- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Профилактика правонарушений (из опыта работы)
Профилактика правонарушений (из опыта работы)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Симакова Т.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Описание опыта работы
МБОУ СОШ №8 города Кулебаки
по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних
Слайд №1
Сегодня мне хотелось бы предложить описание опыта работы школы №8 по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений.
Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития. Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение со стороны взрослых в форме воспитательного воздействия неизбежно трансформируется в детскую беспризорность и безнадзорность, являющиеся основой для формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних (С. А. Ветошкин \\ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Рабочая программа для студентов всех форм обучения. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007).
Профилактическая работа с несовершеннолетними по проблеме правонарушений является важным вопросом в защите прав и законных интересов ребенка, то есть, если ребенок нарушает закон, то в этом случае нарушаются какие-либо его права. Из этого следует, что правонарушение есть следствие нарушений прав ребенка, такова позиция Уполномоченного по правам ребенка в РФ Павла Алексеевича Астахова.
В связи с этим профилактика правонарушений несовершеннолетних, защита их прав и интересов являются не только необходимыми мероприятиями, но и важным аспектом в развитии личности ребенка.
Слайд №2
В нашей школе создана уже сложившаяся система работы по профилактике правонарушений и преступлений, работа ведется в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка
ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Районная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Кулебакского района на 2010-2013 гг.
Районная программа «Комплексные меры профилактики наркомании и токсикомании на территории Кулебакского района на 2013-2015 гг.»
Районная межведомственная целевая программа «Семья» на 2011-2014 гг.
Районная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Кулебакском районе 2011-2014 гг.»
Районная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Кулебакском районе на 2012-2014 гг.»
Районная целевая программа «Развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Кулебакского района на 2012-2014 гг.»
Устав МБОУ СОШ №8
Программа развития школы «Школа - центр духовно-нравственного воспитания».
Слайд №3
Профилактическая работа ведется по трем направлениям, но все они имеют свои точки соприкосновения и неразрывно связаны друг с другом.
Слайд №4
Вопросы профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетними заслушиваются и рассматриваются на совещании педагогического коллектива; МО классных руководителей, на заседаниях общешкольного родительского комитета и Совета школы.
-
ежемесячно проводится Совет профилактики школы, где прогнозируются и корректируются дальнейшая работа по профилактике правонарушений.
-
Осуществляются совместные рейды классных руководителей, администрации школы, социального педагога в неблагополучные семьи и в семьи детей группы «риска»,
-
Представители педагогического коллектива являются участниками рейдов родительского патруля.
Ведется большая и скоординированная работа с детьми, пропускающими занятия без уважительных причин. Принятие своевременных мер профилактического характера к подросткам, пропускающим занятия без уважительных причин, не допускает отсева детей из ОУ .
-
Анализируются справки - информации из ОПДН по несовершеннолетним, совершившим различного рода правонарушения.
-
Составляется картотека по детям, требующим особого педагогического внимания, стоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ОПДН и КДН и ЗП; составлена картотека на детей социального риска, ведется учет детей (в которой отражается вся проводимая работа с данной категорией несовершеннолетних).
-
Изучаются психологические и возрастные особенности этих детей, условия их жизни, изучаются и по мере возможности устраняются негативное влияние соц. среды на данную группу детей, педагогом-психологом прогнозируются процессы коррекции поведения и дальнейшего развития ребёнка.
-
Результативно проводятся индивидуальные собеседования с детьми группы риска и детьми, находящимися в социально-опасном положении (администрацией школы и социальным педагогом). Социальным педагогом школы Анисимовой Н.В. разработан целый цикл профилактических бесед, которые проводятся в течение учебного времени и в каникулярный период (с обучающими, состоящими на различных видах учета).
Параллельно по этим направлениям ведётся работа и по отношению к самому ребёнку, относящемуся к «группе риска»:
-
На детей, требующих особого педагогического внимания, стоящих на различных видах учета карта персонального учёта (карта содержит все данные о ребенке - состав семьи, состояние здоровья, занятость в объединениях дополнительного образования (как школьных, так и внешкольных), также в ней отражается индивидуально-профилактическая работа, проводимая администрацией школы, классным руководителем, соц. педагогом и педагогом-психологом, за детьми данной категории закреплены педагоги наставники из числа классных руководителей и членов администрации.
-
Результативно проводятся индивидуальные собеседования с детьми данной группы (социальным педагогом, администрацией школы),
-
Совместные посещения неблагополучных семей на дому классными руководителями, администрацией школы, соц.педагогом, выходы родительского патруля в данные семьи (родительский патруль начал свою работу с 26 октября 2012 года (всего проведено 18 рейдов из них 6 рейдов по семьям обучающихся (некоторые семьи посещаются не один раз);
-
Разработан: план совместной работы с КДН и ЗП и ОПДН,
-
Ежегодно проводится месячник правового воспитания
-
Ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики школы.
Слайд №5
-
Школа постоянно использует все возможности социума, привлекая к работе, по возможности, представителей правоохранительных органов, родительский комитет школы, инспектора ОПДН, помощь в работе нам оказывают представители Кулебакского благочиния (отец Николай (Болдырев) - помощник Благочинного по образованию) проводит для обучающихся Часы духовности и индивидуальные беседы).
Слайд №6
Также одним из важнейших направлений в работе школы по профилактике преступлений и правонарушений является организация досуга обучающихся: работа ОДОД, организация внеурочной занятости обучающихся в кадетских казачьих классах, деятельность детских объединений, общешкольные праздники и мероприятия, каникулярная занятость.
