- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Конспект классного часа Люди с ограниченными возможностями здоровья (2 класс)
Конспект классного часа Люди с ограниченными возможностями здоровья (2 класс)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Липихина Т.П. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час, посвященный Международному Дню инвалидов 3 декабря
Тема: Люди с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: формирование у детей правильного и разумного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
-
привлечение внимания школьников к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
создание условий для развития способности к эмпатии;
-
развитие чувства эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья;
-
способствование развитию нравственных качеств учащихся;
-
развитие умения договариваться;
-
развитие творческого воображения.
Используемые приемы:
-
беседа;
-
просмотр видеофрагмента;
-
«Мозговой штурм»;
-
проблемные вопросы.
Этап
Содержание этапа
Мотивация
- Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам посмотреть отрывок из знакомого каждому мультфильма, чтобы освежить в памяти детали данной истории. (Просмотр отрывка мультфильма «Цветик-семицветик» по сказке В.Катаева с момента, когда у Жени остался последний лепесток и до того, как она с помощью него исцелила Витю.)
- С пользой ли были использованы шесть лепестков Женей?
- На что она хотела потратить последний лепесток?
- Кого она встретила в парке?
- Почему Витя не смог играть с Женей в салки?
- Для чего она использовала последний лепесток?
- Пожалела Женя о том, что помогла Вите, отказавшись от всех вещей, о которых мечтала?
- Как вы оцениваете поступок Жени? Какие чувства вызывает у вас данный поступок?
- Хотели бы вы совершить что-то подобное?
- Без волшебного цветика-семицветика можно совершать добрые дела в отношении других людей?
- Вам это под силу?
Постановка цели
- До встречи с Женей Витя не мог ходить, тем более бегать, без посторонней помощи. Как называют таких людей? (Инвалиды)
- Сегодня мы посвятим наше занятие Международному дню инвалидов. Он был установлен 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году.
- Кто такие инвалиды?
- Как вы думаете, как более правильно называть людей, которые отличаются от нас с вами своими физическими и умственными возможностями, которые у них в силу разных причин ограничены? Инвалиды или люди с ограниченными возможностями здоровья?
- Действительно, это такие же люди, как и мы, но их возможности в какой-либо степени ограничены.
- Пусть каждый из вас ответит на вопрос «Как нужно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья?», выбрав один из вариантов:
А) С сожалением;
Б) С пониманием;
В) Не замечать их.
- Важно выразить личное мнение. (Для каждого заготовлен листочек с вопросом и вариантами ответов) Приложение 1
- Теперь собираемся в группы по вариантам А, Б, В. (Заранее на листах А3 нарисованы два ствола деревьев. Каждый вариант ответа соответствует листочку определенного цвета: А - желтый, Б - зеленый, В - красный. Листочки раздаются соответственно вариантам ответов. Ребята приклеивают листочки на лист с изображением ствола дерева.)
- У нас получилось дерево с разноцветными листочками. Дерево - это символ жизни. Каждый человек, хочет жить полноценной жизнью. Чувствовать себя полноправным членом общества.
- Давайте сегодня на нашем занятии все вместе обсудим, как правильно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья, с какими проблемами они сталкиваются, чем им можно помочь.
Реализация поставленной цели
Игра «Молекулы». (Для того, чтобы разбить ребят на тройки)В этих тройках они играют в следующую игру «Не вижу, не слышу, не говорю».
- Когда начнется игра, один из вас не сможет говорить, другой слышать, третий смотреть. Первый в вашей тройке закрывает рукой рот, второй закрывает уши, третий глаза. Задание необходимо выполнить следующее: «Постарайтесь договориться, чем вместе займетесь после уроков». (В процессе игры можно помогать тройкам, которые не справляются с заданием. Советовать использовать мимику и жесты и т.д.)
- Какие возникли трудности во время игры?
- Комфортно ли вы себя чувствовали, лишившись возможности говорить, слышать или видеть?
- Как вы думаете, какими прилагательными можно описать человека с ограниченными возможностями здоровья? На доске записаны прилагательные:
радостный
оптимистичный
активный
мобильный (подвижный)
печальный
пессимистичный
пассивный
малоподвижный
- Вы правы, среди людей с ОВЗ можно встретить как жизнерадостных, активных, так и тех, которые опустили руки и не верят в светлое будущее.
