Конспект классного часа по теме Конфликт

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие: «Конфликты и их профилактика».

Цели:

- разъяснить детям понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов;

- способствовать формированию позитивного отношения к людям;

- побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию;

- формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Оформление: эпиграф на доске:

"Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь".

Польский сатирик Станислав Ежи Лец.

Ведущий задаёт ситуацию - провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша - современная и т.д.

Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания были очень рассержены.

В. Почему?

В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/

В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. "Плохо объяснили", "Ученики не поняли"./

В. Что не было сделано до начала работы? / "Не обговорили правила выполнения рисунка"/

В. Можно было избежать конфликта? / "Можно"./

В. Как?

Уч-ся должны понять, что результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.

*Ребята, вы слышали выражение: «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу»? Приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? (Возможные ответы детей: «напутал чего-то», «перессорился со всеми», «попал в трудную ситуацию» и т. д.)

Ведущий. А есть другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? (Дети: «о бестолковых, ленивых, несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)

Ведущий. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить «расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений?

Приведём пример из древнекитайской литературы: «Пропал у

одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему

приглядываться: ходит, как укравший топор и глядит, как укравший

топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое

движение выдают в нём вора. Но вскоре тот человек стал вскапывать

землю в долине и нашёл свой топор. На другой же день посмотрел он на

сына соседа: ни жестом, ни движением не похож тот на вора.

Ведущий: слайд1

- Тема сегодняшнего занятия: Конфликты и их профилактика.

Согласитесь, что данная тема очень актуальна, ведь в повседневной жизни

мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов.

По мнению социолога В.А Конфликт - это нормальное состояние

общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали,

существуют и будут существовать конфликтные ситуации. Конфликты

неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире

и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за

конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и

развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен

обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно

улаживать споры и разногласия. Слайд2.

Конфликт можно использовать как источник

жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Такие знания помогут

принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим теорию конфликта и способы

выхода из него, определим свой тип поведения в конфликтной ситуации, это

в дальнейшем позволит нам более конструктивно разрешать конфликт.

- Что такое конфликт. Слайд3.

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

В чем же вред конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта? Слайд 4.

Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмета спора.

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях.




Ситуации:

1. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)

2. Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?»

Права ли Настя?

3. Тебя обозвали. Твоя реакция?

а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).

б) Отблагодарю тем же (обзову).

в) Пожалуюсь старшим.

Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации

Ведущий. В данном упражнении вы разобьетесь на пары. Один будет играть роль виновника конфликта, а другой роль пострадавшего.

1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… (Высказывания детей.)

2. Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну… (Высказывания детей.)

3. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными. Вы говорите… (Высказывания детей.)

4. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям... (Высказывания детей.)

Виды конфликтов разнообразны, выделяют: слайд 5.

Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а

различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто

кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы,

ценности, чувства. Это так называемое умение; жить в ладу с самим

собой.

Межличностный конфликт - это самый распространённый тип

конфликта. представлен двумя сторонами. Чаще всего - это борьба за

ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные

площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д.

Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы,

между которыми могут возникать конфликты. Например, между

руководством и исполнителями.

Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы

поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать.

Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное

явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Функции конфликта: слайд 6.

Позитивные:

разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами;

получение новой информации об оппоненте.

Негативные:

большие эмоциональные, материальные затраты;

ухудшение отношений;

потеря контактов.

Таким образом, конфликт нельзя рассматривать только как

отрицательное явление.


Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся две подруги.

Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора.

- Ой, привет, ты где это так подстриглась?

- А что, тебе не нравится?

- Так вообще давно уже никто не стрижется - ты выглядишь как пенсионерка.

- Ты на себя в зеркало посмотри!..

Учитель отмечает, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

2-й вариант разговора.

- Тебе просто не идет эта стрижка.

- Ты на самом деле так считаешь?

- Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

- А что мне делать?

- Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

- Пойдем.

Ведущий. Слайд 7.Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Итоги тестирования, проведённого заранее.

