Методическая разработка классного часа Семейные рекликвии

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Порхова»

Методическая разработка классного часа Семейные рекликвии

Методическая разработка классного часа Семейные рекликвии


Методическая разработка классного часа Семейные рекликвии


Методическая разработка классного часа Семейные рекликвии












Методическая разработка

классного часа

для 5-го класса


учителя истории МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №1

г. Порхова»

Яковлевой Ларисы Анатольевны



Порхов, 2008

Технологическая карта


Тема

Семейные реликвии

План

1. Что такое «семья».

2. Что такое «реликвия».

3. Презентация семейных реликвий.

4.Подведение итогов.

Возможная личностно значимая проблема

Методическая разработка классного часа Семейные рекликвии

Планируемые результаты

Знакомство с семейными реликвиями повышает интерес к истории своей семьи и позволяет создать благоприятную среду для самосознания учениками и родителями уникальности, неповторимости их семьи.


  • способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей,

  • пробуждать интерес к своим родным корням,

  • собирать и ценить свои семейные реликвии,

  • воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.

Методы обучения и формы организации деятельности учащихся

Иллюстративно-репродуктивный, поисковый, критического мышления

Форма проведения классного часа: занятие с использованием информационно-коммуникативных технологий

Приемы деятельности учителя и учащихся:

  • беседа (о смысле слов «семья», «реликвия»),

  • Мультимедийные и устные презентации о своих семейных реликвиях,

  • рефлексия

Развитие умений учащихся

  • коммуникативных навыков речевого взаимодействия,

  • самоорганизации,

  • проводить рефлексию

Основные понятия и термины

Семья, семейные реликвии

Источники информации

  • Воспитательная система класса: теория и практика / под редакцией Е.Н. Степанова, - М., 2005

  • ИИП "КМ-школа",

  • porchov.narod.ru/ - Порхов. История, краеведение, культура

Оборудование

  • мультимедийная установка,

  • интерактивная доска,

  • экспонаты школьного музея

  • выставка семейных реликвий

  • чистые листы бумаги

Комментарии к технологической карте

1. Что такое «семья».

Занятие начинается со вступительной беседы учителя:

Дорогие ребята! Вы, наверное, уже знаете, что 2008 год объявлен в России «Годом семьи». Сегодня мы с вами окунемся в атмосферу семейной жизни с ее укладом, традициями, праздниками. Возможно, наша встреча поможет вам и вашим родителям лучше понять друг друга. Тема нашего классного часа - «Семейные реликвии».

А что же такое - «семья»? (мнения учащихся)

Посмотрим в энциклопедии это слово. (Виртуальная энциклопедия «КМ»)

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья… Это любовь и заботы, радости и печали, привычки и традиции.

Посмотрите на фотографии из своих семейных альбомов (демонстрация слайд-шоу «Загляните в семейный альбом»).

Выступление ученика. Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к Миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения.

Учитель: Очень мудрые слова! Они по-своему отражены в народном творчестве. Я предлагаю провести конкурс пословиц и поговорок о семье.

Детям заранее известно о проведении конкурса. Игра проходит по рядам: какой ряд больше назовет пословиц и поговорок о семье. Можно пользоваться материалами «КМ-Школы» для подготовки.

Примеры пословиц:

Счастлив тот, кто у себя дома.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Не нужен и клад, коли в семье лад.

При солнышке - тепло, при матери - добро.

Согласную семью и горе не берет.

2. Что такое «реликвия».

  • Ребята, вы знаете, что означает слово «реликвия»? (мнения учащихся).

Реликвии - предметы, особо чтимые и хранимые, как память о прошлом. Как вы думаете, какие предметы можно считать реликвиями?

  • Ребята, почему мы сегодня решили поговорить семейных реликвиях - предметах, особо чтимых и хранимых в семье, как память о прошлом. Зачем нам людям, живущим в XXI веке, вспоминать о старине и предметах, связанных с нею?

История учит, что дорога к прогрессу человечества никогда не может озаряться пламенем костров, на которых сжигают прошлое. От таких костров остаётся только пепел. Напомню пушкинское суждение: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Отсюда следует, что современный человек обязан хранить память о прошлом своего народа и своей страны. Ведь от того, как мы относимся к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре.

