• Преподавателю
  • Воспитательная работа
  • СТАТЬЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВИЗМА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ из сборника V Международной научно-практической конференции «Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение» Самара2015

СТАТЬЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВИЗМА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ из сборника V Международной научно-практической конференции «Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение» Самара2015

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 376.1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВИЗМА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

© О.А. Ермишина, учитель истории и экономики высшей категории МБОУ СОШ № 86, Самара (Россия)

Аннотация: Одной из важных проблем в учебно-воспитательном процессе для учителя является найти средства против проявления негативизма у детей. Умение учителя устанавливать педагогически целесообразное общение способствует преодолению негативизма.

Ключевые слова: педагогическое общение, негативизм, стиль педагогического общения

PEDAGOGICAL COMMUNICATION AS A MEANS OF OVERCOMING THE NEGATIVITY OF TEENAGERS

© O.A. Ermishina, teacher of history and Economics of higher category MBOU SOSH № 86, Samara (Russia)

Annotation: One of the important problems in the educational process for teachers is to find remedies against manifestations of negativism in children. The ability of the teacher to establish a pedagogically appropriate communication helps overcome the negativity.

Keywords: pedagogical communication, the negativism, the style of pedagogical communication

Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту в условиях современной школы. В статье Н.М.Манаховой утверждается, что «в последние годы отношение между учителями и учениками, также как между взрослыми и детьми стали значительно сложнее и напряженнее, о чем свидетельствуют частые публикации в печати и средствах массовой информации на эту тему» [1, 128].

Одной из проблем в воспитательной работе с младшими подростками является преодоление негативизма.

В научной литературе отмечают, что негативизм (от лат. nego - отрицаю) - немотивированное и неразумное сопротивление ребенка воздействию на него со стороны окружающих людей. Наблюдаются две формы негативизма: пассивный - один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого от ребенка действия, и активный (собственно негативизм), когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него требуют.

Негативное поведение проявляется в стремлении действовать наперекор просьбам, советам, требованиям окружающих людей, в упрямстве, в своеобразном выражении протеста обиженного подростка против несправедливого отношения к нему, в капризе избалованного ребенка и др. Причинами могут быть повышенная утомляемость, потребность в достойном положении в коллективе, чрезмерная опека подростка, несправедливое наказание, осуждение со стороны родителей, учителей, взрослых или сверстников.

Главной причиной появления негативизма у учащихся является неразумное педагогическое общение. Значение культуры педагогического общения определяется его ведущей ролью в педагогической деятельности. Воздействие педагога на личность школьника осуществляется только в процессе живого и непосредственного общения на уроке и вне его. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, на гуманное отношение к человеку.

Исследования показывают, что негативизм преодолевается чаще всего спокойствием, вниманием, уважением к подростку, даже если он самый недисциплинированный, включением его в гуманное общение.

Если учитель будет включать в общение подростков, у которых ярко выражен негативизм, приближать их к коллективу, используя разнообразные педагогические приемы, методы, средства (особенно беседы), при доброжелательном отношении к воспитанникам, то вполне естественно, дети сами станут по-доброму, гуманно относиться к друг другу, переживать и помогать своему однокласснику, более уважительно воспринимать советы взрослых.

Подтверждается, что негативизм наиболее выражен у так называемых «отверженных» детей. Отношение учителя к этим детям, к сожалению, чаще всего недоброжелательное: они становятся для педагога объектом упреков, замечаний, окрика. Негативизм преобладает у «отверженных», когда учитель пытается опорочить подростка в глазах товарищей по классу, отчитывать его. На резкость ребенок всегда отвечает резкостью и может обидится на учителя. «Отверженных» детей одноклассники, как правило, игнорируют в дружбе, в общении, не хотят с ними сидеть за одной партой.

По линии организации эффективных воспитательных взаимодействий «педагог - группа» перед педагогом встает задача поиска и постоянного совершенствования собственного индивидуального стиля общения [2, 69].

Изменение стиля педагогического общения с «отверженными» ведет к изменению поведения этих детей. Свидетельством тому являются результаты нашего исследования.

Исследование среди пятиклассников показало, что негативизм у «отверженных» детей преодолевается. На вопросы:

1. Чьим мнением из одноклассников вы дорожите больше всего?

2. С кем вы хотели бы сидеть за одной партой?

3. Кого бы вы хотели пригласить на свой День рождения? - 25 учеников полностью исключили одних и тех же одноклассников (девочку и двух мальчиков), отметив их как «недоброжелательных» в своем коллективе детей. В опытно-экспериментальной работе пятиклассники с ярко выраженным негативным поведением включались в разнообразную деятельность (КТД), используя эффективные приемы и методы в общении, в практических делах. За учебное полугодие резко изменялись отношение детей друг к другу в классе. На те же вопросы при новом опросе дети дали иные ответы: все изъявляли желание вместе (классом) пойти в поход, в театр, на день рождения друг к другу и т. п.

Целесообразное педагогическое «общение в педагогической практике очень важно, так как именно сложности общения определяют отношение к педагогической работе и отношение детей к учителям и школе в целом» [1, 128].

ЛИТЕРАТУРА

1. Манахова Н.М. Готовность будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО "Ар-Консалт". Москва, 2014. С 128-132.

2. Манахова Н.М. Формирование способности будущего учителя к педагогической рефлексии: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /


© 2010-2022