Методическое пособие Формирование гражданина России через изучение малой Родины

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Костенеевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан











П.Н. Акаев

Ф.К. Акаева



Формирование гражданина общества через историю изучения малой Родины

























Елабужский район

2014 год



Акаев Павел Николаевич, учитель истории, МБОУ «Костенеевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, первая квалификационная категория

Акаева Флуза Каримовна, учитель английского языка, МБОУ «Костенеевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, высшая квалификационная категория

Аннотация

На конкурсный материал: «Формирование гражданина общества через историю изучения малой Родины»

Не секрет, что в настоящее время происходит падение интереса учащихся к изучению истории, а в связи с глобализацией современного мира происходит маргинализация общества даже в сельской местности. Население утрачивает корни, не знает прошлого своей страны, малой Родины, своей семьи.

Данная программа имеет цель - помочь учащимся самоутвердиться как гражданин общества, как личность, индивидуальность.

Задачами курса являются:

1.Изучение истории своей семьи, своего генеалогического древа.

2.Организация поиска исторической информации на территории села: опрос старожилов, сбор предметов старины, прежде всего печатного материала, поиск данных в исторических источниках и документах, работа в архивах.

3. Систематизация полученного материала, его научный анализ.

4.Популяризация полученных знаний.



Данный курс рассчитан для учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы, при реализации которого учитывались индивидуальные и возрастные особенности восприятия учащихся. В основу требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по этому курсу заложены принципы классического экзистенциализма, где учащийся сам является создателем и субъектом собственного опыта.

В процессе работы у учащихся формируются следующие общеучебные умения:

1. Работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе)

2. Навыки общения с людьми, прежде всего пожилыми. Способность к ведению продуктивного диалога и полилога.

3. Умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, аргументировать свою мысль.

  1. Пользоваться письменными источниками, документами, в том числе не адаптированными для данного возраста, умение анализировать их.


Курс апробирован, собран материал по истории малой Родины, составлены генеалогические древа и изучены семьи жителей села, имеются архивные материалы - метрические книги, учащиеся знают каждого ветерана войны и тыла, оказывают им посильную помощь, под шефством школы все памятники павшим воинам на территории сельского поселения.

Содержательная часть

Цель: помочь учащимся самоутвердиться как гражданин общества, как личность, индивидуальность.

Задачи:

  1. Повышение познавательной активности учащихся.

  2. Изучение истории своей семьи, своего генеалогического древа.



  1. Организация поиска исторической информации на территории села: опрос старожилов, сбор предметов старины, прежде всего печатного материала, поиск данных в исторических источниках и документах, работа в архивах.



  1. Систематизация полученного материала, его научный анализ.



  1. Популяризация полученных знаний.

Одной из наиболее глубинных потребностей человека является потребность связи с окружающим миром, с обществом. Человек с момента своего рождения помещен в общество, он «рожден для общежития и создан жить в обществе себе подобных» (А.Н. Радищев). Жизнь человека в пространстве отношений между людьми в условиях стремительно происходящих социальных преобразований исключительно сложна. Проблемы, связанные с построением гражданского общества, с нарастающим коммуникационным единством мира, которое далеко не всегда приводит к согласованию интересов людей и взаимопроникновению ценностей, транслируемых обществом, порождают утрату социальных ориентиров, комплекс «гражданской неполноценности». Современному человеку не всегда удается утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность.

Несмотря на то, что миры различных людей, озабоченных сохранением своей суверенности, расходятся между собой, человек не может жить без сотрудничества с другими людьми. «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-нибудь системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполнят сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности, а значит, и жизнь» (Э. Фромм). Способность человека «жить» в большей мере обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является.
В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности молодежи.

В связи с глобализацией современного мира происходит маргинализация общества даже в сельской местности. Население утрачивает корни, не знает прошлого своей страны, малой Родины, своей семьи.

В основу разработки формирования гражданской идентичности школьников заложена идея единения граждан общества, которые, различаясь по своим нравственным взглядам, ценностям, оценкам, по пониманию социальных изменений, не теряют связи с Отечеством, с традициями, соотносят себя с гражданской общностью, испытывая чувство гордости за свою Родину.

Направления, формы, способы, приёмы:

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и тому подобное, привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практики мировой истории. В демократическом российском обществе не надо изобретать какие-то новые ценности, а нужно переосмыслить, переоценить имеющиеся. Поэтому в разработке использован аксиологический подход, в центре которого находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, что важно знать не только то, что объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

В центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. При работе с учащимися реализуется деятельностный подход, который предполагает совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности.

Реализован в разработке позиционный метод. Учащиеся, добывая совместно со взрослыми новые знания о своей малой Родине, о своей семье, о своих предках, не только адекватно воспринимают действительность, но и учатся целенаправленно изменять ее в нужном им направлении, что и является основанием для построения новых видов деятельности, дают возможность создавать новые технологии, с помощью которых эта деятельность может неоднократно воспроизводиться и тем самым широко распространяться.

Важен правильный выбор учителем форм обучения, построение индивидуальной образовательной траектории для отдельных учеников: (предложение заданий, различающихся по сложности, объёму и другим параметрам), выбор форм выполнения заданий, вариантов взаимодействия со сверстниками в ходе учебной деятельности. Целесообразно использовать индивидуальный пакет заданий, индивидуальное сопровождение.

Несмотря на высокую значимость новых методов и способов обучения, не следует отказываться от старых, традиционных, проверенных опытом. Нельзя руководствоваться принципом «Новое - значит лучшее», пока не будет реальных результатов. Уместнее применить здесь другое высказывание: «Старый друг лучше новых двух».

При работе над разработкой учитывалось природосообразность учащихся. Процесс обучения должен происходить в соответствии с природой ребят, их здоровьем, психической конституцией, способностями, склонностями, интересами, задатками, индивидуальными и возрастными особенностями восприятия для изучения материала на определённом уровне развития.