- Предлагаю посмотреть презентацию о людях с ОВЗ, которые стремятся к поставленной цели и живут полной жизнью. (Презентация1, Слайд2, гиперссылка на Презентацию2 во время которой звучит детская «Песня о мировом рекорде». Фотографии использованы с паралимпийских игр.)
- Установить мировой рекорд - это проще простого, как поется в песне? (Нет)
- Почему, как люди с ограниченными возможностями смогли добиться таких высот, стать паралимпийскими чемпионами?
- Кто-то благодаря сильному характеру преодолевает все трудности, которых немало. Другим нужна поддержка, помощь, понимание не только со стороны родных и близких, но и со стороны посторонних людей. Во всем мире организована широкая поддержка людей с ограниченными возможностями. Такой статус позволяет им получать определённые социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путёвки. Но никакая социальная поддержка не заменит человеческого отношения и понимания. Каждый из вас при встрече с человеком с ОВЗ должен это помнить.
- Представьте, что однажды к вам в класс придет ребенок, возможности которого будут ограничены. Подумайте и изобретите то, что облегчит ему пребывание и обучение в классе. (Группам раздаются листочки с надписями: человек, потерявший зрение; человек, потерявший слух; немой человек; человек, потерявший обе руки; человек, потерявший обе ноги; человек с умственными отклонениями.) Для того, чтобы сориентировать ребят, можно показать фото с различными приспособлениями для людей с ОВЗ, которые облегчают им жизнь. Презентация1, Слайды3-9.
Далее группы презентуют результат своей работы. Можно предложить дома нарисовать то, что придумано в группе, оформив выставку работ в классе.
- Среди ваших работ есть очень оригинальные, нужные и полезные идеи. Будем надеяться, что кто-нибудь из вас в будущем претворит данные идеи в жизнь. Ваше желание и рвение помочь людям с ограниченными возможностями говорит о вашей человечности. Я вами горжусь!
- А сейчас предлагаю послушать стихотворение о бесчеловечном человеке (стихотворение читает заранее подготовленный ребенок):
Человек бесчеловечный:
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильный
Пусть уж лучше встретится!
Он невинный, безобидный,
Крокодил бескрокодильный,
Но опасен бессердечный
Человек бесчеловечный!
Эмма Мошковская
- Как вы понимаете строки стихотворения Эммы Мошковской?
- Опишите «человека бесчеловечного». (Лишенный человечности, гуманности, очень жестокий, безжалостный, бессердечный, беспощадный.)
- Есть такие среди вас?
- Очень надеюсь, что из вас никто и никогда не превратиться в «бесчеловечного человека»!
Обратная связь
- Наше занятие подходит к концу и я предлагаю вам еще раз ответить на вопрос «Как нужно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья?», выбрав один из вариантов:
А) С сожалением;
Б) С пониманием;
В) Не замечать их.
(Проводится аналогичная работа, итогом которой станет еще одно дерево с разноцветными листочками. Как правило, преобладающим цветом становится зеленый - «относиться с пониманием».)
- Посмотрите на оба дерева. Чем они отличаются? (Отличаются ли они друг от друга?) Презентация 1, Слайд10 -отображаются цвета листочков и вариант ответа.
- Почему некоторые (многие) из вас изменили свое первоначальное мнение?
Рефлексия
- Предлагаю еще раз вернуться к теме классного часа «Люди с ограниченными возможностями здоровья». После всего, что вы сегодня узнали о них, о том, каких успехов они могут достичь, как бы вы иначе назвали данную категорию людей? (Варианты могут быть разные, но приходим к тому, что называем их «Люди с НЕограниченными возможностями» Презентация 1, Слайд11)
- Любой человек, которого поддерживают и понимают, может добиться очень многого!
В заключение прошу вас продолжить фразу: Презентация 1, Слайд13
Мне больше всего удалось…
Я получил от этого занятия…
Я могу похвалить себя за …
Я могу похвалить …. за …
-Всем спасибо!
Приложение 1
Как нужно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья?», выбрав один из вариантов:
А) С сожалением;
Б) С пониманием;
В) Не замечать их.
11