Родительское собрание Как сохранить здоровье ребенка

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как сохранить здоровье ребенка?

Хорошее здоровье, ощущение полноты, неисто­щимости физических сил важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, го­товности преодолеть любые трудности.

Больной, хилый, предрасположенный к заболева­ниям ребенок источник многочисленных невзгод.

В, А. Сухомлинский.


Задачи собрания:

  1. Показать родителям огромное значение занятий физкультурой и спортом при переходе ребенка на старшую ступень обучения.

  2. Формировать у родителей потребность вовлечения детей в занятия физкультурой и спортом.

3. Спланировать совместную деятельность родителей и учащихся по формированию здорового образа жизни.

Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.

Подготовительная работа к собранию

Подготовка фотовыставки «Спорт в жизни моей семьи»

Каждая семья готовит материалы для фотовыставки. Материалы пре­доставляются в виде проекта: фотографии можно разместить на плакате, сюда можно поместить материалы, свидетельствующие о достижениях в спорте родителей не только в настоящее время, но и в прошлом. Это могут быть грамоты, медали и т. д. Каждая семья должна проявить оригиналь­ность, заинтересованность в участии в фотовыставке. Для этого необхо­димо оформить интересные и необычные приглашения для участия родителей в собрании.

Приглашения для родителей и участников собрания

Текст приглашения для родителей может быть таким: Уважаемые Мария Ивановна и Сергей Петрович!

Родительский комитет 5 «А» класса, классный руководитель, учи­теля физической культуры приглашают Вас стать участником дис­куссии, посвященной проблеме значения спорта в жизни человека, в жизни вашего ребенка.

Пьер де Кубертен сказал: «О, спорт! Ты -мир! Сегодня мы. живу­щие в 21 веке, утверждаем: «Спорт - это жизнь!»

Мы соберемся для того, чтобы еще раз подумать над тем, как по­мочь себе и нашим детям научиться продлевать свою жизнь.

Надеемся на встречу и активное участие в разговоре!

Родительский комитет 5-го «А» класса.

Анкетирование

учащихся и родителей Анкетирование учащихся

  1. Занимаешься ли ты спортом?

  2. Нравиться ли тебе заниматься спортом?

  3. Ты занимаешься один или вместе с родителями?

  4. Делаешь ли ты зарядку?

  5. Делают ли зарядку твои родители вместе с тобой?

  6. Какие виды спорта тебе нравятся более всего?

  7. Нравились ли тебе уроки физкультуры в начальной школе?

  8. Какую отметку по физкультуре ты имел в 4 классе?

  9. Какую отметку по физкультуре ты имеешь в пятом классе?

  10. Доволен ли ты этой отметкой?

  11. Какие спортивные кружки или секции ты посещаешь?

  12. Нравиться ли тебе в них заниматься?

  13. Хотел (а) бы ты достичь успехов в занятиях спортом?

  14. Какие спортивные достижения ты имеешь?

  15. О каких спортсменах страны и мира ты узнал на уроках физкультуры?

  16. Кого бы ты хотел считать для себя примером для подражания?

Анкетирование родителей

  1. Занимается ли ваш ребенок спортом?

  1. Являетесь ли вы для него примером для подражания в занятиях спортом?

  2. Считаете ли вы уроки физической культуры важными и нужными уроками в школьном расписании?

  3. Как вы оцениваете организацию уроков физической культуры в ва­шем классе?

  1. Поддерживаете ли вы спортивные увлечения своего ребенка?

  1. Посещаете ли вы спортивные мероприятия, в которых участвует ваш ребенок?

  1. Какие спортивные традиции существуют в вашей семье?

  2. Смотрите ли вы вместе с ребенком спортивные передачи?

  3. Какие виды спорта вам нравятся более всего?

  4. Какие спортсмены являются кумирами вашей семьи?

  5. Испытываете ли вы гордость за успехи наших спортсменов?

  1. Воспитываете ли вы своего ребенка на уважении клюдям, которые приносят славу стране спортивными достижениями?

  2. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался спортом профессио­нально?

  3. Какие спортивные мероприятия необходимо проводить в школе и классе, чтобы дети росли здоровыми физически и хотели участво­вать в них?

  4. Какую помощь вы могли бы предложить, чтобы активизировать спортивно-оздоровительную работу в классе?

Классный час «Как я могу сохранить свое здоровье?»

В ходе классного часа ребята могут выполнить следующие задания:

  • Класс готовит рисованные кадры фильма под названием «Как я изме­нился». Кадры рассказывают, как изменился вес, рост, внешний вид, осанка и т.д.