Проблемы:

С формированием новых условий жизнедеятельности человека в постиндустриальном обществе открытого информационного пространства, информационной «перегрузки» личности данная разработка предназначена для работы в едином информационном социокультурном пространстве.
Из-за огромной скорости изменений в открытом информационном пространстве, доступные сегодня базы данных завтра могут утратить свою актуальность, стать ненужными; стабильность в мире информации весьма относительна. Часто именно эта неустойчивость, динамичность системы информации в мире новых информационных технологий и привлекает молодежь и подростков. Тем важнее предложить модель, которая позволит подросткам и молодежи адаптироваться в открытом информационном пространстве, разработать стратегии информационного обмена, не противоречащие национально-культурным традициям, помочь осознать и освоить мир патриотических ценностей через собственный выбор - как источников информации, так и практической (творческой) деятельности.
Важным свойством открытой информационной среды является ее интерактивность (наличие обратной связи, фактора «свободного выбора информационной траектории»), что зачастую создает у подростков и молодежи иллюзию «объективности» информации, получаемой из различных информационных источников. Именно поэтому формирование информационной культуры, критического мышления, умения анализировать и интерпретировать получаемую информацию - одна из задач в реализации данной разработки. Пребывание в мире «электронного общения» чрезвычайно значимо для сегодняшнего молодого поколения. И здесь равно важно как предоставить информацию, восприятие которой должно помогать процессу патриотического воспитания (на официальных сайтах, в СМИ), так и дать повод для самостоятельного мышления, проверки неточной информации, отрицания любых форм агрессии, проявления нетерпимости по отношению к людям других национальностей и т.п.

Результаты:

В основу требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по этой программе заложены принципы классического экзистенциализма - учащийся есть создатель и субъект собственного опыта. Ограничение или отсутствие автономии учащихся противоречит новой парадигме образования. Современная жизнь требует от молодых людей способности и готовности к решению различных проблем. Данный курс предполагает обучение детей видению себя со стороны, способствует самокритичному оцениванию по жестким параметрам, формирует заинтересованность в результатах работы.

Каждый отдельно взятый ученик, пройдя курс по данной программе



  1. Изучил историю своей семьи, своего генеалогического древа.



  1. Был занят поиском исторической информации на территории села: опрос старожилов, сбор предметов старины, прежде всего печатного материала, поиск данных в исторических источниках и документах, работа в архивах.



  1. Систематизировал полученный материал, анализировал его с научной точки зрения.



  1. Активно популяризировал полученные знания.



В процессе работы у учащихся формировались следующие общеучебные умения:

1. Работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе)

2. Навыки общения с людьми, прежде всего пожилыми. Способность к ведению продуктивного диалога .

3. Умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, аргументировать свою мысль.

  1. Пользоваться письменными источниками, документами, в том числе не адаптированными для данного возраста, умение анализировать их.



По данной программе работа ведётся на протяжении нескольких лет, помимо вышеназванных результатов, авторы программы гордятся тем, что ни один выпускник школы не отказался служить в рядах вооружённых сил РФ. Они служат в престижных родах войск, требующих особой психологической устойчивости, например спецназ ГРУ Ген. Штаба ВС РФ, получают благодарственные письма за добросовестную службу и боевые заслуги перед Отечеством. Более того, прослужив свой срок, остаются в ВС РФ контрактниками. Немало среди ребят, прослуживших в горячих точках. Отслужив в вооруженных частях РФ, ребята просятся выступить перед своими младшими товарищами, школьниками, будущими защитниками нашей Родины.

Слушая их выступления про военную службу, приходишь к выводу: они благодарны, что они прошли именно вот такую вот «школу». Результатом работы программы мы считаем и такой факт, как ребята со своими проектами о селе, о школе выступают на разных уровнях муниципальных, республиканских, всероссийских и занимают достойные места. В каждый их проект заложена душа, исследуемый проект досконально анализирован, к проблеме показан критический подход. Учащиеся не только умеют находить актуальные проблемы, касающиеся их, но и находят оригинальные ответы на вопросы, на которые порой и взрослые не способны.

Нашим воспитанникам удалось утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность, они настоящие патриоты своей малой и большой Родины.

Приложение

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ по

порядку

Тематический раздел курса. Теоретическая часть.

Практическая часть.

Виды работ.

Количество часов

1

Введение. История семьи. Генеалогия, кровное и свойственное родство, степень родства, наименование степеней родства в русском языке.

Составление генеалогического древа своей семьи. Опрос родственников, работа с семейным альбомом. Работа над рефератом.

2

2

История села. Образование Костенеева. Археологические, исторические и природные памятники. Ономастика территории Костенеевского сельского поселения. Палеонтологический памятник. (Котловский могильник мамонтов).

Работа с источниками (Памятники истории и культуры Республики Татарстан), архивными данными.

3

3

Архитектурные памятники и типы застройки. Деревянное зодчество. Капитальные сооружения: Костенеевская церковь, участковая больница, Котловская церковь.

Работа с источниками. (Памятники истории и культуры Республики Татарстан).

3

4

Народные обычаи. Местные праздники. Фольклор. Мифы и верования. (Легенды, сказки, «страшные» истории. Народные песни, пословицы и поговорки. Местные анекдоты. Народные театральные действа.

Опрос старожилов. Сбор фольклорного материала и его систематизация. Сбор детского фольклора.

3

5

Местный быт. Основные занятия населения. Особенности местного производства. Пчеловодство, садоводство, отхожие промыслы.

Опрос старожилов. Сбор материала и его систематизация. Анализ материала и его экспертиза.

3

6

Костенеево от образования до 1861 года. Костенеево - приписное село шуваловских заводов. Восстание 1860 года: «Под заводом не быть!» Участие в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. Костенеево - государственное село. (1763 - 1861 г.г.).

Работа с источниками и архивными документами.

