Исследовательская работа в рамках месячника по патриотической работе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Месячник патриотической работы

«В единстве наша сила», приуроченный ко Дню народного единства






Поисково-исследовательская работа

«Пётр I в Воронежском крае»



Выполнила учащаяся 10 класса

МКОУ Михайловской средней

общеобразовательной школы

Кантемировского района

Воронежской области

Легкобыт Анжелика Александровна

Руководитель:

Гладуш Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы


Ноябрь, 2014

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3

1. Причины и предпосылки создания флота в Воронеже…………………………5

2. Строительство кораблей………………………………………………………….7

3. Развитие Воронежского края при Петре I……………………………………...13

4. Значение петровских преобразований………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………….17







Введение

История Воронежского края, как и история России, неразрывно связана с именем великого преобразователя и реформатора Петра I. «Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро», - утверждал русский литератор А.Н. Радищев, говоря о значении XVIII века для русской истории. И он оказался прав. Россия во времена правления Петра I вышла на международную арену, заняла место в ряду крупнейших мировых держав.

При нём впервые были созданы регулярная армия и флот, которые помогли решить важную внешнеполитическую задачу - добиться выхода в Азовское, Балтийское моря и стать великой морской державой. Также была изменена система государственного управления (это поставило Россию в ряд передовых держав). Пётр I провёл важные экономические преобразования, усовершенствовал систему местного управления.

Становление и развитие Воронежа и Воронежского края конца XVII- первой четверти XVIII века тесно связано с именем Петра I как государственного деятеля, дипломата, военного полководца и кораблестроителя. Одно из самых важных преобразований - создание флота - началось с Воронежского края, его по праву считают колыбелью российского флота. Воронеж при Петре I стал важнейшим административным, политическим, культурным центром на юге России.

Значение деятельности Петра I на территории нашего края интересовало не одно поколение. Этот вопрос не утратил своего первостепенного значения и в наши дни. Актуальность и обоснованность его состоит в том, что современный облик Воронежа и Воронежского края - это и результат тех достижений, которые стали возможными благодаря заслугам Петра I. Попытаемся проследить связь петровских преобразований с изменениями, происходящими в Воронежском крае и показать его роль в превращении России в передовую державу.

Целью работы является: изучить вклад Петра I в преобразовании Воронежа и Воронежского края в конце XVII- первой четверти XVIII века.

Наша задача состоит в том, чтобы расширить представления о деятельности Петра I на территории Воронежа и Воронежского края; выявить особенности социально-экономической, политической и культурной жизни Воронежского края в годы правления Петра I; показать значимость преобразований Петра на Воронежской земле для всего государства.

Объект исследования - преобразования на территории Воронежа и Воронежского края, связанные с именем Петра I.

Предмет исследования - история Воронежского края в годы царствования Петра I.

Данная работа состоит из вводной и заключительной статей, из четырёх глав.





1. Причины и предпосылки создания флота в Воронеже

Подъём социально-экономической, политической и культурной жизни Воронежского края в конце XVII - первой половине XVIII был вызван оживлением внешнеполитической деятельности России на юге. Окрепшее к этому времени Российское государство начало открытую борьбу с Турцией и Крымским ханством. Намерение Петра I завоевать выход в Азовское и Чёрное моря было первым серьёзным шагом молодого государя в области внешней политики. Россия была огромной континентальной державой, её южные рубежи тянулись к Азовскому и Чёрному морям, юго-восточные - к Каспийскому, северо-западные - к Балтийскому. Однако выхода ни в одно из этих морей в конце XVII века Россия не имела. Отсутствие удобных и устойчивых границ вошло в противоречие с задачами российского государства, стремившегося в это время к активной деятельности на международной арене, тесным связям с европейскими странами.

Походы на Крым предпринимались не раз, но все они заканчивались неудачно: русским войскам постоянно приходилось двигаться по степи, которая подвергалась нападениям татарской конницы. В марте 1695 года 150-тысячное войско двинулось на юг. На этот раз было решено нанести удар не по Крымским татарам, а по Азову. Главное состояло в том, что войска получали возможность двигаться не по безлюдной и безводной степи, а по реке Дон, вдоль которой стояли поселения донских казаков. Но и на этот раз штурм крепости не принёс желаемых результатов. Разобщённость действий генералов, недостаточная подготовка к походу, огромная потеря русских солдат сказались на бессмысленной осаде Азова. Но самое главное - Россия не могла блокировать Азов со стороны моря.