Компромисс - 36%

Сотрудничество - 22%

Приспособление - 17%

Избегание - 21%

Соперничество- 4%

Давайте поиграем в «Речевой этикет». Играют две команды (группы).

Игра «Речевой этикет»

1. Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)

2. Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать...», «Не могли бы вы мне...», «Скажите, пожалуйста…», «Разрешите попросить вас…», «Не могли бы вы...», «Будьте добры...».)

3. Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», «Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», «Позвольте познакомиться».)

4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за…».)

5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», «Все будет хорошо», «Успокойтесь».)

6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», «Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)

Ведущий . Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника - и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.

Тестирование: Конфликтный ли вы человек?

Каждому раздаётся бланк ответов с текстом пословиц. Ведущий зачитывает каждую пословицу, а ученики в бланк

ответов заносят соответствующий балл.

Инструкция: внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По 5-ти

балльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее

использование в своем обычном поведении:

5 баллов - типично для поведения;

4 балла - часто;

3 балла - иногда;

2 балла - редко;

1 балл - совсем нетипично;

0 баллов - не понял смысл пословицы

Список пословиц:

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте

его делать так, как вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Один ум хорошо, а два - лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь - не поедешь.

9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.

10. Правда - то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.

12. Слово победа; четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Не у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты мне - я тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет

извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит - гроша не стоит.

22. Кто не отступает - тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - не одной.

24. Кто дарит, друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.

Обработка теста:

Полученные оценки суммируете по столбцам. Наибольшая сумма

указывает на индивидуальные особенности поведения

Ведущий просит поднять руки обучающихся, которые набрали больше

всего баллов

по I шкале и раздаёт им картинки с изображением черепахи;

по II шкале - картинки с изображением акулы;

по III шкале - картинки с изображением медвежонка,

по IV - лисы, по V - совы.

Обмен мнениями

Ведущий: По мнению психолога Э. Фромма, у каждого человека

жизненная стратегия сосредоточена на решении двух основных вопросов:

достижение своих личных целей - материальных, духовных, престижных и

т.д. и создание хороших взаимоотношений с другими людьми.

Если всё же конфликт назрел, существуют эффективные способы его

разрешения:

Ведущий . Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

Совет первый. Слайд 8.

Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Как вы это понимаете? (Ответы учеников.)

Совет второй. Слайд 9.

Помните о законе «зеркального отражения»: как вы к людям - так и они к вам. Что необходимо сделать, чтобы «отражение» было лучшим? (Ответы учеников.)

Совет третий. Слайд 10.

Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения!

Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)

Совет четвертый. Слайд 11.

Не обижайтесь.

В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон». (Ответы учеников.)

Совет пятый. Слайд 12.

«Но, отходя ко сну, спроси себя: « Кого и чем порадовал ты за день?»

Как вы понимаете эти стихотворные строки? (Ответы учеников.)

Я рада, что мероприятие прошло зря, что вы поняли: избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.

1. Нельзя откладывать решение назревшего конфликта.

2. Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.

3. Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого.

4. Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте

возможную критику.

5. Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь -

спокойствие.

Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в

прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты

разрешения ситуации.

- Есть ли вопросы, оставшиеся без ответа?

- Общее мнение о занятии?

Ведущий. Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

Мои возможности.

1. На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь.

2. В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает

вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Ведущий . В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры. Слайд 13.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих не нее.

(Е. Евтушенко.)

И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.

Выскажите, пожалуйста своё мнение о занятии:

- Что нового Вы узнали о конфликте?

- Что Вас заинтересовало больше всего?

- Что оказалось для Вас сложным?

- Что больше всего понравилось?

- Есть ли вопросы, оставшиеся без ответа?

- Общее мнение о занятии?

Ведущий . Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (слайд):

«Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным».


Литература.

1. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения,- М.: ИНИОН, 1993.

2. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения споров. - Казань, 1992.

3. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7-8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. - Волгоград: Учитель, 2005.

5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. - Волгоград.

© 2010-2022