Профилактика правонарушений (из опыта работы)

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта работы

МБОУ СОШ №8 города Кулебаки

по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних

Слайд №1

Сегодня мне хотелось бы предложить описание опыта работы школы №8 по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений.

Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития. Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение со стороны взрослых в форме воспитательного воздействия неизбежно трансформируется в детскую беспризорность и безнадзорность, являющиеся основой для формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних (С. А. Ветошкин \\ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Рабочая программа для студентов всех форм обучения. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007).

Профилактическая работа с несовершеннолетними по проблеме правонарушений является важным вопросом в защите прав и законных интересов ребенка, то есть, если ребенок нарушает закон, то в этом случае нарушаются какие-либо его права. Из этого следует, что правонарушение есть следствие нарушений прав ребенка, такова позиция Уполномоченного по правам ребенка в РФ Павла Алексеевича Астахова.

В связи с этим профилактика правонарушений несовершеннолетних, защита их прав и интересов являются не только необходимыми мероприятиями, но и важным аспектом в развитии личности ребенка.

Слайд №2

В нашей школе создана уже сложившаяся система работы по профилактике правонарушений и преступлений, работа ведется в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

Конвенция о правах ребенка

ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Районная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Кулебакского района на 2010-2013 гг.

Районная программа «Комплексные меры профилактики наркомании и токсикомании на территории Кулебакского района на 2013-2015 гг.»

Районная межведомственная целевая программа «Семья» на 2011-2014 гг.

Районная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Кулебакском районе 2011-2014 гг.»

Районная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Кулебакском районе на 2012-2014 гг.»

Районная целевая программа «Развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Кулебакского района на 2012-2014 гг.»

Устав МБОУ СОШ №8

Программа развития школы «Школа - центр духовно-нравственного воспитания».

Слайд №3

Профилактическая работа ведется по трем направлениям, но все они имеют свои точки соприкосновения и неразрывно связаны друг с другом.

Слайд №4

Вопросы профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетними заслушиваются и рассматриваются на совещании педагогического коллектива; МО классных руководителей, на заседаниях общешкольного родительского комитета и Совета школы.

  • ежемесячно проводится Совет профилактики школы, где прогнозируются и корректируются дальнейшая работа по профилактике правонарушений.

  • Осуществляются совместные рейды классных руководителей, администрации школы, социального педагога в неблагополучные семьи и в семьи детей группы «риска»,

  • Представители педагогического коллектива являются участниками рейдов родительского патруля.

Ведется большая и скоординированная работа с детьми, пропускающими занятия без уважительных причин. Принятие своевременных мер профилактического характера к подросткам, пропускающим занятия без уважительных причин, не допускает отсева детей из ОУ .

  • Анализируются справки - информации из ОПДН по несовершеннолетним, совершившим различного рода правонарушения.

  • Составляется картотека по детям, требующим особого педагогического внимания, стоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ОПДН и КДН и ЗП; составлена картотека на детей социального риска, ведется учет детей (в которой отражается вся проводимая работа с данной категорией несовершеннолетних).

  • Изучаются психологические и возрастные особенности этих детей, условия их жизни, изучаются и по мере возможности устраняются негативное влияние соц. среды на данную группу детей, педагогом-психологом прогнозируются процессы коррекции поведения и дальнейшего развития ребёнка.

  • Результативно проводятся индивидуальные собеседования с детьми группы риска и детьми, находящимися в социально-опасном положении (администрацией школы и социальным педагогом). Социальным педагогом школы Анисимовой Н.В. разработан целый цикл профилактических бесед, которые проводятся в течение учебного времени и в каникулярный период (с обучающими, состоящими на различных видах учета).

Параллельно по этим направлениям ведётся работа и по отношению к самому ребёнку, относящемуся к «группе риска»:

  • На детей, требующих особого педагогического внимания, стоящих на различных видах учета карта персонального учёта (карта содержит все данные о ребенке - состав семьи, состояние здоровья, занятость в объединениях дополнительного образования (как школьных, так и внешкольных), также в ней отражается индивидуально-профилактическая работа, проводимая администрацией школы, классным руководителем, соц. педагогом и педагогом-психологом, за детьми данной категории закреплены педагоги наставники из числа классных руководителей и членов администрации.

  • Результативно проводятся индивидуальные собеседования с детьми данной группы (социальным педагогом, администрацией школы),

  • Совместные посещения неблагополучных семей на дому классными руководителями, администрацией школы, соц.педагогом, выходы родительского патруля в данные семьи (родительский патруль начал свою работу с 26 октября 2012 года (всего проведено 18 рейдов из них 6 рейдов по семьям обучающихся (некоторые семьи посещаются не один раз);

  • Разработан: план совместной работы с КДН и ЗП и ОПДН,

  • Ежегодно проводится месячник правового воспитания

  • Ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики школы.

Слайд №5

  • Школа постоянно использует все возможности социума, привлекая к работе, по возможности, представителей правоохранительных органов, родительский комитет школы, инспектора ОПДН, помощь в работе нам оказывают представители Кулебакского благочиния (отец Николай (Болдырев) - помощник Благочинного по образованию) проводит для обучающихся Часы духовности и индивидуальные беседы).

Слайд №6

Также одним из важнейших направлений в работе школы по профилактике преступлений и правонарушений является организация досуга обучающихся: работа ОДОД, организация внеурочной занятости обучающихся в кадетских казачьих классах, деятельность детских объединений, общешкольные праздники и мероприятия, каникулярная занятость.