Неудачная Азовская кампания 1695 года показала, что ключ к морю - крепость Азов в устье Дона - можно было взять лишь объединёнными усилиями сухопутных и морских сил. Стало ясно, что блокировать Азов, не имея флота, невозможно.

Неудача первого азовского похода ясно показала необходимость создания российского флота. И эту задачу реформатор-преобразователь решил начать со строительства речных и морских судов в Воронеже. Для развития судостроения Воронежский край имел все необходимые условия:

• прежде всего, строительству кораблей способствовало наличие вековых лесов - «естественных кладовых» строительных материалов. В 1694 году Пётр приезжал в Воронеж и пришёл в восторг от обилия вековых лесов, годных для постройки кораблей;

• не последнюю роль в выборе воронежского края в качестве территории для строительства флота сыграло также наличие здесь удобных речных путей - Дона, являющегося прямой дорогой от Воронежа до Азова, а также его притоков: Воронеж, Ведуга, Потудань, Тихая сосна, Битюг, Икорец, Хопёр;

• река Воронеж впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной судоходностью, можно было сплавлять лес;

• кроме того, население края издавна занималось постройкой речных судов и могло выделить из своей среды знающих работных людей;

• наличие развитого сельскохозяйственного производства позволяло обеспечить продовольствием работных людей и матросов;

• быстро развивавшееся мануфактурное производство могло снабжать судостроительную промышленность металлическими изделиями, в том числе инструментами, а также давало возможность вооружить суда артиллерийскими орудиями;

• вблизи находилась липецкая железная руда.

Все эти условия были правильно оценены и использованы Петром I при выполнении важной государственной задачи - создании азовского флота.






2. Строительство кораблей

В конце февраля 1696 года Пётр I приезжает в Воронеж и начинает бурную деятельность по созданию русского флота. В книге Загоровского отмечено:

« Ко времени приезда Петра в Воронеж здесь уже было собрано несколько тысяч «работных людей» из окрестных городов и уездов. Они возили необходимый для кораблестроения лес, тесали брёвна, брусья, доски, варили смолу, работали в кузнецах. К весне намечено было построить 2 больших корабля (галиота), собрать из привезённых из Москвы частей 24 галеры и 4 брандера (небольшие морские суда, предназначенные для поджога неприятельских кораблей), построить несколько сот различных транспортных судов» [2,с.26].

Из документов видно, что приезд Петра I в Воронеж дал мощный толчок к ускорению кораблестроительных работ. С первых же дней царь принял активное участие в корабельном строительстве, в подготовке соответствующих припасов. Он лично осмотрел место на правом берегу реки, где решено было собирать галеры. Адмиралом будущего воронежского флота был назначен генерал Франц Лефорт.

«Бурная деятельность молодого царя уже в середине марта стала приносить плоды. В Воронеж на санях доставляются составные части разобранных галер, идёт их сборка. 23 марта со своим корпусом пришёл генерал Патрик Гордон - личный друг Петра. Уже на следующий день Петр повёл генерала осматривать строящиеся галеры» [2,с.27].

Петр I лично работал над постройкой кораблей, занимался их оснащением и комплектованием экипажей. Жил царь в доме подьячего Игната Моторина. Работы велись на правом берегу реки, около Успенского монастыря. В конце марта в Воронеж приехал воевода А.С. Шеин, назначенный главнокомандующим. Фактически же всем руководил сам Петр. В течение апреля в Воронеж стягивались русские войска, прибывали иностранцы: инженеры-кораблестроители и офицеры. Основную часть работных людей на верфи в Воронеже составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов Белгородского разряда - всего около 27 тысяч человек.

«Непосредственными строителями воронежских кораблей были «работные люди». Они выполняли самую тяжёлую работу: вырубали и возили лес к строительным площадкам, производили погрузочно-разгрузочные, земляные и другие подсобные работы» [3,с.75].

Другую группу строителей воронежских кораблей составляли плотники, кузнецы, канатчики, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения. Это были «мастеровые люди» - как наёмные, так и крепостные.

Значительную роль, особенно на первых порах, при строительстве кораблей на воронежской земле играли иностранные мастера. Петр I ценил их теоретические знания и практический опыт. Среди иностранных мастеров, работавших в Воронежском крае в конце XVII - первой половине XVIII века особенно выделялись голландец Крюйс и англичанин Най.

