- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Методическая разработка классного часа Семейные рекликвии
Методическая разработка классного часа Семейные рекликвии
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева Л.А. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Порхова»
Методическая разработка
классного часа
для 5-го класса
учителя истории МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №1
г. Порхова»
Яковлевой Ларисы Анатольевны
Порхов, 2008
Технологическая карта
-
Тема
Семейные реликвии
План
1. Что такое «семья».
2. Что такое «реликвия».
3. Презентация семейных реликвий.
4.Подведение итогов.
Возможная личностно значимая проблема
Планируемые результаты
Знакомство с семейными реликвиями повышает интерес к истории своей семьи и позволяет создать благоприятную среду для самосознания учениками и родителями уникальности, неповторимости их семьи.
-
способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей,
-
пробуждать интерес к своим родным корням,
-
собирать и ценить свои семейные реликвии,
-
воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
Методы обучения и формы организации деятельности учащихся
Иллюстративно-репродуктивный, поисковый, критического мышления
Форма проведения классного часа: занятие с использованием информационно-коммуникативных технологий
Приемы деятельности учителя и учащихся:
-
беседа (о смысле слов «семья», «реликвия»),
-
Мультимедийные и устные презентации о своих семейных реликвиях,
-
рефлексия
Развитие умений учащихся
-
коммуникативных навыков речевого взаимодействия,
-
самоорганизации,
-
проводить рефлексию
Основные понятия и термины
Семья, семейные реликвии
Источники информации
-
Воспитательная система класса: теория и практика / под редакцией Е.Н. Степанова, - М., 2005
-
ИИП "КМ-школа",
-
porchov.narod.ru/ - Порхов. История, краеведение, культура
Оборудование
-
мультимедийная установка,
-
интерактивная доска,
-
экспонаты школьного музея
-
выставка семейных реликвий
-
чистые листы бумаги
-
Комментарии к технологической карте
1. Что такое «семья».
Занятие начинается со вступительной беседы учителя:
Дорогие ребята! Вы, наверное, уже знаете, что 2008 год объявлен в России «Годом семьи». Сегодня мы с вами окунемся в атмосферу семейной жизни с ее укладом, традициями, праздниками. Возможно, наша встреча поможет вам и вашим родителям лучше понять друг друга. Тема нашего классного часа - «Семейные реликвии».
А что же такое - «семья»? (мнения учащихся)
Посмотрим в энциклопедии это слово. (Виртуальная энциклопедия «КМ»)
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья… Это любовь и заботы, радости и печали, привычки и традиции.
Посмотрите на фотографии из своих семейных альбомов (демонстрация слайд-шоу «Загляните в семейный альбом»).
Выступление ученика. Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к Миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения.
Учитель: Очень мудрые слова! Они по-своему отражены в народном творчестве. Я предлагаю провести конкурс пословиц и поговорок о семье.
Детям заранее известно о проведении конкурса. Игра проходит по рядам: какой ряд больше назовет пословиц и поговорок о семье. Можно пользоваться материалами «КМ-Школы» для подготовки.
Примеры пословиц:
Счастлив тот, кто у себя дома.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Не нужен и клад, коли в семье лад.
При солнышке - тепло, при матери - добро.
Согласную семью и горе не берет.
2. Что такое «реликвия».
-
Ребята, вы знаете, что означает слово «реликвия»? (мнения учащихся).
Реликвии - предметы, особо чтимые и хранимые, как память о прошлом. Как вы думаете, какие предметы можно считать реликвиями?
-
Ребята, почему мы сегодня решили поговорить семейных реликвиях - предметах, особо чтимых и хранимых в семье, как память о прошлом. Зачем нам людям, живущим в XXI веке, вспоминать о старине и предметах, связанных с нею?
История учит, что дорога к прогрессу человечества никогда не может озаряться пламенем костров, на которых сжигают прошлое. От таких костров остаётся только пепел. Напомню пушкинское суждение: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Отсюда следует, что современный человек обязан хранить память о прошлом своего народа и своей страны. Ведь от того, как мы относимся к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре.
