- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Разработка внеклассного занятия Общение без конфликтов
Разработка внеклассного занятия Общение без конфликтов
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жуланова Т.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Беседа: «Общение без конфликтов»
Цель: формирование у детей навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.
1. Организационный момент.
Введение в тему:
Прежде чем определить тему нашего занятия, послушайте стихотворение С. Михалкова «Бараны».
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти-
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: « Ме-е.
Ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойдут с твоей дороги».
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А вниз река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
- Ребята, о чём это стихотворение? Что произошло между баранами? Почему бараны утонули? (ответы детей)
- Правильно, между ними произошла ссора или конфликт. И наше занятие сегодня называется «Общение без конфликтов». (слайд 1)
И говорить мы будем о том, как можно общаться без конфликтов и ссор, а если конфликт возник, то как его разрешить и каких советов придерживаться.
2. Ход занятия:
Воспитатель: Общение людей - тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, не дают возможности полноценно работать и учиться. Чем меньше возникает конфликтов, то больше людей у которых теплые и доверительные отношения.
Ребята, подумайте и скажите, какими качествами должен обладать человек , чтобы людям, которые его окружают, было хорошо общаться?! (ответы детей…) Верно, это человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Но человека , который никогда не с кем не ссориться встретить редко. В жизни бывает всякое. Ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становиться грубым, сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, необдуманных поступков. А если ссора всё же произошла - нужно помириться!
- Ребята, что такое конфликт в вашем понимании? (ответы детей)
Конфликт - это столкновение, противоречие, серьёзное разногласие, спор. (слайд 2)
Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится причиной ссор и конфликтов.
-Ребята, а вы часто бываете участниками конфликтных ситуаций?
(ответы детей…)
Воспитатель: Конфликты в жизни неизбежны, каждый человек имеют свою собственную позицию. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются.
Воспитатель: Каждый день вам приходится общаться с разными людьми и разрешать различные ситуации. И находить какой - ни будь выход из сложившейся ситуации, решать какие - ни будь задачи.
Я вам предлагаю несколько ситуаций. Как бы вы поступили? То есть из предложенных ответов выбрать тот, который вы считаете верным. Ситуации:
1.Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?
- встанешь и ударишь его;
- сделаешь ему замечание;
- не скажешь ничего;
- пожалуешься учителю; (слайд 3)
2. Вам не везет: вы второй раз проигрывайте в шашки. Как ты поступишь?
- будешь плакать;
- продолжите игру;
- начнешь злиться;
- ничего не скажешь; (слайд 4) 3. Приятель взял без разрешения твой телефон. Как ты поступишь?
- пожалуешься учителю;
- будешь кричать;
- попытаешься отобрать его;
- начнешь драку;
- спокойно попросишь отдать телефон; (слайд 5)
4. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя, и ты упал. Как ты поступишь?
- будешь плакать;
- встанешь и ударишь его;
- сделаешь ему замечание;
- не скажешь ничего;
- пожалуешься учителю; (слайд 6)
Воспитатель: Как видите, путей выхода из конфликта много.
Но разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
- Что, на ваш взгляд, ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс).
- А вы знаете, что такое компромисс? (это согласие на основе взаимных уступок).
Компромисс - согласие на основе взаимных уступок. (слайд 7) Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему собеседнику.
- Тот, кто не боится идти на компромисс, сотрудничество друг с другом чаще выходит из конфликта.
А вы когда - нибудь шли компромисс? (ответы детей)
Воспитатель: Люди могут поступать так, как им хочется.
Но могут ли они вредить другим людям? (ответы детей)
Воспитатель: И очень часто отсутствие знаний о правилах и нормах поведения в различных ситуациях приводит к ссорам и конфликтам.
- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?
- Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов).
- Как ведут себя люди во время конфликта? Какие слова звучат в конфликтной ситуации? (ответы детей)
- Ребята, а тетерь давайте поиграем. ( слайд 8)
Нужно заменить плохие слова добрыми т. е, противоположными по смыслу:
- грубость (вежливость);
- ненависть (любовь);
- обман (доверие);
- злость (доброжелательность);
- унижение (уважение);
- равнодушие (внимательность).
Воспитатель: Да, только добрыми качествами нужно обладать, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации и находить компромиссы.
Воспитатель: А теперь давайте улыбнёмся друг другу. Кстати, об улыбке. Ведь с её помощью тоже можно обойти конфликт. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, с шуткой, улыбкой.
- Ребята, давайте разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом. Упражнение "Ответ с улыбкой" Каждой паре я дам карточку с конфликтной ситуацией, причём одна и та же ситуация может у вас повториться. Ваша задача: театрализовано разыграть данные ситуации.
Ситуация 1. Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик. Твои действия?
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Что скажите? Ситуация 4. Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом. Твои действия?
Итак, на сегодняшнем занятии мы рассмотрели много вариантов выхода из конфликтных ситуаций, давайте попробуем составить правила решения подобных ситуаций.
- Ребята, какие правила можете предложить вы? (Ответы детей) Итак, 6 основных правил выхода из конфликта
Для этого необходимо:
1 .Относиться друг к другу терпимо;
2. Идти на компромисс;
3. Уважать друг друга;
4. Уметь ставить себя на место другого;
5.Сочувствовать;
6.Сопереживать. (слайд 9) - Ребята, руководствуйтесь этими правилами в своей жизни.
Ведь соблюдая эти правила можно совершать такие поступки, которые не причиняют вреда другим.
Все поступки людей должны соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в обществе, в государстве. Правила, принятые в сообществе людей, являются законом. Основным законом нашей страны является Конституция РФ.
Тот, кто сознательно нарушает установленные законы, должен нести наказания согласно статье основного закона: Конституции РФ.
- Ребята, как вы думаете, зачем правила и законы нужны людям? Ограничивают или расширяют они свободу человека?
- А вот у нас в школе тоже есть свои правила. Вы их соблюдаете? А если б не было никаких правил, что бы было? (ответы детей)
Вывод: Законы и правила поведения имеют целью охранять удобства, безопасность, личную свободу каждого.
3. Итог занятия
Ребята! Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Предлагаю быстро и кратко ответить на мои вопросы.
- Что такое конфликт? (ссора, столкновение…)
- В чем причины конфликтов? (неумение общаться, непонимание…)
- Как можно предотвратить конфликт? (понять, уступить, найти компромисс)
- Что такое компромисс? (согласие на основе взаимных успупок)
Много хороших дел вас ждет впереди и прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, отзывчивыми, честными, вежливыми. В каждом из вас есть солнце - это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.
А теперь, предлагаю вам разгадать кроссворд. В его основе лежит слово «ДОБРОТА», которое помогает нам жить в мире и согласии, без ссор и конфликтов.
Вопросы:
1.Она может быть настоящей и мнимой. (ДРУЖБА)
2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды. (ОТЗЫВЧИВОСТЬ)
3. Это чувство необходимо каждому человеку. (ЛЮБОВЬ)
4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и …(ДОВЕРИЕ)
5. Столкновение противоположных интересов. (КОНФЛИКТ)
6. Добрые отзывчивые отношения к человеку. (ТЕПЛОТА)
7. Заботливые отношения к людям. (ВНИМАНИЕ)
Молодцы! Хорошо. А, еще ребята, в заключении я хочу дать вам несколько полезных советов. (слайд10,11)