Оценивая собственную роль в строительстве кораблей и подготовке похода, Петр I писал Т.Н. Стрешневу из Воронежа 6 марта 1969 года: «в поте лица своего едим хлеб свой» [2,с.31].

С 1696 года воронежское кораблестроение беспрерывно продолжалось до 1711 года. Кроме Воронежской вскоре появились другие верфи в нашем крае - в Рамони, Ступине, у села Таировка, у города Павловска при устье реки Осереди. Интересные названия давались кораблям, построенным на воронежской земле: «Шпага», «Дикий бык», «Старый орёл», «Северный медведь», «Близко не подходи». Был и 62-пушечный корабль «Воронеж».

Пётр I строго следил за тем, чтобы строящиеся корабли были крепкими и надёжными, но также за тем, чтобы русские дворяне, обучавшиеся корабельному делу, были настоящими специалистами. Весной 1699 года состоялся необычный экзамен. Пётр I лично экзаменовал молодых русских дворян, только что приехавших из-за границы, где они учились строить и водить корабли. Экзамен был строгим. Пётр I требовал не только теоретических знаний, смотрел, как дворяне умеют управлять и маневрировать кораблями. Большинство экзаменующих с заданием не справилось. В результате из 72 человек экзамен выдержали только четверо.

Второго апреля 1696 года после специального богослужения в Успенской церкви на воду был спущен первый воронежский корабль-галера «Принципиум», затем «Святой Марк» и «Святой Матвей»; 26 апреля - многопушечный галеас «Апостол Пётр». К Азовскому походу 1696 года также была подготовлена сухопутная армия численностью 75 тысяч человек, в состав которой входили и жители Воронежского края.

Первыми к Азову двинулись сухопутные войска. Вслед за ними, в конце апреля - начале мая в поход выступил «морской караван». Пётр I плыл на галере «Принципиум» в звании «командора». Прежде чем начать осаду Азова, Пётр I решить закрыть своими судами доступ к крепости с моря и тем самым создать благоприятные условия для захвата города.

18 июля Азов был занят русскими. Вскоре Азов был сильно укреплён и превращён в русский город.

Известный украинский и русский историк Н.И. Костомаров писал: «Второй Азовский поход и воронежский корабли в ходе его положили начало превращению России из континентальной в морскую, активно ведущую себя на международной арене державу. Были созданы необходимые военно-политические и географические условия для рождения русского военного регулярного флота. Россия добилась первой, после длительного перерыва, морской победы над серьёзным противником и собиралась непременно развить свой успех дальше. Но удержать Азов можно было, имея крепкое постоянное войско и флот» [1,с.39].

20 октября 1696 года Пётр I слушал предложение Боярской думы, касающиеся завоёванной крепости Азова. На заседании Думы было оглашено решение: «Морским судам быть»! Постоянный Азовский флот было «приговорено» построить к апрелю 1698 года. Он должен был состоять из 40 или более судов. Предполагалось, что строить первый регулярный военный флот будет вся Россия. Но центром создания Азовского флота был объявлен Воронеж и близлежащие к нему уезды.

Ведущую роль в создании Азовского флота вплоть до 1700 года выполняло также и кумпанское строительство. Кумпанства (кампании) - это объединения, прежде всего, землевладельцев для совместного строительства, в данном случае военных морских судов для азовского флота. Кумпанства должны были обеспечить кораблестроение финансами, рабочей силой, строительными материалами. Государственная власть, кроме отвода лесов, предоставляла кумпанствам иностранных мастеров и специалистов, инструктировала по ходу работ. Строительные площадки в пределах Воронежского края для создания кораблей кумпанствам разрешалось выбирать самим. Так Гостиное кумпанство избрало для строительства своих кораблей берег реки Воронеж. На строительных площадках Ступинской верфи было построено 10 кораблей. На Рамонской верфи строились корабли кумпанства Т.Н. Стрешнева, Б.П. Шереметева, В.Ф. Долгорукова. В устье Хопра - Б.А. Голицына, М.Б. Милославского.