Слайд №7
На базе школы работает 16 объединений дополнительного образования детей, заняты в них 353 ребенка (82% обучающихся), в том числе 6 обучающихся, состоящих на различных видах учета.
Слайд №8
Работает Совет старшеклассников «Забота», который является инициатором многих школьных воспитательных мероприятий и социально-значимых дел, вовлекая в свою работу обучающихся различных категорий.
Слайд №9
Организована внеурочная деятельность обучающихся начальных классов при взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей и внеурочная деятельность обучающихся ККК, при взаимодействии с тренерами ФОКа «ТЕМП» и педагогами школы.
В последние годы вопрос организации летнего отдыха детей приобретает особое значение. Каникулы составляют часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Слайд №10
На базе школы в период летних каникул работает лагерь с дневным пребыванием детей «Диво-город» (в котором ежегодно отдыхает около 80 обучающихся - 80% из которых относятся к различным категориям социальной незащищенности). С 2011 года функционирует палаточный лагерь «Казачий стан» (обеспечивающий занятость 50 обучающимся школы). Работают 2 прогулочные группы «Когда смеется лето», «Родной край - часть большой страны», ремонтная бригада при школе.
В период краткосрочных каникул в школе организуется:
-
Работа ОДОД;
-
Работа социального педагога и педагога-психолога по Программе психолого-педагогической поддержки с детьми различных категорий (проводятся профилактические беседы с обучающимися и родителями, кинолектории);
-
Организуется посещение ФОКа «ТЕМП» (плавательный бассейн, каток, спортивный зал).
Если проанализировать за последние три года социальный состав воспитанников задействованных в каникулярном отдыхе, то школа старается привлечь детей из различных социально-незащищенных категорий, тем самым, решая вопросы занятости и социализации детей и подростков данной категории.
Слайд №11
Социальный состав воспитанников
Категории воспитанников
2010-2011
2011-2012
2012-2013
Дети из многодетных семей
20
47%
13
46%
29
66%
Дети из приемных семей
3
66%
3
60%
3
43%
Опекаемые дети
4
57%
3
60%
2
66%
Дети с ограниченными физическими возможностями (инвалиды)
2
66%
1
33%
1
50%
Дети из семей, оказавшихся в социально-опасном положении
10
100%
12
100%
8
100%
Состоящих на учете в ОПДН
1
100%
6
100%
3
100%
Состоящих на ВШУ
2
100%
6
100%
3
100%
Организованный отдых - это не только оздоровление и форма досуга, но и эффективное средство профилактики дезадаптивных форм поведения детей, безнадзорности в период каникул, а каникулярное время особенно благоприятно для предоставления детям необходимой психологической и социальной помощи.
Слайд 12
Традиционно, каждый год в школе проводится Месячник правовых знаний, в рамках которого используются различные формы проведения мероприятий: классные часы, игры, беседы, диспуты, встречи, акции. К проведению мероприятий привлекаются и представители родительской общественности (час общения «Вирус сквернословия», «Правовая эстафета», акции «Мы выбираем жизнь», «Вырасти дерево толерантности»).
Слайд 13
Важнейшей составляющей профилактической работы является работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся.
В школе ежегодно проводится месячник «Мы за здоровый образ жизни» в рамках которого организуются встречи с медицинскими работниками, «Ярмарка здоровья - В здоровом теле, здоровый дух». Выпускаются листовки и агитки, оформляется стенд «Поговорим о здоровье». Социальным педагогом школы разрабатываются сценарии сюжетно-ролевых игр «Суд над наркоманией», «Мы выбираем жизнь», конкурсы и акции: «Молодежь против наркотиков!», «Против вредных привычек боремся вместе», проводятся спортивные соревнования «Молодежь за ЗОЖ», «Быть так здорово здоровым!», Дни здоровья.
Слайд №14
Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Прослеживается эта взаимосвязь в организации профилактической работы. В школе разработан план проведения родительского всеобуча, успешно проводятся организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты, общешкольные родительские собрания («Трудности воспитания в семье», «Готовимся к экзаменам»). Родители являются инициаторами и участниками многих школьных мероприятий (Дни здоровья, Папа, мама, я - спортивная семья, Чудо-масленица, Мама - первое слово, Новогодний калейдоскоп). Семьям оказывается консультативная помощь социальным педагогом и педагогом психологом, проводятся тренинги), в семьи, находящиеся в социально опасном положении, систематически организуются рейды родительского патруля, родители приглашаются на заседания Совета профилактики. При необходимости, если семья нуждается в помощи, то совместно разрабатывается карта сопровождения данной семьи и план профилактической работы.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Анализ социального положения показал, что в школе обучаются дети из самых разных семей, где родители заняты в различных сферах деятельности: промышленно-транспортная - 30%, бюджетная - 17%, - 2%, работают по найму - 21%, пенсионеры - 2%, временно неработающие - 13%. Неоднороден состав семей и по материальному благополучию: многодетные -3%, малообеспеченные - 19%, неблагополучные - 2%, опекаемые - 2%.
Если рассматривать правонарушения в школе совершенные с 2006 года, то можно сказать, что снизилось количество обучающихся, совершивших правонарушения.
Правонарушения в школе
Слайд №18
(Диаграмма Состояние профилактической работы в МБОУ СОШ №8)
Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому в заключении я напомню одну притчу:
«Темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел еще одно суденышко, плывшее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад».
Я хочу пожелать Всем нам удачи на этой нелегкой дороге, чтобы огонек всегда продолжал мерцать для нас, и помогал устремиться к своей цели.
7