3

7

Наш край в пореформенную эпоху. Местные промыслы, промышленность. Водяные и ветряные мельницы. Деятельность купца первой гильдии Щербакова. Меценатство.

Опрос старожилов. Работа с архивными документами. Анализ полученного материала. Сравнивание его с научными данными.


8

Революция и великие потрясения. Гражданская война. Боевые действия на территории края и участие в них населения. «Красный» и «белый» террор.

Опрос старожилов, родственников. Обобщение и систематизация данных.

3

9

Наш край в предвоенный период. Коллективизация и «раскулачивание». Колхоз «Путь Ленина». Условия труда. Налоги. Досуг населения. «Раскрестьянивание» и отток жителей в города.

Опрос старожилов и родственников. Составление докладов по теме. Доклады учащихся о репрессированных родственниках, о жизни в колхозе.

3

10

Великая Отечественная война. Наши земляки на фронте.

Опрос родственников. Работа с «Книгой Памяти». Доклады учащихся о своих предках - участниках Великой Отечественной войны.

3

11

Наше село в послевоенный период. Условия жизни в 1945 - 1953 г.г. Реформа Маленкова. История совхоза «Звезда». Костенеевской школы, библиотеки.

Работа с источниками, архивными данными. Опрос старожилов и систематизация материала. Анализ полученного материала.

2

12

Наши односельчане. Знаменитые люди - выходцы из Костенеева. Коренные фамилии нашего села.

Работа со старожилами и родственниками, метрическими книгами костенеевской церкви, архивными данными.

3


ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СЕЛА КОСТЕНЕЕВА

История нашего родного края уходит в глубины древнейшего прошлого человечества. Более ста тысяч лет назад, в те времена, когда современные районы Татарстана с запада и севера окаймляли толщи ледника, на берегах Волги и Камы появились первые люди - люди ашельской эпохи раннего палеолита.

С восьмого по тринадцатый века до нашей эры на берегах Волги и Камы, от устья рек Суры и Ветлуги на западе, до верховий Белой и Камы на востоке, продолжали обитать местные финно-угорские племена, археологически известные под именем ананьинских. Поселки ананьинских племен, расселявшихся небольшими группами, обычно располагались по высоким, естественно укрепленным берегам реки, и нередко имели земляные укрепления. Такого рода поселки-городища в Татарстане находятся в частности у сел Котловка на Каме и Свиногорье на Вятке.

Племена занимались земледелием и охотой. Кузнецы-металлурги, захоронения которых исследованы в могильниках у сел Ново-Мордово и Котловка, занимались добычей металла и изготовлением орудий, оружия и украшений из меди, бронзы и железа. Были распространены также орудия и различные поделки из кости и дерева. Для всех ананьинских поселений обычны обломки различной величины круглодонных чаш и горшков, нередко украшенных по верхней части ямочно-шнуровым орнаментом.

Исследователи обнаружили на каменных надгробьях изображения оружия; на могильниках военных вождей были изображены воины.

НАЗВАНИЕ СЕЛА

О названии нашего села живет такая легенда:

«Более трехсот лет назад беглые крестьяне из Рязани обосновались на берегу Камы между Котловкой и Свиногорьем, люди были отчаянные, бедовые, начали приворовывать у Котловчан овец, те, естественно, возмутились и прогнали обидчиков. Добродетельные братья Яков и Константин или, как тогда говорили Костянтин ушли и дали начало двум новым поселениям Костенееву и Яковлеву. Эти события нашли свое отражение в народной молве: коренные Котловчане Костенеевских до сих пор баранниками называют …».

Говорят, в далекие времена в наших краях были большие леса, поэтому первым жителям пришлось выкорчевывать их, распахивать землю и засевать поля, так развивалось земледелие.

Население было русское. В центре села была церковь, основанная в 1722 году и названная храмом Иоанна Предтечи. Кроме Костенеева в приход церкви входили деревни Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши. Жители окрестных сел входили в разряд государственных крестьян.

В 50-60 -х годах восемнадцатого века они были приписаны к Ижевскому оружейному заводу. Среди приписанных крестьян росло недовольство, они отказывались идти на работу. Это движение проходило под лозунгом «Под заводом не быть».

Об этих событиях более подробно описано в рукописи нашего земляка, члена партии с 1919 года Степана Григорьевича Кашина. Заглядывая в прошлое, он рассказывает о героической борьбе крестьян, длившуюся почти два года, о тех кровавых событиях, которые глубокими ранами были нанесены им, которые долго не заживали и «порождали не немую покорность, а затаенную ненависть и сопротивление, пусть даже пассивное. Мужики не собирались на сходы, как прежде не сговаривались между собой, но в отношении заводской работы были единодушны - они отказывались работать.

Эти кровавые события были прологом надвигавшихся еще более грозных событий. Спустя десять лет в этих краях прокатилась крестьянская война под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева».

В наших краях с началом крестьянской войны 1773-1775 годов действовал крупный отряд в 1700 человек под руководством Кузмета Ишметова.

В восемнадцатом и девятнадцатом веках, и особенно в начале двадцатого века в Костенееве быстро развиваются различные промыслы, ремесла. Обработкой кожи занимался Тимофей Гладышев, маслозавод имел Павел Гладышев, шерстобитню - Василий Веревкин. Они нанимали до пяти человек работников. Жители разводили скот: лошадей коров, овец, птицу. Сеяли разные хлеба. Улучшались орудия труда, появлялись первые машины: жнейки, конные косилки, полностью металлические плуги. В качестве двигателя использовали ветряные и водяные колеса, а также коногоны.

В селе действовала церковноприходская школа, где учились одни мальчики. Позднее эта школа была преобразована в смешанное училище.

КОСТЕНЕЕВО В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ ХХ в.

16 ноября 1917 года Елабуга признала Советскую власть. В 1918 году в Козыльской волости крестьянам было передано 3650 десятин пахотной земли помещиков Пекена, Алашеева.

