Влияние научных объединений учащихся на личностный рост учащегося

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние научных объединений учащихся на личностный рост учащегося

Катаева С.В.

МБОУ Лицей № 25, г.Димитровград Ульяновской области

Одним из главных направлений педагогической деятельности видим создание условий для эффективного функционирования системы работы с одаренными детьми в рамках образовательного пространства школы на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.

Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень креативных возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одарёнными. У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой деятельности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения.

Одарённые дети:

  • как правило, более активны и всегда чем - либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку;

  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

  • благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

  • они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;

  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

  • некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Условно можно выделить три категории одарённых детей:


1 категория

2 категория

3 категория

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте)

Дети с признаками специальной умственной одарённости - одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте)

Учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся раскрываются в старшем школьном возрасте)

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.

В работе с этой категорией учащихся образовательное учреждение руководствуется:

  • Принципом индивидуализации обучения;

  • Принципом свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

  • Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;

  • Принципом максимального разнообразия представляемых возможностей;

  • Принципом особого внимания к проблеме межличностных связей в индивидуальной работе с учащимися;

  • Принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.

Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала, является налаженная система поиска и обучения одаренных детей. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.

Сложилась система работы с одаренными детьми - через предметные олимпиады, школьные научные общества учащихся, научно-практические конференции учащихся, интеллектуальные игры и соревнования.

В настоящее время достигнуты определенные результаты: осуществляется мониторинг проведения олимпиад школьников; оптимизирован перечень и количество внешкольных мероприятий, проводимых с интеллектуально одаренными и творческими учащимися.

С 2008 года в МКОУ СОШ №23 г.Димитровграда работает научное общество учащихся «Путь в науку"(руководитель Катаева С.В.). Это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов и других специалистов. Школьники учатся отстаивать свою точку зрения, приобретают опыт публичного выступления, развивают творческую инициативу, конструктивное мышление, изобретательность в решении нестандартных задач, расширяют кругозор. Задачами общества являются: Влияние научных объединений учащихся на личностный рост учащегося

  • формирование единого научного общества со своими традициями, приоритетом которого является краеведческий подход к исследованиям;

  • раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;

  • содействие эффективности профессиональной ориентации выпускников школ;

  • углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской работе;

  • участие членов общества в научных исследованиях;

  • пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

За 3 года работы НОУ ребята достигли определенных результатов. Стали призерами и победителями научно-практической конференции «Молодость наукограда», г.Димитровград (ДИТУД), научно-практической конференции «Первые шаги», г.Ульяновск (Центр довузовской подготовки на базе гимназии № 33), научно-практической конференции «Первый шаг» (секция физики и математики, Центр довузовской подготовки, Ульяновск, 2009 г.), региональной конференции «Первый шаг в космос» (диплом 1,2 степени, Ульяновск, УлГУ, 2009 г.). Старшеклассники по окончании школы поступили в ВУЗы технического направления. Во время обучения в университетах страны продолжают заниматься научной деятельностью. Так, Катаев А., студент СГАУ (факультет «Радиотехника», специальность «Радиоэлектронные системы и комплексы») будучи школьником, получил награды:Влияние научных объединений учащихся на личностный рост учащегося

• 2009, региональная конференция «Первый шаг в космос», г.Ульяновск, Лаборатория космических исследований УлГУ. Диплом «За самое актуальное и социально значимое научное исследование». Работа опубликована в сборнике «Материалы региональной конференции школьников и студентов «Первый шаг в космос»/ Под ред. Д.ф.-м.н., проф. В.М.Журавлева - Ульяновск: УлГУ, 2009. 56с. Выставлена на сайте spacephys.ru - сайт Лаборатории Космических Исследований, физика космоса.

• 2009, Всероссийский игровой конкурс «КИТ - компьютеры, информатика, технологии», 2009г, 100 баллов, 1 место в школе, 8 место в регионе.

• 2010, Четвертая открытая городская научно-техническая конференция учащихся «Молодость Наукограда», ДИТУД. Диплом, 1 место.

