Модель реализации программы Разговор о правильном питании

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Пролетарская СОШ №2»

Ракитянского района Белгородской области







Модель реализации

первой части программы

«Разговор о правильном питании»

Авторы:

Полякова Ольга Александровна

Кириченко Валентина Ивановна

МОУ «Пролетарская СОШ№2»

п. Пролетарский,

Ракитянского района,

Белгородской области

электронная почта proletsch2@ yandex.ru

Возраст учащихся 6-8 лет


Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить
Сократ

Пояснительная записка

Основная задача педагога (общая с задачами родителей) - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

На первое место работы педагога выносятся проблемы здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребёнка обусловливает успехи в учёбе и уровень его общего развития.

Правильное питание детей - это залог здоровья. Очень верно сказано: одного здоровья для счастья мало, но без здоровья настоящего счастья быть не может.

Проблема питания ребенка - не только семейная, не только медицинская - это проблема социальная, общественная, государственная. Потому что правильное питание детей - это гарантия физического здоровья общества в целом.

Современная ситуация в российском обществе требует обязательного просвещения детей и родителей в вопросах культуры питания. Общеобразовательная школа вполне способна решить эту задачу с помощью программы «Разговор о правильном питании». Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, могут применить в повседневной жизни уже сегодня.

Цель программы - воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

Анализируя возможности школы, родителей, детей и потенциал педагогов, учитывая цель и задачи программы «Разговор о правильном питании», были поставлены следующие задачи:

  1. Реализация принципов правильного питания;

  2. Получение каждым ребёнком качественного образования с сохранением и укреплением здоровья;

  3. Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности;

  4. Сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации правильного питания детей;

  5. Расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем, а также с историей и традициями русского народа.

Программа реализуется в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий), направленной на формирование у школьников здорового образа жизни, а так же через интеграцию с учебными предметами.

Система работы по данной программе включает в себя следующие компоненты:

I. Система занятий.

1. Курс программы рассчитан на 15 занятий в модуле «Разговор о правильном питании». В цикл внеклассных мероприятий были включены темы:

тема

цель

1

Если хочешь быть здоров

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

2

Самые полезные продукты

Научить детей выбирать самые полезные продукты.

3

Удивительные превращения пирожка

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания.

4

Кто жить умеет по часам

Дать представление о необходимости и важности соблюдения режима питания

5

Вместе весело гулять

Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности

6

Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной

Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

7

Плох обед, если хлеба нет

Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.

8

Время есть булочки

Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах.

9

Пора ужинать

Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.

10

Где найти витамины весной

Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

11

На вкус и цвет товарищей нет

Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употре-бляемых продуктов.

12

Как утолить жажду

Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

13

Что помогает быть сильными и ловкими

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания

14

Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма

15

Праздник здоровья

Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола.

2. Тематика, предложенная программой «Разговор о правильном питании» позволяет решать поставленные задачи не только в рамках внеклассной работы, но и на уроках по предметам учебного плана:

  • Русский язык - работа с текстом и предложением, словарная работа;

  • Окружающий мир - исследовательская работа, эксперимент, опыт, экскурсия;

  • Технология - аппликация, лепка, поделки из природного материала.

3. Некоторые темы были включены во внеурочную деятельность:

  • «Клуб девочек» (поделки «Салфетница», «Аппликация из круп», др., настольные игры «Фруктовое лото», «Съедобное - несъедобное»);

  • кружок «Я - исследователь» (исследовательская и проектная деятельность, практические работы).

II. Формы и методы работы.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

1. Наиболее распространенными являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры.

2. Задания, предлагаемые в рабочей тетради (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) также ориентированы на творческую работу ребёнка - самостоятельную или в коллективе. В процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают, работают с наклейками.

3. В целях более эффективной реализации программы, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций) методов, используются такие формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации: экскурсии, практикумы, блиц-турниры, проекты, диалоги, диспуты.

4. Ведение рубрики о правильном питании в Уголке здоровья помогает детям систематизировать полученные знания в виде выводов к занятиям.

5. Очень помогают в работе технические средства обучения:

  • презентации (как авторские, так и презентации других педагогов).

  • видео:

  • мультфильмы из серии «О хороших манерах»;

  • фрагменты мультфильмов и художественных фильмов (например: м/ф «Дракоша на шоколадной фабрике», фрагмент х/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки).

  • Демонстрация детских творческих работ: выставки рисунков в школьной столовой «О пользе молока и мёда», защита листовок «Вредные и полезные продукты продукты».

