- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа внеурочной деятельности классного руководителя Я в мире. .. Мир во мне
Рабочая программа внеурочной деятельности классного руководителя Я в мире. .. Мир во мне
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антонова Э.И. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
(с углубленным изучением отдельных предметов)
Городского округа « Город Якутск»
ул. Стадухина, 78 г. Якутск, 677005 тел./факс: 43-35-23 E-mail: [email protected]
Принята педагогическим «Утверждаю»
советом Приказ №________ от
Протокол №______ от «_____»_________________201___ г.
«____»______________201___г. Директор_______________ Л.С. Слепцова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
тип программы: комплексная
«Я в мире … Мир во мне»
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
10 -12 лет
(возраст обучающихся)
Составители:
Классный руководитель 5 «а» Васильева С.Н.,
классный руководитель 5 «б» Закирова Е.П.,
классный руководитель 5 «в» Антонова Э.И.,
классный руководитель 5 «г» Неустроева А.Д.
1. Пояснительная записка
Программа комплексной внеурочной деятельности классного руководителя для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Методический конструктор внеурочной деятельности школьников» (авторы Д.В. Григорьев, к.п.н., П.В. Степанов, к.п.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО). Она может стать одним из механизмов достижения высоких воспитательных результатов школьников.
В соответствии с ФГОС количество часов внеурочной деятельности классного руководителя в 5 классе за учебный год на ступени основного общего образования составляет 35 часов (доля выбранных школьником аудиторных занятий при этом не должна превышать 50%). Программа может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках школьников одной возрастной группы.
Рабочая программа классного руководителя - индивидуальный инструмент классного руководителя, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.
Комплексная образовательная программа предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
Результаты первого уровня в данном виде деятельности будут достигаться через форму социальной пробы (инициативное участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми).
Результаты второго уровня достигаются через КТД. Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И.П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей».
Результаты третьего уровня достигаются через социально-образовательное проектирование. Это образовательная форма, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов третьего уровня.
При проектировании внеурочной деятельности классного руководителя выработано согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьника, позволяет развивать его личность в рамках: спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.
Комплексная программа включает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и занятия крупными блоками - «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности - это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Каждый вид внеурочной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
Цель: создать условия для успешной социализации детей, самореализации и личностного роста.
Задачи:
-
расширение культурно-образовательного пространства;
-
совершенствование социально-психологических отношений;
-
формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой (ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить);
-
дальнейшие развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
Направление программы внеурочной деятельности «Я в мире…Мир во мне»: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Программа соответствует направленности: научно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, социально-педагогической.
В программе внеурочной деятельности классного руководителя соблюдаются следующие принципы:
-
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.
-
Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я - исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.
-
Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности, предполагающий реализацию на каждой ступени всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандартах. В плане внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции и др.
-
Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.
-
Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в план внеурочной деятельности ОУ курсов, отражающих специфику Краснодарского края (многонациональный и многоконфессиональный характер населения, сельскохозяйственный потенциал края, «казачья» составляющая образования на Кубани, развитие курортной и туристической сфер, физической культуры и спорта, пограничное расположение региона, комфортные климатические условия).
-
Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.
-
Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе курса внеурочной деятельности.
-
Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.
2. Тематический план программы
№
Наименование направлений внеурочной деятельности,
Разделов (модулей), тем
Всего часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
I.
Общекультурное направление
«Искать, творить, стремиться к цели!» (система классных часов)
11
1
Дорога безопасности. «Огонь - друг и враг человека»
1
Составление маршрутных листов «Безопасная дорога в школу и домой»
2
«Режим дня пятиклассника»
1
Выступление мед.работника, составления режима дня в группах, просмотр и обсуждения мультфильма. Просмотр презентации, встреча с сотрудниками пожарной части
3
«Я - гражданин России!»
1
Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина, закон №15-39
4
Олимпийский урок. Одна школа - одна страна.
1
Сбор информации о олимпийских чемпионах Якутии
5
«Жизнь виртуальная и жизнь реальная»
1
Как правильно организовывать свою работу в сети Интернет, встреча с учителем информатики
6
Классное собрание «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
1
Участие в круглом столе, ТБ на каникулах
7
«Рациональное питание и здоровье»
1
Просмотр презентации, выступление ответственного по питанию
8
«Якутск встречает VII международные спортивные игры Дети Азии»
1
Знакомство с видами спортивных игр, странами-участниками
9
«Планета Толерантности»
1
Просмотр и обсуждения видеоролика «За имя мое»
10
«Ветераны! Оденьте ордена!»