Согласно декрету ВЦИК от 11 июня 1918 года в каждом селении создавались комбеды. В наших селах было заготовлено несколько тысяч пудов хлеба по продразверстке.

Летом 1918 года белочехи заняли Елабужский уезд.

Дивизия Азина 22 сентября форсировала реку Вятку. Отряду Елабужского ВЧК, которым командовал Я.С.Тугаров, было приказано перейти Вятку и разведать местность в районе села Котловка. По Каме ходили пароходы белых. В Котловке белых не оказалось. В этот же день отряд Тугарова был переброшен в село Яковлево.

2 мая 1919 года Елабугу заняли колчаковцы. Повсеместно свирепствовал террор. Растреливались партийные и советские работники, их семьи.

Колчаковцы расправлялись над всеми, кто поддерживал Советскую Власть. В селе Лекарево 7 мая 1919 года белогвардейцы казнили 24 человека, приведенных из села Костенеева. В нашем селе палачи расстреляли 19 человек. О зверствах белогвардейцев говорят такие факты: Потапова, Облаева из села Костенеева запрягли в плуг, били нагайками и потом расстреляли…

СПИСОК ЖЕРТВ БЕЛОГО ТЕРРОРА,

ЗАХОРОНЕННЫХ В БРАТСКОЙ МОГИЛЕ

В СЕЛЕ ЛЕКАРЕВО:

1. АКАЕВ П.И.

2. АКАЕВ Д.Е.

3. АКАЕВ М.И.

4. АКАЕВ В.А.

5. БУРЛАКОВ С.С.

6. ВЕРЕВКИН И.А.

7. ВЕРЕВКИН Ф.П.


8. ВЕРЕВКИН В.П.

9. ВЕРЕВКИН А.И.

10. ДЬЯЧКОВ П.И.

11. КРАПОТКИН И.И.

12. ТРОФИМОВ Г.С.

13. ТРОФИМОВ А.С.

14. ТРОФИМОВ К.И.

15. ЧЕРЕМИСИНОВ Я.Д.

16. ЧИШЛЕВ М.Я.




Методическое пособие Формирование гражданина России через изучение малой Родины

25 мая полки 28-й Азинской дивизии при содействии кораблей Волжской военной флотилии форсировали реку Вятку и заняли левый берег. Волжская флотилия в составе трех дивизионов высадила у села Котловка большой десант из отряда И.К.Кожанова. Для проведения операции пришлось преодолеть минное поле, расставленное белыми ниже Котловки. Комиссар тральщика «Организатор» П.С.Старостин с группой матросов из машинного отделения взялся провести суда через заграждения. Смельчаки шли на верную гибель. Они знали об этом и геройски погибли, взорвавшись на минах, но другие пароходы прошли благополучно. Высадившись на берег, десантники завязали ожесточенный бой с колчаковцами у Котловки и Свиногорья, длившийся два дня. В разгаре боя погиб командир отряда.

29 мая 1919 года Елабуга была освобождена от врага. На смену белому террору пришел красный…

До 1930 года в селе насчитывалось 350 домов. Образовалась артель, в которую вошли 20 крепких хозяйств. Тогда бедняки решили организовать колхоз. Вступили в него сначала 12 хозяйств. Колхоз был назван «Красный богатырь». Только 2 лошади имел колхоз в первое время. Кулаки мешали работать. Началось раскулачивание. Раскулачено было до десяти семей, их них:

Акаев И.Г., Бужов П.Н., Гладышев А.Т., Абрамов, Сбитнев и др. Бужова Т.Н. отправили в город Магнитогорск. Многие после раскулачивания уехали из села.

В 1930 году первый колхоз образовался в селе Казыли. В 1931 году Костенеевскому колхозу дали название «Путь Ленина».

Из Мортовской МТС в 1933 году пришел первый трактор. А в 1936 году в колхозе уже появились колесные трактора СТЗ, ХТЗ, позже гусеничный «ХТЗ-НАТИ». Первыми трактористами были Черемисинов Петр Емельянович, Цыпленков Василий Егорович, Танаев Михаил Николаевич и Плеханов Павел Егорович.

1936 год был неурожайный, и многие жители уехали их родных мест. А колхозники за то, что они работали, платили следующие налоги: 300 литров молока, 75 яиц, 32 кг мяса, в т.ч. 1100 рублей - денежный налог и 500 рублей - «добровольный займа». Заработки на один трудодень составляли:

в 1936 году по 800-1000г зерна;

в 1937 году по 300г зерна;

в 1938 году по 500-800г зерна.

Иногда зарабатывали и по 40 грамм на один трудодень. А чтобы заработать один трудодень, например, нужно было выкосить руками 0,3 гектара.

Первым председателем колхоза был Дьячков. А председателем сельского совета, который находился тогда в Казылях, были Цыпленков Мирон Осипович, Веревкин Василий Макарович, Цыпленков Михаил Кириллович (он работал и до войны, и после войны).

В 1937 году в колхозе было три трактора, шесть косилок, четыре жатки-лобогрейки, в 1940 году была приобретена грузовая машина-полуторка. Насчитывалось 100 лошадей с молодняком, 200 овец. В колхозе появились новые конюшни, изба-читальня, начальная школа (семилетка находилась в Яковлеве). В 1938 году появился первый велосипед у Ф.Н.Едкова.

На полях шла борьба за высокий урожай. Колхозники жили гораздо хуже, чем при царе, питались, особенно после войны, лебедой, но как сказал И.В.Сталин: колхозникам «…жить стало лучше, жить стало веселей».


ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ НАШЕГО СЕЛА


Наше село занимает одно из первых мест в Елабужском районе по количеству архитектурных памятников. Время вступления в действие здания Костенеевской церкви Иоанна Предтечи датируется 1722 годом - самое старое сооружение в районе среди сельских поселений.