Память. Памятник. Не случайно слова эти имеют один корень.

Снова вспомним Пушкина:

«Два чувства дивно близки нам-

В них обретает сердце пищу-

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была без них мертва».

Нельзя, чтобы прервалась связующая нить. И если мы не разглядываем, хоть изредка, пожелтевшие фотографии своих предков, не берём в руки принадлежавшие им вещи, не спрашиваем у бабушки, кто изображён на иконе, которой она ежедневно молится перед сном, значит, мы не любим их. Если человек безразличен к судьбе памятников старины, не интересуется своей родословной, он, как правило, равнодушен и к самой Родине. Кто же он тогда? Трава перекати-поле? Человек должен знать и любить свои родные корни. Эти корни в нашей речи, в незримой связи с родной землёй, её судьбой. Эти корни в глубине сердца каждого, кто не утратил души человеческой.

Наш разговор о родных корнях мы назвали уроком добротолюбия и посвящаем его семейным реликвиям. Какие предметы стали в вашей семье реликвией? Чем они заслужили к себе такое внимание и уважение? У каждого из этих предметов своя история, своя судьба, как у людей. Предлагаем вашему вниманию истории о семейных реликвиях и приглашаем поучаствовать в нашем классном часе.


3.Презентация семейных реликвий.

  • Ребята, как вы думаете, что считали наши предки самой ценной семейной реликвией? (мнения учащихся)

Учитель. К глубоко почитаемым семейным реликвиям в первую очередь следует отнести иконы, которые хранятся в каждом доме и, как правило, передаются по наследству.

  • Ребята, знаете ли вы, что означает слово «икона»? (мнения учащихся)

В переводе с греческого икона означает «образ» или изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых. Иконы в старые времена были обязательны не только в каждом храме, но и в каждом доме. В каждой горнице был «святой» угол, в котором обычно помещались иконы Спасителя, Богоматери, Святого Николая, святых, имена которых носили члены семьи, а также святых, почитаемых ими. Таинственная, загадочная красота икон восхищала и увлекала людей. Икона сопровождала человека всю его жизнь: от рождения до смерти; с нею крестились, с нею женились, с нею уходили в последний путь. Икону, как реликвию, передавали или дарили детям и внукам.

В нашем школьном музее в экспозиции «Мир русского крестьянства» тоже есть икона. Открою вам секрет: эта икона моих предков. Она - реликвия моей семьи. Многие свои реликвии я передала во временное хранение в школьный музей. Это прялка, сделанная моим прапрадедушкой, полотенца и скатерти, вышитые моими прабабушкой и бабушкой.

При подготовке к классному часу каждому было предложено принести свои семейные реликвии и подготовить о них рассказ.

Начинается презентация семейных реликвий:

  • шкатулка, подаренная прадедушкой прабабушке в день их помолвки;

  • старинная картина, подаренная петербургским художником в начале прошлого века;

  • юбилейное кольцо в честь Олимпиады 1980 года;

  • пасхальное яйцо, связанное крючком;

  • дамская сумочка;

  • фотографии прабабушек и прадедушек;

  • награды родственников - участников Великой Отечественной войны;

  • серебряная ложечка с инициалами прапрадедушки.

Благодарю всех участников презентации.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, подходит к концу наша встреча. Я благодарю всех, кто принял участие в классном часе. Надеюсь, что наш сегодняшний разговор не пройдёт без пользы для каждого из вас. Давайте собирать по крохам, что уцелело: научимся ценить предметы, сделанные руками наших предков. Будем беречь родовую мебель, книги, посуду, награды, документы, письма, фотографии. Изучим происхождение своей семьи, чтобы были мы сынами и дочерьми своего отечества, а не Иванами, не помнящими родства своего.

ФМетодическая разработка классного часа Семейные рекликвииотовыставка




Дмитриева Надя рассказывает

оМетодическая разработка классного часа Семейные рекликвииМетодическая разработка классного часа Семейные рекликвииМетодическая разработка классного часа Семейные рекликвии рукодельных вещах своей тети









Матвеева Маша говорит

о своей бабушке



У Алексеевой Алены

семейная реликвия - шкатулка








Инюшина Олеся показывает

юбилейное кольцо



© 2010-2022