Сначала дело кумпанского судостроения шло успешно. К весне 1698 года все требуемые суда были построены. Только некоторые корабли Пётр велел переделать. Постепенно Пётр I приходил к мысли о малой эффективности кумпанского метода строительства. «В апреле 1700 года царь издал указ, по которому «кумпанские корабли со всеми корабельными припасами против старых и новых росписей всех кумпанств принять в Адмиралтейский приказ» [6] .

Кумпанства были упразднены. Вместо них был введён единый государственный налог «на починку тех кораблей и на покупку всяких корабельных припасов, и на дачу плотникам и кузнецам, разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег» [6].

Поручив строить Азовский флот кумпанствам, правительство Петра I и само строило корабли. После ликвидации кумпанств государственный метод строительств кораблей стал ведущим.

В Воронеже главным органом государственного кораблестроения стал «Государев (или разрядный) шатёр». Первый раз «Государев шатёр» упоминается в документах весной 1696 года. Тогда он находился у пристани на дворе воронежского подьячего Ивана Моторина, где первое время жил Петр. Сначала для строительств кораблей в Воронеж из Разрядного приказа были присланы московские дворяне: А.И. Грамотин, И.С. Зиновьев, П.Ф. Бохин. В начале 1698 года были заменены воронежскими подьячими, контроль за которыми осуществлял воронежский воевода Д.В. Полонский. Воронежским кораблестроением непосредственно занимались воронежские дворяне: А.Т. Михнев, А.П. Веневитинов и И.Е. Лосев. Основные вопросы воронежского кораблестроения находились в ведении А.П. Протасьева. «Пётр I велел ему построить в Воронеже Адмиралтейский двор «для поклажи всяких запасов и строительных материалов для 6 государственных кораблей и 20 бригантин» [3,с.76]. К августу 1698 года Адмиралтейский двор в Воронеже был построен.

Государственные корабли строились на самой крупной верфи воронежского края, которая находилась в черте современного Воронежа на правом берегу реки. Всего в Петровскую эпоху на Воронежской верфи было построено и спущено на воду 118 военных судов. В 1697-1700 годах здесь планировалось построить только государственных 6 кораблей и 20 бригантин. Именно на Воронежской верфи чаще всего работал Пётр I: строил, конопатил и мазал суда. 30 ноября 1698 года Пётр I лично заложил первый российский линейный корабль «Гото Предистинация», оснащённый 58 пушками.

В книге Загоровского отмечено: «Вспоминая о далёком и славном прошлом нашего края, нужно не забывать, что славу и могущество России приносили, прежде всего, простые русские люди. Нелегко им приходилось создавать флот. Не хватало еды, ужасными были жилищные условия. Многие крестьяне и служилые люди заболевали и умирали, а царь и дворяне, не обращали на это никакого внимания. Беглых ловили, избивали палками и кнутами» [2,с.32]. Но, несмотря на всё это, Воронежское кораблестроение дало огромные результаты для всего государства в целом.

В феврале 1709 года Петр в очередной раз приехал в Воронеж. Два месяца участвовал в спуске кораблей на воду, работал на верфи, изучал книги по военному делу. В это тревожное время (война со шведами) Петр очень беспокоился за судьбу воронежских кораблей. Чтобы избежать затруднений при проводке кораблей от Воронежа до Азовского моря, царь решил создать новые верфи: на реке Осереди (приток Дона) для малых и средних судов и в Троицком для крупных судов. В это время царь был поглощён подготовкой сражения со шведами, поэтому вопросы кораблестроения остались на время в стороне от его внимания.

Воронеж как корабельная верфь к этому времени утратил своё значение. В 1715 году крепость Осеред в честь святого апостола Павла стала называться Павловской. К сожалению, строить корабли на Осередской верфи так и не удалось.

Строительство кораблей в Воронежском крае велось и позже, после смерти Петра I . В 30-е годы XVIII века, например, здесь строились 44-пушечные суда-прамы. Воронежские прамы сыграли большую роль в победе России в русско-турецкой войне 1735-1739 годов.

















3. Развитие Воронежского края при Петре I

Строительство Азовского флота на воронежских верфях оказало большое влияние на развитие Воронежа и всего Воронежского края. Рост населения вызвал дополнительную потребность в хлебе, а это способствовало расширению посевов сельскохозяйственных культур. Увеличился спрос на металлические изделия, обработанную древесину, смолу, канаты и паруса. В результате возникли лесопильные, кожевенные заводы, смоловарни и кузницы, парусные и канатные предприятия. В это время в Воронеже была местная сырьевая база, и предприятия могли на неё опираться. Сельское хозяйство давало для производства пеньку, шерсть, крупный скот - кожу. Их продукция обувала и одевала солдат и матросов, обслуживала другие нужды государства. «Военно-государственные нужды в металлических изделиях удовлетворяли липецкие железоделательные заводы. При Петре их было три: Боринский на реке Белый колодец, притоке Воронежа (его называли романовский), Кузьминский и Липецкий» [4,с.77].

