- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа воспитательной работы 5 класс
Программа воспитательной работы 5 класс
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова О.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №68»
«Школа успеха»
Программа воспитательной работы
На 5-9 класс.
Автор-составитель
Петрова Ольга Владимировна,
Учитель математики,
классный руководитель 5 «б» класса
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы…………………………………………………………3
Пояснительная записка……………………………………………………...6
Актуальность программы……………………………………………...7
Цели и задачи…………………………………………………………...7
Характеристика класса……………………………………………….9
Принципы реализации программы………………………………………10
Ожидаемыерезультаты………………………………………………… 10
Основные направления работы класса…………………………………10
Самоуправление учеников 5 «б» класса…………………………………14
Индивидуальная работа с учащимися…………………………………….15
Работа с родителями………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………17
Приложение………………………………………………………………...18
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы
Программа воспитательной работы в 5 - 9 классах «Пять ступеней успеха».
Основание для разработки
программы
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 23.07. 2013) «Об образовании в Российской Федерации»
Заказчик-координатор
программы
Педагогический и родительский коллектив
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №68»
Основные разработчики
Петрова Ольга Владимировна -учитель математики, классный руководитель 5 «б» класса
Исполнители
Педагогический, ученический и родительский коллективы
Обоснование необходимости
программы
-
развитие ученического самоуправления на принципах свободы выбора и самостоятельности учащихся;
-
формирование социальных компетенций школьников;
-
использование современных воспитательных технологий во взаимодействии участников образовательного процесса;
Цель и задачи
программы
Цель:воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Задачи:
-
Сплотить коллектив через развитие индивидуальных особенностей учащихся.
-
Развивать самоуправление в классе.
-
Совершенствовать навыки культурного поведения и культуры общения.
-
Индивидуальная работа с детьми по повышению успеваемости.
-
Развивать ценностные качества личности (дружелюбие, милосердие, чуткость).
-
Воспитывать гражданско-патриотические чувства личности.
-
Развивать чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
-
Развивать навыки личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.
-
Развивать моральные чувства, формы сочувствия и сопереживания другим людям.
-
Формировать культуру здоровья.
Основные направления программы
-
Гражданско-патриотическое воспитание
«Я - гражданин России» -
Нравственное воспитание
«Я - человек и личность» -
Физическое воспитание и здоровый образ жизни
«Здоровый образ жизни» -
Эстетическое воспитание
«Мир прекрасного» -
Трудовое воспитание
Сроки
реализации программы
2014 - 2016гг. - 5-6 классы - программа воспитательной работы «Наш лучший класс».
2016 - 2018 гг. - 7-8 классы - программа воспитательной работы «Стать человеком».
2018 - 2019 гг.- 9 класс - программа воспитательной работы «Мой жизненный путь».
Показатели
программы
-
Обеспечение сотрудничества деятельности учителя, ученика и родителей: Учитель + Ученик + Родитель.
-
Повышение числа участников и победителей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях различного уровня.
-
Сформированность лидерских качеств у учащихся и уровень развития классного коллектива.
-
Удовлетворенность родителей и учащихся состоянием педагогического процесса в классе.
Ожидаемые конечные результаты
-
Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.
-
Развитие чувства прекрасного. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города, делами класса, школы, участие в школьных, городских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
-
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
-
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.
Система
контроля
Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время ведется активная модернизация образования. Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 г. № 413 современное образование нацелено на «личностную ориентацию содержания образования, деятельностный характер образования, формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности». В свою очередь воспитание направлено на развитие человека, включение его в освоение культуры, ценностей и норм общества.
Воспитание осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Воспитание должно основываться на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих.
В современном обществе и взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностно-ориентированный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным.
Воспитательная программа «Пять ступеней успеха» предполагает развитие и становление личности от класса к классу: 5 класс - 1 ступень, 6 класс - 2 ступень, 7 класс - третья ступень и т.д. Реализуя направления данной программы, мы воспитываем гуманную, толерантную личность, способную взять ответственность за свои поступки, имеющую способности, которые позволяют уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.
Поэтому основная задача классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Среднее звено общеобразовательной школы - это возраст, в котором происходит осознанное восприятие мира, закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
В современном обществе существует проблема межличностного общения, возникают конфликты, отсутствует взаимопонимание и сотрудничество.На решение данного противоречия направлена эта программа
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Задачи:
-
Сплотить коллектив через развитие индивидуальных особенностей учащихся.
-
Развивать самоуправление в классе.
-
Совершенствовать навыки культурного поведения и культуры общения.
-
Индивидуальная работа с детьми по повышению успеваемости.
-
Развивать ценностные качества личности (дружелюбие, милосердие, чуткость).
-
Воспитывать гражданско-патриотические чувства личности.
-
Развивать чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
-
Развивать навыки личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.