  • Учащиеся рассказывают в ходе классного часа, как они берегут свое здоровье. Например:

  • два раза в день я чищу зубы;

  • каждый день я гуляю один час на улице;

  • я всегда вовремя ложусь спать;

  • я всегда одеваюсь по погоде и т. д.

Посещение родителями уроков физкультуры в классе и подготовка видеоматериалов «Урок физкультуры глазами родителей»

В ходе посещения урока физической культуры родители должны обра­тить внимание на следующие моменты:

  • Участвуют ли все учащиеся в уроке?

  • По какой причине учащиеся не участвуют в уроке?

  • Имеют ли все ученики класса спортивную форму?

  • Какие виды заданий использует учитель на уроке?

  • Нравится ли учащимся участвовать в уроке?

  • Помогает ли педагог тем учащимся, у кого не получается выполнение отдельных упражнений?

  • Как педагог стимулирует деятельность учащихся на уроке?


Памятки для родителей и учащихся по формированию привычки к здоровому образу жизни

Памятка для учащихся №1

Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забы­вай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь ре­зультатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.

  • Вставай всегда в одно и тоже время!

  • Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай прави­ла личной гигиены!

  • Утром и вечером тщательно чисти зубы!

  • Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, зани­маясь спортом!

  • Совершай длительные прогулки!

  • Одевайся по погоде!

  • Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!

  • Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

  • Занимайся спортом, учись преодолевать трудности!

Памятка для учащихся №2

Ребята!

С каждым годом растет количество людей, потерявших зрение. К ним относятся как взрослые, так и дети. Человек должен бережно относиться к бесценному дару природы - зрению и беречь его. Эти правила помогут вам. Повесьте их на самом видном месте и не забывайте, что простые пра­вила продлевают активную деятельность ваших глаз!

  • Читайте и пишите при хорошем освещении!

  • При ярком солнечном свете надевайте солнечные очки!

  • Не проводите много времени у компьютера и телевизора!

  • Берегите свои глаза от ударов и уколов, различных травм!

  • При выполнении заданий, связанных с напряжением зрения,

  • делайте гимнастику для глаз!

  • Своевременно обращайтесь к врачу!

  • Не стесняйтесь носить очки, если в этом есть необходимость!

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Если ваши дети вам дороги, если вы хотите видеть их счастливыми, по­могите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в ва­шей семье занятия физкультурой и спортом стали неотъемлемой частью совместного досуга.

• С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься
физкультурой и спортом!

  • Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!

  • Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях класса и школы!

  • Участвуйте в спортивных мероприятиях класса и школы, это способс­твует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка!

  • Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

  • Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!

  • Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

  • Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!

  • Совершайте со своим ребенком прогулки по свежему воздуху всей семьей, походы и экскурсии!

  • Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!

  • На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!

  • Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер!

Приглашение для участия в дискуссии учителей физической культуры, учителя ритмики, если такой работает в школе, школьного врача, врача-дие­толога (если это возможно).

Ход собрания

Собрание можно проводить не в классе, а в спортивном зале. Предва­рительно можно провести родителей по залу и показать спортивный ин­вентарь, познакомить со стендом школьных, спортивных достижений. Зал можно оформить материалом фотовыставки «Спорт в жизни моей семьи».

Представление участников дискуссии

Вступительное слово классного руководителя

Сопровождается видео записью внеклассных, спортивных мероприя­тий школы.

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкуль­турой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с ран­него детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздорови­тельной гимнастики - минутки отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов - медиков, 75% всех болезней человека заложе­но в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответствен­ность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь тепло одеваться - простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку - не станешь силь­ным! Не будешь заниматься спортом - трудно будет достигать успехов в учении! и т. д.

Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных прио­ритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8-11 классах ( всего опрошено 200 учащих­ся) здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.

Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мы­шечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физ­культуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефи­цит двигательной активности только на 11 процентов. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привыч­ку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информа­ции активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значи­мыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психи­ческому и физическому здоровью школьников.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, уче­ник начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов; ученик - шестиклассник - 3-4 часа, старшеклассник - 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязатель­но должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, ро­дителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка про­падает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он ухо­дит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрес­сивным. Родители начинают бить тревогу и искать пути выхода из кризис­ной ситуации, совсем не думая о том, что выход находится рядом, стоит только внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему решать назревшую проблему совместно.

Цифры, связанные с проблемой здоровья, говорят сами за себя. Роди­тели зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несерьезными и мелкими, недостойными их участия в разрешении, объясняя, что в жиз­ни есть более важные проблемы. И как жаль, когда за эти проблемы чело­век платит жизнью.

