- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Классный час на тему Мы разные, но мы вместе
Классный час на тему Мы разные, но мы вместе
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кашина Т.М. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Мы очень разные, но мы вместе»
Цели и задачи:
-
формирование установок толерантного сознания учащихся;
-
показать, что, несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера;
-
принципы толерантности должны войти в жизнь учащихся.
В начале урока звучит песня Леры Массквы «Разные».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Мы очень разные, но мы вместе».
Упражнение «мировое приветствие»
Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга без слов принятыми в различных странах способами:
-
Россия - объятие и троекратное лобызание поочерёдно в обе щеки.
-
Китай - лёгкий поклон со скрещенными на груди руками.
-
Франция - рукопожатие и поцелуй в обе щёки.
-
Индия - лёгкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
-
Япония - лёгкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
-
Испания - поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра.
-
Германия - простое рукопожатие и взгляд в глаза.
-
Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
-
Эскимосская традиция - потереться друг о друга носами.
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность". По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Воспитатель: Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.
Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям.
Ежегодно день толерантности отмечается 16 ноября. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России?
Учащиеся: (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос, умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты).
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Воспитатель: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет?
Учащиеся: (Ученики называют признаки похожести между людьми)
Воспитатель: Нас объединяет то, что
-
Все мы люди
-
Живем на одной планете
-
Живем в одном городе, республике
-
Учимся в одной школе, в одном классе
-
Живем на одних улицах
-
Носим одну одежду
-
Занимаемся одним делом
-
Похожи глаза, волосы слайд № 2
Воспитатель: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает?
Учащиеся: (Ученики называют признаки различия между людьми)
Воспитатель: Нас различает
-
Рост
-
Цвет волос и глаз
-
Одежда
-
Знания
-
Национальность
-
Фигура
-
Возраст (старые и молодые)
-
Характер
-
Культура слайд № 3
Воспитатель: Ребята, представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Учащиеся: (Жить в таком мире будет неинтересно, мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные. Только надо научиться жить в мире).
Воспитатель: Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот рисунок. Напоминает он эпизод из нашей школьной жизни?
Учащиеся: (Да, очень часто)
Воспитатель: Нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между одноклассниками в классе, когда человека, чем-то выделяющегося, непохожего на других, готовы заклевать. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная принадлежность ученика, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Мы очень разные, но должны жить в мире. Не толерантно доказывать свое право на разность подобным образом слайд № 4
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества слайд № 5
Воспитатель: Очень часто проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький, не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.
А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам? Например, вы увидели, что учительница несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, если она даже и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?
Учащиеся: (Некоторые ребята сразу помогают маме, но есть ребята, которые находят всякие причины, чтобы не выносить ведро - просто лентяи).
Воспитатель: Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость… Терпимость - это такое качество, которое нужно воспитывать с самого детства слайд № 6
Воспитатель: В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона - зло слайды № 7 - 9 «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Льва Николаевича Толстого слайды № 10 - 13
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты слайд № 14
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром слайд № 15
Воспитатель: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этого ученика, потому что он такой-то … А вы сами достойный человек?
Воспитатель: Внимательно посмотрите на плакат слайд № 16, на котором изображены люди в виде разных геометрических фигур. Они живут на одной планете Земля. Это мы с вами. Мы с вами очень разные, но мы всегда вместе. Давайте не оценивать людей, а ценить их.
Воспитатель: Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый - это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце - это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека.
Пусть твое сердце наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение слайд № 17.
А сейчас мы посмотрим, какое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.
Воспитатель: Ребята, кто скажет, что обозначает слово «сострадание»?
Учащиеся: (Жалость, сочувствие к кому-нибудь, когда у него горе или несчастье, особенно к инвалидам).
Воспитатель: Правильно. А как вы понимаете слово «сочувствие».
Учащиеся: (Отзывчивое отношение к тому, у кого несчастье).
Воспитатель: Ответ правильный.
Пусть тебе всегда сопутствуют:
-
со - страдание;
-
со - чувствие;
-
со - действие (участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать его);
-
со - знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах);
-
со - единение (соединиться) слайд № 18
Воспитатель: - А всегда ли мы понимаем другого человека. Давайте поиграем.
Игра «Угадай - ка?»
Дети выстраиваются в колонну. Ведущий «рисует» пальчиком на спине впередистоящего «сердечко». Затем дети повторяют этот рисунок на спине своих одноклассников. Первый ученик говорит слово - сердечко.
Вот видите, как хорошо когда тебя понимают и без слов тепло своего сердечка.
Воспитатель: А какие у вас общие интересы?
Ученики: (Учёба, дружный и сплоченный класс).
Воспитатель: А, что нужно сделать, чтобы класс стал дружным и сплоченным коллективом? Все очень просто. Нужно, чтобы в классе, между учениками, были уважение, взаимопонимание, терпимое отношение друг к другу. Все мы разные. У нас разный характер, интеллект, культура и воспитание, потребности. Но можно жить в согласии, если ценить друг друга, принимать людей такими, какие они есть… быть толерантными.
Воспитатель: Что же такое толерантность?
Учащиеся: (Терпимость, уважение, взаимопонимание…)
Воспитатель: В русском языке "толерантность" означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам" слайд № 19
Воспитатель: Давайте посмотрим на следующий слайд слайд № 20. Слово «толерантность» здесь изображено в виде солнышка и от него идут лучики - это прощение, сочувствие, взаимопонимание, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства, о которых мы с вами говорили. Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко. А вы знаете, что солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом. Вам хочется быть таким солнышком?
Учащиеся: (Да!)
Воспитатель: Давайте выполним упражнение. «Звали, зовут, будут звать…»
Учащиеся встают в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Танечка, когда я училась в школе, меня звали Татьяна, а когда я выросла меня стали называть Татьяна Михайловна.
Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Воспитатель:
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Воспитатель: Сегодня мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения в обществе и запишем их на плакат.
Учащиеся: (Ребята предлагают свои правила).
Правила толерантного общения:
-
Уважай собеседника.
-
Старайся понять то, о чем говорят другие.
-
Отстаивай свое мнение тактично.
-
Ищи лучшие аргументы.
-
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
-
Стремись учитывать интересы других слайд № 21.
Воспитатель: Сегодняшний классный час я хочу закончить стихотворением
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым - значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым - значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.
Вывод: Наше учебное заведение, наш класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание слайд № 22.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо, всем за работу. Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными.
Литература:
-
Овчинникова Ю. В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 2, с. 25-30.
-
Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 3, с. 63-68.
-
Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 5, с. 58-60.
-
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ Ltd, 1992. - 960 с.
-
Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. Воспитание толерантности. - М.: Педагогическое общество России, 2006.- 126 с.
-
Материалы сети Интернет.