Слайд №7

На базе школы работает 16 объединений дополнительного образования детей, заняты в них 353 ребенка (82% обучающихся), в том числе 6 обучающихся, состоящих на различных видах учета.

Слайд №8

Работает Совет старшеклассников «Забота», который является инициатором многих школьных воспитательных мероприятий и социально-значимых дел, вовлекая в свою работу обучающихся различных категорий.

Слайд №9

Организована внеурочная деятельность обучающихся начальных классов при взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей и внеурочная деятельность обучающихся ККК, при взаимодействии с тренерами ФОКа «ТЕМП» и педагогами школы.

В последние годы вопрос организации летнего отдыха детей приобретает особое значение. Каникулы составляют часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Слайд №10

На базе школы в период летних каникул работает лагерь с дневным пребыванием детей «Диво-город» (в котором ежегодно отдыхает около 80 обучающихся - 80% из которых относятся к различным категориям социальной незащищенности). С 2011 года функционирует палаточный лагерь «Казачий стан» (обеспечивающий занятость 50 обучающимся школы). Работают 2 прогулочные группы «Когда смеется лето», «Родной край - часть большой страны», ремонтная бригада при школе.

В период краткосрочных каникул в школе организуется:

  • Работа ОДОД;

  • Работа социального педагога и педагога-психолога по Программе психолого-педагогической поддержки с детьми различных категорий (проводятся профилактические беседы с обучающимися и родителями, кинолектории);

  • Организуется посещение ФОКа «ТЕМП» (плавательный бассейн, каток, спортивный зал).

Если проанализировать за последние три года социальный состав воспитанников задействованных в каникулярном отдыхе, то школа старается привлечь детей из различных социально-незащищенных категорий, тем самым, решая вопросы занятости и социализации детей и подростков данной категории.

Слайд №11

Социальный состав воспитанников

Категории воспитанников

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Дети из многодетных семей

20

47%

13

46%

29

66%

Дети из приемных семей

3

66%

3

60%

3

43%

Опекаемые дети

4

57%

3

60%

2

66%

Дети с ограниченными физическими возможностями (инвалиды)

2

66%

1

33%

1

50%

Дети из семей, оказавшихся в социально-опасном положении

10

100%

12

100%

8

100%

Состоящих на учете в ОПДН

1

100%

6

100%

3

100%

Состоящих на ВШУ

2

100%

6

100%

3

100%

Организованный отдых - это не только оздоровление и форма досуга, но и эффективное средство профилактики дезадаптивных форм поведения детей, безнадзорности в период каникул, а каникулярное время особенно благоприятно для предоставления детям необходимой психологической и социальной помощи.

Слайд 12

Традиционно, каждый год в школе проводится Месячник правовых знаний, в рамках которого используются различные формы проведения мероприятий: классные часы, игры, беседы, диспуты, встречи, акции. К проведению мероприятий привлекаются и представители родительской общественности (час общения «Вирус сквернословия», «Правовая эстафета», акции «Мы выбираем жизнь», «Вырасти дерево толерантности»).

Слайд 13

Важнейшей составляющей профилактической работы является работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся.

В школе ежегодно проводится месячник «Мы за здоровый образ жизни» в рамках которого организуются встречи с медицинскими работниками, «Ярмарка здоровья - В здоровом теле, здоровый дух». Выпускаются листовки и агитки, оформляется стенд «Поговорим о здоровье». Социальным педагогом школы разрабатываются сценарии сюжетно-ролевых игр «Суд над наркоманией», «Мы выбираем жизнь», конкурсы и акции: «Молодежь против наркотиков!», «Против вредных привычек боремся вместе», проводятся спортивные соревнования «Молодежь за ЗОЖ», «Быть так здорово здоровым!», Дни здоровья.

Слайд №14

Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Прослеживается эта взаимосвязь в организации профилактической работы. В школе разработан план проведения родительского всеобуча, успешно проводятся организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты, общешкольные родительские собрания («Трудности воспитания в семье», «Готовимся к экзаменам»). Родители являются инициаторами и участниками многих школьных мероприятий (Дни здоровья, Папа, мама, я - спортивная семья, Чудо-масленица, Мама - первое слово, Новогодний калейдоскоп). Семьям оказывается консультативная помощь социальным педагогом и педагогом психологом, проводятся тренинги), в семьи, находящиеся в социально опасном положении, систематически организуются рейды родительского патруля, родители приглашаются на заседания Совета профилактики. При необходимости, если семья нуждается в помощи, то совместно разрабатывается карта сопровождения данной семьи и план профилактической работы.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Анализ социального положения показал, что в школе обучаются дети из самых разных семей, где родители заняты в различных сферах деятельности: промышленно-транспортная - 30%, бюджетная - 17%, - 2%, работают по найму - 21%, пенсионеры - 2%, временно неработающие - 13%. Неоднороден состав семей и по материальному благополучию: многодетные -3%, малообеспеченные - 19%, неблагополучные - 2%, опекаемые - 2%.

Если рассматривать правонарушения в школе совершенные с 2006 года, то можно сказать, что снизилось количество обучающихся, совершивших правонарушения.

Правонарушения в школе

Слайд №18

(Диаграмма Состояние профилактической работы в МБОУ СОШ №8)

Профилактика правонарушений (из опыта работы)

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому в заключении я напомню одну притчу:

«Темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел еще одно суденышко, плывшее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад».

Я хочу пожелать Всем нам удачи на этой нелегкой дороге, чтобы огонек всегда продолжал мерцать для нас, и помогал устремиться к своей цели.


7

© 2010-2022