Еще страшнее, если родители пытаются разрешить проблему, но при этом они загоняют ее еще глубже. « Неважно, что ты полненькая, гораздо важнее, что ты лучше всех учишься » - такие или похожие фразы слышат дети - подростки, но легче им от этого не становится, они страдают не только от самой сложившейся ситуации, но и от отношения родителей к данной проблеме. Проблема разрастается, она захватывает ребенка цели­ком, не дает ему жить полноценной жизнью, лишает его общения, привя­занностей к друзьям и может привести к трагическому исходу. В такой ситуации родители никак не хотят понимать, что они могут сделать почти не возможное, поддержав своего ребенка личным примером. Но зачастую они идут по другому пути: покупают ребенку игрушки, вещи, делают до­рогие подарки и т. д. Проблема не решается, на какое-то время она «засы­пает», но, проснувшись, она превращается в лаву, которую просто невозможно остановить.

Еще одна школьная проблема - проблема отсутствия мотивов учения школьников. Опросы, проводимые в школе, показывают, что ребятам-подросткам в школе зачастую неинтересно, скучно и т. д.

Для того, чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, в квартире появляется чудо современной техники - компьютер, за кото­рым ребенок проводит еще дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми. Свою тревогу родители успокоили: их сын или

дочь сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах», но он опять сидит часами, уже у компьютера.

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.

В достаточной мере этому помогает и телевидение. Сегодняшний теле­день среднестатистического ребенка, - это 2-3 часа неподвижности у те­леэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение сонливость, апатия и т. д. А если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, ко­торые многие дети не снимают даже в школе, сотовые телефоны - это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.

Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, ко­торый ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного мате­риала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь от­вета у доски и многое другое.

У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость - это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Факты, которые говорят сами за себя...

  • Минимальная норма количества шагов за день для человека - 10 000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.

  • В 13 лет повышение давления до 130/80 - распространенное явление.

  • Если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его тоже.

  • Для того, чтобы сохранить баланс двигательной активности, школь­ник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов.

  • Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.

  • Поданным Российских ученых, 51% детей вообще не бывают на ули­це по возвращению из школы.

  • 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков.

  • 30-40% детей имеют избыточный вес.

  • По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет го­раздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

  • У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца.

  • По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением време­ни развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить актив­ной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собс­твенная семья, в которой растет ребенок.

Ребенок-школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок бу­дет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье.

Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять зани­маться физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело - привычка.

Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе - вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей при­вычки быть душевно и физически здоровыми.

Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им неког­да, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как заня­тия физкультурой и спортом. А главный аргумент - отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить.

Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигать­ся, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций - результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама де­лали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.

Ваши дети - пятиклассники. Довольно много лет мы будем вместе с вами сотрудничать по многим вопросам жизни учащихся класса. Одним из приоритетных среди них - это вопрос сохранения детского здоровья. Мы попытаемся рассмотреть эту проблему со всех сторон.

Давайте обратимся к мнению учащихся класса.

Анализ анкет учащихся и родителей.

Выступление учителя физической культуры

Сопровождается видеозаписью школьных уроков и спортивных ме­роприятий школы. Учитель физической культуры должен обратить вни­мание на следующие вопросы:

  • отношение семьи к занятиям ребенка физкультурой;

  • поведение учащихся на уроке физкультуры;

  • требования и рекомендации родителям по приобретению спортив­ной формы;

  • рекомендации родителям по приобретению спортивного инвентаря для занятий спортом в домашних условиях;

  • рассказ о кружках и секциях, в которых могут заниматься пятикласс­ники;

  • рассказ о спортивных мероприятиях школы и спортивных достиже­ниях.

Выступление родительского комитета, посетившего уроки физической культуры

Вручение благодарственных писем родителям, дети которых имеют необ­ходимую спортивную форму и активно участвуют в уроке физкультуры

Выступления родителей, которые уделяют большое внимание занятиям спортом в своей семье, просмотр видео сюжетов из семейных архивов

Выступление школьного врача и врача-диетолога

Они должны обратить внимание на следующие вопросы:

  • состояние здоровья учащихся класса;

  • записки и просьбы родителей об освобождении от физкультуры без посещения врача;

  • питание учащихся в школьной столовой;

  • рекомендации родителям по продуктам, которые дети берут с собой в школу;

" требования к гигиене мальчиков и девочек, к хранению спортивной формы.

Вручение памяток для родителей и учащихся.

В конце собрания классный руководитель и родительский комитет предлагают план мероприятий для развития интереса у учащихся к заня­тиям физкультурой и спортом.

Литература для подготовки к собранию

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свобо­ды. М, 1993.

  2. Дереклеева Н . И . Двигательные игры, тренинги и уроки здо­ровья. М., ВАКО, 2004.

  3. Портных Ю. И . Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте. СПб, 1994.

© 2010-2022