1
Просмотр и обсуждение видеоролика, встреча с ветеранам ВОв
11
Классный час - творческий отчет класса «Вот мы стали на год взрослей. Подведение итогов»
1
Просмотр и обсуждение презентации и видеоролика. Участие в круглом столе родители и дети, презентация, ТБ на каникулах, ВД на 6 класс.
II.
Общеинтеллектуальное направление
«Начиная путь, не теряй времени»
(каникулы, день выходного дня, проектная деятельность)
10
1
Брейн-ринг
4
Участие в интеллектуальной игре брейн-ринг
2
Подготовка и проведение
осенних мероприятий
2
Экскурсии по Якутску, выставки работ учащихся, походы, проектная работа учащихся, фотоотчеты, портфолио
3
Подготовка и проведение зимних мероприятий
2
4
Подготовка и проведение весенних мероприятий
2
III.
Социальное направление
«Спешите делать добрые дела!»
(акции, коллективно-творческие дела)
5
1
Акция «Чистый школьный двор»
2
Участие в уборке территории школы, и озеленении, ТБ
2
Акция « Согреем сердце ветеранам»
1
Шефская помощь ветеранам ВОв, учителям-ветеранам
3
Конкурсная развлекательная программа «Дочки-матери»
1
Участие в конкурсах, викторинах, концерте
4
Встреча с социальным педагогом «Адаптация пятиклассника»
1
Участие в тестирование
IV.
Духовно-нравственное направление «Чтобы недалеко ходить за примером, будьте примером сами!»
(экскурсии, праздники, диспут)
2
1
Диспут «День народного единства»
1
Просмотр презентации, смысл и значение нового государственного праздника
2
Классный час «Религиозные праздники»
1
Просмотр и обсуждения мультфильма, участие в беседах, конкурсах, в кубанских играх, катание на лошадях
V.
Спортивно-оздоровительное направление
«Быстрее, выше, сильнее!»
(классные, общешкольные, районные соревнования, спортивные праздники, Олимпийские игры)
7
1
Участие в Весёлых стартах
1
Участие команды и болельщиков в соревнованиях. Подготовка кричалок и слоганов. Путешествие по маршрутному листу. Фотоотчёт. Проведение спортивного праздника с участием родителей.
2
Участие в соревновании по пионерболу
1
3
Участие в соревнованиях по шашкам
1
4
Участие в «Тропе испытаний»
1
5
День здоровья
1
6
Спортивное ориентирование
1
7
Праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».
1
3. Содержание программы:
Модуль 1.
Общекультурное направление «Искать, творить, стремиться к цели!» (11 часов)
Система классных часов, включает в себя подготовку, проведение и анализ классных часов, в том числе классные часы, спланированные классным руководителем самостоятельно с учетом направлений воспитательной работы в школе и классе.
Модуль 2.
Общеинтеллектуальное направление «Начиная путь, не теряй времени» (10 час)
Модуль будет реализован крупными блоками - «интенсивами». Каникулярное время, портфолио.
Модуль 3.
Социальное направление «Спешите делать добрые дела!» (5 часов)
Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, в классе, на реках, на мемориалах т.п. Фоторепортаж о проведении акции. Психологический тренинг «Адаптация пятиклассника». Шефская помощь ветеранам ВОв и учителям-ветеранам, посещение музеев боевой славы, благотворительные акции.
Модуль 4.
Духовно-нравственное направление «Чтобы недалеко ходить за примером, будьте примером сами!» (2часа)
Модуль будет реализован крупными блоками - «интенсивами». Подготовка, проведение и анализ общешкольных, муниципальных, общероссийских мероприятий.
Модуль 5.