Петровская эпоха ознаменовалась качественными сдвигами в развитии промышленности нашего края. Именно к этому времени относится возникновение крупных предприятий - мануфактур. Их появление и функционирование находились в экономической и производственно-технической связи с сельским хозяйством края, а также с нуждами кораблестроения, армии.

Так, на плодородных землях по берегам Воронежа и Дона издавна выращивались рожь, ячмень, хмель, из которых местное население изготовляло хмельные напитки разных сортов. Значительное увеличение населения и войск привело к повышению спроса на продукцию. Неудивительно, что в целом ряде городов Воронежского края за короткий срок возникли винокуренные заводы: в Воронеже, Орлове, Усерде, Коротояке и Острогожске.

На сельскохозяйственной основе развивалось также суконное и кожевенное производства. Наличие дешёвого местного сырья и производственных навыков у жителей края благоприятствовало возникновению суконных и кожевенных мануфактур.

Большое значение для экономики края имели появившееся на рубеже веков металлургические и металлообрабатывающие заводы: Романовский, владельцы дьяк К. Борин и торговый человек Н.Аристов. Вскоре были построены Липецкий и Кузминский заводы. На этих заводах изготовлялись самые разнообразные предметы: полосовое железо, якоря, пушки, ружья, гвозди, ножи, топоры, котлы, кирки, косы. Главными потребителями этой продукции были Воронежская верфь, Азовский флот и гарнизоны южных городов.

Кроме этого, в истории хозяйственного освоения обширных русских земель, оказавшихся за белгородской чертой, начинается новый этап. Русские люди и украинцы селятся впереди черты. В районе бывших воронежских земель возникают новые сёла и деревни.

Земли, расположенные к югу от реки Тихая Сосна и Битюг с середины 90-х годов захватываются острогожскими помещиками. Острогожский уезд превращается в район крупного помещичьего землевладения, район Прибитюжья становится народной вольницей. К 1710 году в Битюцкой дворцовой волости насчитывалось 15 сёл: Бобров, Коршево, Щучье, Чигла, Анна, Курлак, Шестаково, Тишанка и другие. Административным центром битюцких сёл был Бобров, в котором находилась съезжая изба во главе с управителем.

«Основной административно-территориальной единицей России со второй половины XVI века был уезд. На губернии Российское государство впервые было поделено в ходе территориально-административной реформы Петра I. Территория Воронежского края вошла в состав обширной Азовской губернии. В 1710 году Турция объявила войну России. Поход русской армии 1711 года закончился поражением России и подписанием Прутского мирного договора, согласно которому Россия возвращала Турции Азов и ликвидировала крепости на Азовском море. Губернская канцелярия, находившаяся в то время в Тамбове, в 1715 году была переведена в Воронеж, а после смерти Петра I в 1725 году в ходе очередной реформы Азовская губерния переименована по названию своего центра в Воронежскую» [4,с.77]. Тогда она была очень большая и включала в себя ряд уездов.

4. Значение петровских преобразований

Приведённые выше факты позволяют прийти к выводу о том, что развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII века было достаточно успешным. Самым главным достоянием этого времени является возникновение и развитие местной промышленности, способной в короткие сроки удовлетворить потребности государства в предметах промышленного государства. Решающие влияние на развитие экономики края оказало кораблестроение на воронежских верфях, создание флота, требовавшего обеспечения работной силы. Появление мануфактур, развитие торговли, изменения в хозяйственной деятельности - всё это свидетельствует о росте экономики и политической жизни края, неразрывно связанной с именем Петра I. Благодаря деятельности Петра I Воронеж и Воронежский край вышел в число первых уездов на территории государства, стал важнейшим центром на юге страны. Изменился внешний облик Воронежа, уклад жизни людей. По инициативе Петра I в 1703 году в Воронеже была открыта школа - первое в истории города и края учебное заведение, предназначенное для подготовки будущих младших офицеров.