• 2010, Всероссийская конференция школьников (с международным участием) «Первый шаг в космос», г. Ульяновск, Лаборатория космических исследований УлГУ. Диплом первой степени «За первые достижения в самостоятельном научном исследовании». Исследовательская работа «Исследование микроволнового излучения» выставлена на сайте spacephys.ru - сайт Лаборатории Космических Исследований, физика космоса.

• 2011, Самара, участие во всероссийской аэрокосмической олимпиаде по физике (диплом 2 степени).Влияние научных объединений учащихся на личностный рост учащегосяВлияние научных объединений учащихся на личностный рост учащегося

Поступив в СГАУ, принял участие в олимпиадах:

• 2013, Самара, участие во внутривузовской студенческой олимпиаде по теоретическим основам электротехники (2 место).

• 2014, Самара, Королевские чтения, исследовательская работа «Устройство для индукционного нагрева печатных плат» (диплом за лучшее выступление)

• апрель, 2015, Томск, участие во всероссийской студенческой олимпиаде по электронике (9-е место по России).

Таким образом, выбор темы для участия в школьной научно-практической конференции стал судьбой человека. Радует и то, что дружба ребят, возникшая при подготовке конференций, продолжилась и после окончания школы, несмотря на то, что они обучаются в разных ВУЗах страны (Самара, Петербург, Москва, Ульяновск).

С 2011 года меня пригласили возглавить методическую службу отдела образования МО «Мелекесский район». С этого времени продолжила заниматься НОУ, только уже на уровне района. Начав путь с НОУ «Шаг в будущее», ребята открыли дорогу в науку. Занялись серьезной исследовательской деятельностью. Бодин А., Бекетова М. были награждены дипломами научно-практических конференций в Москве. Тематика работ сельских школ отличается экологической направленностью, практическим подходом.

2 секция (9-11 классы)

ОУ

ФИО участника

Класс

Тема

Педагог

МКОУ СОШ с.Никольское-на-Черемшане

Солопова А.

9

Изучение биохимического состава воды с.Никольское

Степаева Г.С.

МКОУ СОШ с. Рязаново

Устимова Е.

9

Как появляется радуга

Сенина Н.Г.

МКОУ СОШ № 2 р.п. Новая Майна

Ильдутова И.

Зимукова Э.

9

Природа шаровой молнии

Мадиванова С.П.

МКОУ СОШ с.Старая Сахча

Забралов Д.

9

Технология выращивания сосны кедровой сибирской на территории Старосахчинского поселения

Ильдимиркина Т.В.

Кокшина О.

9

Изучение особенностей гнездового поведения деревенской ласточки в период выкармливания птенцов

Ильдимиркина Т.В.

МКОУ ООШ с.Слобода-Выходцево

Вагина В.

9

Молоко глазами химика

Левенец Р.С.

МКОУ СОШ с.Сабакаево

Тимохина Кристина

9

Мои предки - некрещеные чуваши

Юреева Н.В.

МКОУ СОШ № 1 р.п. Мулловка

Бекназарова Эвелина

10

Мыльный пузырь. Чудо природы

Бутяева Т.В.

Бекназарова Эльвина

10

Определение свинца в продуктах и предметах обихода

Смирнова С.Х.

МКОУ СОШ № 2 р.п. Новая Майна

Бодин А.

10

Энергетические напитки: жизнь в тонусе или вред для организма?

СутягинаМ.А Светкина Е.А.

Как руководителя НОУ, меня радовал не только успех в конкретной конференции, но и выбор жизненного пути. Так, ребята МКОУ СОШ №23 г.Димитровграда, школ Мелекесского района Ульяновской области уже во время пребывания в школе продолжили обучение в Детской ядерной академии г.Димитровграда. Лучшие ученики были отмечены грамотами Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова, который особое внимание уделяет исследовательской работе школьников и лично встречается с талантливыми ребятами.Влияние научных объединений учащихся на личностный рост учащегося

В эпоху научно-технического прогресса усилий отдельно взятого учреждения явно не хватает для раскрытия детской одаренности: нужны межведомственные взаимодействия по выявлению и развитию одаренных детей, современная материально-техническая база для работы с одаренными детьми, более эффективные мероприятия по поддержке одаренных детей. Работа с одаренными детьми требует особой профессиональной подготовки педагогов, внедрения современного программного обеспечения.

