровьесберегающих технологий в практике учителей нашей школы выражается через привитие навыков здорового образа жизни.
В результате целенаправленной работы всех участников педагогического процесса удалось добиться фиксированного результата сохранения здоровья обучающихся, повышение посещаемости, создание мотивации к здоровому образу жизни обучающихся и родителей. В 2014-2015 учебном году количество пропущенных по болезни уроков на одного обучающегося уменьшилось, этот показатель составил 18%. А если дети мало пропускают, то они лучше учатся, если почти не болеют, значит, лучше усваивают учебный материал, значит, с удовольствием ходят в школу.
Проведённый на начало 2014 года в школе мониторинг обучающихся по группам здоровья выявил следующее: первая группа - 5 чел-10%, вторая - 46 чел.-85%, спецмедгруппа - 3 чел-5%.
Педагогическая система школы содействует здоровью обучающихся посредством наполнения образовательной среды следующими здоровьесберегающими формами:
- третий час физической культуры, проведение соревнований, спортивных праздников, дней здоровья, показательных конкурсов, мероприятий, ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, подвижные перемены;
- охват спортивными секциями и кружками составляет 100% обучающихся.
Уроки физической культуры 1-4 классов проводятся в соответствии с ФГОС НОО. Учитель физической культуры обучает своих воспитанников умению правильно реагировать на нагрузку, восстанавливать ресурсы своего организма, снимать стрессовые ситуации за счёт внутренних резервов, применяет дифференцированный подход к обучению обучающихся разных групп здоровья.
В школе велся контроль по развитию физической силы обучающихся, усилен контроль за подготовкой выполнения обучающимися массовых спортивных упражнений. На конец учебного года нормативы сдали все обучающиеся.
В этом году обучающиеся школы приняли участие в муниципальных соревнованиях и соревнованиях школьного уровня по различным видам спорта - лыжи, легкая атлетика, пионербол, баскетбол, гимнастика, настольный теннис, мини-футбол, волейбол, зимнее многоборье, туризм.
Внеурочные занятия включают в себя работу спортивных секций и кружков, туристические слеты, участие в муниципальных соревнованиях «Мальчишник», «Нижегородская школа безопасности - Зарница» в этом году- 2 место. Спортивно-оздоровительная работа продолжается и в летнее время в рамках работы оздоровительного лагеря «Родничок».
В школе разработан цикл внеурочных мероприятий, которые являются составной частью системы воспитания здоровья и здорового образа жизни. Мероприятия организованы с позиций сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья близких, окружающих людей.
В ходе проведения этих мероприятий у обучающихся формируется активная жизненная позиция в отношении сохранения, совершенствования, укрепления своего здоровья.
Так, в традиционно проводимой акции среди учащихся 7-9 классов, посвященной Всемирному Дню борьбы со СПИДом, решаются задачи профилактики наркомании, алкоголизма, просветительской деятельности, пропаганде здорового образа жизни.
В школе на достаточном уровне проводится спортивно-оздоровительная работа, имеется результативность: являемся постоянными участниками, призерами, победителями «Президентские состязания», «Президентские игры», «Кросс нации», «Открытие лыжного сезона», ежегодный «Легкоатлетический пробег к 9 Мая».
В целом, в МОУ Шутиловской ООШ созданы достаточно комфортные условия обучения и воспитания.
Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Эта проблема сегодня уже имеет решение. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье через образование.
Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий - одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
Исполнитель:
Зам. директора по ВР
Н.И.Кузина,