Постройки Костенеевской земской больницы созданы во второй половине девятнадцатого века. Но самым ценным материалом, где можно открыть что-то новое, являются биографии людей, судьба которых была связана с нашим селом…

Прежде всего, хотелось бы упомянуть легендарного основателя села Константина. Якобы более трехсот лет назад беглые крестьяне из Рязани обосновались на берегу Камы между Котловкой и Свиногорьем, люди были отчаянные, бедовые, начали приворовывать у Котловчан овец, те, естественно, возмутились и прогнали обидчиков. Добродетельные братья Яков и Константин или, как тогда говорили Костянтин, ушли и дали начало двум новым поселениям Костенееву и Яковлеву, а босяки ушли в затон и присоединились к лихим людям, волжской вольнице. Эти события нашли отражение в народной молве: коренные Котловчане Костенеевских до сих пор баранниками называют…

Если история Елабуги неразрывно связана с фамилиями Стахеевых, Ушковых, Щебалиных, то село Костенеево может гордится своим меценатом, купцом 1 гильдии Корнеем Никаноровичем Щербаковым. На его деньги обустраивалась Костенеевская церковь, два предела которой названы в честь родителей хлеботорговца. Хотел он построить новое здание церкви из белого камня, но события 1914 года этому помешали.

С именем Щербакова связана история зарождения промышленности в нашем селе: в районе участковой больницы действовал винокуренный завод ныне Мамадышский, водяная мельница на реке Анзирке, в пруду которой водились сомы и щуки, а в ночь на Ивана Купалу утонули две молодые девушки.

Костенеевский лес, благодаря соседству дачи Щербакова, сохранил следы окультуривания до сих пор: в нем встречается ирга и барбарис, смородина и малина, боярышник и черемуха, есть пихта и лиственница.

Появление первого автомобиля в селе - заслуга сыновей Щербакова.

Народная память сохранила добрые воспоминания о Корнее Никаноровиче: не обижал народ. Можно было подработать у него, даже детям платили по 20 копеек за день, что считалось неплохо. Если у кого умрет корова, то он, бывало, помогал, давал денег на покупку новой.

Сохранилась и такая легенда: заметил он как-то, что строевой лес пропадать начал, поехал с приказчиком, сели в засаду, смотрят: пришли два мужика, свалили здоровую елку, выпилили три сажени (больше шести метров), взяли на плечо и понесли в сторону Яковлева. До края леса следовал за ними удивленный купец - версты две прошли, отдохнуть не присели. Восхитился он такой их силой и дал бесплатно лесу на все надворные постройки…

Умел Щербаков с народом общаться. Мужики, работавшие на него, а внаем батрачили самые никчемные крестьяне, не хозяева, спрашивали: «Как ты, Корней Никонорович, богатым стал?», а он им отвечал: «Нашел клад, бочку золота и серебра, раскопал вот и разбогател». Мужики довольны, думают: «Мы бы золото нашли, тоже были бы богатыми…»

Порядок любил купец. Едет будто раз, и колесо тарантаса в дорожную выбоину попало, тряхнуло его, смотрит он, рядом мужик поле пашет, подзывает и говорит: «Засыпь яму»,- тот засыпал, и он ему: «На»,- и отвалил пять рублей. Вот таким щедрым был Корней Никонорович.

Можно сказать прототипом Булгаковского «Липонтия Липонтиевича» был Абрам Евсеевич Лихтенштейн, работавший в Костенеевской участковой больнице с 1949 по 1953 год, когда его высылка кончилась. На операции к нему приезжали и из соседних районов. Помнят его в Отарке под Мамадышем, в городе Малмыже Кировской области. Рассказывают, что в условиях маленькой больницы чудеса творил, блестящие хирургические операции делал. После отъезда работал в Казани, профессор, кардиохирург…

Много было в селе известных людей, о которых хотелось бы рассказать, только на войне погибло более 200, многие разъехались по всему бывшему Советскому Союзу. Сильнейший удар по архивам церкви был нанесен КГБ в 60-е годы, многие сведения утрачены, но, к счастью, еще остались старики, коренные жители, которые помнят, сохранили память, для которых Костенеево - не набор из семи букв, а символ места, лучше которого нет в мире, их малая Родина…



АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ,

НАХОДЯЩИЕСЯ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТЕНЕЕВСКОГО СМС

Теперь, когда вы немного познакомились с историей нашего села, можно поговорить и о памятниках других сел нашего сельсовета.

Например, Свиногорское городище. Оно находится к западу от села Свиногорье и известно у местного населения под названием «Каравашек». Площадка городища занимает мыс треугольной формы, между двумя оврагами, защищенный с восточной стороны серпообразным валом и рвом. (Длина стрелки - 142 метра, ширина - до 33 метров. Длина вала, уже частично разрушенного, - 33 метра при ширине в 12 метров и высоте до 2,5метров). Поверхность площадки задернована, но когда-то распахивалась. Городище было открыто местным учителем Н.Савельевым в 1882 году, который исследовал вал городища и установил, что он частично сложен из камней. Впоследствии там неоднократно проводились раскопки.

Еще имеются два Котловских городища, первое - относится к середине первого, и началу второго тысячелетия нашей эры. Расположено оно к северо-востоку конца деревни Котловка на мысу коренного берега реки Камы, возвышающегося над ее уровнем на 110 метров. Мыс, известный у местного населения под именем «Шишка», образован двумя глубокими и широкими ногами с юга и севера и рекой с востока. Он имеет крутые обрывы с этих трех сторон, но более полого опускается с западной напольной стороны. С западной стороны, ниже площадки городища метров на девять, остатки двух мощных дугообразных валов и рвов. Большая часть площадки городища и ее склоны покрыты лесом.

Городище было открыто в 1888 году А.А.Спициным. На городище производились раскопки, по их результатам определили, что булгары построили его в середине 1 тысячелетия нашей эры. Но непосредственность укреплений свидетельствует о том, что булгары недолго пользовались этим наблюдательным пунктом.