III. Участие родителей в реализации программы.

В процессе реализации программы работа проводится в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы - непременное условие эффективности решения поставленных задач. Поэтому, родители

  • помогают детям в выполнении заданий рабочей тетради;

  • оформляют вместе с детьми информационный стенд о правильном питании;

  • участвуют в подготовке и проведении родительских собраний лекториев;

  • оказывают помощь в организации и проведении экскурсий;

  • участвуют в праздниках, мероприятиях.

В союзе с родителями осуществляется сотрудничество с заинтересованными структурами:

  1. Здравоохранительными органами (встречи с педиатром, диетологом, стоматологом);

  2. Комитетами по культуре и спорту.

IV. Система оценивания эффективности и результативности полученных знаний, умений, навыков.

Одним из результатов реализации программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Для проведения мониторинга запланированы экспресс - методы:

  1. Тестирование

  2. Разбор ситуаций («Как правильно накрыть стол», «Если хочется пить?», др.);

  3. Анкетирование детей и их родителей по теме «Здоровый образ жизни»

  4. Кроссворды и ребусы

  5. Мини-сочинения - рассуждения на заданную тему («Согласен ли ты с пословицей: когда я ем, то глух и нем?», «Зачем нужна жвачка?», «Почему картофель считают вторым хлебом?», «Почему вредно есть на ночь?», др.).

В целях обобщения и систематизации знаний детям предлагается выполнить совместно с родителями или самостоятельно творческие задания: изготовить плакаты, составить кроссворд, подготовить устные сообщения (возможно с презентацией), изготовить книжки-малышки, папки-передвижки «Витаминный калейдоскоп», подготовить фотовыставку «Полезные семейные блюда».

Представленная модель реализации программы «Разговор о правильном питании» позволяет вовлечь детей и их родителей в поисковую и творческую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности полноценного питания.

Главная же задача учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека.







Внеклассное мероприятие

«Разговор о правильном питании.

Овощи, ягоды и фрукты -

витаминные продукты»







Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты

Цель:

  • познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их полезными свойствами и значением для организма;

  • сформировать представление о значении витаминов и минеральных веществ;

  • прививать навыки правильного питания;

  • формировать потребность вести здоровый образ жизни

Предварительная подготовка

Все учащиеся разбиты на 3 команды: фрукты, ягоды, овощи. Каждая команда получила задание: приготовить иллюстрации и комментарии о полезных свойствах растений соответствующих названию команды, выучить загадки. Дополнительный материал дети собирают с помощью учителя, библиотекаря, родителей.

Ход занятия

Ведущий: Сегодня у нас в гостях врач педиатр, она отправится с нами в путешествие на трамвайчике Здоровья и убедится, что наши ребята много уже знают о здоровом образе жизни и могут рассказать о правильном питании. Итак, друзья мои, в путь!

(Дети движутся в танце по кругу под музыку «Детская песня про овощи» В.Гринин и Кс. Ротаевой)

Чтобы узнать, как называется первая остановка, послушайте стихотворение Н.Кончаловской.

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки

Он принес чемодан, Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке

Наступила весна

И взошли семена -

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал.

И берег от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огорбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, челук и рекуста.

- Назовите правильно, что выросло на грядках? Овощи!

(огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста)

Про овощи нам расскажут члены первой команды

Огурец.
Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы,
Будет все в порядке!

Репа.
Наша желтенькая репка
Уж засела в землю крепко.
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет.

Свекла.
Круглая я, словно шарик.
Меня на вкус все уважают
Добавляют в винегрет:
Полезней свеклы в мире нет!

Капуста.
Полезней сока моего
Ничего на свете нет.
Пейте сок капустный, дети -
Доживете до ста лет!

Картофель

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

Морковь
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.

(Дети крепят иллюстрации на доску. Рассказывают дополнительные сведениях об овощах.)

Ведущий: В путь, друзья, к новой остановке, к новым знаниям!

(Звучит музыка, дети танцуя движутся по кругу. (М.Муромов- Яблоки на снегу)

Дети

Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто - … ( фрукты ) (Слайд)

Остановка Фруктовая. Отгадайте о каких фруктах идет речь.

  1. Обезьяна утром рано

В зоопарке ест… ( бананы )

  1. Желтый, круглый, ты откуда?

Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовешь? ( апельсин )

  1. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь - сладко. ( яблоко )

4. Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

5. Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

(Дети крепят иллюстрации на доску. Рассказывают дополнительные сведениях о фруктах)

Ведущий: В путь, друзья, к третьей остановке, к новым знаниям!

(Звучит музыка, дети танцуя движутся по кругу. (гр.Мифы - Земляничные поляны.)

Дети

А мы загадаем загадки о небольших сочных плодах кустарниковых или травянистых растений, они называются ягоды. Остановка Ягодная. (Слайд) Отгадайте о какой ягоде говорят дети

  1. Ягодку сорвать легко -

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка -

Там созрела... (земляника)

  1. Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая... (клюковка)

  1. Не на шутку, а всерьез

Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.

Что за кустик? (Ежевика)

  1. Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)

  1. Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины -... (черника)

  1. Ярко-красных, черных, белых

Ягодок попробуй спелых.

Сельский сад - их родина.

Что это? (Смородина)

  1. Ягоды на тонкой ветке -

Все лозы родные детки.

Съешь всю гроздь и будешь рад.

Это - сладкий... (виноград)

  1. Повернулась к грядке боком,

Налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника.

Что за ягодка? (Клубника)

(Дети крепят иллюстрации на доску. Рассказывают дополнительные сведениях по теме)

Ведущий: В путь, друзья, к четвёртой остановке, к новым знаниям!

( Звучит музыка, дети, танцуя движутся по кругу. ( песенка про витамины из мультфильма « Про Веру и Анфису» )

Четвертая остановка называется Витаминная и о ней нам расскажет врач.

Врач. Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему ягоды, овощи, фрукты должны быть в рационе каждого человека, а ребенка особенно - регулярно

- Для чего же нам нужны витамины? (ответ детей)

Врач. Показывает таблицу ( слайд)

Витамин А- витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Его можно найти в молоке, моркови, красном сладком перце, петрушке, красных томатах, зеленом луке, щавеле, абрикосах, салате, шпинате, плодах шиповника.

Витамин В - в капусте, моркови, кукурузе, бананах, грушах, земляных орехах, гранате, тыкве, зеленом горошке, землянике, луке. Недостаток витамина В приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость.

Витамин С (аскорбиновая кислота) способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды влияет на функцию кроветворения. Витамин С активизирует иммунную систему. При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, патологическим заболеваниям. Витамин С содержится в шиповнике, свежем и сушеном (мы с вами сейчас в столовой пили компот из шиповника сушеного), в черной смородине, облепихе, рябине, землянике, апельсинах, киви, грейпфрутах, лимонах, мандаринах, морошке, малине, айве, чесноке, капусте.

Что мы должны помнить, когда едим ягоды, овощи, фрукты? (ответы детей)

На трамвайчике Здоровья мы совершили сегодня прекрасную экскурсию по остановкам Ягоды, Овощи, Фрукты и Витамины. Багаж наших знаний увеличился, и мы весело провели нашу встречу с доктором.

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи с фруктами любить,
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

(Звучит Песня о здоровом образе жизни Музыка: В. Соловьёв -Седой Слова: В. Лебедев-Кумач)

Список используемой литературы:

  1. Д.И.Макунин Хватает ли вам витаминов? // Будь здоров! - 2007. - № 11. - С. 21

  2. И.В. Дейстер «Реклама овощей на осенней ярмарке». - ПедСовет: газета, 2003, №7.

  3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. - Изд. АСТ-Лтд., 1998.

  4. Л.И. Макарова «Полезные продукты» - ПедСовет, 2007, №4.

  5. М.М.Безруких и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь М.: ОЛМА Медиа Групп 2014

  6. М.В. Кузьмина «Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни» - ПедСовет, 2007, №4.

  7. Витамины [Электронный ресурс] // 4my.ru: [сайт]. - [Б.м.], 2007-2009. - URL: 4my.ru/c4086.html (17.03.09).


Занятие «Клуба девочек»

Практическая работа по складыванию салфеток.

Модель реализации программы Разговор о правильном питании

«Полезные продукты»


«Что делать, когда к тебе пришли гости?»Модель реализации программы Разговор о правильном питании

Модель реализации программы Разговор о правильном питании

«Как украсить стол?»

Модель реализации программы Разговор о правильном питании

Внеурочное занятие «Я - исследователь»

Модель реализации программы Разговор о правильном питании

Уголок здоровья

Модель реализации программы Разговор о правильном питании

Модель реализации программы Разговор о правильном питании

© 2010-2022