В ознаменование всех этих заслуг, в знак уважения и благодарности Петру I в Воронеже созданы и бережно охраняются памятники искусства. Первый памятник монументальной скульптуры в Воронеже был открыт в 1860 году в центре города в Петровском сквере и по своим художественным достоинствам не уступал памятникам Петербурга. Авторы памятника - архитектор А.А. Кюи и скульптор А.Е. Шварц. В 1942 году памятник был уничтожен фашистами. Современный памятник Петру в Воронеже построен по проекту московского скульптора Н.П. Гаврилова. Он был открыт 10 января 1956 года в Петровском сквере, созданном в честь заслуг перед великим царём. Расположен он в центре Воронежа, у пересечения улицы Степана Разина и проспекта Революции. Это излюбленное место воронежцев.

Адмиралтейская площадь также занимает одно из достойных мест в городе. Эта мемориальная площадь торжественно открыта 7 сентября 1996 года, в День города, когда Воронеж праздновал 300-летие российского военного флота. Она расположена на Петровской набережной, возле Успенской церкви. В память о строительстве флота здесь установлена ростральная колонна, где высечена история в датах и именах. Оформление площади выполнено по проекту, разработанному архитектором А.И. Ан в творческой мастерской главного художника города A.M. Яновского.

«Молчаливым свидетелем» деятельности Петра в Воронеже является Успенская церковь на набережной Воронежского водохранилища, которая во времена Петра была упразднена в связи с начавшимся кораблестроением и переименована в Адмиралтейскую. Дошедший до нас каменный с пятью главами Успенский храм был построен после 1703 года. Сейчас это памятник искусства и культуры, охраняется законом.

Есть в Воронеже ещё один памятник Петру. Он находится в музее истории Воронежского аграрного университета (ранее ВСХИ). Это оплечный бюст Петра I. До октябрьской революции 1917 года институт носил имя императора Петра великого. Бюст Петра стоял на колонне над входом в главный корпус. В 1930-е годы бюст сбросили, а институт переименовали. В конце XX века с найденного в земле бюста изготовили гипсовую копию, которую поместили в музей.

12 июня 1996 года в честь императора на Петровском острове был установлен православный поклонный крест, сделанный из дуба. Участники этого торжественного события перед этим посетили Петровский сквер, Петровский кафедральный собор и Адмиралтейскую церковь, в которой был отслужен молебен во славу российского императора. В этом же году Воронеж стал свидетелем торжеств, посвящённых 300-летию военно-морского флота России, неразрывно связанного с Петром Великим.

И ещё один памятник Петру I находится в Воронеже - Домик на Манежной, олицетворяющий деятельность рефоматора-преобразователя.

Столетия идут, а Пётр I и его деятельность живут в памяти благодарных воронежцев.

Заключение

На основе вышеуказанного и изученного материала по теме исследовательской работы «Пётр I в Воронежском крае» необходимо сделать вывод о том, что Воронеж при Петре I интенсивно развивается, становится важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Воронеж по праву называют колыбелью русского флота. Именно здесь были заложены кораблестроительные верфи, активно велось кумпанское и государственное строительство кораблей, спущены на воду первые военные морские корабли. Созданный в Воронеже флот позволил осуществить выход в море и завоевать крепость Азов.

Проработав над множеством материала, удалось выявить причины построения русского флота на Воронежской земле, изучить этапы развития русского военного кораблестроения, роль кумпанств в построении кораблей, значимость деятельности Петра I для экономического, хозяйственного, политического, культурного развития Воронежского края и всего государства в целом.

Анализ изученных статей позволил осознать значимость и определить важность изучения деятельности Петра Великого в Воронеже и Воронежском крае.

В заключении хотелось бы отметить следующее: «Великий А.С. Пушкин наиболее чётко угадал и понял суть того времени и роли Петра в нашей истории. Для него, с одной стороны, Пётр - гениальный полководец и политик, с другой - «нетерпеливый помещик», чьи указы «писаны кнутом» [3,с.144].

«К концу царствования Петра работали около сотни заводов и фабрик, Россия стала вывозить промышленные товары, были открыты многие учебные заведения, появились театры, оборудовались типографии, печатались книги» [5,с.454]. Эти российские преобразования в большей мере связаны с теми, которые произошли на территории Воронежского края во время деятельности великого Петра I.


© 2010-2022