Второе городище было также открыто Спицыным в 1888 году. Расположено оно к северу-востоку от восточной окраины деревни Котловка, на мысу. Образованном двумя короткими оврагами и возвышающемся над рекой на 50 метров. Площадка городища, вытянутая с юга-запада на северо-восток и двумя линиями укреплений разделена на две неровные части. Площадки городища ровные и поверхность их задернована. Наблюдения, проведенные при зачистке обнажения, показали, что вал был насыпан на слой подзолистой темно-серой супеси, содержащей фрагменты керамики с примесью толченой раковины в тесте, шлаки, пережженную кость. Это говорит о том, что второе городище долго использовалось. Момент образования исчисляются вторым тысячелетием нашей эры.

В нашем крае еще находится и известный палеонтологический памятник - Котловский могильник Мамонтов.

МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ КОСТЕНЕЕВСКОЙ ЦЕРКВИ

По истории мира, России, Татарстана написано очень много разных книг. На наш взгляд, каждому человеку важно знать историю его малой Родины, то место, где он родился, где родились его родители, его предки. К сожалению книжки, по истории села Костенеева пока не издано. О многом про историю села могут рассказать старожилы, правда их мнение не всегда объективное, поэтому этот метод нужно и можно дополнять другими.

Один из способов познания родного края - работа с первоисточниками.

Такими первоисточниками в нашем селе, селе с очень богатой историей, кстати, нашему селу в 2010 году исполнилось 288 лет, в нашем случае являются метрические книги и ведомости села Костенеева Предтеческой церкви.

Какие выводы можно сделать, анализируя ранее обозначенные документы? В Костенеевский приход, который относился к Казыльской волости, Елабужскому уезду Вятской губернии, входили, помимо Костенеева, Казыли, Мурзиха, Чирши, Черенга, Токмашка.

Причем до 1861 года жители села Костенеева и деревень Чирши, Казыли, Черенга были государственными крестьянами, а крестьяне деревень Мурзиха и Токмашка - помещичьими. В книгах прослеживается перевод Мурзихинских крестьян, принадлежащих господам: Щепалиной, Пекен, Шарыгину, Ефимовым, во временнообязанное состояние в 1862 году.

Можно сделать вывод, что в деревне в то время жило гораздо больше людей, чем в настоящее время. В 1860 году в Костенееве жило 634 мужского и 767 женского пола.

Коренными жителями, родословные которых прослеживается с 1812 года, были представители следующих фамилий в Костенееве: Шишмагаевы, Мухины, Акаевы, Веревкины, Кузнецовы, Соловьевы;

Казыли: Цыпленковы;

Черенга: Красновы, Кобелевы;

Чирши: Конюховы, Захаровы;

Мурзиха: Метлины, Тихоновы,

Филлиповы, Ивановы, Зотовы, Корниловы.

Тогда продолжительность жизни была не велика, очень много людей умирало в младенчестве. Исходя из записей, жители села и окружающих деревень страдали и умирали всего от четырех болезней: горячка, чахотка, понос (так написано в книге), оспа. Лишь часть умирала натуральной смертью.

Долгожителей было мало: Роман Горин из Мурзихи - 83 года,

Екатерина Веревкина - 80 лет, но в среднем люди доживали до 50.

Церковь выполняла в те времена функции современных отделов ЗАГСа, Советов местного самоуправления, а также роль идеологического органа. Она записывала браки, констатировала смерть, свидетельствовала о рождении, следила за тем, чтобы все крестьяне были у исповеди и причастия, соблюдали пост, а если, кто-то не был, церковь фиксировала причину. Причинами отсутствия крестьянина, препятствующими исповеди, были, глухость, кто-то по охлаждению к вере, а также уход в раскол.

В книге встречаются интересные имена, так сейчас не называют: Параскева, Васса, Емельян, Акулина, Пелагея, Терентий, Лукерья, Иосиф, Агафья. Это присходило из-за того, что людей называли, исходя из церковного календаря, по святкам. Жители села и деревень делились на сословия: духовные и их домашние (священник и притч, а также члены их семей), а также крепостные (жители деревень Мурзиха и Токмашка) и государственные крестьяне.

Семьи были очень большие, количество детей было в среднем 6-8 человек.

Интерес представляет сам шрифт книг, встречаются буквы, которые в настоящее время отсутствуют (фита, ять, ер, ерь и другие), интересны языковые обороты той эпохи.

Метрическая книга 1812 года очень трудно читаема.

Работа с источниками, дополняемая опросом долгожителей позволяет восполнить отсутствие информации по истории родного края, «малой Родины».

ИСТОРИЯ КОСТЕНЕЕВСКОЙ ШКОЛЫ

В дореволюционный период в Костенееве было две школы: церковно-приходская и земская, школы были трехклассные. Время основания церковно-приходской школы совпадает со временем появления храма Иоанна Предтечи, то есть 1722 год.

Время основания земской школы - 1870 год, 10 октября. Специального здания земской школы не было, занятия проходили в домах, арендованных у зажиточных крестьян. Учительница и заведующая школой - Пшеничникова А. В. на деньги, собранные земством Казыльской волости и благодаря финансовой поддержке купца первой гильдии Корнея Никаноровича Щербакова, приобрела дом под школу в селе Армалы в 1915 году.

Здание этой школы было перенесено в 1934 году на школьный двор, где оно и стоит по настоящее время и используется под мастерскую для мальчиков.

После революции 1917 года было организовано четырехклассное обучение, образована Костенеевская начальная школа. Продолжить образование дети могли в селе Яковлево, где была семилетка или в селе Покровское (Сентяк), где в то время функционировала средняя, десятилетняя школа. Но чаще дети получали среднее образование в Лубянском лесном техникуме, причина проста - там платили стипендию, и было общежитие.

В 1950 году началось становление Костенеевской семилетней школы, директором и организатором которой была Кузнецова Клавдия Емельяновна, она в настоящее время проживает в городе Ижевске, а учителями Цыпленкова Е.А., Цыпленкова М.Н.

