- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Влияние научных объединений учащихся на личностный рост учащегося
Влияние научных объединений учащихся на личностный рост учащегося
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Катаева С.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Влияние научных объединений учащихся на личностный рост учащегося
Катаева С.В.
МБОУ Лицей № 25, г.Димитровград Ульяновской области
Одним из главных направлений педагогической деятельности видим создание условий для эффективного функционирования системы работы с одаренными детьми в рамках образовательного пространства школы на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень креативных возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одарёнными. У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой деятельности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения.
Одарённые дети:
-
как правило, более активны и всегда чем - либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку;
-
настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
-
благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
-
они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;
-
умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
-
некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Условно можно выделить три категории одарённых детей:
1 категория
2 категория
3 категория
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте)
Дети с признаками специальной умственной одарённости - одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте)
Учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся раскрываются в старшем школьном возрасте)
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.
В работе с этой категорией учащихся образовательное учреждение руководствуется:
-
Принципом индивидуализации обучения;
-
Принципом свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
-
Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;
-
Принципом максимального разнообразия представляемых возможностей;
-
Принципом особого внимания к проблеме межличностных связей в индивидуальной работе с учащимися;
-
Принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.
Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала, является налаженная система поиска и обучения одаренных детей. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.
Сложилась система работы с одаренными детьми - через предметные олимпиады, школьные научные общества учащихся, научно-практические конференции учащихся, интеллектуальные игры и соревнования.
В настоящее время достигнуты определенные результаты: осуществляется мониторинг проведения олимпиад школьников; оптимизирован перечень и количество внешкольных мероприятий, проводимых с интеллектуально одаренными и творческими учащимися.
С 2008 года в МКОУ СОШ №23 г.Димитровграда работает научное общество учащихся «Путь в науку"(руководитель Катаева С.В.). Это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов и других специалистов. Школьники учатся отстаивать свою точку зрения, приобретают опыт публичного выступления, развивают творческую инициативу, конструктивное мышление, изобретательность в решении нестандартных задач, расширяют кругозор. Задачами общества являются:
-
формирование единого научного общества со своими традициями, приоритетом которого является краеведческий подход к исследованиям;
-
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
-
содействие эффективности профессиональной ориентации выпускников школ;
-
углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
-
участие членов общества в научных исследованиях;
-
пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.
За 3 года работы НОУ ребята достигли определенных результатов. Стали призерами и победителями научно-практической конференции «Молодость наукограда», г.Димитровград (ДИТУД), научно-практической конференции «Первые шаги», г.Ульяновск (Центр довузовской подготовки на базе гимназии № 33), научно-практической конференции «Первый шаг» (секция физики и математики, Центр довузовской подготовки, Ульяновск, 2009 г.), региональной конференции «Первый шаг в космос» (диплом 1,2 степени, Ульяновск, УлГУ, 2009 г.). Старшеклассники по окончании школы поступили в ВУЗы технического направления. Во время обучения в университетах страны продолжают заниматься научной деятельностью. Так, Катаев А., студент СГАУ (факультет «Радиотехника», специальность «Радиоэлектронные системы и комплексы») будучи школьником, получил награды:
• 2009, региональная конференция «Первый шаг в космос», г.Ульяновск, Лаборатория космических исследований УлГУ. Диплом «За самое актуальное и социально значимое научное исследование». Работа опубликована в сборнике «Материалы региональной конференции школьников и студентов «Первый шаг в космос»/ Под ред. Д.ф.-м.н., проф. В.М.Журавлева - Ульяновск: УлГУ, 2009. 56с. Выставлена на сайте spacephys.ru - сайт Лаборатории Космических Исследований, физика космоса.
• 2009, Всероссийский игровой конкурс «КИТ - компьютеры, информатика, технологии», 2009г, 100 баллов, 1 место в школе, 8 место в регионе.
• 2010, Четвертая открытая городская научно-техническая конференция учащихся «Молодость Наукограда», ДИТУД. Диплом, 1 место.