Следовательно, возникла необходимость объединения межведомственных усилий по созданию условий для выявления и развития одаренных детей на уровне муниципалитета и выделения мероприятий в отдельную целевую программу поддержки одаренных детей.


Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ

о районной научно-практической конференции

юных исследователей «Шаг в будущее»


1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации, проведения и содержание, проведения районной научно-практической конференции юных исследователей «Шаг в будущее» (далее - Конференция).

1.2. Районная конференция проводится отделом образования администрации МО «Мелекесский район».

  1. Цели и задачи конференции

2.1. Конференция проводится в целях активизация творческой, познавательной, исследовательской, изобретательской деятельности обучающихся в различных областях науки и техники, выявления талантливых и одаренных школьников.

3. Порядок выдвижения участников Конференции

3.1. В Конференции может принять участие любой член научного общества учащихся. Конференция проводится в трех возрастных категориях: 2 - 4 классы; 5 - 8 классы; обучающиеся 9 - 11 классов.

4. Порядок проведения Конференции

4.1. Для организации и проведения Конференции создается организационный комитет, который проводит подготовительную работу по информационному обеспечению участников о порядке проведения конференции, организует и проводит мероприятие.

4.2. Для оценки работ участников создается жюри, заключения которого используются при определении победителей.

4.3. На конференции предусматривается тематика работ:

  • Социально-гуманитарные и экономические науки.

  • Естественные науки и современный мир.

  • Физико - математические науки и информационные технологии.

  • Иностранные языки.

  • Дизайн.

Работа может быть выполнена как одним автором, так и творческой группой, которая, как правило, включает не более двух-трех человек. Длительность выступления не должна превышать 7 минут. По окончании выступления докладчику задаются вопросы членами жюри и участниками конференции. Критерии оценки конкурсных работ:

  • Исследовательский характер работы.

  • Новизна исследования.

  • Актуальность работы. Практическая, теоретическая значимость.

  • Соответствие структуры работы общепринятым требованиям для научных работ.

  • Грамотность и логичность изложения.

4.4. Материалы представлять в печатном и электронном виде (название файла - фамилия автора) в текстовом редакторе Word: поля - 2 см со всех сторон; одинарный интервал; 12 кегль; абзац (отступ) - 1,25; шрифт - Times New Roman. Объем материалов до 10 страниц. Перед заглавием даются сведения об авторе(-ах): ФИО (полностью); место учебы. Библиографические ссылки при цитировании приводятся в конце статьи по порядку упоминания в тексте. Указываются автор, название, место и год издания, страница. В тексте порядковый номер ссылки указывается в квадратных скобках после цитаты.

На титульном листе указывается тема работы, вид работы, сведения об авторе (фамилия, имя, школа, класс); сведения о руководителе и научном консультанте. На первой странице помещается оглавление (названия разделов, глав, параграфов, приложений и т.п. с указанием номера страницы). Во введении характеризуется цель и задачи работы, история вопроса (анализ использованной литературы), методика исследования. В отдельных главах (частях, параграфах) «основной части» излагается содержание работы. Заключение содержит выводы и характеристику перспектив дальнейшей работы над темой (проблемой). В приложении могут быть представлены фотографии, схемы, графики, копии архивных документов и т.п.

4.5. Все материалы направляются по адресу: город Димитровград, ул. Хмельницкого, 93, отдел образования администрации МО «Мелекесский район», кабинет 221.

4.6. Устанавливаются следующие сроки Конкурса: прием документов - с 18 по 25 января 2014 г.; Конкурс проводится 29-30 января 2014 г.

4.7. Для оценки работ Оргкомитет создает жюри Конференции (далее - Жюри). В состав Жюри входят специалисты, имеющие большой опыт практической и/или научной работы в системе образования, владеющие навыками экспертизы работ.

5. Подведение итогов

Подведение итогов осуществляется в день проведения публичной защиты. Победителями конференции становятся три участника по возрастным категориям, набравшие наибольшее количество баллов. Работы учащихся награждаются дипломами отдела образования администрации МО «Мелекесский район».

© 2010-2022