В 1961 году школа перешла на программу восьмилетней, первым директором ее был Карпов Павел Михайлович.

В 1962 году в селе Костенеево построили новое здание школы, которое и используется по настоящее время.

В 1990 году начался переход на среднюю, одиннадцатилетнюю школу, а в 1992 году состоялся первый выпуск.

За последние десять лет старая школа значительно преобразилась: построена новая изгородь, проведена система электроотопления, перекрыта крыша, приобретены новые компьютеры, трактор, автобус. В школе работает дружный, творческий коллектив, имеющий сложившиеся традиции. С 1972 года в школе трудятся представители педагогической династии Мироновых, с 1960 - Акаевых. Педагогический коллектив школы на семьдесят процентов состоит из своих выпускников. О результатах работы школы говорят факты - например, из пятнадцати выпускников 2006 года десять поступили в высшие учебные заведения, трое в колледжи и два выпускника в профессиональные лицеи. Выпуск 2007 восемь выпускников, из них поступило в ВУЗы шесть, в ССУЗы - один, в ПЛ - один. Выпуск 2008 года - два выпускника. В ВУЗ поступил - один, в ПЛ - один. Выпуск 2009 года девять выпускников. В ВУЗы поступило пять выпускников, в ССУЗы - двое, в ПЛ - двое. Выпуск 2010: четверо - в ВУЗы, четверо - в ПЛ, 2011 год: трое в ВУЗы, трое - в ПЛ, 2012- двое в ВУЗы, 2013 год все шесть выпускников в ВУЗы, 2014 год- все пять выпускников в ВУЗы.











П Е С Н Я С Е Л А



ЗИНАИДА ПЛАТОНОВА

Стоит девчонкой-недотрогой

С душою чистой и простой

Село в сторонке от дороги

На тихой речке небольшой.



Среди коттеджей спят избушки,

К сугробам головы склонив,

Кудрявясь, от печной макушки,

Дымок ласкает сучья ив.



И липы, и березки милой.

И вот касается меня,

И сердце будто оживила

Волны волшебная струя.



Нахлынули воспоминания,

Но не даю душе грустить.

Какое сердцу упованье

Подруг веселых навестить!



Подруги - ласточки певуньи!

Одна семья веселых вдов,

Мне не забыть концертов «чудных»

И новогодних вечеров.





Село - глубинка. Мать земная.

Моя отрада, нежность, грусть.

Как три кита, воспоминанья

Живут во мне, и я держусь.



П Е В Е Ц С Е Л А



Известная писательница - Платонова Зинаида Ивановна прожила значительный период своей жизни в селе Костенеево, где работала в школе. Зинаида Ивановна осталась в памяти, как добрейшей души человек, умевший заинтересовать детей своими рассказами, веселыми историями из жизни. Она любила петь и сочинять частушки. В 1985 году наша учительница стала жительницей города Набережные Челны. Костенеевцы вспоминают ее как неунывающую и беспокойную, веселую и находчивую. В настоящее время Зинаида Ивановна Платонова выпустила два сборника своих стихов. Теперь она уже входит в Союз писателей Татарстана. Многие ее стихи посвящены деревенской жизни. Деревня для Зинаиды Ивановны - не просто место рождения - это склад ее души. Быт и судьбы сельских жителей, неброская, но до боли в сердце знакомая родная сторона - все эти воспоминания пережиты не просто памятью - а сердцем:

«Меж улочек овраг пролег,

В нем кое-где вода,

Над ним мосток - горбун валек

И - церковь у пруда.

(Пейзаж - лишь в голове моей,

Но он дороже мне

Картин известных галерей

На всей большой земле).

Пересыхал ручей в жару,

Зато после дождей

Шумел, сзывая детвору

Веселостью своей. …»

Весной прошлого года, когда Платонова Зинаида Ивановна после долгой разлуки с нашим селом решила навестить его, то все ее переживания , волнения, связанные с воспоминаниями о костенеевской жизни по дороге к селу вылились вот в такое стихотворение:

В С Т Р Е Ч А

Ветер, вольно гулявший по пожне,

Вдоль аллеи березовой стих.

Листья плавно кружат, осторожно

Словно красок мазки, кладет их

На асфальт беспорядочно осень.

Я дорогой знакомой бреду,

Меж верхушек берез - неба просинь.

За стволами домов череду

Я увидела. Новых, прекрасных.

К автостраде шагнуло село.

Пристань дней моей зрелости, здравствуй!

Рада, что повидать довелось.

(В полотне моей жизни солидной

Костенеева - важный сюжет!»

За деревьями церкви не видно:

Разрослись за 14 лет.

А на школьном дворе так просторно,

Вот уже в вестибюль вхожу я…

И звонок прозвенел так мажорно,

Будто школа узнала меня.



ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Наше село занимает одно из первых мест в Елабужском районе по количеству архитектурных памятников. Время вступления в действие здания Костенеевской церкви, названной храмом Иоанна Предтечи датируется 1722 годом - самое старое сооружение в районе среди сельских поселений.

В то время в приход церкви кроме Костенеева входили Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши.

Впоследствии Костенеевская церковь обустраивалась на деньги мецената К.Н.Щербакова, два придела которой названы в честь его родителей. Хотел также он построить новое здание церкви из белого камня, но события 1914 года помешали этому.

В селе действовала церковно-приходская школа, где учились одни мальчики. Позднее эта школа была преобразована в смешанное училище.

Сильнейший удар по архивам церкви был нанесен КГБ в 60-е годы, многие сведения утрачены, но, к счастью, еще остались старики, коренные жители, которые сохранили память о тех временах.

Новый 2010 год от рождества Христова знаменателен для села Костенеева тем, что ровно 288 года тому назад, в 1722 году 11 сентября освящён Храм Ионна Предтечи или Иоанна Крестителя. Было положено начало истории Костенеева как села Елабужского уезда.