Спортивно-оздоровительное направление «Быстрее, выше, сильнее!» (7часов)
Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных соревнований. Подготовка, проведение и анализ « Дня здоровья». Подготовка, проведение и анализ праздника «Папа, мама, я - спортивная семья». Подготовка, проведение и анализ спортивных мероприятий. Фотоотчет.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; об уникальном событии в Якутии и России; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; правилах конструктивной групповой работы; о проектной деятельности, профориентационных по ряду профессий и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения информации в справочной литературе и обработка её; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе, о профилактике пожарной, террористической, детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися:
-
нравственность;
-
достоинство;
-
моральная устойчивость;
-
толерантность;
-
взаимопонимание;
-
выдержка;
-
выносливость;
-
смелость;
-
сила воли;
-
позитивное отношение к жизни;
-
собранность;
5. Формы контроля
Общекультурное направление
Общеинтеллектуальное направление
Социальное направление
Духовно-нравственное направление
Спортивно-оздоровительное направление
-
Тематические классные часы
-
Беседы
-
Интересные встречи
-
Инструктажи по ТБ
-
Виртуальные экскурсии
-
Презентации
-
Фотоотчет
-
Проектная деятельность
-
Спектакль
-
Творческие конкурсы
-
Работа в группах
-
Анкетирование
-
Экскурсии
-
Походы
-
Круглые столы
-
Фотоотчет
-
Интересные встречи
-
Инструктажи по ТБ
-
Наблюдение
-
Выставки творческих работ
-
Портфолио
-
Интересные встречи
-
Тестирование
-
Экологические рейды
-
Благотворительные акции
-
Шефская помощь
-
Выпуск стенгазет
-
Работа на пришкольном участке
-
Разведение комнатных цветов
-
Конкурсы
-
Фотоотчет
-
Викторины
-
Концерты
-
Интересные встречи
-
Беседы
-
Экскурсии
-
Презентации
-
Конкурсы
-
Фотоотчет
-
Викторины
-
Инструктажи по ТБ
-
Интересные встречи
-
Соревнования
-
Праздники
-
Конкурсы
-
Инструктажи по ТБ
-
Фотоотчет
-
Турниры
7. Описание материально-технического обеспечения программы
Количество учебного оборудования исходя из его необходимого минимума. Для характеристики количественных показателей используется следующие обозначения:
Д - демонстрационный материал (не менее одного на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика для класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух человек);
П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учеников).
Педагог вправе дополнять перечень материально-технического оборудования исходя из возможностей ОУ в специфики его деятельности.
-
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1.1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин. Образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
Д
1.2.
Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов - М.: Просвещение, 2011
Д
1.3.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС (методические рекомендации)/ Шипулина Н. А., Чуп О.В., Рязанова Н.Б., Казмировская И.В. Сб. Краснодар, 2012
Д
1.4.
Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 класс / А.Г.Макеева. - М.: Просвещение, 2013
Д
1.5.
Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение,2011
Д
1.6.
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/(С.В.Третьякова, А.В.Иванов, С.Н.Чистякова и др.; авт.-сост. С.В.Третьякова). - М.: Просвещение, 2013
Д
1.7.
Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова. - М.: Просвещение, 2012
Д
1.8.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я.Данилюк, А.А.Логинова. - М. : Просвещение, 2012
Д
1.9.
Научно-популярные книги (в соответствии с основным содержанием)
П
1.10.
Справочная литература (справочки, энциклопедии)
Ф
2. Печатные пособия
2.1.
Таблицы по ПДД
Д
2.2.
Карточки по пожарной безопасности
Д
2.3.
Карточки со словами
П
2.4.
3. Технические средства обучения
3.1.
Мультимедийное оборудование
Д
3.2.
Фотоаппарат
Д
3.3.
Web-камера
Д
3.4.
Компьютер
Д/Ф
4. Экранно-звуковые пособия
4.1.
Аудиозаписи
Д
4.2.
Презентации
Д
4.3.
DVD-диски
Д
5. Игры и игрушки
5.1.
Настольные игры «Лото»
П
5.2.
«Шашки»
П
5.3.
«Шахматы»
П
5.4.
«Морской бой»
П
5.5.
«Мистер-твистер»
П
5.6.
Игра по ПДД «Говорящие знаки»
Д
5.7.
Конструктор
П
6. Оборудование кабинета (-ов)
6.1.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Ф
6.2.
Стол учительский
Д
6.3.
Шкафы для хранения учебных, дидактических пособий и пр.
Д
6.4.
Настольные доски для вывешивания иллюстрационного материала
Д
6.5.
Художественно-изобразительные средства
К
6.6.
Инвентарь для уборки территории школы и класса
П
6.7.
Спортивный инвентарь
П