• 2010, Всероссийская конференция школьников (с международным участием) «Первый шаг в космос», г. Ульяновск, Лаборатория космических исследований УлГУ. Диплом первой степени «За первые достижения в самостоятельном научном исследовании». Исследовательская работа «Исследование микроволнового излучения» выставлена на сайте spacephys.ru - сайт Лаборатории Космических Исследований, физика космоса.
• 2011, Самара, участие во всероссийской аэрокосмической олимпиаде по физике (диплом 2 степени).
Поступив в СГАУ, принял участие в олимпиадах:
• 2013, Самара, участие во внутривузовской студенческой олимпиаде по теоретическим основам электротехники (2 место).
• 2014, Самара, Королевские чтения, исследовательская работа «Устройство для индукционного нагрева печатных плат» (диплом за лучшее выступление)
• апрель, 2015, Томск, участие во всероссийской студенческой олимпиаде по электронике (9-е место по России).
Таким образом, выбор темы для участия в школьной научно-практической конференции стал судьбой человека. Радует и то, что дружба ребят, возникшая при подготовке конференций, продолжилась и после окончания школы, несмотря на то, что они обучаются в разных ВУЗах страны (Самара, Петербург, Москва, Ульяновск).
С 2011 года меня пригласили возглавить методическую службу отдела образования МО «Мелекесский район». С этого времени продолжила заниматься НОУ, только уже на уровне района. Начав путь с НОУ «Шаг в будущее», ребята открыли дорогу в науку. Занялись серьезной исследовательской деятельностью. Бодин А., Бекетова М. были награждены дипломами научно-практических конференций в Москве. Тематика работ сельских школ отличается экологической направленностью, практическим подходом.
2 секция (9-11 классы)
ОУ
ФИО участника
Класс
Тема
Педагог
МКОУ СОШ с.Никольское-на-Черемшане
Солопова А.
9
Изучение биохимического состава воды с.Никольское
Степаева Г.С.
МКОУ СОШ с. Рязаново
Устимова Е.
9
Как появляется радуга
Сенина Н.Г.
МКОУ СОШ № 2 р.п. Новая Майна
Ильдутова И.
Зимукова Э.
9
Природа шаровой молнии
Мадиванова С.П.
МКОУ СОШ с.Старая Сахча
Забралов Д.
9
Технология выращивания сосны кедровой сибирской на территории Старосахчинского поселения
Ильдимиркина Т.В.
Кокшина О.
9
Изучение особенностей гнездового поведения деревенской ласточки в период выкармливания птенцов
Ильдимиркина Т.В.
МКОУ ООШ с.Слобода-Выходцево
Вагина В.
9
Молоко глазами химика
Левенец Р.С.
МКОУ СОШ с.Сабакаево
Тимохина Кристина
9
Мои предки - некрещеные чуваши
Юреева Н.В.
МКОУ СОШ № 1 р.п. Мулловка
Бекназарова Эвелина
10
Мыльный пузырь. Чудо природы
Бутяева Т.В.
Бекназарова Эльвина
10
Определение свинца в продуктах и предметах обихода
Смирнова С.Х.
МКОУ СОШ № 2 р.п. Новая Майна
Бодин А.
10
Энергетические напитки: жизнь в тонусе или вред для организма?
СутягинаМ.А Светкина Е.А.
Как руководителя НОУ, меня радовал не только успех в конкретной конференции, но и выбор жизненного пути. Так, ребята МКОУ СОШ №23 г.Димитровграда, школ Мелекесского района Ульяновской области уже во время пребывания в школе продолжили обучение в Детской ядерной академии г.Димитровграда. Лучшие ученики были отмечены грамотами Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова, который особое внимание уделяет исследовательской работе школьников и лично встречается с талантливыми ребятами.
В эпоху научно-технического прогресса усилий отдельно взятого учреждения явно не хватает для раскрытия детской одаренности: нужны межведомственные взаимодействия по выявлению и развитию одаренных детей, современная материально-техническая база для работы с одаренными детьми, более эффективные мероприятия по поддержке одаренных детей. Работа с одаренными детьми требует особой профессиональной подготовки педагогов, внедрения современного программного обеспечения.