Церковь особая, во-первых, она не закрывалась даже в советское время, во-вторых, в ней есть много чудотворных икон, привезённых из Афин, из Греции, Иерусалима. Мощи, то есть часть тела апостола Андрея Первозванного, брата апостола Петра, и мученика Трифона, которые лежат в Италии, в Москве и в селе Костенеево.

Есть ещё в храме большой подарок - земля от гроба Господня, с Иерусалима, потому в церкви много благодати Святого Духа, которая исцеляет, очищает, успокаивает всех, приходящих с верою в наш храм.



ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ НАШЕГО СЕЛА


Самым ценным материалом, где можно открыть что-то новое, являются биографии людей, судьба которых была связана с нашим селом…

Прежде всего, хотелось бы упомянуть легендарного основателя села Константина. Якобы более трехсот лет назад беглые крестьяне из Рязани обосновались на берегу Камы между Котловкой и Свиногорьем, люди были отчаянные, бедовые, начали приворовывать у Котловчан овец, те, естественно, возмутились и прогнали обидчиков. Добродетельные братья Яков и Константин или, как тогда говорили Костянтин, ушли и дали начало двум новым поселениям Костенееву и Яковлеву, а босяки ушли в затон и присоединились к лихим людям, волжской вольнице… Эти события нашли отражение в народной молве: коренные Котловчане Костенеевских до сих пор баранниками называют…

Если история Елабуги неразрывно связана с фамилиями Стахеевых, Ушковых, Щебаллиных, то село Костенеево может гордиться своим меценатом, купцом 1 гильдии Корнеем Никаноровичем Щербаковым. На его деньги обустраивалась Костенеевская церковь, два предела которой названы в честь родителей хлеботорговца. Хотел он построить новое здание церкви из белого камня, но события 1914 года этому помешали.

С именем Щербакова связана история зарождения промышленности в нашем селе: в районе участковой больницы действовал винокуренный завод ныне Мамадышский, водяная мельница на реке Анзирке, в пруду которой водились сомы и щуки, а в ночь на Ивана Купалу утонули две молодые девушки.

Костенеевский лес, благодаря соседству дачи Щербакова, сохранил следы окультуривания до сих пор: в нем встречается ирга и барбарис, смородина и малина, боярышник и черемуха, есть пихта и лиственница.

Появление первого автомобиля в селе - заслуга сыновей Щербакова.

Народная память сохранила добрые воспоминания о Корнее Никаноровиче: не обижал народ. Можно было подработать у него, даже детям платили по 20 копеек за день, что считалось неплохо. Если у кого умрет корова, то он, бывало, помогал, давал денег на покупку новой.

Сохранилась и такая легенда: заметил он как-то, что строевой лес пропадать начал, поехал с приказчиком, сели в засаду, смотрят: пришли два мужика, свалили здоровую елку, выпилили три сажени (больше шести метров), взяли на плечо и понесли в сторону Яковлева. До края леса следовал за ними удивленный купец - версты две прошли, отдохнуть не присели. Восхитился он такой их силой и дал бесплатно лесу на все надворные постройки…

Умел Щербаков с народом общаться. Мужики, работавшие на него, а внаем батрачили самые никчемные крестьяне, не хозяева, спрашивали: «Как ты, Корней Никанорович, богатым стал?», а он им отвечал: «Нашел клад, бочку золота и серебра, раскопал вот и разбогател». Мужики довольны, думают: «Мы бы золото нашли, тоже были бы богатыми…»

Порядок любил купец. Едет будто раз, и колесо тарантаса в дорожную выбоину попало, тряхнуло его, смотрит он, рядом мужик поле пашет, подзывает и говорит: «Засыпь яму»,- тот засыпал, и он ему: «На»,- и отвалил пять рублей. Вот таким щедрым был Корней Никанорович.

Можно сказать прототипом Булгаковского «Липонтия Липонтиевича» был Абрам Евсеевич Лихтенштейн, работавший в Костенеевской участковой больнице с 1949 по 1953 год, когда его высылка кончилась. На операции к нему приезжали и из соседних районов. Помнят его в Отарке под Мамадышем, в городе Малмыже Кировской области. Рассказывают, что в условиях маленькой больницы чудеса творил, блестящие хирургические операции делал. После отъезда работал в Казани, профессор, кардиохирург…

Много было в селе известных людей, о которых хотелось бы рассказать, только на войне погибло более 300, многие разъехались по всему бывшему Советскому Союзу. Сильнейший удар по архивам церкви был нанесен КГБ в 60-е годы, многие сведения утрачены, но, к счастью, еще остались старики, коренные жители, которые помнят, сохранили память, для которых Костенеево - не набор из семи букв, а символ места, лучше которого нет в мире, их малая Родина…


Список использованных источников

1. Гилязов И. А., Пискарев В. И. История Татарстана (вторая половина XVI - XVIII вв.) - Казань, 2004.

2. Документы Государственного архива РТ г. Казань, Государственного архива Кировской области, г. Киров, Государственный архив УР, г. Ижевск, Архив ОАО «ИЖМАШ», Архив ОАО «ИЖСТАЛЬ - МЕЧЕЛ».

3. Казаков Е. П., Старостин П. Н., Халиков А. Х. Археологические памятники Татарской АСС - Казань, 1987.

4. Калимуллин А. М. (под ред.) История Татарстана (1900 - 1995 гг.)

- Елабуга, 1997.

5. Левина С. В. ИЖМАШ - 175 лет - Ижевск, 1982.

6. Метрические книги Костенеевской приходской церкви с 1812г. по 1865 г.

7. Мустафин М. Р., Хузеев Р. Г. Все о Татарстане. - Казань, 1994.

8. Султанбеков Б. Ф. История Татарстана. - Казань, 2006.

9. Фахрутдинов Р. Г. Истории татарского народа и Татарстана. - Казань, 2000.



© 2010-2022