Память. Памятник. Не случайно слова эти имеют один корень.
Снова вспомним Пушкина:
«Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была без них мертва».
Нельзя, чтобы прервалась связующая нить. И если мы не разглядываем, хоть изредка, пожелтевшие фотографии своих предков, не берём в руки принадлежавшие им вещи, не спрашиваем у бабушки, кто изображён на иконе, которой она ежедневно молится перед сном, значит, мы не любим их. Если человек безразличен к судьбе памятников старины, не интересуется своей родословной, он, как правило, равнодушен и к самой Родине. Кто же он тогда? Трава перекати-поле? Человек должен знать и любить свои родные корни. Эти корни в нашей речи, в незримой связи с родной землёй, её судьбой. Эти корни в глубине сердца каждого, кто не утратил души человеческой.
Наш разговор о родных корнях мы назвали уроком добротолюбия и посвящаем его семейным реликвиям. Какие предметы стали в вашей семье реликвией? Чем они заслужили к себе такое внимание и уважение? У каждого из этих предметов своя история, своя судьба, как у людей. Предлагаем вашему вниманию истории о семейных реликвиях и приглашаем поучаствовать в нашем классном часе.
3.Презентация семейных реликвий.
-
Ребята, как вы думаете, что считали наши предки самой ценной семейной реликвией? (мнения учащихся)
Учитель. К глубоко почитаемым семейным реликвиям в первую очередь следует отнести иконы, которые хранятся в каждом доме и, как правило, передаются по наследству.
-
Ребята, знаете ли вы, что означает слово «икона»? (мнения учащихся)
В переводе с греческого икона означает «образ» или изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых. Иконы в старые времена были обязательны не только в каждом храме, но и в каждом доме. В каждой горнице был «святой» угол, в котором обычно помещались иконы Спасителя, Богоматери, Святого Николая, святых, имена которых носили члены семьи, а также святых, почитаемых ими. Таинственная, загадочная красота икон восхищала и увлекала людей. Икона сопровождала человека всю его жизнь: от рождения до смерти; с нею крестились, с нею женились, с нею уходили в последний путь. Икону, как реликвию, передавали или дарили детям и внукам.
В нашем школьном музее в экспозиции «Мир русского крестьянства» тоже есть икона. Открою вам секрет: эта икона моих предков. Она - реликвия моей семьи. Многие свои реликвии я передала во временное хранение в школьный музей. Это прялка, сделанная моим прапрадедушкой, полотенца и скатерти, вышитые моими прабабушкой и бабушкой.
При подготовке к классному часу каждому было предложено принести свои семейные реликвии и подготовить о них рассказ.
Начинается презентация семейных реликвий:
-
шкатулка, подаренная прадедушкой прабабушке в день их помолвки;
-
старинная картина, подаренная петербургским художником в начале прошлого века;
-
юбилейное кольцо в честь Олимпиады 1980 года;
-
пасхальное яйцо, связанное крючком;
-
дамская сумочка;
-
фотографии прабабушек и прадедушек;
-
награды родственников - участников Великой Отечественной войны;
-
серебряная ложечка с инициалами прапрадедушки.
Благодарю всех участников презентации.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, подходит к концу наша встреча. Я благодарю всех, кто принял участие в классном часе. Надеюсь, что наш сегодняшний разговор не пройдёт без пользы для каждого из вас. Давайте собирать по крохам, что уцелело: научимся ценить предметы, сделанные руками наших предков. Будем беречь родовую мебель, книги, посуду, награды, документы, письма, фотографии. Изучим происхождение своей семьи, чтобы были мы сынами и дочерьми своего отечества, а не Иванами, не помнящими родства своего.
Фотовыставка
Дмитриева Надя рассказывает
о рукодельных вещах своей тети
Матвеева Маша говорит
о своей бабушке
У Алексеевой Алены
семейная реликвия - шкатулка
Инюшина Олеся показывает
юбилейное кольцо