Следовательно, возникла необходимость объединения межведомственных усилий по созданию условий для выявления и развития одаренных детей на уровне муниципалитета и выделения мероприятий в отдельную целевую программу поддержки одаренных детей.
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ
о районной научно-практической конференции
юных исследователей «Шаг в будущее»
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации, проведения и содержание, проведения районной научно-практической конференции юных исследователей «Шаг в будущее» (далее - Конференция).
1.2. Районная конференция проводится отделом образования администрации МО «Мелекесский район».
-
Цели и задачи конференции
2.1. Конференция проводится в целях активизация творческой, познавательной, исследовательской, изобретательской деятельности обучающихся в различных областях науки и техники, выявления талантливых и одаренных школьников.
3. Порядок выдвижения участников Конференции
3.1. В Конференции может принять участие любой член научного общества учащихся. Конференция проводится в трех возрастных категориях: 2 - 4 классы; 5 - 8 классы; обучающиеся 9 - 11 классов.
4. Порядок проведения Конференции
4.1. Для организации и проведения Конференции создается организационный комитет, который проводит подготовительную работу по информационному обеспечению участников о порядке проведения конференции, организует и проводит мероприятие.
4.2. Для оценки работ участников создается жюри, заключения которого используются при определении победителей.
4.3. На конференции предусматривается тематика работ:
-
Социально-гуманитарные и экономические науки.
-
Естественные науки и современный мир.
-
Физико - математические науки и информационные технологии.
-
Иностранные языки.
-
Дизайн.
Работа может быть выполнена как одним автором, так и творческой группой, которая, как правило, включает не более двух-трех человек. Длительность выступления не должна превышать 7 минут. По окончании выступления докладчику задаются вопросы членами жюри и участниками конференции. Критерии оценки конкурсных работ:
-
Исследовательский характер работы.
-
Новизна исследования.
-
Актуальность работы. Практическая, теоретическая значимость.
-
Соответствие структуры работы общепринятым требованиям для научных работ.
-
Грамотность и логичность изложения.
4.4. Материалы представлять в печатном и электронном виде (название файла - фамилия автора) в текстовом редакторе Word: поля - 2 см со всех сторон; одинарный интервал; 12 кегль; абзац (отступ) - 1,25; шрифт - Times New Roman. Объем материалов до 10 страниц. Перед заглавием даются сведения об авторе(-ах): ФИО (полностью); место учебы. Библиографические ссылки при цитировании приводятся в конце статьи по порядку упоминания в тексте. Указываются автор, название, место и год издания, страница. В тексте порядковый номер ссылки указывается в квадратных скобках после цитаты.
На титульном листе указывается тема работы, вид работы, сведения об авторе (фамилия, имя, школа, класс); сведения о руководителе и научном консультанте. На первой странице помещается оглавление (названия разделов, глав, параграфов, приложений и т.п. с указанием номера страницы). Во введении характеризуется цель и задачи работы, история вопроса (анализ использованной литературы), методика исследования. В отдельных главах (частях, параграфах) «основной части» излагается содержание работы. Заключение содержит выводы и характеристику перспектив дальнейшей работы над темой (проблемой). В приложении могут быть представлены фотографии, схемы, графики, копии архивных документов и т.п.
4.5. Все материалы направляются по адресу: город Димитровград, ул. Хмельницкого, 93, отдел образования администрации МО «Мелекесский район», кабинет 221.
4.6. Устанавливаются следующие сроки Конкурса: прием документов - с 18 по 25 января 2014 г.; Конкурс проводится 29-30 января 2014 г.
4.7. Для оценки работ Оргкомитет создает жюри Конференции (далее - Жюри). В состав Жюри входят специалисты, имеющие большой опыт практической и/или научной работы в системе образования, владеющие навыками экспертизы работ.
5. Подведение итогов
Подведение итогов осуществляется в день проведения публичной защиты. Победителями конференции становятся три участника по возрастным категориям, набравшие наибольшее количество баллов. Работы учащихся награждаются дипломами отдела образования администрации МО «Мелекесский район».