-
Развивать моральные чувства, формы сочувствия и сопереживания другим людям.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
В 5 «б» классе средней общеобразовательной школы №68 обучается 26 учеников, из них 10мальчиков и 16 девочек. Важное место в организации воспитательного процесса занимает адаптация детей к новой образовательной среде.
В художественной школе успешно занимается Еськов Святослав, занимается танцами- Стукошины Лера и Катя, Соколова Настя, Власов Максим. Девочки успешно посещают кружок бисероплетения.
Несколько лет занимаются спортом, имеют награды разного уровня: Горбунов Тимофей и Иванов Матвей-дзюдо, Артеменко надя-волейбол.
Многие дети посещают бассейн «Обь» с родителями.
Большинство родителей принимают активное участие в жизни класса. Готовы развивать детей всесторонне.
Дети имеют хорошую подготовку по базовым предметам, готовы к развитию креативного мышления.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, адаптация к условиям средней школы, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
Принцип коллективно - творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
-
социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
-
умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
-
потребность в творческой самореализации;
-
умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
-
Гражданско-патриотическое воспитание «Я - гражданин России»
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни.
Задачи:
-
Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы и семьи.
-
Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
-
Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
-
Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
-
Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
-
Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Формы:
-
Организация и проведение традиционных праздников класса, школы, города, государства.
-
Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
-
Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
-
Нравственное воспитание«Я - человек и личность»
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
-
Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
-
Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
-
Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
-
Организация и проведение семейных вечеров.
-
Формирование и развитие классных традиций.
-
Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
-
Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
-
Организация и проведение классных праздников.
-
Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
-
Физическое воспитание и здоровый образ жизни
«Здоровый образ жизни»
Цель::развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир.
Задачи:
-
Создание условий для физического развития учащихся.
-
Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
-
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
-
Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
-
Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
-
Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
-
Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.
-
Эстетическое воспитание
«Мир прекрасного»
Цель:способствовать развитию потребности в прекрасном, развитию активной и инициативной личности.
Задачи:
-
Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
-
Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Формы:
-
Организация и проведение семейных вечеров.
-
Сбор материалов и выпуск классных газет.
-
Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
-
Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
-
Организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
-
Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.
-
Трудовое воспитание
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности.
Задачи:
-
Воспитание потребности трудиться.
-
Воспитание ответственности за выполненную работу.
Формы:
-
Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
-
Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
-
Организация и проведение трудовой практики.
САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ 5 «б» КЛАССА
Цель классного самоуправления:
-
формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности;
-
развитие коммуникативной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Структура самоуправления класса представлена следующим кластером, во главе которого - староста.
-
Староста Шамшина Екатерина
-
Помощник старосты Печенкина Юлия и Власов Максим
-
Ответственные за «Учебу» и «Дневник» Петрова Ксения
-
Ответственные за «Мероприятия» Ледовский Даниил и Малышева Ирада
-
Ответственные за «Дежурство» Семенова София и Стукошина Валерия
-
Ответственные за « Спорт и секции» Горбунов Тимофей и Иванов Матвей.
-
Ответственные за « Музей» Ананченко Катерина, Аборнева Анастасия, Стукошина Екатерина и Платонова Элина.
-
Ответственные за « Творчество» Казакова Дарья и Сокалова Анастасия.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1. Работа с одаренными детьми:
-
собеседование с учителями, работающими в классе;
-
организация участия детей в школьных олимпиадах;
-
мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
-
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
-
организация индивидуальной творческой деятельности;
-
создание условий для самовыражения;
-
включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
-
собеседование с родителями;
-
собеседование с психологом;
-
наблюдение и особое внимание, коррекция;
-
организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание взаимодействия - забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Работа с родителями класса предполагает их вовлечение во все процессы, происходящие в общественной жизни класса, то есть принятие участия в родительских собраниях, спортивных соревнованиях, помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.
Принципы взаимной деятельности:
-
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
-
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
-
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Направления работы с родителями:
-
Изучение условий семейного воспитания:
-
посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
-
беседы, анкетирование родителей;
-
сочинения учащихся о семье;
-
формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
-
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
-
родительские собрания;
-
информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
-
приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
-
регулярная проверка дневников.
-
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
-
Взаимодействие с родительским комитетом:
-
помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
-
помощь в работе с социально неблагополучными семьями;
-
с учреждениями дополнительного образования.
-
Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
-
Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
-
родительские собрания;
-
заседания родительского комитета;
-
четкие и лаконичные записи в дневниках;
-
записки извещения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.,1998. - 243с.
-
Классному руководителю о воспитательной системе класса. Методическое пособие под ред. Е.Н.Степанова - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 232с.
-
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 224 с.
-
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 320 с.
-
Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 368 с.
-
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.
-
Классные часы: 5 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова. - М.: ВАКО, 2008.- 272с - (Учебныйгод).
-
Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. - 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. - 168 с.
-
Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. Рекомендации/ под ред. Степанова. - М., 2003.
-
Макаренко, А.С. Воспитание гражданина. - М.: Просвещение, 1988.-253 с.
-
Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. - М., 2002.
-
Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2006. - 121с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
23